13.12.2021

Принцип работы и установка электронной обманки лямбда-зонда. Обманка лямбда зонда: электронная, механическая или прошивка двигателя — что лучше? Нужна ли обманка на первый лямбда зонд


Лямбда зонд (также называется кислородным контроллером, датчиком O2, ДК) является неотъемлемой частью выхлопной системы автотранспортных средств, отвечающих экологическим стандартам EURO-4 и выше. Это миниатюрное устройство (обычно устанавливается 2 лямбда зонда и более) контролирует содержание O2 в выхлопных смесях автотранспортного средства, благодаря чему значительно снижается выброс ядовитых отходов в атмосферу.

В случае некорректной работы ДК или если произошло отключение лямбда зонда, функционирование силового агрегата может быть нарушено, из-за чего мотор перейдет в аварийный режим (на панели загорится Check Engine). Чтобы такого не случилось, систему автомобиля можно перехитрить, установив обманку.

Механическая обманка лямбда зонда («ввертыш»)

«Ввертыш» - это втулка, изготовленная из бронзы или теплоустойчивой стали. Внутренняя часть такой «проставки» и ее полости заполняются керамической крошкой со специальным каталитическим покрытием. Благодаря этому отработанные газы дожигаются быстрее, что, в свою очередь, приводит к разным показателям импульсов 1 и 2 ДК.

Важно! Любая обманка устанавливается только на исправный лямбда зонд.

Самодельная обманка лямбда зонда, схема которой представлена ниже, проста в изготовлении. Для этого вам потребуется подготовить:

  • заготовку;
  • отвертку;
  • набор ключей.

Делается обманка на обрабатывающем токарном станке. Если такового нет, то можно обратиться к специалисту, предоставив ему чертеж.

Полученная деталь совместима с большинством выхлопных систем как отечественных, так и зарубежных автомобилей.

Установка обманки лямбда зонда производится следующим образом:

  • Поднимите авто на эстакаду.
  • Отключите минусовую клемму на АКБ.
  • Выкрутите первый (верхний) зонд (если их два, то снимите тот, который расположен между катализатором и выпускным коллектором).
  • Вкрутите лямбда зонд в «проставку».
  • Установите «усовершенствованный» датчик на место.
  • Подключите клемму к аккумулятору.

Полезно! Обычно механическая обманка второго лямбда зонда не выполняется, так как этот ДК защищен катализатором и контролирует только его состояние. Самым чутким является именно первый датчик, который установлен ближе всего к коллектору.

После этого системная ошибка «Check Engine» должна исчезнуть. Если этот способ не сработал, можно воспользоваться более дорогостоящей обманкой.

Электронная обманка

Еще один способ устранения проблем с ДК - это электронная обманка лямбда зонда, схема которой представлена чуть ниже. Так как датчик кислорода передает сигнал контроллеру, то схема-обманка, подключенная к проводке от датчика к разъему, позволит «загрубить» систему. Благодаря этому, в ситуации, если лямбда зонд будет неисправен, силовой агрегат будет продолжать работать корректно.

Полезно! Места установки такой обманки могут отличаться в зависимости от модели АТС. Например, она может быть монтирована в центральный тоннель между сиденьями, в торпеде или моторном отсеке.

Схема-обманка - это однокристальный микропроцессор, который анализирует процессы в катализаторе, получает данные от первого ДК, обрабатывает их, преобразует до показателей второго датчика и выдает на процессор автомобиля соответствующий сигнал.

Чтобы установить обманку этого типа, вам потребуется схема подключения лямбда зонда, которая выглядит следующим образом.

Как видите, бывает разная распиновка лямбда зонда (4 провода, три и два). Цвета проводов могут также отличаться, чаще всего встречаются изделия с 4 пинами (2 черных, белый и синий).

Для изготовления обманного устройства, вам потребуется:

  • паяльник с мелким жалом и припой;
  • канифоль;
  • неполярный конденсатор емкостью 1 мкФ Y5V, +/- 20%;
  • резистор (сопротивление) на 1 мОм, С1-4 имп, 0,25 Вт;
  • нож и изоляционная лента.

Полезно! Перед установкой, схему лучше всего поместить в пластиковый корпус и залить ее «эпоксидкой».

