06.07.2020

Какие шины выбрать – с шипами или без? Отзывы о фрикционных шинах – рейтинг зимних шин без шипов Шины с шипами или без лучше


Жизнь неумолимо движется вперед. Впереди зима, а это значит, что снова актуальна тема зимней резины. Какие лучше зимние шины - шипы или липучка? по мнению большинства автолюбителей, не показывает себя на сухом и относительно чистом асфальте. Дороги, покрытые льдом и снегом, - вот их стихия. Фрикционные покрышки отлично подходят для передвижения только по городу. Правда ли это? Узнаем из статьи.

Зимние шины-липучки - что это?

Так называют фрикционную резину. Она не слишком популярна, если сравнивать ее с шипованными моделями. Однако популярность липучек с каждым годом все больше растет. Для тех, кто много ездит по городу, эта резина подойдет отлично. Так считают производители.

Это покрышка без шиповки. Она отличается от обыкновенной нешипованной шины особым составом резины. Так, покрышка отлично адаптируется к самым разным температурным перепадам. Отличаются эти фрикционные шины особым рисунком протектора, а еще они более мягкие.

Рисунок протектора здесь отличается глубиной и числом ламелей. Особый состав позволяет гораздо лучше впитывать воду с дорожного полотна. Покрышка буквально липнет к дороге. От этого эффекта автолюбители и стали так назвать эту резину.

Производство не стоит на месте. И если раньше считалось, что для зимы альтернативы шипам просто нет, то сегодня ситуация меняется. Как утверждают производители, разницы в поведении на сухих или мокрых дорогах практически нет, а показатели фрикционных шин из года в год становятся все лучше.

И на мокрой дороге, и на сухой машина, на которой стоит резина-липучка, будет ехать гораздо увереннее, чем на шипах. В первом случае уменьшаются тормозной путь и шум при движении. На ледяном покрытии липучка лишь немного уступает шипованной покрышке. На заснеженном покрытии шипы практически не функционируют, а так как вся нагрузка идет на протектор, фрикционный вариант здесь выигрывает.

Какие бывают липучки

Различают арктические (скандинавские) покрышки и европейские модели. Вторые подойдут для тех, кто живет в регионах с более мягким климатом. Характеристики, скорее, всесезонные. Европейские покрышки отлично себя показывают при небольшом морозе. Для тех же, кто проживает севернее, лучше всего подойдут именно скандинавские модели.

Скандинавская шина: выбираем правильно

Чтобы не попасться на обман, выбирая, какие зимние шины-липучки купить, нужно запомнить несколько нюансов. Так, специалисты по продаже резины пишут, что это выбор для мягких зим. Такие покрышки отличаются огромным количеством мелких ламелей, состав резины - более мягкий, а сама она более угловатая. «Европейцы» - более округлые и твердые. Еще их можно отличить по Так, для европейских широт создают более скоростные модели с маркировкрй H и V, тогда как северные модели рассчитаны на более низкие скорости.

Чистый асфальт

Для нашей страны актуальны лишь «арктические» модели. Проверим, насколько хороши шины-липучки, что это за продукт, и почему это более удачный выбор на асфальте. Не будем вдаваться в теоритические изыскания, а начнем сразу рассматривать результаты.

Асфальтовый тест считается слабым местом шипованных покрышек. Есть мнение, что они плохо тормозят на скоростях под 80 км/ч. А вот по результатам испытаний шипы все-таки тормозят, и довольно неплохо. Эти тесты проводили независимые эксперты из Финляндии, им можно доверять. Липучки же имеют разные результаты. Так, тормозной путь составлял от 33,1 м до 41,1 м. "Зубастая" резина показала от 35,3 до 38 м. Неожиданно, ведь считалось, что на мокром асфальте шипы проиграют. Можно сказать, что липучки проиграли, но не все, а только часть. К примеру, шины-липучка "Бриджстоун" выступили хуже, чем дешевые модели от "Кама".

На сухом асфальте фрикционки, конечно же, шли в победителях, однако выиграли они у шиповок не слишком много. По результатам финского исследования трудно сказать, что лучше на асфальте. Современные шипованные модели ни в чем не уступают липучкам.

На льду и на снегу

Давайте рассмотрим все тот же финский тест шин липучек, но уже в худших, зимних условиях. Возможно, городские асфальтовые покрышки покажут неожиданные результаты?

Как показывают данные одного из самых авторитетных автомобильных изданий - "Авторевю", на снежном покрытии фрикционные шины показали себя отлично. Автомобиль разгоняли до 50 км/ч. Так, липучки показали результат от 7,7 до 9,5 с, тогда как покрышки с шипами разгонялись от 8,7 до 10,5 с. Разница хорошо видна.

На дороге с извилистыми поворотами «асфальтовая резина» слегка уделала «зубастых» братьев на несколько секунд. И снова вопрос: зимние шины шипы или липучка?

