09.04.2024

Мужественный шаг капитана И. А. Флёрова. Место захоронения капитана флерова и его воинов Оборонительные бои под оршей капитан флеров


Оригинал взят у loginov_lip в Место захоронения капитана Флерова и его воинов

Иван Андреевич Флеров - Герой России, уроженец села Двуречки Грязинского района Воронежской области (ныне - Липецкая область), легендарный командир первой батареи "Катюш", мой земляк. Расчётная артиллерийская единица капитана Флёрова показала советскому командованию перспективность данного вида вооружения. Именно благодаря успехам этого великого командира «катюши» стали столь почитаемы в пехоте.

Родился Иван Андреевич в 1905 году в селе Двуречки Грязинского района. В семье Флёровых было шестеро детей — четверо братьев и две сестры. Отец работал счетоводом на Боринском сахарном заводе, мать занималась домашним хозяйством. Иван Флёров окончил земскую школу с похвальным листом, особо преуспев в арифметике. Поработав в селе, поступил учеником слесаря на сахарный завод. А в 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при чугунолитейном заводе в городе Липецке (долгое время это ПУ № 23, где существует музей легендарного земляка). Здесь же, как один из лучших выпускников школы, он некоторое время работал мастером производственного обучения.

отсюда

Отслужив срочную службу в артиллерийских частях, Флёров в 1933 году связывает свою судьбу с армией. После окончания артиллерийского училища его зачисляют слушателем Военной артиллерийской академии имени Ф. Э. Дзержинского. В 1939 году он участвовал в войне с Финляндией и за проявленный героизм был награжден орденом Красной Звезды.

7 октября 1941 года стало последним испытанием для капитана и его батареи: солдаты вступили в неравный бой с врагом в печально известном Вяземском котле (Смоленская область, Угранский район, окрестности деревни Богатырь). Следуя приказу Генштаба, Флёров приказал части своих войск прорываться из окружения, сам же вместе со старшиной, двумя сержантами и тремя рядовыми привёл в действие взрывные механизмы на «катюшах».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1963 года Иван Андреевич Флеров посмертно был награжден орденом Отечественной войны степени. В 1995 году удостоен звания Героя России (посмертно).

Поиски места гибели Флерова были долгими и коснулись нескольких поколений патриотов-поисковиков.



21 июня 1941 года, за день до начала войны, были завершены испытания новейшего оружия - установок реактивной артиллерии БМ-13, более известных впоследствии как "Катюши", и принято решение о начале их серийного выпуска.

Памятник "Катюше" в Одессе:

28 июня капитану И.А.Флерову было поручено приступить к созданию первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. В ее состав вошли 170 солдат, сержантов и офицеров, 7 боевых машин БМ-13: три огневых взвода и одна головная машина, пристрелочный взвод в составе 122-мм гаубицы, взводов управления, автотранспортного и медикосанитарного, хозяйственной и финансовой частей и других спецподразделений. Офицеры на батарею прибыли в основном из Артиллерийской академии. В ночь на 3 июля батарея выехала из Москвы на Западный фронт, имея боезапас около 3000 ракет М-13.

В сформированную батарею вошли взвод управления, три огневых взвода, взводы боепитания и пристрелочный, а также тыловые и обеспечивающие подразделения. Всего в ней насчитывалось 7 установок БМ-13, около 50 различных машин и одна 122-мм гаубица (для предварительной пристрелки до проведения залпа реактивными снарядами). Личного состава в батарее было около 170 человек.

Первую боевую задачу капитану И.А.Флерову поставил генерал-майор Г.С.Кориофилли: нанести огневой налет по железнодорожной станции Орша, на которой скопились фашистские эшелоны с личным составом, боеприпасами, техникой, горючим и другими материальными ресурсами. И вот 14 июля 1941 г. в 15 часов 15 минут был дан первый залп ракетами, снаряженными зажигательными веществами.

Через несколько секунд на железнодорожный узел обрушился огненный смерч. Мало кому из фашистов, оказавшихся в это время на станции, удалось спастись. Эффект был потрясающим! На станции Орша практически были уничтожены все эшелоны и путевое хозяйство. Наблюдая результаты боевой работы батареи с наблюдательного пункта, И.А.Флеров сказал подполковнику Кривошапову: «Можно смело докладывать Верховному главнокомандующему, что создано превосходное оружие! Надо думать, отголоски залпа дойдут от Орши до Берлина! ».