  • Отключите минусовую клемму АКБ.
  • «Препарируйте» провод, который идет от самого ДК к разъему.
  • Разрежьте синий провод и подсоедините его обратно через резистор.
  • Впаяйте неполярный конденсатор меду белым и синим проводами.
  • Заизолируйте соединения.

Ниже представлена схема обманки лямбда зонда своими руками для распиновки на 4 провода.

На заключительном этапе, должно получиться следующее.

Такие манипуляции не стоит выполнять, если у вас нет должного опыта. Сегодня в магазинах представлены готовые схемы-обманки, которые без труда сможет установить даже начинающий водитель.

Перепрошивка контроллера

Некоторые особо искушенные автовладельцы решаются на перепрошивку блока управления, благодаря чему блокируется обработка сигналов второго кислородного датчика. Однако необходимо учитывать, что любые изменения алгоритма работы системы могут привести к необратимым последствиям, так как вернуть заводские настройки будет практически невозможно и затратно. Поэтому выполнять такие манипуляции самостоятельно не рекомендуется. То же самое касается и готовых прошивок, которые продаются в интернете.

Полезно! При перепрошивке лямбда зонды удаляются.

Если вы все-таки хотите произвести перепрошивку системы, то обратитесь к грамотному специалисту, который сможет отключить получение данных ДК с помощью специализированного оборудования.

Также стоит учитывать, что практически любое вмешательство в работу систем, может привести к не самым приятным последствиям.

Какие последствия бывают после установки обманок

Нужно понимать, что любая обманка устанавливается на страх и риск автовладельца. Если монтаж был произведен неправильно, то вы можете столкнуться со следующими проблемами:

  • Из-за того, что бортовой компьютер не может регулировать впрыск жидкости, может произойти нарушение работы мотора.
  • Если схема неправильно спаяна, это может привести к повреждению электропроводки.
  • В процессе установки обманки вы можете повредить датчики кислорода, после чего даже не узнаете об их неисправности (так как у вас уже будет установлена обманка).
  • После таких вмешательств (не только при перепрошивке) может произойти сбой в бортовом компьютере.

Любая неточность приведет к плачевным последствиям, поэтому лучше установить более безопасный готовый эмулятор. В отличие от обманки, он не «обманывает» блок управления, а лишь обеспечивает его корректную работу, преобразуя сигнал ДК. Внутри эмулятора также установлен микропроцессор (как и в самодельной электронной обманке), который способен оценивать выхлопные газы и анализировать ситуацию.

В заключении

Многие автовладельцы устанавливают на свои машины самодельные обманки, чтобы сэкономить на покупке новых кислородных датчиков. Однако в такой погоне за выгодой, вы вполне можете столкнуться с большими денежными затратами, если кустарное устройство повлияет на работу «жизненно-важных» систем. Поэтому устанавливать обманки рекомендуется, только если вы смыслите в работах такого плана.

Обманка лямбда-зонда - это устройство которое корректирует сигнал нижнего датчика кислорода если каталитический нейтрализатор на автомобиле вышел из строя или был удален. Она может быть механическая - в виде металлической проставки, или в электронная - в виде блока с платой (эмулятора). Так же иногда ее называют обманкой катализатора, мини-катализатором или эмулятором катализатора.

Для чего нужна обманка лямбда-зонда

В случае если катализатор на вашем автомобиле рассыпался, оплавился, забился или просто перестать очищать выхлопные газы от остатков топлива - ЭБУ выдаст ошибку «Check Engine» о его неэффективной работе. Последствиями ошибки в большинстве случаев является аварийный режим работы автомобиля, а вместе с ним увеличение расхода топлива, отключение вспомогательных систем и ограничение оборотов двигателя. Для устранения данных ошибок устанавливают обманку на нижний кислородный датчик.

Принцип работы лямбда-зонда

Большинство автомобилей, выпущенных с 1998 года оснащаются минимум двумя (некоторые, особенно с V-образным двигателем - четырьмя) кислородными датчиками. Это означает, что автомобиль соответствует экологическому классу ЕВРО-3, 4, 5 или 6. Верхний лямбда-зонд отслеживает остаток кислорода в выхлопных газах и корректируют подачу топливовоздушной смеси - он не участвует в работе катализатора. Второй датчик находится после катализатора и считывает показания выхлопных газов, прошедших через него. Электронный блок управления сравнивает егопоказания с первым датчиком и, если катализатор забился или его нет совсем, выдает соответствующую ошибку.

