12.03.2021

У какого внедорожника самая надежная подвеска. Какая подвеска автомобиля лучше — ликбез ЗР. Зависимые, независимые и полузависимые


Чем дороже обходится обслуживание автомобиля и хуже дороги, по которым мы ездим, тем чаще мы задумываемся - какие из доступных авто по-настоящему можно назвать самыми неубиваемыми и неприхотливыми. Самые долговечные автомобили те, которые бессменно возят своих хозяев по дорогам родины.

Для определения лучших авто разделим авто на самые неприхотливые и самые неубиваемые в России. Выделим марки автомобилей, исходя из критериев:

Богатые возможности Интернета соблазняют подменить кропотливый и тяжелый труд общения с десятками владельцев авто относительно легким поиском самых неубиваемых автомобилей в рейтингах и обзорах специалистов. Подход правильный и достаточно корректный, но информацию стоит проверять многократно у реальных автолюбителей.

Самая неприхотливая машина для просторов России

Более чем двадцатилетний опыт борьбы с иномарками позволил расположить производителей примерно в такой последовательности:

Mercedes-Benz С и Е класса, Audi А8, А4, А3. Техническое совершенство и немецкое качество даже в современных условиях поголовного использования китайских комплектующих в массовых моделях, позволяют держать пальму первенства надежности и способности противостоять плохим дорогам, грязному топливу и скверному обслуживанию. Стоит отметить неприхотливую и неубиваемую подвеску Mercedes С124 и С200, так полюбившуюся таксистам.

Toyota и Mazda. С приходом в производство этих компаний китайских производителей качество машин снизилось, но в любом случае, неприхотливость и надежность «родной» японской техники во много не уступает «немцам», при более простом и дешевом сервисе. К упомянутым можно добавить Honda и Subaru. Пару лет назад Honda Civic 5d английской сборки била рекорды популярности из-за специфической рекламной кампании «суперкачества» и неубиваемости машины.

Корейские Kia и Hyundai. Машины, собранные на заводах в Южной Корее, можно смело отнести к самым неубиваемым и неприхотливым машинам, если принять во внимание их цену, стоимость обслуживания и покупку запчастей. Динамика продаж в США южнокорейских моделей в 2014 г. опередила лидеров японских и европейских производителей. Неприхотливые и неубиваемые новые Kia Solaris и Hyundai Accent чаще и больше других моделей берут таксопарки, и не только из-за броской внешности. К сожалению, корейские модели, собранные на просторах СНГ, нельзя даже в малой части отнести к неприхотливым и неубиваемым из-за низкого качества сборки.

Невзрачная на вид Daewoo Nexia регулярно поражала таксистов своей выносливостью и по праву заработала репутацию неприхотливого и неубиваемого автомобиля. Узбекская сборка оказалась сильно разбавленной китайскими узлами, что немного испортило имидж машины.

Cовременные модели, выпускаемые концернами BMW и Volkswagen, немного уступили в ранге, особенно это касается автомобилей класса «С» и «В». Гольф и Х-3 по-прежнему остаются одними из самых надежных и популярных машин, но вот неприхотливыми их никак не назовешь.

Peugeot и Citroën. При всех достоинствах и внешней эффектности французских марок, они никогда не были лидерами в надежности и неприхотливости. Исключением можно назвать легендарную неубиваемую Peugeot 407, лицензионную копию которой под названием Samand, довольно долго собирали на заводах Ирана. Но иранская машина была просто похожей на легенду, и сильно уступала оригиналу в надежности ходовой подвески.

Интересно! Стоит упомянуть одну из самых массовых моделей в Европе - Opel Astra. Несколько лет назад в Германии автомобиль затмил популярностью легендарные Ford Focus и Golf IV. По статистике сервисных станций, автомобиль имел выдающиеся показатели надежности и межремонтного пробега. Секрет был достаточно простым. В 73 случаях из 100 машину покупали немецкие пенсионеры, в чьих руках он оказался неприхотливым и неубиваемым автомобилем.


