02.06.2024

Михайло архангельский монастырь юрьев польский. Михайло-архангельский монастырь. Юрьев-Польский. Михайло-Архангельс кий монастырь


Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина - село Лучинское.

Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. .

В советское время внутреннее убранство собора было уничтожено, в здании были размещены выставочные залы музея, находящиеся там и по сей день. Но несколько лет назад по договоренности с Владимирской епархией в храме снова стали проводиться богослужения.

Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.


Подлинное украшение монастыря - надвратная церковь Иоанна Богослова - была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.

Стоящая рядом с собором отдельная колокольня была построена в 1685-1688 годах. Это красивое массивное восьмигранное сооружение, грани которого испещрены украшениями. Завершает колокольню высокий шатер с тремя рядами «слухов». На ярусе звона было девять колоколов, среди которых были очень интересные старинные экземпляры. К сожалению, ни одного колокола не сохранилось в советское время.

Стены и башни монастырской ограды были перестроены в камне в XVII-XVIII веках, до того они были деревянными. Но ограда была каменной уже в XVI веке, а позднее только перестраивалась. Сохранилась самая старая стена монастыря, западная, относящаяся к 1535 году. Сохранились в перестроенном виде и три древних башни, на которых можно увидеть сохранившиеся бойницы всех видов оборонительного боя, какие делали в те времена.

Во дворе монастыря стоит два памятника деревянного зодчества. Один из них - маленькая и скромная надкладезная часовня, имеющая, однако, богатую историю. По преданию, источник появился в те времена, когда по очень строгому уставу монахи не имели права выходить за пределы монастырских стен, и после общей молитвы родник вдруг забил прямо в монастыре. Сейчас источник снова освящен и из него можно брать воду.

Деревянная Георгиевская церковь из села Егорье (1718г.) была перенесена в монастырь в 1967-1968 годах Л.В. и В.М. Анисимовыми. Эта церковь - все, что осталось от древнего Георгиевского монастыря, первое упоминание о котором относится к 1565 году. Церковь небольшая, но стройная и изящная, и она прекрасно вписалась в общий монастырский ансамбль.


В советское время монастырь был закрыт, и архимандритский корпус отдали под музей, В остальных зданиях расположились различные учреждения, так, например, в соборе устроили мельницу. Постепенно все же музей занял весь комплекс монастыря, и в наши дни продолжает оставаться там. В его экспозициях отражена вся история Юрьевского ополья, собрано множество икон и картин, предметов искусства и быта.