Наши дороги редко радуют автолюбителей укатанным снегом. Более частый случай - густая каша из снега с водой. Здесь фрикционки значительно выигрывают в стабильности движения. Даже самая лучшая, дорогая и рейтинговая шипованная модель теряет сцепления с дорожным покрытием уже на скорости 21,2 км/ч. Это ниже, чем самые плохие шины-липучки. Что это, как не выигрыш в пользу фрикционных? Цифры показывают, что дешевая липучка теряет сцепление лишь на скорости 22,6 км/ч.

Поэтому если вы чаще ездите в такой грязи, это ваш выбор, а иначе придется снижать скорость. Также шипы в описанных условиях ведут к заносам, потере управляемости и авариям.

На льду все наоборот. Здесь металлические «зубья» - вечные лидеры. Для полной остановки на скорости 25 км/ч «зубастой» шине требуется 13 м. Для липучек потребовалось от 13,2 до 14,8 м. Выиграли тест шин-липучек в этой номинации лишь модели от Pirelli и Nokian.

Кстати, если хотите увидеть результаты между «арктическими» и «европейскими» моделями, то отметим, что представитель покрышек для более мягкого климата Dmack Winter Safe смог остановиться лишь через 16,2 м.

На ледяной извилистой дороге

При таких заездах приходится набирать более высокую скорость. В ходе теста были проверены показатели безопасности покрышек. На шипах ледяной круг испытатели преодолевали за 25,8-29,8 секунды. На липучках - за 34,3-38,3 с. Худшая шипованная модель на извилистой трассе показала 88 с. А шины-липучки зимние справились лишь за 96 секунд. Это еще раз доказывает, что на льду фрикционная резина значительно слабее и во всем проигрывает «зубастым» представителям.

Что касается уровня шума, липучки здесь на высоте. Поэтому если вы по большей части ездите по городским дорогам и не любите излишнего шума, однозначно это ваш выбор.

В теории

Почему же водители заблуждаются в своих суждениях касательно зимних шин? На твердом дорожном покрытии с шипованной покрышкой все ясно. Считается, что эта резина цепляется за асфальт шипами. А по факту же они утапливаются внутрь. Так, пятно контакта у двух представителей этого лагеря одинаково. Притом протектор «зубастых» - более твердый. Вот почему на асфальте шипованные шины легко выиграли у фрикционных моделей.

Но кое-что на испытаниях упустили из виду. Тест на льду проводился при морозе от четырнадцати до семнадцати градусов, на асфальте показания термометра поднялись выше нуля.

Шипованные метаморфозы

В суровые русские морозы такое колесо заметно меняет свое поведение. Очень твердый лед сильно утапливает шип в протектор покрышки. Это все равно, что и вовсе без шипов. Кроме того, резина становится на морозе очень твердой, что тоже значительно ухудшает параметры сцепления. Это актуально и на льду, и на асфальте.

Так, на сильном трескучем морозе шины-липучки зимние - лучшие по всем параметрам. Поведение автомобиля с ними более надежно и предсказуемо, а значит, безопасно. Даже в Сибири люди выбирают фрикционные модели. Также правильно, когда липучки приобретаются для города, где большая часть улиц регулярно очищается от снега.

Конечно, для гололеда такое решение не подойдёт. Это слабое место для фрикционных покрышек. Даже самые рейтинговые шины-липучки 2013-2014 сезона лишь слегка догоняют "зубастую" классику. Но опять же, все зависит от типа дорожного покрытия. Для города шины-липучки зимние - лучшие на данный момент.

ТОП-5 лучших липучек

Специалисты, которые проводили тесты, подобрали пять моделей от разных производителей.

  • Первое место заняла модель X-ice от легендарного производителя "Мишлен" (Франция).
  • На втором месте - "Нокиан Хаппелита" R2.
  • Третье место заняла модель Blizzak WS70 от японского бренда "Бриджстоун".
  • "Пирелли Айс Контрол" расположились на четвертом месте.
  • ContiVicing Contact от мирового производителя "Континенталь" завершают этот рейтинг.

Шины-липучка "Данлоп"

Почему-то в рейтинге не было продукции этого производителя. И очень зря. К примеру, модель 2013 года - "СП Винтер Спорт 4D" - производится по инновационным технологиям. Производитель "Данлоп" старался максимально увеличить безопасность, а также значительно улучшить информативность данной резины. С этой шиной водители могут чувствовать себя уверенно в любых условиях и в любой мороз.

Были проведены испытания, в результате которых независимые эксперты отметили отличную управляемость, неимоверно короткий тормозной путь, отличную боковую устойчивость автомобиля. Среди недостатков - большое сопротивление качению и высокий уровень шума в салоне машины. Эксперты рекомендуют эти шины-липучки. Что это хороший выбор для русской зимы, сомневаться не приходится.

Итак, мы выяснили, какие автомобильные покрышки лучше всего в тех или иных условиях. Выбор за вами!

Какие шины выбрать – с шипами или без? – для ответа на этот вопрос мы снарядили в пробег по российской глубинке два одинаковых автомобиля, но в разной обуви. Преимущества и недостатки покрышек в реальной эксплуатации оценивали Сергей Мишин и Анатолий Сухов .

