16.01.2024

Главные даты наполеоновских войн. Промышленная революция Промышленный переворот изобретения таблица


Задание 15. Пользуясь текстом § 22 учебника, составьте таблицу «Важнейшие изобретения в период промышленного переворота».

Задание 16. Выберите правильный ответ.

Для осуществления промышленного переворота в Англии требовались следующие условия:
а) свободные люди, лишенные собственности; б) наличие свободных денег в руках богатых людей; в) существование парламента; г) двухпартийная политическая система; д) рынок сбыта товаров.

Задание 17. Объясните понятия.

Аграрная революция - процесс, характеризующийся сосредоточением земли в руках крупных собственников, использованием наемного труда и исчезновением крестьянства и ростом продуктивности сельского хоз-ва.
Промышленный переворот - переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике.
Луддизм - стихийное движение разрушителей машин в начале XIX в. в Англии.

Задание 18. Как вы думаете, что дало основания фермеру из штата Вермонт писать в середине XVIII в. своим родным в Англию:

«Я обосновался на этой богоизбранной и свободной земле два с половиной года назад и с тех пор ни разу не платил за удовольствие жить на белом свете. Да и шапка моя за это время ни разу не ломалась для поклона перед каким бы то ни было господином»?
Напишите свой ответ.

Английские колонии в Северной Америке изначально формировались как сообщество равных свободных людей, лишенное сословных привилегий, религиозных преследований. К тому же свободной земли было много и не было необходимости ее покупать или брать в аренду, как в родной Англии.

Задание 19. Заполните пропуски.

Бенджамин Франклин известен как политик, американский философ, ученый, экономист.
С семнадцати лет он начал самостоятельную жизнь «человека, который всем обязан самому себе».
Франклин испробовал много специальностей, а затем уехал в Англию и работал там печатником. Вернувшись в Америку, он поселился в Филадельфии, где открыл писчебумажную лавку, в которой продавались и книги. Затем Франклин организовывает первую публичную библиотеку , основывает Академию , положившую начало Пенсильванскому университету , и, наконец, издает газету. Затем он начинает серьезно заниматься политикой. При его активном участии американские колонии отделились от Англии. Франклин был американским послом во Франции. Его последним прекрасным поступком стало подписание петиции о запрещении рабства.

Задание 20. Выберите правильный ответ.

Формированию североамериканской нации способствовали:
а) складывание единого внутреннего рынка; б) общая историческая судьба; в) общий язык (английский); г) преданность английскому парламенту; д) единая религия; е) стремление к укреплению монархической формы правления.
Первую победу над английскими войсками отряд американских колонистов одержал в 1775 г. около города:
а) Бостон; б) Нью-Йорк; в) Филадельфия; г) Конкорд; д) Лексингтон.

Задание 21. Знаком «+» или «-» отметьте, согласны ли вы с данными утверждениями.

Причинами Войны за независимость английских колоний в Северной Америке послужили:
1) запрет английского короля и парламента вести морскую торговлю на судах, принадлежащих колонистам;
2) стремление английского короля усилить в колониях влияние католической церкви;
3) запрет английского парламента основывать в колониях мануфактуры, производящие изделия из железа;
4) препятствие английского парламента эмиграции в Северную Америку;
5) королевский указ о запрещении колонистам переселяться на Запад, за Аллеганские горы;
6) запрет английского парламента на издание жителями колоний своих газет и журналов;
7) запрет английского парламента на производство в колониях тканей;
8) введение метрополией гербового сбора;
9) отсутствие у жителей колоний своего представительства в английском парламенте;
10) стремление жителей колоний к свободе и равенству.

Достижения и проблемы индустриальной революции в таблицу часто для удобства оформляют исследователи этого вопроса. В широком смысле слова, так называют переход от ручного труда к машинному, движение от мануфактуры к фабрике. Эти процессы развивались в европейских странах в XVIII-XIX века.

Предпосылки к индустриальной революции

Нагляднее всего выглядят в таблице достижения и проблемы индустриальной революции. На них мы остановимся в этой статье еще подробно, а пока рассмотрим события, которые привели к масштабной индустриализации в Европе.

Дело в том, что XVIII век принес в европейское общество такое понятие, как обмирщение. Это принципиальная переориентация церкви с проблем духовной жизни на мирские. Поэтому в это время главенствующим становится дух предпринимательства, а также искренняя вера большинства в безграничные возможности человеческой мысли и разума.

К тому же к индустриализации приводят масштабные изменения в социально-политической жизни. В европейских странах гремят буржуазные революции. Протестные настроения, в конечном счете, связаны с формированием принципиально нового экономического фундамента общества.

Промышленный переворот

Одной из ключевых предпосылок к индустриализации стал промышленный переворот в Европе. В самых развитых странах континента уже тогда наметился существенный рост фабричного производства.

Пожалуй, в первых рядах оказалась Англия. Заполнить таблицу достижений и проблем индустриальной революции можно, внимательно прочитав эту статью, и обратив внимание на процессы, которые происходили на Туманном Альбионе.

Дело в том, что в Англии сформировалась мощная промышленная мануфактура и завершилась аграрная революция едва ли не раньше, чем во всех других странах. В результате этого мелкие крестьянские хозяйства разорились, землями стали владеть крупные фермеры. Они сдавали участки в аренду либо брали наемных рабочих для обработки земли.

Необходима для урока истории таблица достижений и проблем индустриальной революции. Составляя ее, основываясь на этой статье, стоит помнить, что в XVIII столетии были изобретены революционные механизмы, с помощью которых стало возможным создание машин, значительно облегчивших ручной труд или вовсе его заменивших. Например, к ним относятся паровая машина или прялка.

События индустриальной революции

При составлении таблицы достижений и проблем индустриальной революции поможет перечень основных событий, происходивших в то время в передовых европейских странах.

Многие историки считают точкой отсчета начала индустриализации 1765 год. Именно тогда британец Джеймс Харгривс изобрел прялку "Дженни", заменившую ручной труд десятков женщин. С ее появлением большинство и связывает начало так называемого машинного века.