Было это в начале XIII века. Разлилась река Сухона, и берега ее стали так далеко друг от друга, что жители Устюга, привыкшие ходить на службу в Троицкий Гледенский монастырь, не смогли этого делать более. И был в Гледенском монастыре молодой инок, именем Киприан. Семье его принадлежали многие земли по Двине и вокруг Устюга, но самого его не интересовали дела земные, а посвятил он свою жизнь спасению своей души. И попросили его устюжане переселиться в сам Устюг, да основать здесь монастырь, чтобы им было где Богу молиться. И вот, в 1212 году, инок Киприан с устюжанами начал строить обитель во имя Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. В окрестностях монастыря было несколько озер, а сам он находился за пределами острога и древнего городского вала. Сам Киприан пожертвовал все состояние своей семьи на это дело, а горожане носили все необходимое для устройства храма. Довольно быстро в монастыре появилась братия, и единым порывом они избрали себе игуменом уже известного нам инока. Часто приходил сюда на беседу с Киприаном и праведный Прокопий Устюжский, юродивый. По своей скромности и смирению, игумен Киприан так никогда и не принял священнического сана, считая себя недостойным рабом Божиим. Даже спал преподобный на камне, от которого потом устюжане отцарапывали кусочки и выпивая их с водой, получали исцеление. Прожив более 80 лет в монастыре, преподобный Киприан скончался 29 сентября 1294 года по старому стилю и был похоронен при воротах монастыря. Позже его мощи перенесли, и сейчас над его могилой находится миниатюрный храм Преполовения Пятидесятницы. Прошли годы и монастырь расширился. Произошло это отчасти от особо большого количества чудес и видений, явленных устюжанам и насельникам монастыря. Жил в обители некий холоп Иван, карымец- бурят по происхождению, отставший от своего купца. Монахи приютили его в монастыре и он принял православие и остался тут жить, подрабатывая ночным сторожем. И вдруг видит он - посреди ночи в часовне, над могилой Киприана огненный свет. Иван со всех ног побежал к монастырскому уставщику Нифонту, но когда они вернулись, свет уже угас. Нифонт не поверил, да заругал бурята. Спустя две недели чудесный свет пришел снова. На это раз сторож решил проверить все сам, и набравшись смелости заглянул в часовню. Он увидел там сияющую перед образом Спасителя на хоругви свечу. А на гробнице сидит старец. В одной руке держа посох, а в другой - пылающие свечи. Старец одет в золотые облачения, а пол часовни - не пол больше, а прекрасная зеленая трава. И старец сказал - «Сильно сыро мне лежать». На следующий день собравшись братия отслужили панихиду по преподобному Кирипиану и отсыпали песком под часовней и вокруг нее. Много раз еще видели преподобного Киприана в монастыре, то исцеляющего зависимого от пьянства, то тесающим камень на строительстве Введенской церкви, то молящегося в храме, и однажды попросившего перенести его мощи от ворот на новое место. Так и жил монастырь, в котором было два настоятеля - один обычный, земной и второй - чудесный. С момента своего создания Михайло-Архангельский монастырь входил в систему обороны Устюга и служил форпостом на его северной окраине. В XV в. на восточной стороне ограды монастыря были поставлены ворота, а над ними возведена башня с бойницами. Пруд, названный позже Архангельским, озера и ручей защищали монастырь от незваных гостей, и долгое время монастырь оставался надежной крепостью. В 1653 году здесь началось большое строительство - местный купец Никифор Ревякин пожертвовал большие деньги на строительство каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и пятиглавого холодного храма в честь Собора Архангела Михаила с колокольней. За ближайшие сто лет будут построены еще два храма, настоятельский, братский корпуса, новая каменная ограда длиной 800 метров. В 1750 году на колокольне Михайло-Архангельского собора установили большие часы с немецким механизмом и боем. С начала XVII века на территории монастыря действовало Великоустюжское духовное училище, а с 1737 года - Великоустюжская духовная семинария, но после пожара в ее здании в конце XVIII века, она так и не была восстановлена. В 1788 году была упразднена Великоустюжская и Тотемская епархия, территории которой вошли в Вологодскую и Великоустюжскую епархию. Последний Великоустюжский епископ, преосвященный Иоанн, был уволен на покой и провел остаток своих дней здесь, в Михайло-Архангельском монастыре. В 1918 году монастырь был закрыт, использовался в качестве отделения Великоустюгского исправительного дома. В братском корпусе было 7 общих камер на 30 человек каждая, в которых под стражей содержали священников, студентов, купцов, профессора и несколько крестьян. В одной сидел и Питирим Сорокин, известный русский и американский социолог, философ, культуролог и личный секретарь председателя временного правительства Александра КЕренского, сдавшийся чекистам в Устюге в октябре 1918 года. Он писал: «Нар не было, заключенные лежали в своих лохмотьях на полу, в камере огромное количество насекомых. Многие из заключенных не знают, за что арестованы, а рабочие и крестьяне просто не понимают, за что их арестовало свое правительство. Среди заключенных существовала взаимовыручка: еда делилась поровну, тоже наблюдалось в отношении курева и т.д. Еда отвратительная, поэтому заключенные ощущали постоянное чувство голода. Обед:1,4 фунта хлеба и миска горячей воды с картофелиной, тоже на ужин и завтрак, то есть еда - 1 раз в сутки. В камере вместе со здоровыми заключенными находились и 4 человека, болеющих сыпным тифом. Отбой в 20.00, а в 22.00 партиями заключенных уводили на расстрел. Начальником расстрел команды из 11 человек был Карл Андреевич Петерсон, в г. Великий Устюг находился с 1918 года, должность-комиссар дивизии латышских стрелков, занимался карательными операциями в прифронтовой полосе. Иногда расстреливали людей прямо в камерах, и так каждую ночь, от 1 до 9 человек». Уже в наше время монастырь открывает свои сокровища и загадки. Паперть Архангельского собора хранит четыре росписи разных времен. Уникальная стенопись XVII-XVIII вв., «Притчи старческие» назидает монахов в их духовном делании. Есть здесь и редкие орнаментальные росписи, и портрет архиепископа Иосифа, погребенного в соборе, и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Западный портал ранее украшали двери с позолоченными и посеребренными медными пластинами с гравировкой библейских событий. Западное крыльцо собора ведет на галерею, где находятся обрамленные колоннами, три портала. Собор первоначально был расписан, но сейчас фрески заштукатурены и забелены. С начала XX века монастырь практически не изменился. Здесь было училище, музей, и сейчас он все еще принадлежит музею, хотя экспозиций и выставок там нет. 16 июля 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал указ об образовании Православной религиозной организации Архиерейское подворье «Михайло-Архангельский монастырь». Сколько бы ни прошло времени, «Свято место пусто не бывает» - говорят в русском народе. Придет время, и преподобный Киприан, как в древних видениях, благословит первого монаха, который вновь поселится в обители Архангела Михаила на Устюзе.