В течение трех месяцев батарея, постоянно меняя место дислокации, нанесла десятки сокрушительных залпов по скоплению живой силы и техники фашистов. Командованием вермахта были выделены специальные части с задачей любой ценой обнаружить и захватить батарею. За ней началась настоящая охота с использованием авиации, танков и пехоты.

Но все это время благодаря умелым действиям капитана Флерова батарея с минимальными потерями уходила от преследования и в то же время постоянно наносила разящие удары по противнику. 30 сентября фашисты приступили к реализации плана «Тайфун», конечной целью которого был захват Москвы. В это время батарея вместе с другими войсками находилась в окружении в районе города Рославль. Для выхода к линии фронта и соединения с войсками батарейцам пришлось совершить двухсоткилометровый марш по тылам фашистов, имея на направляющих боевых установок ракеты всего для одного залпа. И батарея прорвалась к своим войскам, сохранив личный состав и всю технику.

Мощным ударом танковых и механизированных дивизий со стороны Рославля и Духовщины немцы прорвали нашу оборону, заняли Спас-Деменск, Юхнов и 6 октября соединились в Вязьме. Наши части в районе Смоленска и Ельни оказались в окружении.
Батарея капитана Флерова была отрезана. Гвардейцам пришлось вести тяжелые машины по бездорожью, по лесам и болотам. Они прошли по вражеским тылам более 150 километров (от Рославля мимо Спас-Деменска на северо-восток).

Капитан Флеров сделал все возможное для того, чтобы спасти батарею и прорваться к своим. Когда подошло к концу горючее, он приказал зарядить установки, а оставшиеся ракеты и большинство транспортных машин взорвать. В колонне остались боевые установки и 3 - 4 грузовика с людьми.

Неподалеку от поселка Знаменка капитан остановил колонну на опушке и выслал на машине разведку. Вскоре та доложила, что путь свободен. Флеров приказал разведчикам следовать впереди колонны на расстоянии не более километра и в случае опасности немедленно подавать сигнал. Когда стемнело, машины с погашенными фарами вплотную шли одна за другой. Вокруг было тихо. Но вдруг поле озарилось вспышками выстрелов. Вражеская засада намеренно пропустила машину разведчиков и всей мощью обрушилась на колонну ракетчиков. Фашисты стремились любой ценой захватить батарею, чтобы разгадать секрет нового советского оружия. Флеров и его подчиненные вступили в смертельный бой. Пока одни отбивались от врага, другие бросились к боевым установкам.

Старая дорога из Знаменки в Богатырь, по которой двигалась батарея

Дав последний залп прямой наводкой по приближающимся танкам противника, батарейцы, выполняя приказ командира, подорвали, боевые установки, которые были подготовлены к взрыву. Сам капитан Флеров, будучи тяжело раненным, отдав приказ подчиненным мелкими группами пробиваться к своим войскам, взорвал головную установку, к которой немцы подобрались на 40 - 50 метров, и при этом погиб. К линии фронта вышли только 46 артиллеристов батареи, которых вывели командир огневого взвода старший лейтенант А.В.Кузьмин и парторг батареи политрук И.Я. Нестеров.

После боя немцы, осмотрев место, сняли с убитых награды, оружие, забрали документы. Хоронили их местные жители в районе деревни Богатырь - недалеко от большака Вязьма - Юхнов. Один из участников этих событий остался жив, прошел войну и каждый год 9 Мая приезжал на могилу своих однополчан, ухаживал за ней вместе с местными жителями. После 1984 года такие поездки прекратились, многие сельские ветераны ушли из жизни. Заборчик, ограждающий могилу, сгнил и упал, место это запахали вместе с дорогой, которая шла через поле к деревне. Захоронение было утрачено .

Много труда приложил, чтобы восстановить историю знаменитой батареи, журналист Н. М. Афанасьев. Он написал книгу «Первые залпы», за которую все гвардейцы-минометчики благодарны ему.

Из красочного материала О. Яблокова в «Грязинских известиях» (№86 (9168) от 25 октября 1995 г.) становится ясным: почему долгие годы герои не были похоронены с должными почестями. Журналист беседовал со старожилами деревни Богатырь, свидетелями событий октября 1941 года. После ухода из деревни фашистов местные деды похоронили тела солдат:

В 1995 году после присвоения Флерову посмертно звания Героя России перед руководством Смоленской области встал непростой вопрос: памятник есть (мемориальная плита в начале деревни Богатырь), а останки героя находятся где-то среди поля. Были вызваны вяземские поисковики под руководством А.Гаврикова и Л.Горшковой для розыска останков погибших воинов.