После этого стала активно пополняться таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы в то время еще некогда было анализировать. Ведь в 1784 году шотландец Джеймс Уатт изобретает паровую машину, в 1800 году еще один англичанин Генри Модсли вводит в эксплуатацию металлорежущий станок. С его помощью стало возможным в промышленных масштабах производить гайки и болты стандартного размера.

К 1803 году индустриализация доходит и до Америки. Запускается первый автомобиль на паровом двигателе, в 1807 году на воду спускают пароход "Клермонт". Так в мире начинается целая эпоха паровых судов.

Транспортные успехи

В таблице достижений и проблем индустриальной революции обязательно надо отметить 1819 год. Именно тогда пароход впервые пересек Атлантический океан. Маршрут пролегал от Ливерпуля до Нью-Йорка, путешествие заняло 26 дней. Это стало настоящим прорывом. Вопрос транспортной доступности Нового Света был решен раз и навсегда.

В 1825 году англичанин Джордж Стефенсон строит первую в мире железную дорогу. Первый поезд отправляется на пока небольшое расстояние из Стоктона в Дарлингтон.

В конце первой четверти XIX века Европа сталкивается с первыми проблемами индустриализации. Происходит кризис перепроизводства. Началось все в Англии, а затем стремительно стало распространяться на все окружающие страны.

Вторая промышленная революция

Период второй промышленной революции историки относят ко второй половине XIX столетия. Завершается же все возникновением крупных и влиятельных финансовых компаний и промышленных корпораций. С каждым годом они начинают оказывать все большее влияние на экономику и политику своих государств.

На этих этапах в таблицу достижений и проблем великой индустриальной революции нужно отнести создание первой телеграфной линии, которая соединила американские города Балтимор и Вашингтон. Это произошло в 1844 году. Спустя всего шесть лет уже телеграфный кабель соединяет Англию с остальной материковой Европой. Реализуется действительно впечатляющий по тем временам проект. Кабель прокладывают по дну пролива Ла-Манш.

А уже в 1866 году телеграфный кабель проходит по дну Атлантического океана. Так постоянная связь появляется между Америкой и Англией. При этом к 1858 году на мир обрушивается первый масштабный экономический кризис. Индустриализация приводит к тому, что все экономики передовых стран становятся взаимозависимы друг от друга. Поэтому финансовые проблемы охватывают большинство развитых стран планеты.

Достижения индустриальной революции

В школе необходима в 8 классе таблица изобретений индустриальной революции. Достижения и проблемы с ее помощью становится проще анализировать. Поэтому стоит отметить, что, начав с парового двигателя, следующим важным шагом было развитие текстильной промышленности.

За ними последовали такие отрасли, как машиностроение и металлургия. Последняя отрасль стала развиваться особенно интенсивно после появления большого количества машин, которые требовали все больше металла. Поэтому исследователи того периода считают главным достижением в металлургии замену древесного угля, который использовался еще со времен средневековых кузнецов, на каменноугольный кокс. Заслуга в этом Клемента Клерка, который ввел его в употребление еще в XVII век. Но массовое распространение он получил только во время индустриализации.

На этом же фоне быстро развивается химическая промышленность. Говоря о достижениях и проблемах индустриальной революции в таблице 8 класса, надо упомянуть о том, что стало возможным промышленное производство самых востребованных и популярных химикатов. Например, серная кислота была хорошо известна уже много лет. Но способ ее получения был кардинально иным. Если раньше она образовывалась из окислов минеральной серы при сжигании, то в 1746 году химик Джон Ребук начал применять объемные свинцовые окислы, что значительно увеличило производительность процесса.

Еще одно несомненное достижение индустриальной революции, которые в быту ощутили многие обычные горожане, - это газовые фонари. Появилось централизованное уличное освещение, что сразу увеличило производительность труда, удлинило рабочий день на заводах и фабриках и послужило причиной снижения преступности в крупных городах.

Все это стало возможным благодаря шотландцу Уильяму Мердоку. Именно он первым получил светильный газ, проведя пиролиз каменного угля. Он же придумал, как накапливать, перевозить и использовать его в фонарях.

Первые газовые светильники появились в Лондоне. Это произошло в 1812 году. Уже через несколько лет практически весь уголь, который добывался на английских шахтах, шел на уличное освещение.

Проблемы индустриализации

В 8 классе в таблице достижений и проблем индустриальной революции нужно обязательно отметить те трудности, с которыми столкнулись люди. Главная из них - это стремительная урбанизация. Появление большого числа наемных рабочих привело к социальным обострениям. Когда фабричные центры были относительно небольшими, любой городской житель мог в дополнение к своему заработку на заводе обрабатывать огород у себя перед домом, а если по какой-то причине терял работу, то шел трудиться на ферму, где всегда были нужны рабочие руки.

Но когда города стали разрастаться, такой возможности уже не оставалось. Крестьянам, которые приезжали на заработки, приходилось полностью перестраиваться, уживаться в непривычном для себя городском быте.

Социальные протесты

Одной из самых масштабных проблем стали социальные протесты. Политикам приходилось поддерживать социальные программы для неимущих, чтобы уменьшить политическую нестабильность в обществе.

Также применялось государственное регулирование отношений между бизнесом и простыми рабочими. Это способствовало снятию социальной напряженности в кратчайшие сроки.

Итоги индустриализации

При всех проблемах и сложностях итоги индустриализации были позитивными. Уровень жизни вырос практически по всем показателям. Люди стали лучше питаться, появилось доступное и качественное медицинское обслуживание, стало возможным соблюдение элементарных санитарных правил.

Как результат, заметно увеличилась продолжительность жизни, стала снижаться смертность. Демографический взрыв значительно увеличил население развитых европейских государств.

Индустриализация в России

Россию эти процессы практически не захватили. Промышленный переворот в нашей стране произошел значительно позже. Но при этом шел более быстрыми темпами.

Россия попала во второй эшелон индустриализации. Промышленный переворот проводился при активном участии государства, а не предпринимателей. В этой же компании оказались Германия, Япония и практически все страны Юго-Восточной Европы. В них тяжелая промышленность обгоняла легкую, в то время как в странах первого эшелона переворот начинался именно с легкой промышленности. Тяжелая подключалась на более поздних этапах.