Сам же датчик представляет собой гальванический элемент с твердым электролитом в виде керамики из диоксида циркония (ZrO2). Один из электродов омывается горячими выхлопными газами, а второй - воздухом из атмосферы. Важно заметить, что элементы датчика начинают измерение состава отработавших газов после разогрева до 300-400 °C. Только в таких условиях циркониевый электролит приобретает проводимость, а гальваническая ячейка начинает работать. Именно поэтому внутри датчика установлен подогреватель, который на холостых оборотах помогает ему быстрее разогреться до нужно температуры и включиться в работу.

Механические обманки лямбда-зонда

Прошивка ЭБУ автомобиля

При прошивке (перепрошивке) электронного блока управления (ECU) можно полностью отключить нижний лямбда-зонд, таким образом вообще не потребуется установка никаких обманок. Но у этого способа решения проблемы есть два весомых минуса. Во-первых, стоимость такой услуги варьируется в диапазоне 5000-10000 руб. для бюджетных и распространенных моделей, но может доходить до 50000 руб. если у вас автомобиль класса «Люкс» или просто достаточно редкая модель. Во-вторых, всегда есть риск лишиться ЭБУ если в процессе прошивки что-то пойдет не так и блок «сгорит» или новая прошивка будет периодически «слетать».

Поэтому данный способ хоть и решает проблему ошибки по катализатору, но имеет смысл только если вместе с отключением кислородного датчика вы будете производить еще какие-то манипуляции с настройкой прошивки, скажем, для увеличения мощности двигателя. В противном же случае игра не стоит свеч.

В наше время практически каждый автомобиль создается с электронными системами контроля. Они помогают достичь небольшого уменьшения расхода топлива, а также являются хорошими помощниками в нормализации работы двигателя. Разбираемая нами сегодня деталь отвечает за системы выпуска газов. Поломанная лямбда-зонда заставляет двигатель делать свою работу в аварийном режиме. Справиться с этой проблемой уже давно помогает обманка лямбда-зонда. Ее возможно купить или сделать самостоятельно. Сегодня мы как раз и разберем, каким образом делается обманка лямбда-зонда своими руками, а также узнаем немного полезной информации по этой теме. Давайте начнем.

Как работает лямбда-зонд?

Чем вообще занимается эта деталь? Этот датчик помогает преобразовать в сигнал информацию о количестве кислорода, содержащегося в выхлопных газах. Этот сигнал должен периодически передаваться на контроллер (пульт управления) и сравниваться и показателями, которые есть в его данных.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Если показатель в данных, хранящихся в контроллере, не совпадает с показателем, который был получен в данный момент, блок управлению обязан начать решать эту проблему путем увеличения или уменьшения длины впрыска смеси в камеру сгорания. Кстати, зачастую зондов ставят аж две штуки, чтобы, когда один выходит из строя, пользоваться другим. На что вообще влияет работа этих деталей? Есть несколько довольно важных аспектов:

  • Максимальная работоспособность двигателя;
  • Экономия топлива;
  • Уменьшение загрязнения воздуха путем уменьшения количества выбросов.

Что бывает, когда датчик катализатора выходит из строя?

Обычно, лямбда-зонд ломается после пробега в сто тысяч километров. Это средний максимальный предел износа датчика, после которого должна следовать его замена, так как отремонтировать его не представляется возможным.

При поломке лямды-зонда на экран приборной панели выводится аварийная надпись «Check Engine». Конечно, все еще существует вероятность, что прибор просто неверно работает, однако, скорее всего, он нуждается в замене, стоимость которой составляет довольно внушительную сумму. Конечно, вы можете очень внимательно следить за приборами в машине и тридцать тысяч км. делать диагностику датчика, но это все равно поможет ненадолго. И именно здесь в работу вступает обманка на лямбда-зонд.

Как нам может помочь обманка?

Обманка датчика катализатора делает практически те же действия, но за ощутимо меньшую стоимость. Этот прибор позволяет двигателю не обращать внимания на неполадки и работать в обычном стандартном состоянии, не задействуя аварийный сигнал.

Каковы разновидности эмулятора лямбда-зонда?