жена и сын Флерова (из архива Грязинского краеведческого музея)

Сама природа была на стороне членов патриотического клуба: осенние дожди прекратились, установилась теплая ясная погода. Экспедиция прибыла в поселок Знаменка, разместилась в местной школе. Выехали на место гибели Флерова, еще раз выслушали местных жителей, прошли дорогой, по которой на деревню Богатырь двигались «катюши». Одна пожилая женщина не просто поведала историю происходившего здесь в 1941 году, но и принесла фотографию, на которой было запечатлено захоронение с деревянной оградкой. По фото и рассказам сузили участок поиска до минимума: прямоугольник 100 на 200 метров.

Вооружившись щупами и лопатами, сантиметр за сантиметром обследовали каждый провал или бугорок. Обнаружила останки Любовь Горшкова. Когда расчистили контуры ямы, оказалось, что капитан Флеров (это видно было по «шпалам» на петлицах) покоился отдельно, а 6 человек лежали с другой стороны в ряд (один из них был старший лейтенант). На петлицах погибших хорошо просматривались артиллерийские эмблемы.

Церемония перезахоронения началась митингом в районном центре Угра, а затем колонна с гробами на артиллерийском лафете и с почетным караулом отправилась в поселок Знаменка, где дали залп современные реактивные установки «Град». Останки были торжественно перезахоронены в деревне Богатырь у большака Вязьма - Юхнов.

Так благодаря усилиям поисковиков была восстановлена историческая справедливость и достойно завершена одна из ярких и трагических страниц Великой Отечественной войны.

Очень хорошо, что сейчас близ этого места стоит большой указатель. Героев надо помнить.

В честь подвига батареи сооружены памятники в городах Орша, Балашиха, у деревни Богатырь, обелиск в городе Рудня. Имя Флёрова носят улицы в Липецке, Грязях, Орше, Балашихе, сельхозпредприятие в Смоленской области, центральная площадь села Двуречки. 9 мая 1975 года здесь был открыт мемориальный музей И.А. Флёрова, а в одном из парков Грязей установлен памятник легендарной «Катюше».

В основу статьи положены воспоминания, которые автор записал от воинов-флёровцев в 60-е годы ХХ века.

Иван Андреевич Флеров родился в апреле 1905 года в селе Двуречки Грязинского района Липецкой области в семье служащего. Окончив земскую школу, работать начал при Советской власти, был учеником слесаря на Боринском заводе. В 1926 году окончил школу фабрично-заводского обучения (ФЗО) в г. Липецке. Как лучший ученик был оставлен работать мастером производственного обучения и преподавателем математики. В 1927-1928 годах проходил срочную службу в Красной Армии в артиллерийской части.

В 1933 году был призван на краткосрочные курсы офицеров запаса, после их окончания был оставлен в армии. Участвовал в Советско-финской войне 1939-1940 гг., командовал гаубичной батареей. Отличился в боях при прорыве линии Маннергейма. Показал себя храбрым, знающим свое дело офицером, способным сплотить личный состав и действовать в сложной обстановке. Его батарея оказалась в окружении у озера Саунаярви. Кончились снаряды, продукты питания. Около двух недель батарея защищалась только стрелковым оружием. Каждому бойцу была поставлена задача на прорыв. Но вскоре война закончилась, необходимость в прорыве отпала сама собой.

О случившемся и о действиях в окружении случайно узнала его жена Валентина, когда нашла в его гимнастерке записи и письмо на случай гибели при прорыве из окружения.

В 1940 году капитан И.А. Флеров был награжден орденом Красной звезды и направлен на учебу в артиллерийскую академию имени Ф.Э. Дзержинского. Проживал с семьей в городе Балашихе Московской области.

22 июня 1941 года вместо сдачи первого экзамена в академии И.А. Флеров написал начальнику академии генерал-майору Л.А. Говорову рапорт с просьбой отправить на фронт. Через шесть дней его неожиданно пригласили в Кремль. Разговор был короткий. Флерову была поставлена задача: «Товарищ Флеров, Родина доверяет вам мощное секретное оружие, которого не имеет ни одна армия в мире. Если оно попадет в руки врага, то не вашей жизни, ни жизни ваших близких родственников не хватит, чтобы искупить эту вину». Там же его познакомили с комиссаром будущего подразделения.

К Флерову подошел человек в штатском, поздоровался, назвал себя. «А сейчас поедете на вокзал и из прибывающих эшелонов будете формировать свою батарею». Были подобраны водители, артиллеристы, связисты, все, что нужно для мобильного, самостоятельного подразделения. Через пару дней Флеров, комиссар и 10 человек, которые были назначены на должности командиров машин (огневых взводов), прибыли на окраину Москвы знакомиться с новой техникой.