Больше века назад, когда появилась первая шипованная шина, достойной альтернативы ей на зимней дороге просто не существовало. Сегодня мягкие «липучки» - прямые конкуренты «шиповкам» (что подтверждают и результаты наших тестов) и присутствуют в гамме каждого известного производителя шин. Основное достоинство шипованных покрышек – лучшее сцепление на льду, за счет твердых коготков. Недостатки тоже известны. На современных автомобилях на фоне тихих двигателя и трансмиссии гул шипов слышен особенно хорошо. Кроме того, при потере шипов заметно ухудшаются сцепные свойства, возникает дисбаланс. Да и масса таких шин, как правило, больше – выше нагрузки на подвеску. Не говорим уже об износе дорожного полотна – это для многих понятие абстрактное, вроде экологических норм.

Так стоит ли овчинка выделки? Точки над i должен расставить сравнительный тест в реальных условиях российских зимних дорог. Автомобили – «Шкода-Октавия», шины – Nokian HKPL5 (шипы) и Michelin X-Ice (нешипы). Маршрут Москва-Тольятти проложили по разным дорогам: от многополосных асфальтовых магистралей до проселков.

Пробег чуть не сорвала погода. Прошлая зима выдалась бесснежной, но за день до намеченного срока закружила долгожданная вьюга, да такая, что к утру намело сугробы, а асфальт МКАД и Ярославского шоссе скрылся под толстым слоем снежной каши. Антипробуксовочную систему на обеих машинах пришлось отключить – она не давала тронуться с места, придушивая двигатель. Зато с пробуксовкой и курсовая устойчивость, и разгон на обоих комплектах – без нареканий.

Из Ярославля в Нижний Новгород выехали пораньше – в планах значилась прогулка по целине (снега на полях было уже достаточно – 10-15 см). Глинистый, разбитый проселок схватился двадцатиградусным морозом, превратившись в стиральную доску с беспорядочными «каменными» колеями. Съезд в поле – на пределе геометрии «шкод». По ровному снегу обе шины гребли без затруднений, но вот на выезде пришлось помучиться. «Мишлен», отчаянно буксуя, взял подъем со второй попытки. «Нокиан» рыла шипами глубокие канавы в мерзлой глине, но без посторонней помощи выехать на дорогу не смогла.

Следующим испытанием стал слалом на ледяной дороге. Мы нашли пустынное широкое шоссе, ведущее к какой-то деревне (не иначе как в прошлом ее посетил какой-нибудь глава администрации, вот и построили «автобан»). Перекрыв пятикилометровый участок дороги, по очереди проходили повороты, оценивая управляемость, разгон и торможение на льду и укатанном снегу. На провокацию – резкий доворот руля под сброс газа – оба автомобиля отвечали заносом, но восстановление качения у «Нокиан» происходило более резко, словно удар о бордюр. «Мишлен» на той же скорости реагировал мягче, предсказуемей. Наверное, поэтому многим кажется, что «шиповки» лучше держат дорогу – у них более резкий отклик. Впрочем, обе шины прощают почти все, кроме откровенного хулиганства – и разница в поведении минимальна. А вот на торможении у «Нокиан» заметное преимущество. Хотя удобство управления тормозами (если нет ABS) у обеих шин схоже.

Последний участок – узкие шоссе с неровным асфальтом, местами покрытые наледью (от Димитровграда до Тольятти вообще ехали по «стеклу»!). Здесь «липучки» не уступают «шиповкам» ни по курсовой устойчивости, ни по управляемости, хотя по шуму не сильно отыгрывают, хотя гул от «Мишлена» скорее неприятен, чем громок.
Что в итоге? В большинстве реальных дорожных (и бездорожных) ситуаций современные нешипованные шины практически не уступают шипованным. Более того, последние порой провоцируют излишнюю самоуверенность, держа «до последнего» однако переход от качения к скольжению может быть более резким. Отметим лучшие тормоза «шипов», но не забудем, что главный залог безопасной езды – в голове. В остальном же осмелимся предположить, что в ближайшие годы в России «липучки» потеснят «шиповки», особенно в премиум-сегменте, где они, как показал наш пробег, действительно идут ноздря в ноздрю.

Помните, что шипованные шины по сцепным свойствам на льду опережают «липучки» лишь до минус 10-15*С, при более низких температурах последние эффективнее. Впрочем, свойства шипованных с шин с изменением температуры остаются более стабильными, чем у нешипуемых.

Для того, чтобы разобраться в том, чем шипованные шины предпочтительнее фрикционных и наоборот, расскажем об их конструктивных отличиях.

Спорить о том, какие шины лучше - занятие бессмысленное. Все равно, что пытаться доказать, что дизельный двигатель лучше бензинового. Выбор между шипованными и фрикционными шинами зависит исключительного от ваших потребностей. Оба варианта имеют хорошие характеристики при определенных климатических условиях и дорожных ситуациях. Если вам приходится часто ездить за городом по заснеженным и обледенелым трассам, то на «шипах» будет гораздо спокойнее. Шипованные шины особенно хороши, если вы живете на побережье у «большой воды», где дороги зимой обычно покрываются льдом.