Все эти процессы отражены в таблице.

Промышленная революция - инновационный период середины 18–19 веков - перенесла людей из преимущественно аграрного существования в относительно городской образ жизни. И хотя мы называем эту эпоху «революцией», ее название несколько вводит в заблуждение. Это движение, которое возникло в Великобритании, не было внезапным взрывом достижений, а представляло собой серию последовательных прорывов, которые опирались или подпитывали друг друга.

Точно так же, как доткомы были неотъемлемой частью 1990-х, именно изобретения сделали эту эпоху уникальной. Без всех этих гениальных умов многих важных товаров и услуг, которыми мы пользуемся сегодня, просто не существовало бы. Вне зависимости от того, был ли изобретатель простым мечтателем-теоретиком или упорным создателем важных вещей - эта революция изменила жизни многих людей (включая нас).

Разностные и аналитические машины

У многих из нас фраза «отложите ваши калькуляторы на время экзамена» всегда будет вызывать беспокойство, но такие экзамены без калькуляторов наглядно демонстрируют, какой была жизнь Чарльза Бэббиджа. Английский изобретатель и математик родился в 1791 году, со временем его задачей стало изучение математических таблиц в поисках ошибок. Такие таблицы, как правило, использовались в астрономии, банковском деле и инженерии, и, поскольку создавались от руки, часто содержали ошибки. Бэббидж задумал создать калькулятор и в конечном итоге разработал несколько моделей.

Конечно, у Бэббиджа не могло быть современных компьютерных компонентов вроде транзисторов, поэтому его вычислительные машины были сугубо механическими. Они были удивительно большими, сложными и их было трудно построить (ни одна из машин Бэббиджа не появилась при его жизни). Например, разностная машина «номер один» могла решать полиномы, но ее конструкция состояла из 25 000 отдельных частей общим весом в 15 тонн. Разностная машина «номер два» была разработана в период с 1847 по 1849 год и была более элегантной, наряду с сопоставимой мощностью и в три раза меньшим весом.

Была и другая конструкция, благодаря которой Бэббидж получил звание отца современной вычислительной техники, по мнению некоторых людей. В 1834 году Бэббидж решил создать машину, которую можно было бы запрограммировать. Как и современные компьютеры, машина Бэббиджа могла хранить данные для последующего использования в других вычислениях и выполнять логические операции типа if-then. Бэббидж не особо занимался разработкой конструкции аналитической машины, как в случае с разностными машинами, но чтобы представлять грандиозность первой, нужно знать, что она была настолько массивной, что ей нужен был паровой двигатель для работы.

Пневматическая шина

Как и многие изобретения этой эпохи, пневматическая шина «стояла на плечах гигантов», вступая в новую волну изобретений. Таким образом, хотя часто изобретение этой важной вещи приписывают Джону Данлопу, до него в 1839 году Чарльз Гудиер запатентовал процесс вулканизации каучука.

До экспериментов Гудиера каучук был весьма новым продуктом с относительно небольшим спектром применения, но это, благодаря его свойствам, очень быстро изменилось. Вулканизация, в которой каучук укреплялся серой и свинцом, создавала более прочный материал, подходящий для производственного процесса.

В то время как каучуковые технологии быстро развивались, другие сопутствующие изобретения промышленной революции развивались намного медленнее. Несмотря на такие достижения, как педали и управляемые колеса, велосипеды оставались больше предметом любопытства, нежели практичным видом транспорта на протяжении большей части 19 века, поскольку были громоздкими, их рамы - тяжелыми, а колеса - жесткими и маломаневренными.

Данлоп, ветеринар по профессии, отметил все эти недостатки, когда наблюдал за тем, как его сын с трудом управляется с трехколесным велосипедом, и решил их исправить. Сначала он попытался завернуть садовый шланг в кольцо и обернуть его жидким каучуком. Этот вариант оказался значительно превосходящим уже существующие шины из кожи и укрепленной резины. Очень скоро Данлоп начал производить велосипедные шины с помощью компании W. Edlin and Co., а позже она стала Dunlop Rubber Company. Она быстро захватила рынок и значительно повысила производство велосипедов. Вскоре после этого Dunlop Rubber Company начала производство резиновых шин для другого продукта промышленной революции - автомобиля.

Как и с каучуком, практическое применение следующего пункта долгое время не было очевидным.

Анестезия

Изобретения типа лампочки занимают очень много страниц в книге истории, но мы уверены, что любой практикующий хирург назвал бы анестезию лучшим продуктом промышленной революции. До ее изобретения исправление любого недуга было, пожалуй, более болезненным, чем сам недуг. Одна из самых больших проблем, связанных с удалением зуба или конечности, заключалась в удержании пациента в расслабленном состоянии зачастую с помощью алкоголя и опиума. Сегодня, конечно, мы все можем поблагодарить анестезию за то, что мало кто из нас может вспомнить болезненные ощущения от операции вообще.

Закись азота и эфир были обнаружены в начале 1800-х годов, но оба средства не нашли особого практического применения, кроме бесполезного одурманивания. Закись азота вообще была более известна как веселящий газ и использовалась для развлечения аудитории. Во время одной из таких демонстраций молодой стоматолог Хорас Уэллс увидел, как некто вдохнул газ и повредил ногу. Когда мужчина вернулся на свое место, Уэллс спросил, было ли больно пострадавшему, и услышал в ответ, что нет. После этого стоматолог решил использовать веселящий газ в своей работе, причем первым подопытным вызвался быть сам. На следующий день Уэллс и Гарднер Колтон, организатор шоу, уже испытали веселящий газ в офисе Уэллса. Газ действовал замечательно.

Вскоре после этого испытали и эфир в качестве анестезии при длительных операций, хотя кто на самом деле стоял за привлечением этого средства, так доподлинно и неизвестно.

Фотография

Многие изменившие мир изобретения появились именно в период промышленной революции. Камера не была одним из них. По сути, предшественник камеры, известный как камера-обскура, появился еще в конце 1500-х годов.