В ангаре стояли машины (зачехленные), похожие на понтоны. Когда сняли чехол с одной, увидели решетчатую конструкцию на базе трехосного грузовика ЗиС. Послышался шепот: «Но мы же артиллеристы…» Подошли инженеры Дмитрий Шитов и Алексей Попов. «Ничего записывать нельзя, слушайте. Это БМ-13/16 132-миллиметровая реактивная установка на 16 ракет, пуск которых осуществляется за 7-8 секунд, вес ракеты 40 кг, боевой заряд 1,5 кг, скорость полета около 320 м/с, дальность стрельбы от 300 метров до пяти километров. Траектория полета ракеты близка к траектории полета 122-миллиметровой гаубицы».

В ночь на 3 июля 1941 года из Подмосковья назад, на Смоленск, вышла колонна из 44 автомашин, которую замыкала на прицепе единственная 120-миллиметровая гаубица. В составе колонны: семь БМ-13/16, ракеты на десять залпов, сто зарядов к гаубице. Все необходимые службы для автономных действий, личный состав - 160 бойцов и командиров, небольшой отряд НКВД для охраны колонны на маршруте и беспрепятственного движения к линии фронта.

В дневное время колонну загоняли в лес, ставили охранение и инженеры проводили занятия по изучению материальной части, тренировались в овладении техникой, подготовкой боевых позиций. Вечером двигались дальше. Прибыли под Оршу. Соблюдая строгую секретность, ни командующий армией, ни командующий фронтом не были уведомлены о прибытии батареи.

Вот как вспоминали после войны выжившие батарейцы первый залп (до этого никто, даже Флеров не видел и не слышал стрельбы из БМ-13/16). Приводим воспоминания, записанные автором в 60-е годы прошлого века:

«14 июля 1941 года, 15 часов. Знойное безоблачное небо. От обилия ярких красок режет глаза. Наших войск не видно (нашей артиллерии не было, а солдаты укрылись в индивидуальных окопах на одного человека). В бинокль хорошо виден забитый железнодорожный узел станции Орша. Через несколько лет станет известно, что в тот день на станцию прибыла новая 17-я танковая дивизия, которую немецкое командование намеревалось ввести в прорыв восточнее Орши, поэтому войска не разгружались. Послеобеденный сон. Между эшелонами лениво шагают часовые.

…Проверены расчеты, условным кодом по радио переданы команды. Семь темно-зеленых грузовиков выехали из леса в лощину на огневые позиции, подготовленные ночью.

Рядом с командирами взводов инженеры Попов и Шитов. Все готово. Солдаты бегут от машин в отрытые окопы. 15 часов 15 минут. Капитан Флеров, находящийся на наблюдательном пункте, берет радиомикрофон, радист на батарее повторяет команду: «По фашистским захватчикам батареей залп!». Слышен скрежет и ни с чем не сравнимый рев. На месте стоянки машин клубы дыма и пыли. В небо взметнулись 112 ярких молний, оставляя приглушенный рокот, и снова тишина. В секунды машины зачехлены и срываются с места. Группа фашистских бомбардировщиков разворачивается, проходит над машинами и начинает бомбить место, откуда только что произведен залп. Когда раздался необычный грохот, уставшие от отступлений и зноя красноармейцы с тревогой выглянули из окопов, пытаясь понять, что же произошло. А скрывшиеся из глаз молнии продолжали полет в сторону врага. Через несколько мгновений огненная лавина обрушилась на железнодорожный узел. Земля затряслась. Запрыгала. Взрывались вагоны с боеприпасами и цистерны с бензином. Все перемешалось. В море огня было видно, как взрывы отрывали рельсы от пропитанных бензином шпал. Земля горела. Вагоны превращались в бесформенные груды металла. В Москву ушла шифровка: «14.7.41 г. Нанесли удар по фашистским эшелонам на железнодорожном узле Орша. Результаты отличные. Сплошное море огня».

Так начался славный боевой путь советской реактивной артиллерии и охоты фашистов за батареей, которой командовал капитан И.А. Флеров.

15 июля 1941 года батарейная разведка доложила, что через реку Оршица немцы наводят понтонную переправу, а к переправе по большаку идут колоннами с песнями немецкие подразделения численностью не менее пехотного полка. Машины вышли на линию огня и по переправе к приблизившейся колонне был произведен залп. Колонна и переправа были полностью уничтожены. Несколько уцелевших фашистов с переправы бежали на наш берег сдаваться.