Представители российского автопрома

Еще каких-нибудь 10лет назад среди претендентов на призовое место в российском рейтинге неубиваемых и неприхотливых автомобилей можно было бы увидеть ГАЗ-3110 и УАЗ 3163, ВАЗ-2107. Народная любовь, простота конструкции, относительно дешевые и доступные запчасти поднимали авторитет российского автомобиля в глазах автолюбителя. Минимальные деньги за неприхотливую в обслуживании технику позволили еще минимум десятилетие пользоваться спросом среди самых недорогих машин.

На сегодняшний день нишу народного автомобиля практически покинули и «Патриот», и «Волга», и большинство классических моделей АвтоВАЗа. Остались в небольшом количестве 07 и 05 модели. Новые «Самары», «Калины», «Приоры», «Весты» и «Гранды» даже не вошли в список претендентов на звание неприхотливого и неубиваемого автомобиля. Современный автолюбитель стал более требовательным к надежности, правильнее сказать, к недорогой надежности автомобиля.

Справедливости ради стоит отметить, что в российском автопроме есть рабочие лошадки, на которых можно ездить много при относительной выносливости и недорогом обслуживании. Это ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111. Их можно отнести к самым востребованным, неприхотливым и неубиваемым среди российского модельного ряда.

Отдельно стоит упомянуть двух претендентов - Шевроле Нива и Renault Duster. Обе модели были задуманы, как бюджетный вариант неприхотливого и неубиваемого автомобиля-вездехода. И обе машины повторяют судьба «Патриота». При средней цене невысокое качество отдельных узлов подвески и трансмиссии делают покупку автомобиля лотереей.

Неприхотливые и неубиваемые иномарки

Фраза «на дорогах СНГ автомобиль не эксплуатировался» довольно точно подчеркивает разницу в подходе к определению неприхотливого и неубиваемого автомобиля. Для определения надежности машины используются разнообразные методики, которые в отличие от нашего пространного «надежный и неубиваемый», используют точные показатели и характеристики поломок узлов. Например, в Германии наиболее авторитетными признаны эксперты Общества технического контроля и надзора (TÜV ) , применяющие для оценки более 100 критериев.

По данным ежегодной публикации TÜV 2015 г бесспорными лидерами надежности среди машин возрастом до 2 лет стали самые дорогие и известные марки:

  • Mercedes-Benz SLK, Porsche 911, BMW Z4, Audi Q5, Mercedes-Benz C-class, Mercedes-Benz GLK. с количеством отказов от 2,4 до 4,9%;
  • Кроме люксовых моделей, отмечены высокие показатели надежности более простых машин - Audi A3, Ford Focus, Mazda 3.

Самыми ненадежными оказались Fiat Panda, Dacia Logan и Alfa Romeo MiTo, их показатели надежности более чем в три раза хуже предыдущих моделей.

Среди пожилых представителей ТС, старше 7 лет, фаворитами оказались Porsche 911 и Mazda 2. В линейке аутсайдеров оказались Fiat Doblo и Dacia Logan, уступившие лидерам почти вдвое.

Как и в российских квалификациях, лидерами среди неубиваемых автомобилей стали Mercedes-Benz E-class, Audi Q5, Toyota Corolla. В отдельную категорию, как абсолютный чемпион, выделен Porsche 911, вряд ли неприхотливый, но по-настоящему неубиваемый и надежный автомобиль.

Важно! Методика сравнения неприхотливых и неубиваемых моделей в России и в странах Евросоюза грешит определенной условностью из-за применения разных показателей при сравнении.

Видео - самые надежные авто 2013 года:

Для большинства автолюбителей во многом определяется его надёжностью. Высокая стоимость транспортного средства не всегда является гарантией безупречной работы без поломок. Выходят из строя как машины бюджетного сегмента, так и авто премиум-класса. Только вот последние ремонтировать куда дороже первых.

Практически любой современный автомобиль прямиком из автосалона может проехать, к примеру, 300 000 километров, с той лишь разницей, что отличаться будет сумма, которую нужно будет вложить в обслуживание машины на протяжении этого спринта. Естественно, что гораздо проще и практичнее приобрести не только безопасный, но и надежный автомобиль, где вкладывание денег в ремонт будет минимальным. Здесь достаточно вовремя проводить плановое техническое обслуживание, содержать машину в частоте и порядке, и она пробегает ещё очень долго.