Стандартно обманка-эмулятор лямбда-зонда своими руками делается тремя разными способами:

  • С помощью установки механической втулки;
  • Подключая специальную электронную схему;
  • Перепрошивая контроллер.

Мы разберем в деталях каждый из них, чтобы вы могли выбрать тот, что для вас удобнее. Каждый из способов по своему эффективен.

Вариант первый: зонд-обманка механический с чертежом

Как вы уже поняли, изготавливать эту деталь придется самостоятельно. Для этого вам понадобится несколько материалов:

  • Бронзовая или стальная заготовка;
  • Отвертка;
  • Станок для обработки;
  • Ключи в наборе.

Наша бронзовая механическая обманка лямбда-зонда делается на токарном станке. Изготавливая, обязательно сверяйтесь с чертежом, так как на нем указаны те самые формы и размеры, необходимые для создания качественного и подходящего датчика. Вот подробная схема обманки катализатора своими руками.

Установку изготовленной детали нужно начать с поднятия вашей машины на эстакаду. Дальше, на аккумуляторе должен быть отключен «минус», после чего выкручены зонд и лямбда-зонд, расположенный спереди выхлопной трубы. Датчик также важно выкрутить.

Следуя фотографиям, накрутите зонд на втулку и наденьте нашу обманку на датчик контроллера. Теперь можно установить все на свои места, включить аккумулятор и проверить результат.

Вариант 2: лямбда-зонд как электронная схема

Электронная обманка на лямбда-зонд – уже более дорогой и сложный вариант, но более оптимальный. Как мы уже рассказали, датчик посылает контроллеру сигналы, которые как раз и можно изменить, подключив к проводам специальную схему-обманку. Но сперва ее нужно изготовить. Для этого вам понадобятся:

  • Паяльник и специальная тонкая насадка на него;
  • Ножик;
  • Канифоль;
  • Конденсатор 1 мкФ;
  • Резистор 1 МОм.

В изготовлении самого прибора вам поможет эта схема электронной обманки лямбда зонда.

При ее установке вам снова нужно отключить минус у аккумулятора, после чего важно изолировать соединения. Обычно для этого обманку помещают в пластик и заливают эпоксидным клеем.

Подключать ее нужно к проводам, идущим от датчика к разъему. Место, куда вам нужно установить обманку, разное у каждой машины, так что поверьте торпеду, моторный отсек и зону-тонель между сидениями.

Третий вариант: перепрошивка контроллера

Иногда сам датчик решают не менять, а перепрошивают сам контроллер. Это довольно удобный вариант, потому что для некоторых изготовленная обманка для второй лямбды своими руками – невозможное дело, так как не хватает подходящих материалов.

Для этого вам необходимо просто-напросто изменить алгоритм действий компьютера. Однако, это довольно трудоемкое дело, требующее знаний, потому что при неверной настройке вы получите неисправный компьютер. Заводская прошивка контроллера куда дороже замены лямбда-зонда, потому стоит доверить работу профессионалу. А вот покупать прошивку в Интернете или на рынке очень не рекомендуется, потому что есть большой риск попасть на мошенников.

Чем может обернуться установка различных обманок?

Конечно, все наши действия несут последствия, и установленная неверно обманка на 1 лямбда-зонд может привести к самым неприятным последствиям. Что может пойти не так после неправильной самостоятельной установки прибора? Вот несколько действительно распространенных вариантов того, что может пойти не так:

  • Повредятся остальные датчики;
  • Нарушится работоспособность двигателя за счет поломанной регулировки впрыскивания смеси в камеру сгорания контроллером;
  • Нарушится герметичность электропроводки и повредится сам контроллер, что поломает работу бортового компьютера.

ПОСМОТРЕТЬ ВИДЕО

Именно для того, чтобы не случалось таких проблем, консультируйтесь с мастером, если вы не имеете должного опыта. Также не заказывайте сами обманки в Интернете и не покупайте на рынках. Лучше готовить самостоятельно или следить за работой мастера.

Автопроизводители обязаны устанавливать в машины специальные контрольные устройства для снижения уровня вредоносных соединений в выхлопных газах, чтобы соответствовать нормам экологической безопасности. Каталитические конвекторы есть практически в каждой машине, они преобразуют и сжигают оксиды углерода и азота в выхлопах, за счёт чего снижается их процентное содержание. Лямбда-зонд в конструкции такого устройства является неизменной деталью. В каких случаях полезна обманка на лямбда-зонд, как её установить и каких последствий ожидать?