Было это в начале XIII века. Разлилась река Сухона, и берега ее стали так далеко друг от друга, что жители Устюга, привыкшие ходить на службу в Троицкий Гледенский монастырь, не смогли этого делать более. И был в Гледенском монастыре молодой инок, именем Киприан. Семье его принадлежали многие земли по Двине и вокруг Устюга, но самого его не интересовали дела земные, а посвятил он свою жизнь спасению своей души. И попросили его устюжане переселиться в сам Устюг, да основать здесь монастырь, чтобы им было где Богу молиться. И вот, в 1212 году, инок Киприан с устюжанами начал строить обитель во имя Введения во храм Богородицы и Архистратига Михаила. В окрестностях монастыря было несколько озер, а сам он находился за пределами острога и древнего городского вала. Сам Киприан пожертвовал все состояние своей семьи на это дело, а горожане носили все необходимое для устройства храма. Довольно быстро в монастыре появилась братия, и единым порывом они избрали себе игуменом уже известного нам инока. Часто приходил сюда на беседу с Киприаном и праведный Прокопий Устюжский, юродивый. По своей скромности и смирению, игумен Киприан так никогда и не принял священнического сана, считая себя недостойным рабом Божиим. Даже спал преподобный на камне, от которого потом устюжане отцарапывали кусочки и выпивая их с водой, получали исцеление. Прожив более 80 лет в монастыре, преподобный Киприан скончался 29 сентября 1294 года по старому стилю и был похоронен при воротах монастыря. Позже его мощи перенесли, и сейчас над его могилой находится миниатюрный храм Преполовения Пятидесятницы. Прошли годы и монастырь расширился. Произошло это отчасти от особо большого количества чудес и видений, явленных устюжанам и насельникам монастыря. Жил в обители некий холоп Иван, карымец- бурят по происхождению, отставший от своего купца. Монахи приютили его в монастыре и он принял православие и остался тут жить, подрабатывая ночным сторожем. И вдруг видит он - посреди ночи в часовне, над могилой Киприана огненный свет. Иван со всех ног побежал к монастырскому уставщику Нифонту, но когда они вернулись, свет уже угас. Нифонт не поверил, да заругал бурята. Спустя две недели чудесный свет пришел снова. На это раз сторож решил проверить все сам, и набравшись смелости заглянул в часовню. Он увидел там сияющую перед образом Спасителя на хоругви свечу. А на гробнице сидит старец. В одной руке держа посох, а в другой - пылающие свечи. Старец одет в золотые облачения, а пол часовни - не пол больше, а прекрасная зеленая трава. И старец сказал - «Сильно сыро мне лежать». На следующий день собравшись братия отслужили панихиду по преподобному Кирипиану и отсыпали песком под часовней и вокруг нее. Много раз еще видели преподобного Киприана в монастыре, то исцеляющего зависимого от пьянства, то тесающим камень на строительстве Введенской церкви, то молящегося в храме, и однажды попросившего перенести его мощи от ворот на новое место. Так и жил монастырь, в котором было два настоятеля - один обычный, земной и второй - чудесный. С момента своего создания Михайло-Архангельский монастырь входил в систему обороны Устюга и служил форпостом на его северной окраине. В XV в. на восточной стороне ограды монастыря были поставлены ворота, а над ними возведена башня с бойницами. Пруд, названный позже Архангельским, озера и ручей защищали монастырь от незваных гостей, и долгое время монастырь оставался надежной крепостью. В 1653 году здесь началось большое строительство - местный купец Никифор Ревякин пожертвовал большие деньги на строительство каменной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и