29.05.2024

Религия и культура кореи. Какой религии поклоняются корейцы



Религии в Республике Корея

Законодательство Республики Корея гарантирует свободу вероисповедания. Ввиду этого в Корее широко распространены и получают развитие самые различные религиозные конфессии.

Краткая история религий Кореи

Религиозные представления корейцев в древности, насколько можно судить по дошедшим до нас архаичным мифам, заключались в вере в Небо как в Верховное божество и высшее существо в природе. Например, в мифе о Тангуне – прародителе корейской нации – Хванин и Хванун выступают как персонажи, олицетворяющие Небо и Небесного владыку.

Религиозные верования, основанные на ритуальных обрядах, ставящих своей целью воздействовать на сверхъестественные силы ради достижения материальных результатов, сохранялись и в последующие эпохи. Однако уже в период Трёх государств (Когурё, Пэкче, Силла) корейцы познакомились с такими религиями как буддизм и конфуцианство, и в дальнейшем наблюдалась трансформация религиозных представлений в сторону мировоззрения, основанного на поиске духовной истины, при сохранении архаичных верований, стремящихся к получению материальной пользы. На протяжении столетий – в эпохи Трёх государств, Объединённого Силла и Корё – и вплоть до конца XIV в. буддизм пользовался в обществе популярностью как религия, а конфуцианство – как политическая доктрина. Но начиная с периода правления династии Чосон конфуцианская идеология стала доминирующей, а на дальнейшее развитие буддизма были наложены ограничения. В конце периода Чосон в страну начало проникать христианство. С другой стороны, возникли такие автохтонные религии как чхондогё («Учение Небесного пути») и чынсангё («Учение Чынсана»). Получили также развитие религиозные учения, основанные на идеях социального равенства. В настоящее время наиболее крупными конфессиями в Корее являются христианство и буддизм. К небольшим религиозным объединениям можно отнести такие самобытные вероучения как тэчжонгё («Учение Великого предка») и тангунгё («Учение Тангуна»). В народе также глубоко укоренены традиции шаманизма.

Численность верующих

Южная Корея

По состоянию на 2005 г. в ходе всеобщей переписи населения, проведённой Корейской государственной службой статистики, верующими себя назвали 24 млн. 970 тыс. граждан Республики Корея, т. е. 53,1% от общей численности населения страны. Не принадлежащими ни к одной религиозной конфессии себя объявили 46,5%.

Северная Корея

Что касается Северной Кореи, то там свобода вероисповедания отсутствует. Можно сказать, что и религиозных организаций в полноценном смысле там не существует. Согласно официальной информации, число верующих на Севере составляет всего 20–30 тыс. человек. Можно, впрочем, сделать предположение, что тайных последователей той или иной религии, к примеру, прихожан подпольных церквей, в Северной Корее немало.

Динамика численности последователей различных конфессий в Республике Корея

Религиозные конфессии Численность Процентное соотношение
1985 г. 1985 г. 2005 г. 1985 г. 1995 г. 2005 г.
Данные отсутствуют 0 2,571 205,508 0.0% 0.0% 0.4%
Общая численность населения 40,419,652 44,553,710 47,041,434
Верующие (общее число) 17,203,296 22,597,824 24,970,766 42.6% 50.7% 53.1%
Буддизм 8,059,624 10,321,012 10,726,463 46.8% 45.7% 43.0%
Протестантизм 6,489,282 8760,336 8,616,438 37.7% 38.8% 34.5%
Католицизм 1,865,397 2,950,730 5,146,147 10.8% 13.1% 20.6%
Конфуцианство 483,366 210,927 104,575 2.8% 0.9% 0.4%
Вон-буддизм 92,302 86,823 129,907 0.5% 0.4% 0.5%
Чхондогё 26,818 28,184 45,835 0.2% 0.1% 0.2%
Чынсангё 0 62,056 34,550 0.0% 0.3% 0.1%
Тэчжонгё 11,030 7,603 3,766 0.1% 0.0% 0.0%
Прочие религии 175,477 170,153 163,085 1.0% 0.8% 0.7%
Неверующие 23.216.356 21.953.315 21.865.160 57,4% 49,3% 46,5%

Обзор основных религиозных конфессий

Буддизм

Учение Будды проникло на Корейский полуостров примерно в IV в. Будучи завезено из Китая, оно представляло собой буддизм Махаяны, стремящийся к Спасению всех людей, в отличие от буддизма Хинаяны (Тхеравады), ориентирующегося на Пробуждение и Освобождение от страданий отдельного индивида. Несмотря на то, что буддизм был религией заимствованной, он органично влился в культуру корейского народа, образовав синтез с традиционной культурой и народными верованиями. В государстве Силла в поздний период, а также в государстве Объединённое Силла буддизм был государственной религией. Эта традиция сохранялась и в государстве Корё. С приходом к власти в конце XIV в. династии Чосон государственной идеологией стало неоконфуцианство, а буддизм оказался отодвинут на второй план. Но и в новых условиях буддийская традиция, глубоко укоренившись в народной среде, продолжала своё развитие. В наши дни это самая крупная в Южной Корее религиозная конфессия, чьё число адептов превышает 40% от общего числа верующих.