Датчик кислорода отправляет сведения на бортовой компьютер, который следит за составом смеси, поскольку концентрация вредоносных выбросов напрямую зависит от полноты сгорания горючего. Так как условия эксплуатации автомобилей в нашей стране достаточно жёсткие из-за состояния дорог и низкого качества бензина, катализатор часто ломается вместе с лямбда-зондом.

Сломанные детали необходимо или менять, или устанавливать обманку лямбда-зонда, ремонт неактуален.

Кислородный датчик представлен в виде электронного устройства, ключевая цель которого заключается в накоплении сведений о количестве кислорода в выхлопах машины. Полученные сведения направляются на компьютерный блок, который анализирует их и формирует оптимальный состав горючей смеси, регулируя баланс кислорода в ней. Место установки лямбда-зонда – спереди от катализатора на приёмной трубе или сразу же на выходном коллекторе.

Гальванический элемент выступает в роли рабочего устройства датчика кислорода, у него есть твёрдый электролит из керамики на базе диоксида циркония. Он обладает электродами из губчатой платины и легирован оксидом иттрия. У каждого электрода своя цель: один измеряет содержание кислорода в составе выхлопных газов, другой — в окружающей среде. За счёт этой разницы при нагреве датчика до +300 градусов по Цельсию на нём формируется выходное напряжение.

Поломка рассматриваемого элемента приводит к отсутствию поступающих сведений для контроллера, возможно получение ложных данных, следовательно, смесь горючего формируется неправильно.

Последствия:

  • сообщение о критической ошибке;
  • повышение концентрации вредоносных примесей в выхлопах;
  • потеря мощности со стороны движка;
  • избыточный расход топлива.

Второй лямбда-зонд

Для некоторых машин два кислородных датчика – это норма. Первый традиционно монтируется на приёмной трубе или в коллекторе, место установки второго – исключительно каталитический конвертёр. Основная задача дополнительного датчика заключается в определении уровня процентного содержания кислорода в выходящих из катализатора газах.

Поскольку в случае поломки лямбда-зонда водитель испытывает дискомфорт во время вождения, а покупка нового элемента не всегда представляется возможной, допустимо сделать самостоятельно обманку датчика кислорода.

Виды самодельных обманок

Чтобы понять принцип действия эмулятора, стоит рассмотреть каждую разновидность отдельно, так как работает обманка лямбда-зонда в каждом случае по-разному. Ключевая цель эмулятора – «запудрить мозги» ЭБУ машины, если каталитический конвертёр сломан. Обманка подаёт сигнал об оптимальной работе катализатора и допустимом содержании кислорода в выхлопах. Итак, рассмотрим три способа обмануть электронику современной машины.

Перепрошивка контроллера

Единственное требование в данном случае – использование услуг специалиста, если вы не сильны в электронике. Использование метода целесообразно при поломке и датчика, и катализатора. Необходимо в электронном режиме отключить датчик кислорода путём входа в соответствующую программу. Далее вносятся соответствующую изменения и, если всё выполнено верно, на приборной панели больше не будет отображаться сообщение о критических неисправностях. Мотор при этом будет функционировать в стандартном порядке без лямбда-зонда. Основная проблема, связанная с данным методом, заключается в том, что при совершении неправильных действий компьютер больше не будет работать в оптимальном режиме. Исправить это сможет только заводская прошивка, которая дорого стоит и в целом достать её не так-то просто.

Обманка лямбда-зонда своими руками в механическом варианте выполняется намного проще. По сути — это просто проставка, именуемая втулкой, устанавливается она в зоне между непосредственно зондом и местом, где фиксируется датчик. Речь идёт о поверхности коллектора или приёмной трубы. Для изготовления втулки используется бронза или термически стойкая сталь высокого качества. Визуально это полый цилиндр, внутри которого содержится измельчённая керамическая крошка. Тонкое осевое отверстие и резьба располагаются с той стороны проставки, к которой фиксируется элемент выхлопной системы.