Ситуация на авторынке

Тематические издания и журналы не раз проводили исследования в этой области и составили специфичные топы, куда вошли самые неубиваемые автомобили (рейтинг представлен ниже). Изучались практически все мало-мальски значимые и крупные рынки сбыта - от Поднебесной до европейского автопрома. Картинка вырисовывалась не самая радужная, но исследователям удалось обозначить ряд более или менее надежных автомобилей.

Сразу стоит заметить, что всех представители данного рейтинга никак нельзя назвать бюджетными, но оно и понятно: качество исполнения всегда отличалось соответствующей ценой, а уверенность в надёжности транспортного средства просто не может стоить дёшево.

Итак, представляем вашему вниманию список машин, куда вошли самые неубиваемые автомобили, по мнению специалистов этой области. Все модели можно вживую увидеть на просторах нашей родины, пощупать в автосалонах, и при желании приобрести. То есть какой-то экзотики вроде «Ягуаров» и «Порше» здесь не будет - все авто имеют адекватные цены для своего сегмента и реальны для покупки, а также могут запросто проехать 300 000 километров без капитального ремонта.

Самые неубиваемые автомобили по версии именитых тематических изданий:

  1. Honda Accord.
  2. Toyota Camry.
  3. Honda Odyssey.
  4. Honda CR-V.

Honda Accord

«Хонда-Аккорд» - это не только прекрасно укомплектованный хороший семейный седан, но и самый неубиваемый автомобиль, причём за весьма разумную цену. Машина отлично показала себя на дороге и легко управляется в любых, даже самых тяжёлых условиях.

Интерьер автомобиля внушает уважение и выглядит очень солидно. Кроме того, салон получился просторным, поэтому никакого дискомфорта быть не должно, если на заднем сиденье окажутся сразу три человека средней комплекции.

На российский рынок самый неубиваемый автомобиль поступил в двух вариациях: с 3,5-литровым двигателем класса V6 и 2,4-литровым на четырёх цилиндрах. Бесступенчатая КПП расходует всего лишь 9 и 7,8 л на 100 км соответственно, что для авто такого класса очень даже неплохой показатель. Что касается надёжности, то здесь вопросов ни у экспертов, ни у владельцев нет никаких.

Toyota Camry

«Японцы» всегда отличались привлекательными чертами кузова и повышенными показателями удобства с комфортом, а «Тойота-Камри» как раз является ярким представителем своей расы. Кроме того, модель получила завидное клеймо, как самый неубиваемый автомобиль.

Последняя линейка «Камри» получила значительную переработку интерьера, и приборная панель с салоном стали ещё краше и эргономичнее. И без того надёжная подвеска была ещё больше переработана в лучшую сторону: добавлена устойчивость, и значительно увеличена шумоизоляция ходовой части.

Отличительные черты автомобиля

В Россию модель поступила в нескольких вариациях двигателя - от 1,8 литра до 3,5. Средний расход топлива «Камри» колеблется в пределах 9 литров на 100 км. Долгая и серьёзная история «Тойоты» включает в себя не только красоту и покладистость машин, но и надёжность, что в который раз доказывает линейка «Камри». Модель стала настолько популярной у отечественного потребителя, что её стали собирать под Питером в посёлке Шушары, естественно, с ведома и согласия маститого концерна.

Honda Odyssey

В отличие от других минивэнов и рамных автомобилей, «Хонда-Одиссей» - это не просто транспортное средство для солидной компании, а машина с отзывчивым и мягким управлением, что редкость для авто такого класса. Добавим сюда высокую надёжность ходовой части с кузовом и получим идеальный вариант для большой семьи.

Машина комплектуется шестиступенчатой и 3,5-литровым двигателем класса V6. Средний расход топлива на 100 км колеблется в пределах 11 литров, что очень неплохо для такого громоздкого и вместительного автомобиля.