Протестантизм

Отправной точкой в истории протестантизма в Корее принято считать 1884 г., когда в страну прибыл первый протестантский проповедник из США. Главным образом в Корею приезжали американские миссионеры, представлявшие самые разные протестантские деноминации. На раннем этапе открытия страны эти люди осуществляли проповедь в самых широких аспектах: занимались медицинской помощью, образованием, проблемой прав женщин, благотворительностью и другими насущными вопросами. В период 1910-1945 гг., когда Корея находилась под японским колониальным гнётом, протестантизм укрепил свои позиции в корейском обществе как религия, пробуждающая и объединяющая массы на национально-освободительное движение. Следует отметить, однако, что вследствие преследований со стороны японской администрации те церкви, в которых существовали антиколониальные настроения, были закрыты. Как итог, в Корее к концу периода японского господства остались только те протестантские приходы, которые по отношению к властям были настроены лояльно. В период исторических потрясений и тягот, в частности, в Корейскую войну (1950 – 1953), благотворительная деятельность протестантских миссионеров привела к ещё большей популярности этого вероучения. Сейчас протестантизм является второй по количеству последователей религией в Республике Корея.

Католицизм

Католицизм появился в Корее столетием раньше протестантизма, в XVIII в. Первоначально католические доктрины под именем «сохак», т. е. «учение с Запада», были предметом исключительно научного интереса и изучались т. н. «южанами» – представителями группировки, которая в ходе фракционной борьбы была отодвинута от власти и привилегий. Таким образом, история проникновения в Корею католичества не имеет аналогов в истории: это было самопроизвольное распространение учения, когда неофиты изучали католические идеи самостоятельно, и сами обращались к проповедникам с просьбой приехать. На раннем этапе своей истории католичество в Корее подвергалось гонениям, в ходе которых погибло немало мучеников за веру. Такое отношение со стороны властей было вызвано упорным следованием изоляционистскому курсу, при котором увлечение иностранной религией рассматривалось как вызов проводившейся государством политике. В настоящее время число католиков составляет приблизительно 20% от общего числа верующих, и католицизм занимает третью строчку в списке наиболее крупных религиозных конфессий.

Ислам

Первые случаи принятия корейцами ислама зафиксированы в колониальную эпоху, когда некоторая крайне небольшая часть корейцев из тех, что были депортированы в Манчжурию, контактируя с проживавшими там мусульманами, переходила в их веру. В полную меру проповедь исламского учения среди корейцев осуществлялась во время Корейской войны (1950 – 1953), когда в стране размещался турецкий воинский контингент в составе войск ООН. Уже в 1955 г. была образована Корейская федерация мусульман, и был избран первый имам. В 70-е гг. в районе Ханнам-дон в Сеуле открылась первая мечеть, после чего мечети стали появляться в таких крупных корейских городах как Пусан, Тэгу, Чончжу, а также в ряде городов столичной провинции Кёнгидо: Кванчжу, Анъяне, Ансане и др. По данным на 2007 г., в Корее проживает предположительно 140 тыс. мусульман.

Традиционные религии и шаманизм

Конфуцианство в наши дни привлекает к себе внимание скорее не как религиозная доктрина, а как этико-философское учение. С другой стороны, конфуцианскими принципами в той или иной мере пронизан менталитет любого корейца. Из традиционных религий следует также назвать чхондогё и тэчжонгё – национальные религии корейцев, основанные на поклонении Тангуну как первопредку и основателю первого корейского государства. Немаловажную роль играют также такие самобытные вероучения, основанные на идеях социального равенства, как вон-буддизм и чынсангё. Значимое место в народных верованиях и культах