Однако сохранение снимков камеры долгое время было проблемой, особенно если у вас не было времени, чтобы отрисовать их. Затем пришел Никефор Ньепс. В 1820-х годах французу пришла в голову идея наложить мелованную бумагу, наполненную светочувствительными химическими веществами, на изображение, проецируемое камерой-обскурой. Спустя восемь часов появилась первая в мире фотография.

Понимая, что восемь часов - это слишком долгое время для позирования в режиме съемки семейного портрета, Ньепс объединил силы с Луи Дагером, чтобы улучшить свою конструкцию, и именно Дагер продолжал дело Ньепса после его смерти в 1833 году. Так называемый даггеротип сначала вызвал энтузиазм во французском парламенте, а затем и во всем мире. Однако, хотя дагерротип мог создавать очень детальные изображения, с них нельзя было сделать реплику.

Современник Дагера, Уильям Генри Фокс Талбот, также работал над улучшением фотографических изображений в 1830-х годах и сделал первый негатив, через который свет мог высвечиваться на фотографической бумаге и создавать позитив. Похожие достижения начали быстро находить место, и постепенно камеры стали способны даже снимать движущиеся объекты, а время экспозиции - сокращаться. Фото лошади, сделанное в 1877 году, положило конец давним дебатам на тему того, отрываются ли все четыре ноги лошади от земли во время галопа (да). Поэтому в следующий раз, когда вы достанете свой смартфон, чтобы сделать снимок, на секунду задумайтесь о веках инноваций, которые позволили этому снимку родиться.

Фонограф

Ничто не может в полной мере повторить опыт живого выступления любимой группы. Не так давно живые выступления вообще были единственным способом прослушивания музыки. Томас Эдисон изменил это навсегда, разработав метод транскрибирования телеграфных сообщений, который привел его к идее фонографа. Идея проста, но прекрасна: записывающая игла выдавливает канавки, соответствующие звуковым волнам музыки или речи, во вращающемся цилиндре, покрытом оловом, а другая игла воспроизводит исходный звук на основе этих канавок.

В отличие от Бэббиджа и его десятилетних попыток увидеть свои проекты осуществленными, Эдисон поручил своему механику Джону Круэзи построить машину и спустя 30 часов получил в свои руки рабочий прототип. Но Эдисон не остановился на достигнутом. Его первые оловянные цилиндры могли воспроизвести музыку всего несколько раз, поэтому потом Эдисон заменил олово воском. К тому времени фонограф Эдисона уже не был единственным на рынке, а со временем люди начали отказываться от цилиндров Эдисона. Основной механизм сохранился и используется по сей день. Неплохо для случайного изобретения.

Паровой двигатель

Как сегодня нас очаровывает рокот двигателей V8 и скоростных реактивных самолетов, когда-то и паровые технологии были невероятными. К тому же это сыграло гигантскую роль в поддержке промышленной революции. До этой эпохи люди использовали лошадей и кареты, чтобы передвигаться, а практика добычи полезных ископаемых в шахтах была весьма трудоемкой и неэффективной.

Джеймс Уатт, шотландский инженер, не разработал паровой двигатель, но ему удалось сделать более эффективную версию такового в 1760-х годах путем добавления отдельного конденсатора. Это навсегда изменило горнодобывающую промышленность.

Изначально некоторые изобретатели использовали паровой двигатель для выкачки и удаления воды из шахт, что давало улучшенный доступ к ресурсам. По мере того как эти двигатели приобретали популярность, инженеры задавались вопросом, как их можно улучшить. Версия парового двигателя Уатта не нуждалась в охлаждении после каждого удара, которым сопровождалась добыча ресурсов в то время.

Другие же задавались вопросом: что, если вместо того, чтобы транспортировать сырье, товары и людей на лошади, задействовать машину на паровой тяге? Эти мысли вдохновили изобретателей на исследование потенциала паровых двигателей за пределами горнодобывающего мира. Модификация парового двигателя Уатта привела к другим разработкам промышленной революции, включая первые паровозы и суда на паровой тяге.

Следующее изобретение, возможно, менее известно, но обладает определенно важным значением.

Консервация

Откройте кухонный шкаф и точно обнаружите хоть одно полезное изобретение промышленной революции. Тот же период, который подарил нам паровой двигатель, изменил наш способ хранения еды.

После распространения Великобритании в другие части мира, изобретения начали подпитывать промышленную революцию с постоянной скоростью. К примеру, такой случай произошел с французским шеф-поваром и новатором по имени Николя Аппер. В поисках путей сохранения продуктов без потери вкуса и свежести Аппер регулярно экспериментировал с хранением еды в контейнерах. В конце концов он пришел к выводу, что хранение еды, сопряженное с сушкой или солью, не приводит к улучшению вкусовых качеств, а совсем наоборот.

Аппер подумал, что хранение продуктов в контейнерах будет особенно полезным для моряков, страдающих от недоедания в море. Француз работал над техникой кипячения, которая заключалась в помещении еды в банку, уплотнения, а затем кипячения в воде для создания вакуумного уплотнения. Аппер достиг своей цели, разработав специальный автоклав для консервации в начале 1800-х годов. Основная концепция сохранилась до сих пор.

Телеграф

До появления смартфонов и ноутбуков люди все еще продолжали пользоваться такой технологией промышленной революции, как телеграф - хотя и значительно меньше, чем раньше.

Через электрическую систему сетей телеграф мог передавать сообщения из одного места в другое на большие расстояния. Получатель сообщения должен был интерпретировать маркировку, произведенную машиной, с помощью азбуки Морзе.

Первое сообщение было отправлено в 1844 году Сэмюэлем Морзе, изобретателем телеграфа, и оно точно передает его волнение. Он передал «Что творит Господь?» с помощью своей новой системы, намекая на то, что обнаружил нечто крупное. Так и было. Телеграф Морзе позволил людям общаться практически мгновенно на большом расстоянии.

Информация, передаваемая с помощью телеграфных линий, также серьезно поспособствовала развитию СМИ и позволила правительствам быстрее обмениваться информацией. Развитие телеграфа даже породило первую службу новостей, Associated Press. В конце концов, изобретение Морзе соединило Америку с Европой - и это было очень важно на то время.