пятиглавого холодного храма в честь Собора Архангела Михаила с колокольней. За ближайшие сто лет будут построены еще два храма, настоятельский, братский корпуса, новая каменная ограда длиной 800 метров. В 1750 году на колокольне Михайло-Архангельского собора установили большие часы с немецким механизмом и боем. С начала XVII века на территории монастыря действовало Великоустюжское духовное училище, а с 1737 года - Великоустюжская духовная семинария, но после пожара в ее здании в конце XVIII века, она так и не была восстановлена. В 1788 году была упразднена Великоустюжская и Тотемская епархия, территории которой вошли в Вологодскую и Великоустюжскую епархию. Последний Великоустюжский епископ, преосвященный Иоанн, был уволен на покой и провел остаток своих дней здесь, в Михайло-Архангельском монастыре. В 1918 году монастырь был закрыт, использовался в качестве отделения Великоустюгского исправительного дома. В братском корпусе было 7 общих камер на 30 человек каждая, в которых под стражей содержали священников, студентов, купцов, профессора и несколько крестьян. В одной сидел и Питирим Сорокин, известный русский и американский социолог, философ, культуролог и личный секретарь председателя временного правительства Александра КЕренского, сдавшийся чекистам в Устюге в октябре 1918 года. Он писал: «Нар не было, заключенные лежали в своих лохмотьях на полу, в камере огромное количество насекомых. Многие из заключенных не знают, за что арестованы, а рабочие и крестьяне просто не понимают, за что их арестовало свое правительство. Среди заключенных существовала взаимовыручка: еда делилась поровну, тоже наблюдалось в отношении курева и т.д. Еда отвратительная, поэтому заключенные ощущали постоянное чувство голода. Обед:1,4 фунта хлеба и миска горячей воды с картофелиной, тоже на ужин и завтрак, то есть еда - 1 раз в сутки. В камере вместе со здоровыми заключенными находились и 4 человека, болеющих сыпным тифом. Отбой в 20.00, а в 22.00 партиями заключенных уводили на расстрел. Начальником расстрел команды из 11 человек был Карл Андреевич Петерсон, в г. Великий Устюг находился с 1918 года, должность-комиссар дивизии латышских стрелков, занимался карательными операциями в прифронтовой полосе. Иногда расстреливали людей прямо в камерах, и так каждую ночь, от 1 до 9 человек». Уже в наше время монастырь открывает свои сокровища и загадки. Паперть Архангельского собора хранит четыре росписи разных времен. Уникальная стенопись XVII-XVIII вв., «Притчи старческие» назидает монахов в их духовном делании. Есть здесь и редкие орнаментальные росписи, и портрет архиепископа Иосифа, погребенного в соборе, и эпитафия монастырского архимандрита Варсонофия. Западный портал ранее украшали двери с позолоченными и посеребренными медными пластинами с гравировкой библейских событий. Западное крыльцо собора ведет на галерею, где находятся обрамленные колоннами, три портала. Собор первоначально был расписан, но сейчас фрески заштукатурены и забелены. С начала XX века монастырь практически не изменился. Здесь было училище, музей, и сейчас он все еще принадлежит музею, хотя экспозиций и выставок там нет. 16 июля 2014 года митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал указ об образовании Православной религиозной организации Архиерейское подворье «Михайло-Архангельский монастырь». Сколько бы ни прошло времени, «Свято место пусто не бывает» - говорят в русском народе. Придет время, и преподобный Киприан, как в древних видениях, благословит первого монаха, который вновь поселится в обители Архангела Михаила на Устюзе.