«Липучка» лучше себя ведет на снегу и чищенном асфальте. Но даже при идеальной работе коммунальных служб (для них, как правило, снег зимой - стихийное бедствие) на городских перекрестках часто образуется накат из утрамбованного снега (иногда профилем напоминающим стиральную доску), и фрикционные шины на таком покрытии работают гораздо хуже шипованных. Одним из недостатков «шипов» большинство автовладельцев называют высокий уровень шума. Установка «липучки» гарантированно избавляет от акустического дискомфорта при поездках зимой. (Или в качестве альтернативы - мощная акустическая система). Также фрикционные шины гораздо эффективнее ведут себя в межсезонье. В отличие от шипованной резины, которую предпочтительнее устанавлить при стабильных климатических условиях (постоянная минусовая температура и снег), фрикционные шины можно ставить уже поздней осенью. При этом не стоит забывать, что «липучка» разрабатывалась как зимняя шина и использовать ее круглый год в качестве всесезонки небезопасно.

Шипованные шины

Шипованные шины появились еще в начале прошлого века, но по-настоящему стали популярны в 1960-х годах и до сих пор занимают лидирующие позиции на рынке зимних шин. По утверждению специалистов шипованные шины предпочтительнее устанавливать автовладельцам с небольшим опытом вождения в зимних условиях. Новые шипованные шины необходимо обкатать первые 400 или 500 километров, избегая резких разгонов, входа в поворот на больших скоростях и резкого торможения. При таких условиях шипы примут нужное положение и будут эффективно работать на протяжении всего срока эксплуатации шины.

Фрикционные шины

Фрикционные, или нешипованные, шины позволяют быть более свободным в выборе времени, когда лучше менять шины, как осенью, так и весной. Помня это, лучше всего устанавливать фрикционные шины перед тем, как наступит «день жестянщика» и ездить на них до тех пор, пока зима совсем не закончится. (Но не забывать, что в теплую погоду резиновая смесь шины становится мягче и подвержена большему износу). Свойства фрикционных шин основаны на принципе действия расположенных под крутым углом ламелей, которые раскрываются во время разгона или торможения.

Но стоит запомнить главное — зимняя дорога ошибок не прощает. Какими бы современными «стабилизирующими» и «предотвращающими» примочками не был напичкан ваш автомобиль, и во что бы он не был «обут», голова водителя по-прежнему остается основным «элементом» механизма. Глупое лихачество может обернуться трагедией.

После статьи , выяснилось, что все же большинство владельцев ездит на шипованной резине (хотя перевес не такой большой смотря на голосование). Но у этой резины реально есть большой минус, который проявляется со временем – шипы могут вылетать! У соседа по двору на резине вылетели почти все до единого, причем резина у него хорошей фирмы DUNLOP, да и протектор еще не стерся. Можно попробовать вставить . НО вот такой вопрос – а можно ли ездить без шипов? Будет ли резина цепляться за снег и лед? Безопасно ли это и что нам говорит закон? Давайте разбираться …


Собственно вопрос риторический, как я считаю – если шипы из зимней резины вылетели, то шину нужно заменить! ЭТО реально в идеале, многие из нас с вами на это мало обращают внимания, продолжая кататься на такой лысой покрышке и очень зря, ведь работоспособность ухудшается просто в разы.

Как работает шипованная резина?

В самом начале хочется вспомнить — как работает шипованная резина. Перед ней стоит всего три задачи:

  • Проходимость по снегу
  • Сцепление на ледяном покрытие (в основном — разгон, торможение)
  • Также оставить управляемость на снежной каше и воде (оттепель)

Однако лично для меня основных задач всего две – проходимость по снегу, управляемость на льду.

Начну, пожалуй, со снежного покрытия — если честно, то тут шипы совсем не работают, здесь важен высокий протектор, именно он работает в снегу – буквально «роет», тем самым цепляясь и передвигаясь.

А вот шипы работают на ледяном покрытии — это их основное назначение. До – 18, — 20 градусов они прокалывают лед, и таким образом колесо ЭФФЕКТИВНО зацепляется за дорогу. Но после – 20 градусов, эффективность падает, потому что лед становится очень прочным, однако покрышка все равно «скребет» ледяное покрытие и автомобиль продолжает эффективно трогаться и тормозить.

А вот при оттепели, шипованная резина не такая эффективная, все потому что на поверхности покрышки есть специальные квадратики или прямоугольники (места для креплений шипов). В оттепель они не могут эффективно зацепиться за дорожное покрытие. Вот почему многие говорят что «шиповка» как на коньках «катиться», увеличивается тормозной путь.

Что происходит, когда вылетают шипы?