Что касается реализации данного метода, необходимо изменить позицию датчика, чтобы он был дальше от приёмной трубы или коллектора. После прохода сквозь тонкое отверстие выхлопные газы попадут в незначительной степени на керамическую крошку, где вступят в реакцию окисления под влиянием температурного фактора. Разумеется, содержание вредоносных веществ существенно снизится. Учитывая тот факт, что данный способ предполагает в той ли иной мере обман датчика, целесообразность его применения наблюдается исключительно в случае поломки катализатора. Последний необходимо заменить пламегасителем или вовсе удалить из системы выхлопов.

Самостоятельно изготовить механическую накладку можно без лишних усилий, если вы обладаете навыками токаря. Подготовьте заготовку из бронзы или стали, токарный станок и схему детали с необходимыми параметрами. Если токарные навыки – это не ваше, просто купите готовую деталь или закажите с указанными параметрами. Стоимость готового варианта может колебаться в диапазоне 200 — 800 рублей – всё зависит от сложности изделия и его разновидности.

Что касается дальнейшей установки приобретённой или сделанной собственноручно детали, проблем в данном случае не возникнет, даже если специальные навыки у вас отсутствуют. Найдите, где расположен датчик кислорода, отключите его, извлеките и установите втулку на его место. Далее просто вкрутите в проставку датчик и подключите модифицированную конструкцию к сети.

Более сложным с технологической точки зрения устройством является электронная обманка лямбда-зонда. Целесообразность её использования также наблюдается в аналогичных случаях выхода заводских деталей из строя. Секрет функциональности заключается в преобразовании сигнала от датчика в сигнал с соответствующими оптимальной работе катализатора характеристиками.

Подключить обманку следует напрямую к идущим от зонда к контроллеру проводам.

Программируемый микропроцессор зачастую выступает в роли основы для подобного рода обманок, но вы сможете и самостоятельно собрать элементарную интерпретацию, если умеете пользоваться паяльником. Актуальность использования описанного ниже эмулятора наблюдается при выходе из строя второго датчика, место расположения которого приходится на зону после катализатора. Данный вариант предельно примитивен на первый взгляд, однако на практике неоднократно была доказана его работоспособность. Подготовьте следующие материалы:

  • набор для паяния, включающий всё необходимое;
  • резистор сопротивлением 1 Мом;
  • неполярный конденсатор, ёмкость которого составляет 1 мкФ.

Традиционно электронная обманка второго лямбда-зонда располагает двумя чёрными, также белым и синим проводами.

Последовательность установки обманки следующая:

  1. На начальном этапе работ провод массы должен быть полностью отключен от аккумулятора.
  2. Чёрные нам не понадобятся, просто разорвите проводник синего цвета и установите на месте разрыва резистор.
  3. Через конденсатор следует соединить синий и белый провод.
  4. Зона под разъёмом – наиболее удачное место для установки такого самодельного эмулятора. Это может быть моторный отсек, зона под приборной панелью или между передними сиденьями.

Как уже упоминалось ранее, если самостоятельно сделать обманку вам не под силу, купите готовую. Разнообразие их достаточно велико, ассортимент и цены по Москве выглядят следующим образом:

  1. Электронный вариант или эмулятор катализатора обойдётся в 1500 рублей, при этом 500 рублей дополнительно придётся заплатить за установку рассматриваемой детали.
  2. В районе 1 400 рублей стоит угловая обманка.
  3. Обманка второго датчика, оснащённая миникатализатором из металла, стоит около 1 150 рублей и подходит для машин со стандартами Евро-4.
  4. Классическая механическая втулка производителя FortLuft обойдётся в 500 рублей. Такая деталь не оснащена миникатализатором и подходит для машин до 2001 года выпуска.

Негативные последствия

Помните, что выбирая установку эмулятора, вы всегда идёте на риск. Неправильный монтаж может привести к разного рода неисправностям:

  • датчики безвозвратно повреждаются;
  • появляются многочисленные ошибки в функционировании бортового компьютера;
  • недолжным образом спаянная схема приводит к проблемам с контроллером и электрической проводкой;
  • если бортовой компьютер неправильно регулирует впрыск, мотор может работать с существенными нарушениями.

Следите за аккуратностью и чистотой работы с электроникой. Поломка может возникнуть даже из-за минимальной неточности, поэтому безукоризненное следование инструкции является, в данном случае залогом успеха. Что касается приобретения, не стоит доверять сомнительным сайтам, поскольку приобретённые там детали или не приносят ожидаемого результата, или работают плохо.