Этим же вечером во время привала зашел разговор о том, что в каждом роде войск есть техника, которую называют ласковыми именами «Чайка», «Курносый»… «А как мы назовем нашу “Машу”»? Кто-то предложил «Катюшей». - «Почему?..» - «"Катюша" вышла на берег, спела песню и нет фашистского полка. А как эти мокрые с переправы бежали с поднятыми руками объясняться ей в любви…»

Однажды капитан Флеров находился на батальонном наблюдательном пункте, когда неожиданно враг пошел в атаку силами, в несколько раз превышающими наш обескровленный в предыдущих боях батальон. Немцы стали окружать командный и наблюдательный пункт батальона. Чтобы не быть окруженными и плененными, Флеров вызвал огонь на себя. Наблюдательный пункт был разбит. Флерова нашли в полуразваленном блиндаже без сознания с сильной контузией.

Ежедневно батарея наносила удары по врагу, участвуя и в контрнаступлении под Вязьмой. Гаубица использовалась для уничтожения отдельных, малоразмерных целей. Если целеуказание давал Флеров, то цель поражалась с первого раза.

За три месяца пребывания на фронте батарея капитана Флерова нанесла фашистам огромный урон. Охоту за батареей гитлеровцы начали после первого залпа и не прекращали ни на один час. Применяя военную хитрость, искусство маневра и маскировки, батарея наносила мощные удары и уходила от врага.

7 октября 1941 года батарея попала в окружение и угодила в засаду в деревне Богатырь. Ночь, тихо, собаки не лают, ставни закрыты, свет не горит, стали выходить из машин. И вдруг с обеих сторон кинжальный ружейно-пулеметный огонь. Поняв, что выхода нет, дали последний залп, чтобы ни одна ракета не досталась врагу. Будучи раненым в горло и не имея возможности взорвать машину дистанционно, И.А. Флеров бросился к головной машине и взорвал ее из кабины (каждая машина имела 40 кг динамита для самоликвидации).

Личный состав, верный своему воинскому долгу и воодушевленный примером своего командира, уничтожил остальные. Из состава батареи после войны в живых осталось менее пятидесяти человек. Кому-то удалось перейти линию фронта, кто-то оказался в партизанах, кто-то пережил плен. Появились другие батареи (кстати, в конце июля на этот участок фронта поступила батарея из девяти БМ-13/16 «катюш»), дивизионы, полки, дивизии реактивной артиллерии, но все это было потом».

Слава о подвиге капитана Ивана Андреевича Флерова и его первой реактивной батарее переживет века, как слава о подвиге батареи полковника Раевского, героя войны 1812 года.

Валентин Агеев

← Вернуться к списку

Игорь
24.10.2015 22:52

И все бы здорово и воевали неплохо. Но вот взорвать установки толком не смогли. Три из них немцы захватили почти целыми.
Хотя,то ничего бы не изменило.
Первые две "катюши" были захвачены на Украине месяцем раньше.
--
И еще -14.07.41 немцев в Орше еще не было.

24 апреля 1905 года родился Иван Андреевич Флеров, капитан советской армии, командир первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 14 июля 1941 года батарея Флерова впервые применила под Оршей новое оружие - БМ-13, знаменитую «катюшу».

Судьба Ивана Флерова сложилась так же, как у многих тысяч пареньков, чье взросление пришлось на гражданскую войну и период сразу после нее. Сын мелкого служащего, родившийся в липецком селе Двуречки, окончил школу, стал слесарем. Потом «фабзавуч» — фабрично-заводское обучение. С 1927 года — срочная служба, там попал в артиллерию.

В 1933 году Флеров был призван на переподготовку офицеров запаса, после чего решил связать свою судьбу с армией. «Лодырем я никогда не был и не буду, пока есть силы, несмотря ни на какие обстоятельства», — писал он своему брату. Слово сдержал: через шесть лет он стал слушателем артиллерийской академии.

В «зимнюю войну» с Финляндией Флеров командовал батареей 94-го гаубичного артполка, по итогам боев награжден орденом Красной Звезды. Потом вернулся в академию, но уже с первых дней Великой Отечественной войны получил особое задание.

Заданием стало командование особо секретной отдельной батареей реактивных установок БМ-13. Установки надлежало обкатать в бою (а обстановка на фронтах была ой какая сложная), но при этом ни в коем случае не дать им попасть в руки противника. Каждая машина несла заряд взрывчатки и устройства для самоподрыва.