Без шипов, зимняя резина что «челюсть без зубов», вроде жевать может, но не все! Что я хочу сказать. Конечно, на зимней шипованной шине есть ламели, то есть они помогают зацеплению на льду, но оно не такое эффективное как у липучки. Напомню, – она намного мягче, сверху у нее есть фрикционный слой, да и количество ламелей превосходит шиповку в разы.

Получается, если шиповка лишается своих стальных элементов, то на льду она практически бесполезна. Она становится похожа по характеристикам на , кстати и количество ламелей у них очень похоже. Сцепные свойства буквально падают в разы. Однако на снегу и при оттепели, характеристики практически остаются неизменными.

То есть шиповка поверхности, нам нужна именно для льда. Чтобы улучшить сцепные и тормозные свойства.

А вот теряются они именно по асфальту, и прочим плотным поверхностям.

Сколько шипов норма?

Однако у многих вылетают не все шипы. Скажем — половина вылетела, а половина осталась! Что делать тогда? И какое количество считается нормой?

В среднем на покрышке примерно 60 элементов, бывает чуть больше или чуть меньше. Критичным является показатель в 50%, то есть если вылетела (или сточилась) половина, то ездить уже не рекомендуется. Такая покрышка идет на второстепенную ось, ведущую нужно комплектовать нормальными покрышками.

Если вылетело около 30% то ездить еще можно, причем достаточно эффективно. Скажу так от 10 до 40% — терпимо. То есть если элементов 60 (40% вылетело, это 24 штуки), осталось 36 – это ДОПУСТИМО.

Но вот если показатель 70 – 90% (как правило, 100% никто не дожидается, банально меняют), это уже очень опасно. Тронуться на льду вы не сможете, да и тормозной путь увеличится в разы. ГОНЯТЬ ОДНОЗНАЧНО НЕЛЬЗЯ!

Про закон

Закон еще не принят, идут достаточно «горячие» споры. Все потому что в закон хотят внести не только запрет изношенной зимней резины, но и запрет использования летних покрышек зимой! Для средней полосы, это кажется бредом, МЫ ПОЧТИ ВСЕ ПЕРЕОБУВАЕМСЯ, но вот для южных регионов это очень актуально, все потому что у них зимняя температура зачастую в плюсовой зоне.

В общем закон пока не принят, но уже прошел чтения, и я думаю это вопрос нескольких недель. Если примут – то зимой нельзя будет ездить на летней, а вот летом, наоборот — на зимней. Также будет учитываться и износ, если на зимней покрышке вылетели все элементы, то ее банально прикажут поменять, все же это безопасность.

Если подвести итог – БЕЗ ШИПОВ, НА ЗИМНЕЙ ШИПОВАННОЙ РЕЗИНЕ ЕЗДИТЬ НЕЛЬЗЯ!

  • Увеличивается тормозной путь, до пяти раз
  • Тронуться на льду практически не возможно
  • Может увести в занос или банально стащить в кювет

Поэтому лучше менять покрышки. Что хочется отметить, как в случае с моим соседом, если протектор еще хороший, постарайтесь отреставрировать шины, установить ремонтные шипы. ЭТО РЕАЛЬНО ВЫХОД.

Во-первых, после летнего визита наших корреспондентов на крупнейшую в Финляндии «шинную» фирму Nokian Tyres, мы получили приглашение побывать на небольшом полярном полигончике в Лапландии, где специалисты Nokian Tyres занимаются испытаниями шин. Посмотреть на это, согласитесь, интересно уже само по себе. Вовторых, стабильность полярного снежно-ледяного покрытия гораздо выше, чем при резко изменяющихся температурах в Москве и Подмосковье, а потому при поочередных испытаниях нескольких типов шин можно более корректно сопоставлять результаты. Поначалу мы решили довооружить наш редакционный Land Rover Discovery прицепом, водрузить на него «зачетный агрегатоноситель» ВАЗ-2108, а все оставшееся пространство на прицепе, да и в салоне «восьмерки» забить несколькими комплектами зимних шин различных производителей, чтобы провести их испытания в Лапландии. Но этим наполеоновским планам не суждено было сбыться: финны дали понять, что и у нокиевских испытателей сейчас работы по горло, а потому полигон нам смогут предоставить в пучшем случае на выходные. А что такое два дня для шинных испытаний? Этого времени хватит в лучшем случае на два-три комплекта. А потому не стали мы навьючивать наш Discovery, а поехали налегке, решив для начала провести «разведку боем». Финны пообещали предоставить автомобили, необходимую аппаратуру и, конечно же, самые популярные зимние шины Nokian. И мы покатили на Север. Дизелек нашего Discovery мирно тарахтел, в салоне было тепло и уютно. Так и доехали до Хельсинки, столкнувшись лишь с одной проблемой: по незнанию местных законов, мы, миновав границу, оставили на передней панели нашей машины антирадар. Очень быстро выяснилось, что эти игрушки в Финляндии запрещены, и полицейский потребовал заплатить штраф, эквивалентный 100 американским долларам. По командировочному бюджету был нанесен удар, и мы лишь пожелали, чтобы это осталось самой серьезной неприятностью на нашем пути...