Экология нашей планеты не лучшим образом воспринимает подобные хитрости, поэтому лучше приобрести и установить новые детали, если таковые вышли из строя. Воспринимайте эмулятор как временное решение и старайтесь избегать выхода каталитического конвертёра из строя.

  • отдавайте предпочтение только высококачественному топливу;
  • избегайте глубоких луж, чтобы разогретый катализатор не подвергался резкому охлаждению;
  • откажитесь от сомнительных топливных присадок неизвестных производителей;
  • регулярно проходите ТО;
  • избегайте механических повреждений корпуса.

Удаление катализатора – тема, волнующая многих автовладельцев, часто вместо каталитических нейтрализаторов собственники автомобилей устанавливают пламегасители, стингеры («пауки»), такое решение позволяет избежать покупки дорогостоящих деталей, меньше тратить время на ремонт выпускной системы. Но на машинах с двумя кислородными датчиками физическое исключение каталитического элемента не дает нужных результатов, и чтобы избавиться от ошибок в системе управления двигателем, нередко применяется электронная обманка лямбда-зонда.

В этой статье мы рассмотрим, как можно обмануть блок управления, какие методы наиболее эффективны. Сразу следует отметить, что не все способы подходят для конкретной модели машины, к каждому автомобилю нужно подходить индивидуально.

Механическая обманка лямбда-зонда

Любой автомобильный катализатор представляет собой банку глушителя с расположенными в ней металлическими или керамическими сотами с напылением из драгоценного металла (золото, платина и т. д.). Благодаря реакции окисления выпускные газы, проходя через такое устройство, очищаются от вредных примесей, снижается уровень токсичности выхлопа.

Каталитический нейтрализатор (КН) работает в условиях высоких температур, поэтому его ресурс относительно небольшой. Срок службы детали дополнительно сокращается при использовании некачественного топлива – соты забиваются нагаром, образующимся в результате неполного сгорания топливной смеси. Покупка нового КН обходится достаточно дорого, а так как менять его приходится довольно часто, многие собственники авто стараются избавиться от этого элемента выпускной системы, установив пламегаситель или стингер.

Простое удаление КН имеет побочное явление: на автомобилях с моторами Евро-4 и выше датчик кислорода, установленный за катализатором, фиксирует превышение нормы токсичности выхлопа, в результате на панели приборов загорается лампа Check Engine. Есть три способа избавиться от ошибки:

  • установить дополнительную механическую проставку;
  • внести изменения в электрическую схему кислородного датчика;
  • перепрограммировать блок управления двигателем.

Механическая обманка представляет собой металлическую втулку определенной длины, с отверстием небольшого диаметра внутри. Также во внутренней части этого приспособления находится керамическая крошка с каталитическим покрытием. По сути, втулка представляет собой мини-катализатор, но здесь происходит очистка только тех отработанных газов, которые попадают на кислородный датчик. Следует отметить, что существует и простые обманки, выполненные в виде обыкновенной втулки с отверстием, внутри которой нет никаких элементов. Изготовить элементарную проставку может любой токарь, в этом случае не обязательно покупать фабричное изделие. Преимущества подобных устройств:

  • недорогая цена (в среднем от 400 до 1000 рублей);
  • легкость в монтаже;
  • надежная и простая конструкция.

Однако, у механической обманки есть и свои недостатки – на некоторых моделях авто установить приспособление не удается (не хватает места в силу конструктивных особенностей), приспособление не всегда дает нужный эффект (ошибка полностью не исчезает). Еще нужно заметить, что на машинах с двигателями Euro-5 электронную систему с помощью дополнительной проставки обмануть не получается, Check Engine здесь все равно продолжает загораться.

Электронная «обманная» схема своими руками

Электронная обманка кислородного датчика представляет собой схему, включенную в электрическую цепь ЭСУД. За счет установки дополнительных компонентов корректируется сигнал, подаваемый на блок управления, и ЭБУ получает такие данные от датчика, как будто бы на машине установлен катализатор, и нет никаких изменений в выпускной системе.

Обычно своими руками модернизации подвергаются четырехконтактные лямбда-зонды с электронагревателем, нагревательный элемент необходим для разогрева кислородного датчика на холодном двигателе – все дело в том, что катализатор включается в работу только после нагрева выхлопной системы не ниже температуры 360 градусов Цельсия. Подогрев кислородного датчика запитывается от ЭБУ (блок управления), при этом полярность подключения проводов не имеет значения (обычно к нагревателю подводятся провода белого цвета).