Особенности авто

Самый неубиваемый автомобиль вмещает до 8 пассажиров, но для должного комфорта не стоит брать на борт больше семи людей средней комплекции. Кроме того, у кузова есть возможность трансформации для каких-то грузовых нужд, что значительно расширяет сферу применения семейного минивэна. Также стоит отдельно упомянуть, что производитель особенно дотошно поработал над креплениями для детских сидений, где проблема синергии разных моделей кресел отсутствует в принципе, за счёт разнообразия адаптационных кронштейнов.

В качестве ложки дёгтя здесь выступает не до конца проработанная с которой разобраться под силу только подкованному специалисту или человеку, от и до прочитавшему внушительный мануал. Также многие владельцы сетовали на качество отделки салона, потому как цена на минивэн требует если не кожи, то хотя бы другого аналогичного по качеству материала.

Honda CR-V

Модель CR-V от маститой «Хонды» - это рамный автомобиль с высокой надёжностью. Кроме того, машина отличилась просторным салоном и отличным функциональным набором. В России модель доступна с двумя вариациями двигателей - 2 и 2,4 литра. Оба работают на бензине и имеют вариатор. Средний расход топлива на 100 км колеблется в пределах 10 литров на зависть прочим обжорным внедорожникам.

Машина практически не имеет каких-либо недостатков, но многие владельцы в своих отзывах жалуются на бестолковую мультимедийно-развлекательную систему. Так же как и в предыдущем случае, она сложна в освоении и порой ведёт себя совсем не так, как хотелось бы. Более того, система сильно отвлекает водителя во время движения если включена даже на 50 % (для пассажиров на заднем сиденье).

Отдельно стоит отметить отличную управляемость авто, несмотря на жёсткость подвески. Машина послушна и легко контролируется водителем, пусть даже и чувствует неровности на дороге. Также некоторые владельцы недовольны шумом в салоне, от которого не смогла избавиться и версия этого года. Но эта беда всех рамных внедорожников, поэтому данный момент можно назвать критичным лишь с натяжкой. Так что в целом модель удалась на славу, а серию CR-V можно обозначить как самые неубиваемые автомобили.

Российские дороги - это всегда актуальная проблема для нашей страны, и при выборе машины вопрос её надёжности становится очень важным. Поэтому многие автомобилисты желают купить по-настоящему неубиваемую машину, которая сможет в течение долгого времени справляться со всеми неурядицами, поджидающими её в наших погодных и дорожных условиях. Рассмотрим Топ 5 самых неубиваемых машин в среднем ценовом сегменте.

Рейтинг самых неубиваемых машин в России

Машина, которую можно назвать неубиваемой, по мнению специалистов, должна соответствовать ряду критериев. К ним относится длительность эксплуатации, ремонтопригодность, качество запчастей. Всё это не так просто получить за умеренную цену, тем не менее есть автомобили средней стоимости, отвечающие необходимым параметрам.

Кузовной металл Mitsubishi Lancer X тонкий, но коррозии подвержен в минимальной степени

Легендарный автомобиль японского производства, который остаётся одним из самых добротных средств передвижения. Из преимуществ машины отмечается стильный дизайн, небольшая подверженность поломкам, отличные ходовые характеристики. Mitsubishi Lanсer X хорошо переносит неблагоприятные климатические условия, имеет повышенный коэффициент безопасности, а также правильное соотношение долговечности и технических характеристик.

Из минусов стоит отметить то, что со временем кузов авто начинает резко ржаветь. Кроме того, качественное обслуживание машины недешёвое.


Toyota Camry по совместительству является и одним из самых угоняемых автомомбилей в РФ

Этот стильный и динамичный автомобиль также имеет неплохие характеристики, с точки зрения долговечности и выносливости. Он способен выдержать практически любые испытания на прочность.

Машину отличает мощный силовой агрегат. Электронные датчики также имеют высокое качество и редко выходят из строя, но ремонт их обойдётся недёшево. Автомобиль является идеальным вариантом для тех, кто ищет сочетание драйва и лоска. Из плюсов отмечается также его хороший запас прочности, что обеспечивает долговременную эксплуатацию.