Прялка «Дженни»

Будь то носки или что-нибудь из модных предметов одежды, именно достижения текстильной промышленности в период промышленной революции сделали возможными эти вещи для масс.

Прялка «Дженни», или прядильная машина Харгривса, внесла большой вклад в развитие этого процесса. После того как сырье - хлопок или шерсть - собирается, из него нужно сделать пряжу, и зачастую эта работа весьма кропотлива для людей.

Джеймс Харгривс решил этот вопрос. Принимая вызов британского Королевского общества искусств, Харгривс разработал устройство, которое намного перевыполнило требования конкурса, чтобы оно сплетало не менее шести пряж одновременно. Харгривс построил машину, которая выдавала восемь потоков одновременно, что резко повышало эффективность этой деятельности.

Устройство состояло из прялки, которая контролировала поток материала. На одном конце устройства находился вращающийся материал, а на другом нити собирались в пряжу из-под ручного колеса.

Дороги и шахты

Создать инфраструктуру для поддержки промышленной революции было не так легко. Спрос на металлы, в том числе железо, подстрекал промышленность придумывать более эффективные методы добычи и транспортировки сырья.

В течение нескольких десятилетий железодобывающие компании поставляли большое количество железа фабрикам и производственным компаниям. Для получения дешевого металла горнодобывающие компании поставляли больше чугуна, нежели кованого железа. Кроме того, люди стали использовать металлургию или просто исследовать физические свойства материалов в промышленных условиях.

Массовая добыча железа позволила механизировать другие изобретения промышленной революции. Без металлургической промышленности не развились бы железные дороги, паровозы, мог произойти застой в развитии транспорта и других отраслей.

Июл 31, 2017 Геннадий

Главные даты наполеоновских войн

Дата

Событие

Египетский поход французской армии с целью поставить под удар коммуникации Англии с Индией. Египетская армия разгромлена Наполеоном, но английская эскадра адмирала Г. Нельсона нанесла поражение французскому флоту. Русская эскадра Ф.Ф. Ушакова освободила от французов Ионические острова.

Русские войска под командованием А.В. Суворова освободили от французов Северную Италию. Переход войск Суворова через Альпы в Швейцарию.

Поражение австрийских войск при Маренго. Италия под контролем Наполеона.

Завершилось создание антифранцузской коалиции, в которую вошли Россия, Англия, Австрия, Швеция. Сокрушительное поражение русско-австрийской армии от войск Наполеона при Аустерлице (ныне г. Славков, Чехия). Россия потеряла 15 тысяч солдат и офицеров. Наполеону досталась вся артиллерия и почти 20 тысяч русских и австрийских пленных. Австрия вышла из антифранцузской коалиции.

Место разбитой Австрии в коалиции заняла Пруссия. После разгрома русской армии под Фридландом (Пруссия) коалиция распалась. Тильзитский мир. Россия должна была присоединиться к Континентальной блокаде, вывести войска и флот из Средиземноморья.

Отечественная война в России с наполеоновской армией. Поражение армии Наполеона в России.

Заграничный поход русской армии. «Битва народов» под Лейпцигом. Поражение Наполеона.

Войска стран антифранцузской коалиции (Россия, Англия, Швеция, Пруссия, Португалия, Испания) заняли Францию и Париж. Отречение Наполеона.

«Сто дней» Наполеона. Битва у деревни Ватерлоо в Бельгии. Войска антифранцузской коалиции под командованием английского генерала А. Веллингтона нанесли армии Наполеона решающее поражение. Наполеон сослан на остров Св. Елены (Атлантический океан).

При обсуждении с классом событий наполеоновских войн необходимо выделить по тексту учебника ряд основных вопросов.

    Предпосылки военных успехов наполеоновской армии: всеобщая воинская повинность, высокий моральный и боевой дух французских солдат революционной армии, венные таланты офицеров и генералов выдвинувшиеся благодаря революции из низов французского общества, военное искусство гениального полководца Наполеона Бонапарта.

    Причины поражения армии Наполеона в России. Работа с документом задания №2 к параграфу (стр. 259-260).

    Причины поражения наполеоновской империи и ее крах раскрываются учащимися в ходе подготовки ответа на вопрос №4 (стр. 259) к параграфу.

После того как проведена работа по анализу и характеристики основных событий и проблем эпохи наполеоновских войн коллективно формулируется вывод о значении этих событий для последующего развития европейских стран, в том числе и России. Основной вывод по данной теме помещен в разделе «Подведем итоги» и состоит в том, что в ходе наполеоновских войн идеи Великой французской революции распространились по всему европейскому континенту.

Так как в следующей главе, посвященной истории России в XIX веке, больше не упоминаются события Отечественной войны 1812 года, то уместно на этом уроке уделить этой войне особое внимание учащихся. На основе исторического материала текста параграфа и дополнений учащихся раскрываются основные вопросы и события Отечественной войны 1812 г. Работа с картой №14, стр. XVI «Европейская часть России в первой половине XIX в.»

    Что необходимо вспомнить и систематизировать по Отечественной войне 1812 г.?

I . Причины: Контрабандная торговля России с Англией, нарушение условий Тильзитского мира, нарушение традиционной ориентации России на союз с Австрией и Пруссией.

II . Соотношение сил: Перед вторжением Наполеона Россия имела под ружьем около 400 тыс. солдат. Против армии Наполеона Россия могла выставить 317 тыс. солдат, но и те были рассредоточены по широкому пространству вдоль западных ее границ: первая армия (М. Б. Барклая де Толли), насчитывавшая 128 тыс. человек, располагалась на р. Неман прикрывала Петербург, вторая (П.И. Багратиона ) в числе 52 тыс. солдат находилась на юге Литвы и прикрывала Московское направление, третья (А. П. Тормасова ) численностью 46 тыс. солдат была дислоцирована на Волыни и прикрывала Киевское направление. Такое рассредоточение войск диктовалось тем, не было ясно главное направление удара, какое изберет Наполеон. К марту 1812 г. Наполеон завершил подготовку к вторжению в Россию. Было собрано 678 тыс. солдат, из них французы составляли 356 тыс., остальные - немцы, австрийцы, швейцарцы, итальянцы, хорваты, датчане, португальцы и пр.