ЕСТЬ ВСЕ, КРОМЕ ГРЯЗИ

Продолжить путь из Хельсинки в Лапландию нам настоятельно рекомендовали на поезде - так, дескать, удобнее и надежнее. Будучи водителями, не лишенными амбиций, мы было воспротивились (неужто мы на нашем Discovery не доберемся!), но потом смекнули, что это даже на руку «километраж» Discovery требовал проведения очередного техобслуживания, и мы предположили, что в Финляндии это будет сделать дешевле, чем, скажем, в московском сервис-центре фирмы Musa-Motors, где нормо-час работ обходится аж в 84 доллара. А потому оставили машину на фирменной «роверовской» станции и уехали в Лапландию на поезде. Но впечатления о финских автодорогах у нас остались.

Вообше-то, финские условия зимней езды можно смело считать очень похожими на российские (речь, естественно, идет о тех регионах России, где зима - это действительно зима). Порою нам попадался почти сухой асфальт, встречались солевые ванны, месили мы и свежевыпавший снег. В некоторых местах дороги и тротуары посыпают мелкой гранитной крошкой. А ближе к Полярному кругу дороги уже покрыты коркой льда с «насечкой» от шипованных колес автомобилей. То есть весь зимний букет! За одним очень приятным исключением: здесь чисто! Если в Москве и области даже у отъявленных чистюль нынче опускаются руки - что толку мыть автомобиль, если за час езды он будет заляпан так, что и «родной» цвет не сразу-то определишь, - то по Финляндии можно ехать, ехать и ехать, сохраняя вполне достойный вид машины. А еще важно то, что здесь обязательно применение «сезонных» шин. По нашим наблюдениям, это выполняется безукоризненно: за все время поездки мы не увидели на машинах ни одной «летней» или «универсальной» покрышки!

Все это еще раз убедило нас, что финны знают толк в зимних шинах...

СЮДА НЕ ПРОЙДЕТ ДАЖЕ САНТА-КЛАУС!

Вот и полигон. При всем радушном гостеприимстве сотрудников Nokian Tyres, нам вежливо дали понять, что маршрут наших перемещений будет ограничен, и что есть зоны, вовсе сокрытые от посторонних глаз. Это понятно: здесь ведутся испытания новейших разработок, а конкуренция - штука, требующая особой секретности...

Несколько квадратных километров земли и озер, взятых у государства в долгосрочную аренду, опоясаны по периметру извилистой дорожкой, на которой есть подъемы и спуски с определенной крутизной.

Внутри этой петли, на замерзших озерах расчищено несколько динамометрических «прямиков». Здесь проводятся испытания разгонной и тормозной динамики. Есть участки для проведения маневров типа «слалом», «переставка» или «имитация обгона», а еще - целый набор более коротких трасс для оценки надежности управления автомобилем.

На берегу самого крупного озера расположился небольшой «офисный» домик и несколько гаражей с автоматическими воротами. Но вход в эти гаражи нам был заказан: мы лишь увидели, как после окончания «фирменных» испытаний туда занырнуло несколько автомобилей (по косвенным приметам мы догадались, что проводились сравнительные тесты новых шин Nokian с шинами-конкурентами других скандинавских производителей), и только после этого нас наконец-то «выпустили» на трассу.

Возможно, финнов смутило наше одержимое желание побыстрее оказаться «в руле» и самим ознакомиться с дорогами: ведь было уже поздно, повороты просматривались только в свете фар, а главное - у нас была прекрасная возможность скоротать этот вечерок в уютной компании в теплой гостиной. Но мы рвались в бой...

Нам уступили, выделив два автомобиля Volkswagen Passat с двумя различными типами зимних шин: на одном стояли Nokian NRW M+S без шипов (они имеют «направленный» рисунок протектора), а на другом - ошипованные Hakkapeliitta 10.

ЧТО ЗА ШИНЫ?

Популярность финских шин Nokian в России очень высока, причем лидирующие позиции занимают модели с труднопроизносимым названием Hakkapeliitta, предназначенные к эксплуатации только с шипами. Кстати, это название появилось на покрышках еще в 1934 году, когда были выпущены первые финские зимние шины. Означает это «старый солдат» или «старый воин», но чтобы в дальнейшем не утомлять читателя частоколом спаренных согласных и гласных в слове Hakkapeliitta, мы будем употреблять сокращение Н-10. А вот другая шина - Nokian NRW M+S - уже не допускает применения шипов, причем была создана и с учетом требований тех стран, где шипы вообще запрещены. «Конек» этих шин, наряду с обеспечением максимально возможных сцепных свойств при зимней эксплуатации, сохранение комфорта, свойственного «обычным» шинам.

Поскольку в России нет ни запретов на шипы, ни обязаловки применять «сезонные» шины, то вопрос выбора типа покрышек каждый вправе решать самостоятельно. А потому нашу задачу после оценки «на месте» предоставленных возможностей мы сформулировали так. Предположим, автолюбитель разумно решил на зиму «переобуть» машину в зимние шины, но колеблется в выборе: нужны шипы или нет? Вот мы и попытаемся ответить на этот вопрос на примере двух шин: ошипованных Н-10 и нешипованных NRW.