И через 12 дней, 14 июля, «катюша» вышла на берег крутой: закатив машины на пригорок, Иван Флеров дал первый боевой залп БМ-13, накрыв железнодорожный узел под Оршей, забитый составами с боеприпасами и горючим.

«Результаты отличные. Сплошное море огня», — лаконично, но поэтично отразил эту атаку Флеров в журнале боевых действий батареи.

Применение «катюш», тогда еще отнюдь не массовое, вызвало нервозность у германского командования. В августе—сентябре 1941 года немецкий Генштаб слал в войска телеграмму за телеграммой: «Русские имеют автоматическую многоствольную огнеметную пушку. Выстрел производится электричеством. Во время выстрела образуется дым. При захвате таких пушек немедленно докладывать», «войска доносят о применении русскими нового вида оружия, стреляющего реактивными снарядами… О появлении этих орудий надлежит донести немедленно… в тот же день!».

Но война пока что развивалась не в пользу советской армии. В октябре 1941 года батарея Флерова оказалась в одном из самых чудовищных котлов войны — Вяземском. Западнее Вязьмы немцы сумели окружить четыре советские армии, общим счетом 37 дивизий. Батарея очень скоро утратила связь со штабами, и Флеров самостоятельно пошел на прорыв из окружения.

Вечером 7 октября 1941 года батарея была захвачена врасплох вражеской мотопехотой и танками и приняла последний бой прямо с колес, на лесной просеке около смоленской деревни Богатыри. Батарея отработала по танкам прямой наводкой, но силы были совершенно неравны.

«7 октября 1941 год. 21 час. Попали в окружение у деревни Богатырь — 50 км от Вязьмы. Будем держаться до конца. Выхода нет. Готовимся к самовзрыву. Прощайте, товарищи», — гласит последняя запись Флерова.

Поняв, что положение безвыходное, бойцы подорвали машины и попробовали уйти с боем, 46 людям Флерова из 170 удалось выбиться через вражеские тылы к своим в районе Можайска.

Сам Иван Флеров, получивший тяжелое ранение, взорвал себя вместе с «катюшей».

Погибших похоронили местные жители. К сожалению, организатор похорон сам не дожил до конца войны — его расстреляли фашисты. Поэтому сведения о месте захоронения и о том, кто именно был похоронен, оказались утрачены.

Долгое время о судьбе капитана Флерова ничего не было известно, он числился «пропавшим без вести». Особо ретивые искатели «врагов народа» даже разрабатывали версию о том, что он якобы целенаправленно завел батарею в засаду.

Однако постепенно информация о бое у деревушки Богатыри была восстановлена, стало понятно, что никто из бойцов секретной батареи не попал в плен: все либо погибли, либо смогли уйти к своим.

Только в 1960 году маршал артиллерии Казаков подписал представление о присвоении Ивану Флерову звания Героя Советского Союза. Но этот документ замотала советская бюрократия. В итоге памяти Флерова достался лишь орден Отечественной войны I степени.

Только 21 июня 1995 года Родина отдала долг своему достойному сыну. Капитан советской армии Флеров, погибший под Вязьмой как и подобало русскому пушкарю — на своих орудиях, стал Героем России.

4 октября 1995 года поисковый отряд «Долг» обнаружил останки семи похороненных бойцов флеровской батареи, и среди них — тело капитана советской армии, опознанное по характерным «шпалам» в остатках петлиц. 6 октября 1995 года флеровцев перезахоронили в Богатырях, у дороги на Юхнов.

Знаменитую песню о девушке Катюше, выходящей на берег крутой, написанную в 1939 году поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в годы Великой Отечественной войны стали прочно ассоциировать с одним из новейших образцов оружия — боевой машиной реактивной артиллерии БМ-13.

До сих пор идут споры, по какой причине БМ-13 получила в армии прозвище «Катюша». Одни связывают это с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна, другие говорят о том, что звук, издаваемый снарядами, был похож на протяжное звучание песни. По третьей версии, первое применение БМ-13 с крутой горы, что кому-то тоже напомнило содержание шлягера.

К середине войны в песне «Катюша» даже появился новый куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!

«Эрэсы» изначально создавались для авиации

Установка БМ-13 стала одним из новейших видов вооружения, появление которых в Красной Армии стало крайне неприятным сюрпризом для гитлеровского командования.

Работы над созданием снарядов на бездымном порохе велись в СССР еще с 1920-х годов. Первые образцы реактивных снарядов — «эрэсов» — были созданы в 1933 году и предназначались для вооружения самолетов.