III . Ход военных действий:

1). 12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона - четырьмя потоками форсировала Неман и вторглась в пределы России. Левый фланг французской армии составляли три корпуса под командованием Макдональда, наступавшие на Ригу и Петербург. Основная, центральная группа войск в составе 220 тыс. человек во главе с Наполеоном вела наступление на Вильно. Расчет Наполеона сводился к тому, чтобы, используя свое численное превосходство, разбить русские армии поодиночке. В этих условиях единственно верным решением русского командования было отвести и объединить обе армии. Русская армия должна была отступать. Попытка Наполеона в конце июля окружить и уничтожить армию Барклая де Толли в Дрисском лагере (на Западной Двине) не удалась. Барклай де Толли удачным маневром вывел свою армию из той ловушки, какой мог для нее оказаться Дрисский лагерь, и направился через Полоцк к Витебску на соединение с армией Багратиона. Трудности русских армий усугублялись еще и отсутствием единого командования. 22 июля после тяжелых боев армии Барклая де Толли и Багратиона соединились в Смоленске . Ценой тяжелых потерь Наполеон занял Смоленск. В Смоленске Наполеоном было принято решение наступать на Москву, в решающем сражении разгромить русскую армию, занять Москву и продиктовать Александру условия о мире. По требованию общественного мнения Александр I назначил командующим Кутузова М.И. , который прибыл в войска у Царево-Займища .

2). Бородинское сражение. Для генерального сражения Кутузов выбрал позицию у деревни Бородино . 24 августа французская армия подошла к передовому укреплению перед Бородинским полем - Шевардинскому редуту. Завязался тяжелый бой: 12 тыс. русских солдат, имея 36 орудий, весь день сдерживали натиск 40-тысячного французского отряда, имевшего в своем распоряжении 186 орудий. Большинство защитников Шевардинского редута пали смертью храбрых, но это сражение помогло укрепить левый фланг бородинской позиции и задержало развертывание французской армии на целые сутки.

Перед Бородинским сражением русская армия насчитывала 154,5 тыс. человек (в том числе 28,5 тыс. ополченцев) и располагала 640 орудиями, французская-134 тыс. человек и 587 орудий. Бородинское сражение началось в 5 часов утра 26 августа атакой французской дивизии генерала Дельзона на Бородино. Это был отвлекающий маневр Наполеона от главного удара на левый фланг русских войск. Новая атака на Семеновские (Багратионовы) флеши, составляющие левый русский фланг. На время французам удалось захватить часть укреплений, но контратакой они были выбиты. Атаки следовали одна за другой с перерывами через полчаса. Наполеон вводил все новые и новые части, чтобы прорвать левый фланг, выйти в тыл основной русской армии и заставить ее сражаться перевернутым фронтом. В полдень Наполеон предпринял решительную атаку: в дело было введено 40 тыс. отборных французских войск и сосредоточен огонь почти всей французской артиллерии. Хотя в ходе этой атаки флеши были французами заняты, однако прорвать фронт Наполеону не удалось. В этой атаке был смертельно ранен Багратион . С захватом Семеновских флешей начался массированный артиллерийский обстрел центра русской обороны - Курганной батареи Н. Н. Раевского . Кавалерийский рейд Платова и Уварова в тыл французских войск заставил Наполеона отсрочить на два часа решительную атаку батареи Раевского. За это время Кутузов подтянул к центру обороны свежие силы. К 16 часам редут Раевского был захвачен французской кавалерией. К вечеру Кутузов отдал приказ отойти на новую линию обороны. По признанию Наполеона, Бородинское сражение не было его победой, а для русской армии поражением. Цель Наполеона- разгром русской армии - не была достигнута. В д. Фили в трех верстах от Москвы, был созван военный совет. Кутузов принял решение: оставить Москву, чтобы сохранить армию.

3). Тарутинский маневр. Русская армия, покинув Москву, сначала двигалась к Рязани. По пятам русской армии следовал конный корпус Мюрата. Около Коломны Кутузов повернул на Калужскую дорогу. Русская армия вступила в Тарутино . Здесь, на р. Наре, в 75 верстах от Москвы по Калужской дороге был создан знаменитый Тарутинский лагерь, который сыграл решающую роль в подготовке русской армии к контрнаступлению.

IV . Партизанское движение. В стране разгоралась народная (Отечественная ) война против захватчиков. До оставления русскими войсками Москвы партизанские отряды возникали стихийно и состояли преимущественно из крестьян. После оставления Москвы и особенно в период Тарутинского лагеря партизанское движение приняло уже широкий размах. Стали создаваться армейские партизанские отряды, проводившие свои операции во взаимодействии с регулярной армией. Ими нередко руководили опытные армейские офицеры. Командование снабжало их оружием и боеприпасами. Партизанские отряды, развернув «малую войну», нарушали коммуникации противника, вели разведку, иногда давали настоящие сражения и фактически блокировали отступавшую французскую армию, лишая ее фуража и продовольствия. Серьезное значение придавал Кутузов действиям партизанских отрядов. Некоторые из них насчитывали несколько тысяч человек, имели артиллерию. Таковы отряды под командованием опытных кадровых офицеров Давыдова , Сеславина , Фигнера . Большую помощь действующей армии оказывали крестьянские партизанские отряды Федора Потапова , Ермолая Четвертакова , Герасима Курина , Василисы Кожиной .

V . Гибель «Великой армии». В Москве французская армия находилась 36 дней. Перед выходом из Москвы, который начался 7 октября, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль. Из Москвы выступила более чем 100-тысячная, пока еще боеспособная французская армия, с огромным обозом награбленных ценностей. Стратегический план Наполеона состоял в том, чтобы по пути разгромить русскую армию, овладеть продовольственной базой в Калуге и военными арсеналами Тулы и далее отправиться на юг в плодородные и не разоренные войной губернии. Произошло сражение под Малоярославцем . Город восемь раз переходил из рук в руки и хотя в конце концов был захвачен французами, но победа осталась за русской армией. Наполеон вынужден был отказаться от движения на юг и повернуть к Вязьме на разоренную войной старую Смоленскую дорогу . Началось отступление французской армии, впоследствии превратившееся в бегство, и ее параллельное преследование русской армией. Наполеон привел к Смоленску не более 50 тыс. солдат - половину армии, вышедшей из Москвы. Запасы продовольствия в городе оказались незначительными. После переправы через р. Березину 14 ноября началось уже беспорядочное бегство остатков французских войск. 25 декабря 1812 г. был издан царский манифест об окончании Отечественной войны.