Зимние шины, как известно, ставят для повышения активной безопасности на снегу или на льду, поэтому отчет о наших испытаниях мы разобьем на две части, касающиеся езды на снегу и езды на льду. Благо, и того, и другого на полигоне было в достатке.

Итак, сделав несколько ознакомительных «ночных» кругов и осознав, что дальнейшие упражнения приведут к увеличению «улетов» в сугробы, мы отправились спать. Решили, "по займемся утром испытаниями, используя только один Volkswagen. Дело в том, что одна машина была с кузовом седан, а вторая - универсал. И уже во время первых заездов стало понятно, что их поведение весьма отличается, а потому лучше «привязаться» к одной машине. Мы выбрали седан GL с ручной коробкой передач и антиблокировочной системой в приводе тормозов. Размерность обеих шин была одинаковой - 185/65 R14.


Это -целая лаборатория на колесах для испытаний шин. На специальную подвесную ось устанавливается колесо с исследуемой шиной, а затем имитируются всевозможные условия движения. Набор датчиков передает информацию о возникающих силах на компьютер

Во время тестов шин на «живой» автомобиле испытатели пользуются специальной аппаратурой. На снимке -датчик, информирующий о скорости вращения колеса

Сначала все упражнения были сделаны на нешипованных шинах NRW, а затем - с шипами, на Н-10.

НА СНЕГУ

Попробуем разогнаться с максимальной интенсивностью.

Шины NRW подкупают плавностью и мягкостью реакций на перемещение педали газа. И хотя мощности мотора вполне хватает, чтобы сорвать ведущие колеса в пробуксовку, но благодаря тому, что шины великолепно «информируют» о достижении предела по сцепным свойствам в продольном направлении, пробуксовка очень скоро перестала быть проблемой.

Шипованные Н-10 повели себя на снегу откровеннно хуже: все стало жестче, грубее. Передние колеса резко срывались в пробуксовку, требуя гораздо более аккуратной работы педалью газа.

Темп набора скорости и здесь достаточно высок, но все же NRW оставили гораздо более приятные впечатления.

Теперь - тормозим.

Надежность управления замедлением на шинах NRW просто потрясает: такое впечатление, что останавливаешься не на снегу, а на плотно укатанном «грейдере»! Мы еше накануне, когда осваивались в темноте с извилистой трассой, обратили внимание на высочайшую эффективность торможения: рискуя не вписаться в поворот, который «вдруг» оказывался круче, приходилось предельно резко «осаживать» машину, но очень редко дело доходило до вмешательства АБС!

С шинами Н-10 возникли, в принципе, те же проблемы, что и при разгоне на снегу: они проявили явно большую склонность к блокировке, о чем можно было судить и по более частой работе АБС.

Все эти впечатления подтвердились и при измерениях тормозного пути. На снегу, при торможении со скорости 80 км/ч, Volkswagen на шинах Н-10 замирал на 6-8 метров дальше, чем на шинах NRW.

Теперь займемся управляемостью, для чего переберемся на одну из извилистых снежных дорожек и, наращивая темп, попробуем пройти участок с максимальной скоростью.

В штатных режимах на шинах NRW наш Passat отменно «держит» траекторию как на прямых, так и в поворотах. И при этом почти не реагирует на неглубокие колеи и прочие дефекты снежного покрова. А в экстремальных режимах езда на этих покрышках уже превратилась в кайф! Все происходит предельно мягко, однозначно, предсказуемо. Надо вызвать занос задней оси? Пожалуйста: сброс газа вместе с поворотом руля - и Passat плавно переходит в занос, поднимая огромный снежный вихрь. Надо погасить занос? Нет проблем: добавляем газ, возвращаем руль в положение «прямо» - и машина вновь очень уверенно едет по прямой.-


На случай снегопадов в распоряжении испытателей есть мощная снегоуборочная техника

Самое здесь приятное в том, что передок машины как бы все время «смотрит» внутрь поворота, не «съезжая» с заданной траектории даже при интенсивной пробуксовке передних колес.

Для тех, кто на переднеприводном автомобиле не прочь проехать снежный поворот «веером», лучшего и не пожелаешь! Хотя туг, конечно, уже нужны кое-какие серьезные навыки... Дело в том, что, легко запустив машину в занос на входе в поворот, вряд ли стоот надеяться на то, что удастся «распрямить» траекторию лишь добавлением газа: сцепные свойства NRW в продольном направлении очень высоки, а потому занос может неожиданно оказаться слишком глубоким, и теперь потребуются очень быстрые и точные действия рулем.

«Переобувшись» в Н-10, мы быстро поняли, что нужно поменять стиль езоы.

В штатных режимах все по-прежнему надежно, и только на продольных неровностях (например, на неглубоких колеях) машина стала сильнее подергиваться из стороны в сторону.