О том, что подобные снаряды могут быть эффективны также и при использовании в наземных войсках и на флоте, задумались позже. Работы над созданием многозарядной реактивной установке на базе грузовой машины начались в 1938 году.

В августе того же года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) во главе с Иваном Гваем представили первый проект многозарядной установки на базе автомашины ЗИС-5. Полигонные испытания показали, что проект «сырой», имеющий очень много недостатков.

В апреле 1939 был создана новая модель МУ-2 (механизированная установка, 2-й образец). Эту установка, заряжавшаяся 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13, военных в целом устроила.

В декабре 1939 года Артиллерийское управление Красной Армии утвердило программу продолжение работ по «Боевой машине-13» (БМ-13) и созданию опытной партии машин для всесторонних полигонных испытаний.

Первая батарея

Времени катастрофически не хватало — в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, и не было никаких сомнений в том, что она не обойдет Советский Союз.

Окончательное решение о начале серийного производства БМ-13 было утверждено Иосифом Сталиным за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года.

Первые серийные БМ-13, созданные на базе автомобиля ЗИС-6, сошли с конвейера завода №723 Наркомата минометного вооружения в Воронеже.

Командование Красной Армии приняло решение — из первых БМ-13 сформировать экспериментальную батарею, вооружить ее снарядами, производство которых тоже находилось в стадии запуска, и отправить на фронт, проведя испытания в по-настоящему боевых условиях.

28 июня 1941 года командующий войсками Московского военного округа подписал приказ о формировании экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии Красной Армии.

В батарею были включены 7 БМ-13, собранные к этому моменту, одна 152-миллиметровая гаубица, предназначавшаяся для пристрелки целей, а также грузовики для перевозки снарядов. Командный состав формировался из слушателей Артиллерийской академии Красной Армии.

Командиром батареи стал 36-летний капитан Иван Флёров , герой советско-финской войны, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма».

Иван Андреевич Флеров, капитан, командир первой батареи реактивной артиллерии «катюш». Фото: РИА Новости

Премьера под Оршей

3 июля 1941 года батарея капитана Флерова, личный состав которой составлял 198 человек, с соблюдением мер секретности выдвинулась из Москвы по Можайскому шоссе. Целью был район белорусской Орши, где батарея должна была поступить в распоряжение Западного фронта.

О появлении на фронте новых образцов вооружения не знали ни немцы, ни советские солдаты. Поэтому первое боевое применение БМ-13 вызвало шок по обе стороны фронта.

Около 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флёров отдал команду нанести удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. 112 реактивных снарядов, выпущенные установками в течение нескольких секунд, произвели сильнейшие разрушения, уничтожив скопление немецкой техники. Над районом поднялось огненное зарево. Через полтора часа после первого залпа батарея Флерова нанесла удар по переправе на реке Оршица, сорвав дальнейшее продвижением гитлеровцев на этом направлении.

Первый опыт показал — БМ-13 могут быть чрезвычайно эффективным оружием, которое не только наносит материальный урон врагу, но и подавляет его психику. Правда, и советским солдатам поначалу пришлось привыкать к характерному завыванию снарядов. В июле 1941 года особо впечатлительные воины боялись этих звуков не меньше, чем немецких бомбардировок.

В конце июля — начале августа 1941 года на Западном фронте начали действовать еще четыре батареи «катюш».

Охота за секретом

Немецкое командование, получив доклад с фронта о применении нового оружия русскими, отдало приказ во чтобы то ни стало захватить образец этой техники. На батарею капитана Флёрова началась охота.

Флёров прекрасно знал об этом, и сразу после нанесения удара по позициям немцев менял место расположения. Так вырабатывалась тактика применения реактивных минометов.

Первая опытная батарея БМ-13 успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. Иван Флёров отправил в Москву подробный отчет о применении установок, в котором указывал на достоинства и недостатки нового оружия.

В начале октября 1941 года во время отражения нового гитлеровского наступления батарея Флёрова за три дня израсходовала почти весь запас боеприпасов. Гитлеровцы провели стремительную операцию по окружению советских войск под Вязьмой. Первая батарея «катюш» также оказалась во вражеском «кольце».

Командир батареи делал все возможное, чтобы вывести людей и технику из окружения. Те машины, на которых заканчивалось горючее, взрывались.

Из вяземского «котла» удалось выбраться 46 бойцам батареи капитана Флёрова. Остальные, включая командира, долгое время числились пропавшими без вести. Разведка докладывала — никаких признаков того, что немцам удалось захватить установки, нет.