Подведение итога обсуждения событий Отечественной войны проводится по определению школьниками значения победы над наполеоновской армией для истории России и истории Европы.

Урок №44. Промышленный переворот и становление индустриального

Запада.

В процессе урока:

    раскрыть сущность и значение процесса изменения в экономике стран Запада, получивший название «промышленный переворот»;

    выявить совокупность причин начала промышленного переворота именно в Англии;

    проанализировать социальные последствия промышленного переворота и те изменения в социальной структуре западноевропейского общества XVIII-XIX вв., которые произошли под его воздействием;

    охарактеризовать основные технические изобретения эпохи промышленного переворота в Западной Европе конца XVIII – XIX вв.;

    подвести итоги и сделать выводы о последствиях промышленного переворота в становлении индустриального капиталистического общества в XIX веке, определив основные черты этого общества.

Средства обучения: учебник §35, таблица «Основные изобретения эпохи промышленного переворота», опорная схема «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века», схема «Индустриальное общество».

Основные понятия: лендлорд, производительность труда, фабрика, тяжелая промышленность, индустриальная экономика, миграция, коммуникации, научно-технический прогресс, рантье, средства производства, «рабочая аристократия», сезонные рабочие, «средний класс», акционерное общество, урбанизация, средства массовой информации.

    Почему после свержения якобинской диктатуры понадобилась диктатура Наполеона и основание империи во Франции?

    Расскажите об участии Российской империи в наполеоновских войнах. Какое значение для этих войн имела победа русского народа в Отечественной войне 1812 года?

    Как вы думаете, почему, несмотря на громкие победы французской армии и Наполеона, произошел крах его империи?

    Раскройте значение наполеоновских войн для истории Европы и истории России.

Изучение новой темы

Вопросы плана урока

Приемы и средства обучения

    Начало промышленного переворота в Англии во второй половине XVIII века.

 Рассказ учителя. Работа над понятием «промышленный переворот» (см. Словарь терминов), лендлорд, производительность труда. Подготовка учащимися ответа на вопрос №1 (стр. 267).

Причины начала промышленного переворота именно в Англии:

    Ранняя буржуазная революция, уничтожены феодальные преграды.

    Свобода предпринимательской инициативы.

    Власть у буржуазии и нового дворянства (парламентская монархия).

    Колониальная экспансия (рынки сбыта и источники сырья).

Задания.

    Вставьте пропущенные термины. Промышленный переворот характеризуется переходом к экономике индустриального типа, при которой происходит концентрация промышленности в городах. Ручной труд вытесняется (?), мануфактуру сменяет (?).

    Мировым промышленным лидером с конца XVIII века стала Англия. Перечислите обстоятельства, благодаря которым именно в Англии раньше всех начался промышленный переворот.

    Какое условие раннего промышленного переворота в Англии следует из приведенных ниже данных? В 1775 г. работорговлей занимались 237 жителей Бристоля, 146 – Лондона и 89 – Ливерпуля. В 1760 году из английских портов в места продажи «черных» рабов вышло 145 кораблей с 36 тыс. рабами, а в 1771 году – 190 с 47 тыс. Общее количество чернокожих рабов, вывезенных в английские колонии с 1680 по 1786 года, превысило 2 млн. человек.

    В результате огораживания в конце XVI века в Англии исчезло крестьянство. Какие последствия имело огораживание для развития промышленного переворота в Англии?

    Основные изобретения эпохи промышленного переворота.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (разделы: «Начало промышленного переворота» и «Новый этап промышленного переворота»). Заполнение таблицы «Основные изобретения эпохи промышленного переворота» (стр. 267).

Задание.

    Подумайте, почему паровая машина, изобретенная русским мастером Иваном Ползуновым раньше, чем англичанином Джеймсом Уаттом, не нашла применение в России.

    Социальные последствия промышленного переворота.

 Беседа с учащимися по проблеме об изменениях в социально-классовой структуре стран Запада. Подготовка ответа на вопрос №3 (стр. 267). Оформление работы учащимися в виде опорной схемы «Социально-классовая структура западноевропейского общества в конце XIX века».

Задания.

    В связи с чем в XIX веке широко начало использоваться понятие «класс»? Чем оно отличается от понятия «сословие»?

    Иностранных путешественников, посещавших Англию, поражала длительность рабочего дня по 16-18 часов, большое количество детей и подростков на заводах и фабриках. Почему в ходе промышленного переворота активно использовался детский труд?

    Следствием развития индустриальной цивилизации стало возникновение в западноевропейском обществе «средних слоев». Укажите его состав. Из каких категорий населения средний класс пополнялся?

    Основные черты индустриального общества.

 Фронтальная беседа и работа с текстом учебника по выявлению основных черт индустриального общества. Подготовка ответа на вопрос №4 (стр. 267). Рекомендуется использовать на уроке схему «Индустриальное общество». Сравнительный анализ индустриального общества и аграрного (традиционного) общества.

Основные изобретения эпохи промышленного переворота

Изобретения конца XVIII – первой половины XIX в.

Изобретения второй половины XIX в.

Дж. Харгривс – механическая прялка «Дженни» (Англия).

Дж. Уатт – паровая машина (Англия).

Р. Фултон – пароход (США).

Дж. Стефенсон – паровоз (Англия).

С. Морзе – телеграф (США).

А. Белл – телефон (США).

А. Попов (Россия) и Г. Маркони (Италия) – изобретение радио («беспроволочный телеграф»).

Т. Эдисон – лампа накаливания и фонограф (США).

Г. Даймлер и К. Бенц – автомобиль (Германия).

П. Мартен (Франция) и Г. Бессемер (Англия) – новые способы получения стали.