В электронной обманке электронагреватель модернизации не подвергается, все изменения касаются лишь сигнального контакта. В простейшей схеме присутствуют два основных компонента – высокоомный резистор и конденсатор емкостью примерно 1 Микрофарад, и выглядит она обычно так:

  • резистор включается в разрыв сигнального провода;
  • конденсатор устанавливается между массовым разъемом и сигналом.

Емкость конденсатора и сопротивление резистора могут быть разными, их номинал в большой степени зависит от модели автомобиля и типа устанавливаемого двигателя.

Как сделать электронную обманку на автомобиле Opel Zafira

Обманная схема на машине Опель Зафира составляется по такому же принципу, который описан выше, для установки обманки потребуется неполярный конденсатор 1 Мкф и сопротивление номиналом 1 мОм 0,5 Вт. Работу по монтажу нехитрого устройства производим в следующем порядке:


Перед началом испытаний необходимо сбросить все ошибки ЭБУ. Следует отметить, что установка обманки не всегда дает положительные результаты, в некоторых случаях ошибка может появляться вновь. Самый надежный способ – перепрограммирование блока управления, но здесь важно найти нужную версию прошивки.

Эмулятор кислородного датчика

Имитатор лямбда-зонда эффективно используется на автомобилях с удаленным катализатором или на машинах с установленным газобаллонным оборудованием, устройство подключается к электрической схеме управления двигателем, достаточно достоверно эмулирует работу настоящего лямбда-зонда. Готовые фабричные эмуляторы можно встретить в розничной продаже, основой схемы-имитатора является электронный таймер, в роли которого чаще всего используется популярная микросхема NE555.

В основном эмуляторы промышленного производства устанавливаются после перевода машины на газ – после установки газобаллонного оборудования (ГБО) состав топливной смеси меняется, поэтому лямбда-зонд фиксирует повышенное содержание токсичных веществ в выхлопных газах, появляется ошибка. Рассмотрим, как установить имитатор кислородного датчика модели Zond-4 на автомобиль с ГБО.

Зонд-4 оснащен светодиодным трехцветным индикатором, сигнализирующим о состоянии топливной смеси (бедной или богатой). Свечение индикатора означает:

  • зеленый цвет – бедная смесь;
  • желтое свечение – соотношение топливо/ воздух в норме;
  • красная индикация – смесь переобогащенная.

Крепится эмулятор в подкапотном пространстве, подключается к электрической схеме автомобиля с помощью четырех проводов. Задействовать Zond-4 очень просто, провода подсоединяем так:


После подключения следует проверить работу Зонд-4: на бензине индикатор загораться не должен, при работе на газу – светиться зеленым, желтым или красным цветом.

Схема обмана лямбда-зонда с диодом

Обмануть второй кислородный датчик на автомобиле можно и по-другому, только в этой схеме вместо резистора нужно установить диод, например, марки 1N4148. Обманка здесь делается следующим образом (на примере авто Мазда 323 с бензиновым ДВС 2.0 L):

  • разрезаем сигнальный проводок (на Mazda он черного цвета);
  • анод диода подключаем к лямбда-зонду;
  • другой вывод сигнала, идущий к блоку управления, соединяем с катодом;
  • также к катоду подсоединяем один из выводов неполярного конденсатора емкостью 4,7 Мкф;
  • второй конденсаторный отвод подключаем к массовому проводу (на Мазде он серого цвета), разумеется, все провода пропаиваем.

Такая схема позволяет достаточно эффективно избавиться от ошибок в цепи кислородного датчика, но нужно иметь в виду, что сам лямбда-зонд должен быть исправным.

Быстрая проверка работоспособности датчика кислорода

Многими автовладельцами неоднократно подтверждено, что электронная обманка нормально работает лишь в том случае, если лямбда-зонды на машине исправны. Быстро проверить работоспособность датчиков достаточно просто, для диагностики понадобится лишь мультиметр. Выполняем проверку в следующем порядке:


Но стоит заметить, что такая проверка не дает представление о стопроцентной исправности датчика, она лишь подтверждает, что лямбда-зонд находится в рабочем состоянии.