Есть мнение, что KIA Sportage, собранный в Словакии, чуть лучше по качеству, нежели российские коллеги

Этот автомобиль является явным лидером по уровню надёжности среди городских кроссоверов средней ценовой категории. У него достаточно много преимуществ, в том числе его качество и надёжность, которые проверены временем . Он выглядит достаточно стильно, имеет большое количество датчиков, контролирующих движение. Ходовые характеристики машины остаются хорошими и после долговременной эксплуатации, что не может не радовать с учётом особенностей российских дорог. Как таковых недостатков у автомобиля нет.


Ford C-Max в России не очень популярен, а зря!

Эта машина привлекает оригинальным дизайном и совершенством линий, но эти параметры важны не для всех. Многие автолюбители выбирают его по причине иных характеристик: вместительности, экономичности и повышенной надёжности. Этим критериям просторный минивэн отвечает полностью. Машину действительно можно назвать неубиваемой. Она отлично подойдёт для тех, кто часто совершает загородные поездки всей семьёй и не хочет регулярно посещать сервисные центры, постоянно ремонтируя автомобиль. Форд С-Макс нередко признаётся экспертами идеальным семейным авто. Устойчивость его обеспечивает независимая задняя подвеска, а также широкая колёсная база.

УАЗ Патриот


УАЗ Патриот обожают в деревнях, любят дачники и рыбаки

Для тех, кто не располагает большим количеством финансов и не может позволить себе иномарку, неплохим вариантом является отечественный УАЗ Патриот. Он отличается сочетанием практичности, выносливости, мощности, хорошей динамики и экономичности. А также машина привлекает высокой проходимостью. Кроме того, отмечается отличная управляемость, вместительный салон, весьма стильный внешний вид.

На характеристики машины положительно влияет контроллер, что позволяет предупредить выход электроники из строя. Подвески могут выдержать максимально высокие нагрузки в условиях езды по пересечённой местности. При этом уровень комфорта авто постоянно улучшается. Так, обновлённый Патриот оснащён кондиционером, подогревом сидений, навигацией, мультимедийной системой.

Подобрать не слишком дорогостоящий и надёжный автомобиль для эксплуатации в условиях российских дорог возможно. Для этого нужно сравнить и оценить характеристики различных машин, а также определиться с тем, какие критерии являются ключевыми для конкретного автолюбителя.

Слагают легенды. В некотором роде они даже магические – весной дороги исчезают, а затем снова появляются. Испытание не для каждой машины. Поэтому ежегодно возникает вопрос надёжного кроссовера для магистралей. Ниже – ответ 2019 года.

Критерии победы

За основу мы решили взять оценку надежности американского агентства транспортной безопасности (NHTSA). Его исследования формируют политику транспортного обустройства и выбора автолюбителей по всему миру. Алгоритм испытаний строже отечественного, что намекает на вывод – эти же машины будут безопасными и на отечественных дорогах.

Но NHTSA не охватывает сектор отечественного автопрома. Поэтому выбор мы возьмём на своё усмотрение. И в отличие от предыдущего опыта, разделения на б/у и новые не будет – большинство из приведённых моделей до сих пор на конвейере.