Х Максим – пулемет (США).

С. Мосин – магазинная винтовка (Россия).

А. Нобель – динамит (Швеция).

Социально-классовая структура западноевропейского общества

в конце XIX века

Индустриальное общество

Уроки №45-46. Революции и реформы.

В процессе уроков:

    охарактеризовать принципы, заложенные в основу переустройства Европы на Венском конгрессе, отметив значение Священного союза по сохранению миропорядка после завершения эпохи наполеоновских войн;

    сравнить революции первой половины XIX века во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии по задачам, которые ими ставились, и достигнутым в ходе революций результатам;

    раскрыть влияние победы Севера в гражданской войне в США на политическое и экономическое развитие страны;

    выявить особенности политического развития Великобритании в XIX веке, благодаря которым удалось провести необходимые реформы в обществе без революционных потрясений;

    подвести учащихся к выводам о политических изменениях в странах Европы во второй половине XIX века.

План уроков:

    Венский конгресс и Священный союз.

    Революции во Франции первой половины XIX века.

    Революционное движение в Европе.

    Реформы в Великобритании.

    Гражданская война в США между Севером и Югом.

Средства обучения: учебник §§36-37, сравнительная таблица «Революционное движение в Европе».

Основные понятия: Священный союз, легитимность, бонапартисты, легитимисты, рабочие ассоциации, Вторая империя во Франции, «лоскутная» монархия, компромисс, пролетариат, петиция, чартистское движение, тред-юнионы, Дикий Запад, Гомстед-акт, прокламация, расовая сегрегация, дискриминация.

Вопросы для повторительной беседы:

    Определение причин и условий промышленного переворота в западноевропейских странах на рубеже XVIII-XIX вв.

    Дайте характеристику экономическим последствиям промышленного переворота. Какие изменения произошли в социальной структуре западноевропейского общества под влиянием промышленного переворота?

    Сравните индустриальное общество и аграрное. Какие черты отличают индустриальное общество? Приведите примеры, доказывающие формирование индустриального общества в странах Европы в XIX веке.

На первом уроке целесообразно рассмотреть вопросы первых двух пунктов плана уроков. Второй урок по данной теме следует посвятить реформам в Великобритании и событиям Гражданской войны в США. Последствия наполеоновских войн и миропорядок в Европе по Венскому конгрессу рассматриваются на основе работы школьников с текстом учебника с последующим обсуждением подготовленных ответов на вопросы: «История и роль в жизни Европы Венского конгресса», «Священный союз и политическая реакция в Европе».

Работу на уроке по изучению революций в Европе первой половины XIX века возможно организовать на основе самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и выполнения задания по заполнению таблицы «Революционное движение в Европе». Помещать все аспекты по характеристике европейских революций в таблицу вряд ли уместно, так как в этом случае сравнительный анализ из-за большого объема фактического материала будет затруднен. Вероятно, достаточно ограничиться сравнением задач, которые перед ними стояли, и достигнутых результатов революционных событий. В любом случае можно самим учащимся предложить определить критерии сравнительного анализа революционного движения в Европе первой половины XIX века. Если учитель сочтет, что данная форма работы будет сопряжена с излишней тратой времени на уроке и уровень учебной подготовки учащихся достаточно высок, то в качестве одного из вариантов работы по этому вопросу может стать устное выполнение задания №1 к параграфу (стр. 279).

Методические рекомендации

ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ А. В. Игнатов Методические рекомендации по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...

Сальвадор Дали — миф и реальность искусства XX века. Конечно не с самого детства, но уже при жизни его имя было окружено ореолом мировой славы. Никто, кроме Пабло Пикассо, не мог сравниться с ним известностью. Несмотря на то что мы знаем немало вполне аргументированных, хотя подчас и противоположных, версий феномена этого выдающегося художника, они не могут окончательно убедить нас в правоте отдельных точек зрения того или иного автора или склонить на сторону одного из них. По-видимому, это неизбежно. Ведь подобно тому как в природе существуют необъяснимые явления, так и в искусстве многое до конце непостижимо.

Пытаясь приблизиться к пониманию творчества Дали , обратимся к его собственным мыслям и суждениям: «...когда Возрождение захотело подражать Бессмертной Греции, из этого получился Рафаэль. Энгр желал подражать Рафаэлю, из этого получился Энгр. Сезанн захотел подражать Пуссену — получился Сезанн. Дали захотел подражать Мейссонье, из этого получился Дали . Из тех, кто не хочет ничему подражать, ничего не выходит. И я хочу, чтобы об этом знали. После поп-арта и оп-арта появится арт помпье, но такое искусство умножится всем, что есть ценного, и всеми, даже самыми безумными, опытами этой грандиозной трагедии, называемой Современным искусством (арт модерн)».

Дали не перестает поражать воображение зрителей парадоксальностью образного мировосприятия, утверждая свою монополию на гениальную непревзойденность. Неисчерпаемой фантазией, экстравагантностью натуры, кажущейся абсурдностью, немотивированностью поступков, гипертрофированным честолюбием он создавал почву для мифологизации собственной персоны. Дали обладал поистине универсальным даром и сумел блестяще реализовать свой талант в различных областях творчества — в изобразительном искусстве, кинематографе, литературе... Художественная критика и искусствоведческая наука, отчасти вопреки представлению Дали о собственной исключительности, упрощая свою задачу, определили его лидирующее место в условных границах одного художественного направления — сюрреализма. Но, видимо, придет время, когда этого будет уже явно недостаточно и существующую теоретическую модель сменит более углубленное и сложное отношение к наследию великого мастера. Возможно, только грядущему дано почувствовать некую близость искусства Дали духовным исканиям русской культуры, гению Н. Гоголя, Ф. Достоевского, М. Булгакова, их вселенским фантасмагориям. Опыт подобных параллелей, на наш взгляд, оказался бы плодотворным, позволил бы выйти из суженного круга устоявшихся воззрений, однако сегодня мы недостаточно подготовлены к этому. Вопреки такого рода предсказаниям возвратимся к традиционной на сегодня модели истории сюрреализма и роли в его развитии Дали .