В «Путеводителе по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам» (1906) Михайло-Архангельскому уделено всего несколько строк. В нём говорится:

Древнейшая история монастыря покрыта мраком. Известно, что в феврале 1238 года его разорили отряды Батыя. Согласно «Владимирскому сборнику» (1857) К. Тихонравова, он начал постепенно восстанавливаться только около 1530 года. Но здесь, вероятно, имеется в виду все-таки его возрождение после нашествия Едигея (1408). Странно было бы предположить, что князь Святослав оставил свою обитель в долговременном запустении.

В 1535 году в монастыре значится один деревянный храм Михаила Архангела с приделом пророка Божия Илии, выстроенный попечением великого князя Московского Василия III. К постройке первого каменного собора приступили только в 1560 году, причем средства на сей раз пожертвовал князь Иван Кубенский.

Впоследствии щедро благотворил обители (1578—1642), вотчина которого — село Лучинское — располагалась неподалеку. Княжеские дары были весьма уместны, ибо в первой половине XVII века монастырь, разоренный поляками, вновь переживал не лучшие времена.

Управление в монастыре было:

«сперва было строительское, потом игуменское, со времени Царя Ивана Васильевича — архимандричье, а с 1764 года по 1798 опять игуменское. С 1798 года, на основании именного Высочайшего указа, учреждена архимандрия».

Из вышесказанного следует, что обитель счастливо избежала упразднения при императрице Екатерине II.

Ограда Михайло-Архангельского монастыря

Старинный облик, характерный для XVII века, сохранила только западная часть монастырской ограды. Н.Н. Воронин пишет о стенах монастыря:

«имеет печуры подошвенного боя, навесные бойницы и щели для стрельбы с боевого настила, лежавшего на арках внутри ограды»

Башни, равно как и остальные части монастырской стены, были в позднейшее время сильно перестроены и утратили воинственные черты. Впрочем, едва ли после XVIII столетия монастырю требовалась серьезная «линия обороны». Скорее нужда в ней ощущалась прежде — именно тогда, когда стены обители были деревянными.

Михайло-Архангельский монастырь - православный мужской монастырь, расположенный в самом центре Юрьев-Польского в кольце древних земляных валов XII века.

Михайло-Архангельский монастырь был основан князем Святославом Всеволодовичем в XIII веке. Известно, что в 1238 году войска Батыя при взятии Юрьева-Польского разорили обитель, и почти два века она простояла в запустении. Разоряли монастырь и литовцы; тогда погиб весь архив, и настоятелю монастыря пришлось подавать прошение царю Михаилу Федоровичу о том, чтобы царь подтвердил привилегии, дарованные обители прежними государями. Такая грамота действительно была выдана. В монастыре было немало подарков от князя Д.М.Пожарского, у которого недалеко от Юрьева была вотчина – село Лучинское.

Соборный храм во имя Архангела Михаила был разрушен в 1408 году во время очередного взятия города, на сей раз Едигеем, и вскоре снова отстроен. В 1535 году здесь значится деревянная церковь Михаила Архангела с приделом Пророка Илии, отстроенная иждивением великого князя Василия Иоанновича. В 1560 году был построен первый каменный храм, средства на его строительство пожертвовал князь Иван Михайлович Кубенский. В 1636 году храм был с трех сторон окружен папертями, а в конце XVIII века обветшавшее здание было разобрано. Строительство нового собора велось на средства жителей города; работы начались в 1792 году, а закончились в 1806 году.

Трапезная церковь Иконы Божией Матери «Знамение» была построена в 1625 году. Это простой невысокий храм с обширной трапезной палатой. Она соединяется с запада с келарской, или ризничьей палатой и погребами. Этот большой комплекс соединяется переходом с каменными архимандритским и братским корпусами, которые были выстроены в 1763 году.

Подлинное украшение монастыря – надвратная церковь Иоанна Богослова – была построена в 1670 году. Она очень гармонично перекликается с более поздним собором Михаила Архангела (не исключено, что собор строили с учетом облика этой красивой и изящной церкви). Тесно посаженные главы на тонких барабанах придают храму дополнительную устремленность ввысь. Святые ворота, на которых стоит сама церковь, были построены чуть раньше, в 1654 году.