А с ростом скорости в поворотах начались кое-какие проблемы. Автомобиль перестал столь охотно заныривать в поворот - увеличились проскальзывания передней оси. Пришлось сильнее поворачивать руль и поаккуратнее работать газом. И реакция на сброс газа была не столь однозначной: автомобиль еще какое-то время не желал заныривать в поворот, а задняя ось - переходить в занос. Правда, с коррекцией заноса никаких проблем не возникало - сорвать передние колеса в скольжение, добавив газ, было очень легко.

В результате получалось, что в первой части поворота приходилось бороться со сносом передней оси, а во второй - с заносом задней, когда этот занос уже вовсе не нужен...

Итак, никаких сомнений по части езды по снегу у нас не осталось: шины NRW лучше, и лучше во всем.

Переезжаем на ледяные дорожки.

НА ЛЬДУ

Будем работать по той же схеме, и потому сначала - разгоняемся.

Как и ожидалось, нешипованные шины NRW на льну начали сдавать свои позиции: даже очень аккуратная работа акселератором вызывала пробуксовку, и набор скорости шел в час по чайной ложке.

Иное дело - Н-10. Хотя интенсивность пробуксовки едва ли стала меньше, чем на снегу, но автомобиль стал разгоняться заметно увереннее.

Та же ситуация с тормозами.

Если с шинами NRW антиблокировочная система тормозов начинала работать чуть ли не одновременно с прикосновением к педали тормоза, то шины Н-10 уже позволяли ощутить начало замедления, и уж потом в дело вмешивалась АБС.

Впрочем, это было на абсолютно гладком - впору в хоккей играть! - льду. Но когда мы выехали на реальные ледяные дороги в окрестностях полигона с несколько «шершавым» покрытием, разница между шинами была уже заметно меньше.

А что с управляемостью?

На шинах NRW на извилистой ледяной трассе нужно было очень щепетильно относиться к выбору скорости. Чуть-чуть переборщил - и тут же выскальзываешь за пределы расчищенной ледяной дорожки, на снежную равнину. Но при этом шины все же обеспечивают так понравившиеся нам однозначные реакции машины, хотя... Езда по ледяной 800-метровой трассе не доставила никакого удовольствия.

Когда мы «переобулись» в Н-10, то в первое время показалось, что трассу словно подменили: автомобиль здесь не только вполне надежно разгоняется и тормозит, но и неплохо управляется. Да, скольжения и на шипованных колесах велики, но все же шансы промахнуться мимо поворота заметно упали. На этом же участке мы измерили скорость прохождения 800метрового круга на двух типах шин, и разница в 6 секунд убедительно подтвердила «ледяные» преимущества Н-10.

КОМФОРТ

Теперь, вволю поносившись по специальным трассам полигона, мы решили в более спокойных режимах поездить по дорогам общего пользования, чтобы узнать, в какой степени эти шины влияют на комфорт водителя и пассажиров.

Очень быстро стало ясно: безоговорочное лидерство - за шинами NRW. Мягкие и эластичные, они почти не увеличили вибронагруженность автомобиля, и лишь шум от «зимнего» протектора становился заметным на высоких (120-130 км/ч) скоростях.

Шины Н-10 более жесткие и более шумные. Они «зудят» на неровностях дороги, а шумными становятся уже при скорости 70-80 км/ч.

ЧТО ВЫБРАТЬ?

На наш взгляд, шины Nokian NRW M+S - наиболее универсальны, и уже поэтому подходят для тех, кто большую часть времени езаит в больших городах. Ведь лед «в чистом виде» на городских улицах встречается редко, а вот снега, соли вперемешку с грязью или вымороженного асфальта - этого навалом. И здесь шины NRW окажутся на высоте. Не забывайте еше и о том, что шины NRW практически не ухудшают комфорт в автомобиле!

Иное дело - российская глубинка, где дороги частенько покрыты ледяным панцирем, встречаются и сугробы (проходимость в снегу «зубастых» шин Н-10 существенно выше, чем NRW). Здесь шипы уже весьма кстати, и во имя безопасности, конечно же, стоит пожертвовать комфортом.

Наши экспертные оценки влияния шин на потребительские свойства автомобиля (см. диаграммы) мы приводим отдельно для заснеженных дорог и для ледяных покрытий.

В заключение - о ценах. Шипованные шины Н-10 «жигулевских» размерностей 165/70 R13 и 175/70 R13 стоят в фирменном магазине Лига+ соответственно $87 и $90, а шины NRW тех же размерностей - $80 и $85. Те шины, что мы испытывали в Лапландии (185/65 R14) немного дороже: Н-10 стоят $93, a NRW - $85.

То есть в пользу нешипованных шин NRW для эксплуатации в большом городе говорят и цены - пусть и незначительно, но NRW все же дешевле. И если бы мы оказались перед выбором, какие из этих двух шин поставить на зиму на редакционные автомобили, то выбрали бы NRW.

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ

Экспертные оценки влияния шин на некоторые потребительские свойства автомобиля на зимней дороге