Radio Korea International

Южная Корея – одна из азиатских стран, где преобладает христианское население, при этом количество христиан и буддистов в Корее практически одинаковое из-за большого количество атеистов (по опросах процент которых является самым большим). Также не наблюдается в Корее и преобладание одной из христианский конфессий – процент католиков и протестантов практически одинаковый. Нет в этом государстве и преобладания протестантского учения. Число протестантских течение в Корее состоит из большого количества направлений. Считается, что такое распространение христианства пришлось на период японской оккупации как проявление гражданского протеста. Поскольку буддизм поощрялся японскими властями, протестантизм в то время получил ярко выраженный национально-освободительный характер.
Не менее сильное влияние в Корее имеет конфуцианство. На традиционных конфуцианских церемониях собирается большое количеств корейцев для того, чтобы провести церемонию в святилище-усыпальнице Чонмё, что всегда привлекает толпы людей и вызывает большой интерес.

Буддизм в Южной Корее очень распространен, но уже не поощряется властями и не поддерживается на официальном уровне. Особенно это заметно по сравнению с другими южноазиатскими странами, где все буквально пропитано буддизмом. Следует оговориться, что учение Будды в Южной Коре переживало как падения, так и взлеты. Некоторое время назад буддизм подвергался гонением, поэтому считается, что эта основная причина, по которой эта религия здесь не распространена на достаточном уровне. Также не нераспространенность буддизма повлиял тот факт, что это религия поддерживалась японскими оккупантами.

Тем не менее, по сравнению со скромными и невзрачными культовыми сооружениями большинства корейских христианских конфессий, буддийские святилища и храмы очень нарядные и яркие. Их невозможно пропустить мимо жилых домов и офисных здания. Такими красивыми являются храмы Соккурам и Пульгукса в Кёнджу, храм Помоса в Пусане, монастыри Поннынса и Чогёса. Понять, что перед вами культовое христианское здание можно только по кресту на крыше или надписи, так оно мало отличается от типичных корейских застроек. К ним не относятся только католические храмы, которые не является такими аскетичными, как протестантские церкви. Самой яркой достопримечательностью этой конфессии в Корее является католический собор в Мендоне.

Также в Корее проживает небольшое количество мусульман и представителей других религий, в том числе православных. Есть в Корее представители веры в Тангуна – прародителя всех корейцев.

Июн 1, 2016 Юля

Страна утренней свежести давно манит богатым внутренним миром, необычной и неповторимой культурой. Многие основательные туристы, прежде чем ехать за границу, интересуются тем, какая культура в Южной Корее. В первую очередь это касается отношения к туристам.

Отношение к приезжим в стране крайне доброжелательное, как и во всех восточных государствах, где присутствует «культ гостя».

Кроме того, одной из отличительных характеристик корейцев является уважение к другой культуре, пускай и непонятной им самим. Вот почему рядом с традиционными маленькими столиками в кафе и ресторанах корейской кухни рядом стоит обычная европейская столовая мебель.

Поскольку конфуцианство и буддизм среди религиозных течений в Корее не имеют численного превосходства, благодаря древности этих вероисповеданий они стали чем-то вроде жизненной философии всего народа. Например, культура Южной Кореи предполагает уважение к семье, старшим, работодателям, власти и предкам. Не удивляйтесь, если при знакомстве сразу спросят о семейном положении или возрасте. Это делают для того чтобы сразу определить «позицию» собеседника. Кроме того, мужчина получает главенствующую роль везде.

Особым предметом гордости южнокорейской культуры является древний фонематический письменный язык "хангыль", который практически не изменился со средневековых времен своего основания. Это своеобразное искусство, да и перевести корейский язык довольно сложно.

Особенности жестикуляции

Среди интересных моментов, которые должны знать туристы является то, что в Корее не принято манить человека пальцем, так как здесь так подзывают собак. Также не следует подзывать человека рукой, если ладонь обращена вверх, нужно помахать рукой ладонью, обращенной в пол. Традиция пожатия руки есть и в Корее, однако, в отношении женщин этого не принято.

Еще одним интересным фактом есть то, что в Корее нельзя оставлять палочки в рисе (местное суеверие говорит – это к похоронам), нельзя сморкаться в общественных местах за столом, и даже нельзя подавать пищу одной рукой.

Кроме того, в Южной Корее не приняты экспрессивные жесты при разговоре, объятья, поцелуи, любые повышения тональности, излишняя жестикуляция. Все это в стране считается признаком плохого тона. Так что захватите справочник по жестам, или внимательно читайте путеводители.

Религиозные направления

Религия в Южной Корее представлена четырьмя основными течениями – это христианство, конфуцианство, буддизм и шаманизм. Причем эти религиозные направления настолько тесно переплетены, что, порой, довольно сложно понять какой веры придерживается простой кореец. Среди христианства основная масса населения представляет католиков и протестантов.