Реактивный снаряд от установки БМ-13 батареи капитана Ивана Флерова, найденный поисковиками группы «Экипаж» у деревни Корнюшково. Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин

Последний подвиг капитана Флёрова

Лишь гораздо позднее, когда в руках советского командование оказались архивы одного из армейских штабов вермахта, стало точно известно, что случилось с батареей.

В ночь с 6 на 7 октября 1941 года в районе деревни Богатырь Смоленской области колонна «катюш» нарвалась на засаду немцев. Личный состав батареи принял бой. За то время, что бойцам удавалось сдерживать натиск немцев, их товарищам удалось подорвать все установки БМ-13.

Сам командир батареи, будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Памятная доска на доме в Балашихе. Фото: Commons.wikimedia.org / IGW

В 1960-х годах командующий Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Константин Казаков подписал представление на посмертное присвоение капитану Флерову звания Героя Советского Союза. Однако 14 ноября 1963 года указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

В 1995 году поисковики в районе деревни Богатырь обнаружили останки советских солдат. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленном в память о подвиге первой батареи «катюш».

21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

5 марта 1998 года приказом министра обороны РФ Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

В первые дни войны капитан Флёров по предложению начальника академии генерал-майора Говорова был назначен командиром первой в Красной Армии отдельной Первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. 3 июля батарея была отправлена на Западный фронт и вошла в состав артиллерии 20 армии. 16 июля в 15.15 батарея Флёрова произвела залп по железнодорожному узлу Орша. Вторым залпом батарея разрушила понтонный мост через реку Оршица на дороге Минск-Москва наведённый немецкими сапёрами. Под удар попала 17-я танковая дивизия вермахта, которая была настолько деморализована, что в течение 3-х дней не могла принимать участие в боевых действиях. 15 июля тремя залпами батарея помогла сломить сопротивление немецких войск занявших г. Рудню. В дальнейшем батарея в составе 42-го дивизиона принимала участие в Ельницком контрнаступлении.

В 2 октября батарея Флёрова оказалась в окружении. Она прошла по вражеским тылам более 150 километров. Капитан сделал всё возможное для того, чтобы прорваться к своим. В ночь на 7 октября колонна машин батареи попала в засаду недалеко от деревни Богатыри (Знаменского района Смоленской области). Оказавшись в безвыходном положении, личный состав батареи взорвал машины. Будучи тяжело раненым, Флеров взорвал себя вместе с головной пусковой установкой. Похоронен в Смоленской области,Угранский район, д. Богатырь. Звание Героя России присвоено в 1995 году.

Украденная победа

24 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции, которая закончилась несомненной победой армии и жалким поражением дипломатии.

В апреле 1877 года Османская империя, фактически хозяйничавшая на Балканах, самым жестоким и варварским образом подавила национально-освободительное восстание в Болгарии. Россия попыталась мирным путем добиться улучшения положения христиан на Балканах. Но Турция упорствовала в своем варварстве. Пришлось применить силу.
С первых дней войны русской армии удалось провести успешное форсирование Дуная, захватить Шипкинский перевал и, после пятимесячной осады, принудить лучшую турецкую армию Осман-паши к капитуляции в Плевне. Последовавший рейд через Балканы, в ходе которого русская армия разбила последние турецкие части, заслонявшие дорогу на Константинополь, привёл к поражению Османской империи в войне.

В результате был заключен Сан-Стефанский договор. Россия получила часть Армении, отторгнутую от нее ранее часть Бессарабии. Турция была вынуждена признать независимость Румынии, Черногории и Сербии, а также обязывалась предоставить самоуправление Боснии и Герцоговине. В составе Османской империи образовалось автономное княжество Великая Болгария, находившееся под прямым влиянием России.

Однако Англия и Австрия воспротивились Сан-Стефанскому договору. Они начали приготовление к войне с Россией. Это воодушевило Турцию,и та тоже начала военные приготовления. Посредником выступила Германия. По ее настоянию, 1 июня открылись заседания Берлинского конгресса под председательством князя Бисмарка, а 1 июля подписан Берлинский трактат, радикально изменивший Сан-Стефанский договор, преимущественно в пользу Австро-Венгрии и в ущерб интересам балканских славян: в 3 раза были сокращены размеры Болгарского государства, получившего независимость от Турции, а Босния и Герцеговина были переданы Австрии.

Подвиг капитана Флерова

Главный смершевец Абакумов

24 апреля 1908 года родился Виктор Абакумов, советский государственный и военный деятель, бессменный начальник ГУКР «СМЕРШ» и Министр государственной безопасности СССР.