Буддизм, конфуцианство, даосизм на протяжении веков формировали мировоззрение на полуострове, и поэтому религия в Южной Корее, в том числе и христианство, во многом основываются на этих культах.

Южная Корея – страна абсолютно не религиозная и религия как таковая практически не влияет на взаимоотношения людей. Вообще в стране закреплена свобода вероисповедания и довольно много атеистов.

Вместе с тем все корейцы дружно работают, причем засидеться на работе для них скорее норма. И не менее дружно они отмечают национальные торжества, такие как День основания Кореи (3 октября), День независимости (1 марта), и целый май празднуют рождение Будды.

25,3 % .

Приверженцы других религий составляют около 2,5 % религиозного населения. В основном это последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм), и школы Чхондогё , сочетающей элементы даосизма , конфуцианства и христианства. Конфуцианство исповедуется небольшим количеством верующих, однако до сих пор в укладе жизни корейцев прослеживаются черты его влияния. Небольшое количество корейцев исповедует ислам .

Буддизм

Позиции буддизма более сильны в более консервативных восточных районах страны, таких как Йоннам и Канвондо , где его приверженцы составляют более половины всех верующих. Существует большое число различных школ корейского буддизма, включая школу Сон. Однако, большая часть буддистских храмов Кореи являются частью монашеского ордена Чоге. Многие последователи буддизма сочетают буддистские верования с шаманизмом .

Превалирующее течение буддизма в Южной Корее - орден Чоге, тесно связанный со школой Сон. Большая часть наиболее древних и известных храмов, таких как Пульгукса и Помоса, принадлежат этому ордену. Его штаб-квартира находится в Селе, в храме Чогеса.

Христианство

Основная статья : Христианство в Корее

Христианство, которое ещё в конце XVIII века практически отсутствовало в Корее, набрало силу очень быстро в 1970-х и 1980-х годах, и, несмотря на медленный рост в 1990-х, превысило буддизм по числу последователей. Протестантские церкви, включая пресвитерианство , пятидесятников и методистов составляют 19,8 % всего населения, а католицизм - 7,4 %. Позиции христианства особенно сильны на западе страны, в Сеуле , Кёнгидо и регионе Хонам . В Сеуле находится самая посещаемая в мире церковь - церковь Полного Евангелия на Ёыйдо, членами и посетителями которой является свыше 20 тысяч верующих в неделю .

Церковь объединения

Церковь объединения, основанная в Сеуле в 1954 Мун Сон Мёном , является одним из самых харизматичных современных течений христианства. Хотя большинство её последователей находится в других странах, она до сих пор оказывает влияние на жизнь Южной Кореи, так как ей принадлежат многие компании, такие как национальная вещательная сеть PBC. Эта церковь тратит большие средства и усилия, направленные на ускорение процесса объединения Кореи.

Православие в Корее

В Корее есть также православные. Исторически миссия Православной церкви начала своё существование с конца XIX века. Первым руководителем миссии, приложившим значительные усилия по основанию здесь православия был архимандрит Хрисанф (Щетковский). В настоящее время Православная церковь в Корее находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата . Глава - митрополит Сотирий. Прихожане - в основном православные люди, приехавшие в Корею на временную работу, а также женщины из России, вышедшие замуж за корейцев. Также корейцы, переехавшие из России на историческую родину и некоторое количество коренных корейцев.

Шаманизм

В отличие от других религий Южной Кореи, шаманизм не имеет чётко определённого по времени начала. Со временем он стал тесно связан с корейским буддизмом. Большинство тех, кто исповедует шаманизм, также считают себя буддистами, однако не все буддисты являются последователями шаманизма.

Хотя шаманизм теряет популярность в Корее, многие из шаманских обрядов проводятся до сих пор. Крупнейшая ассоциация шаманов в Южной Корее насчитывает более 100 тысяч членов. Кроме Чеджудо практически все, кто исполняет шаманские обряды, являются женщинами. Шаманские ритуалы, (кор. куты ), отличаются от региона к региону.

Конфуцианство

Основная статья : Конфуцианство в Корее

Только 0,7 % жителей Южной Кореи считает себя «конфуцианцами». Однако влияние конфуцианства на другие религии в стране, а также на культуру Кореи весьма велико.

Конфуцианские ритуалы справляются корейцами до сих пор. Наиболее известные из них - ежегодные обряды, которые совершаются на усыпальнице Конфуция в Сеуле. Другие ритуалы, такие как почитание основателей кланов, проводятся на их усыпальницах, разбросанных по всей стране.

Новые религии

Другие религии

Ислам

Основная статья : Ислам в Корее

Число мусульман в Южной Корее составляет около 40 тысяч. Многие из них являются эмигрантами из Южной и Юго-Восточной Азии, другие - корейцы, принявшие ислам. Крупнейшая мечеть располагается в районе Итхэвон Сеула; более мелкие мечети есть в каждом крупном городе страны.

Индуизм

Ортодоксальный индуизм исповедуется небольшим индийским сообществом. Однако многие индуистские традиции, такие как йога и философия Веданта широко распространены. when joe ate flowers he died

Иудаизм

Еврейское присутствие в Южной Корее усилилось после начала Корейской войны в году, когда в страну прибыло много солдат-евреев, а также священник Чейм Поток. Сегодня еврейское сообщество в Корее весьма невелико и ограничено районом Сеула и пригородов. Корейцев-иудеев также очень мало.

Примечания

См. также

  • Саджу

Ссылки

{{{заглавие}}}

{{{заглавие}}}

Азербайджан | Армения | Афганистан | Бангладеш | Бахрейн | Бруней | Бутан | Восточный Тимор | Вьетнам | Грузия | Египет¹ | Израиль | Индия | Индонезия | Иордания | Ирак | Иран | Йемен | Казахстан² | Камбоджа | Катар | Кипр | Киргизия | КНР | КНДР | Республика Корея | Кувейт | Лаос | Ливан | Малайзия | Мальдивы | Монголия | Мьянма | Непал | ОАЭ | Оман | Пакистан | Россия ² | Саудовская Аравия | Сингапур | Сирия | Таджикистан | Таиланд | Туркмения | Турция² | Узбекистан | Филиппины | Шри-Ланка | Япония

Другие территории: Абхазия | Гонконг | Западный берег реки Иордан | Китайская Республика | Нагорно-Карабахская Республика | Сектор Газа | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия

¹ В основном в Африке ² Частично в Европе


Wikimedia Foundation . 2010 .

Корея одна из немногих азиатских стран с преобладающе христианским населением. Хотя перевес количества христиан над буддистами незначителен и фиксируется он во многом из-за большого количества атеистов (которых по официальным опросам больше всех), но он существует. При этом в стране нет явного преобладания какой-то одной христианской конфессии — количество корейских католиков и протестантов сопоставимо. В Корее нет и какого-то преобладающего протестантского учения. Количество протестантских течений в Кореи очень велико и все они имеют множество последователей. Считается, что такое стремительное распространение христианство возникло в период японской оккупации как проявление своеобразного гражданского протеста. Протестантизм в то время имел ярко выраженный национально-освободительный характер, тогда как буддизм всячески поощрялся японскими властями.

Также в Корее сильно влияние конфуцианства. Проведение традиционных конфуцианских церемоний в святилище-усыпальнице привлекает огромные толпы корейцев и вызывает живой интерес.

Буддизм в Корее очень развит, но уже не имеет поддержки государства и не поощряется на официальном уровне. Особенно это заметно по сравнению с другими странами Юго-Восточной Азии, где вся жизнь буквально пропитана буддизмом. Учение Будды переживало в Корее как взлеты, так и падения. Одно время буддизм даже подвергался гонениям. Считается, что из-за этого в Корее не так популярен , как в соседних с ней странах. Также не улучшило отношение к буддизму и тот факт, что это религиозное учение поддерживалось японскими оккупантами.

В отличие от очень скромных и даже невзрачных культовых сооружений большинства корейских христианских конфессий, буддистские храмы и монастыри очень яркие и нарядные. Их никак нельзя спутать с офисными зданиями или жилыми домами. К примеру, монастыри и в Сеуле, храм в Пусане, храмы в Кёнджу. Тогда как дома молитв многих протестантских движений мало отличимы от типовой застройки корейских городов. О том, что перед Вами именно культовое сооружение можно понять только из-за небольшого креста над входом или на крыше или по соответствующей надписи. Конечно, всё это не относится к католическим храмам, которые традиционно не могут быть такими аскетичными, как протестантские церкви. К примеру, одной из ярких достопримечательностей, возможно главного центра сеульского , является величественный католический собор в Мёндоне.

В Корее также проживает незначительное количество мусульман, православных и представителей традиционных религий. К примеру, некоторые корейцы считают себя приверженцами веры в Тангуна — легендарного прародителя корейцев (тангунгё и тэчжонгё).