Версия NHTSA

  • 5-е место занимает шведский Volvo XC90. Машина буквально напичкана электронными устройствами. Все они работают исправно с минимумом ошибок. Любое самовольное срабатывание той же охранной системы или блока предотвращения столкновений автоматически вызывает повод для анализа надёжности и устранения ошибок. Машина без проблем распознаёт пешеходов, животных и препятствует столкновению с ними.
  • 4-е место NHTSA отдает Mercedes GLE. Модель особенно популярна в РФ. Её сборку выполняет подмосковный технопарк Есипово, так что отчасти машина отечественная. Немцы не скупятся на безопасность, оснащая авто всеми возможными системами. Педантичность народа и политика бренда привели к низкому коэффициенту дефектов. Увеличенная колёсная база и высота транспортного средства улучшили плавность хода. Ямы на отечественных дорогах стали менее заметны. Не поездка, а удовольствие. Особенно с учетом плюшек от Mercedes в виде просторного салона, экономичности расхода по стандарту Евро-5+ и широкая сеть качественного обслуживания.
  • Мечта нового русского Lexus RX заняла бронзовое место. Кроссовер поистине функционален . Выбоины больше не отражаются на состоянии пассажиров и водителя. Скоротать время можно с помощью современной мультимедийной системы. А бортовой компьютер оперативно отслеживает неисправности и износ основных узлов, заблаговременно предупреждая своих владельцев о грядущих заменах деталей.
  • Серебро дождей получает Audi Q7. Флагманский внедорожник получил обновления не только по дизайну, но и технической стороне. Замечания пользователей подверглись тщательному анализу, благодаря чему коэффициент заводских дефектов сократился до менее чем одной машины на 1000. Комфорту водителей и пассажиров ничто не угрожает. Машина идёт всё так же плавно.
  • Accura MDX получает золото. Модель чем-то напоминает R-class от Mercedes. Автомобиль собирают по американским стандартам, которые являются одними из самых строгих в мире. Надежный двигатель проходит без ремонта до трёх сотен тысяч километров. Риск укачивания минимален. Тут ощущается любовь американцев к солидным и плавным машинам. Устойчивый на поворотах, спортивный в рулевом управлении, с надежной подвеской этот автомобиль поражает великолепием. В салоне забыть о всех тяготах помогает 16-дюймовый монитор системы развлечений, которым время в пути проходит незаметно.

Отечественная марка

Кроссоверы отечественной сборки трудно назвать надёжными даже для российских дорог. Большинство, если даже не все модели внедорожников, выпускает Тольяттинский АвтоВАЗ – регулярный герой анекдотов и производитель вёдер на колесах. И хотя автогигант сделал многое для улучшения собственной продукции, имеют определённые технические и управленческие дефекты.

УАЗ Патриот, или знаменитый «бобик», постепенно уходит в историю. До недавнего времени этот надёжный кроссовер – ответ американскому джипу – состоял на вооружении МВД и Минобороны. В 2020 году выйдет новый кроссовер, о чём свидетельствует инсайдерская информация. Достоверных сведений о комплектации, характеристиках пока нет. Но разработчики надеются возглавить рейтинг надёжности уже следующего года.

Тёмными лошадками остаются и кроссоверы Aurus. Но стоит ли включать золото отечественного автопрома в рейтинг, пока неясно. Основное предназначение этих машин – обслуживание первых лиц государства и представительских делегаций. Дадут ли их обычным гражданам – пока вопрос. Теперь главное убедиться в надёжности моделей, чтобы она не подвела по русской традиции. Парад Победы 9 Мая станет проверкой их потенциала.

Выводы

Подведём итоги. Если ваша цель – поездки по области, на дачу или в труднодоступные районы, без кроссовера не обойтись. Но предпочтение стоит отдать иномарке. Азиаты в приоритете, за ними немцы и шведы. Вне сомнений и качество . Рейтинг автомобилей уверен, что лучшие моменты отечественного автопрома еще впереди и списывать его со счетов нельзя.

Специалисты-подвесочники могут рассказать множество интересных примеров из практики, а мне придется ограничиться лишь кратким рассказом о том, почему жестче не всегда цепче, а мягче не всегда комфортнее. Работа подвесок машины вовсе не так проста, как кажется на первый взгляд. Они выполняют множество функций, которые не вполне очевидны. Я постараюсь кратко упомянуть об основных.

А вообще, о работе подвесок написано много книг, и большинство из них очень толстые. Я попробую лишь "по верхам" обозначить основные моменты, чтобы уложиться в формат познавательной статьи.

Почему без подвески не обойтись

Даже очень ровные дороги на самом деле имеют изгиб по многим направлениям, да и сама Земля мало похожа на бесконечную плоскость. И чтобы все четыре колеса касались поверхности, они должны иметь возможность перемещения вверх и вниз. При этом крайне желательно, чтобы беговая поверхность колеса прилегала к покрытию всей своей шириной при любом положении подвески. Так что машины, у которых подвески жесткие и короткоходные, практически обречены на плохое сцепление колес с дорогой, ведь всегда одно из колес будет разгружено.

1 / 2

2 / 2

Почему подвеска должна иметь ход сжатия

Для контакта всех колес с дорогой вовсе не обязательно, чтобы подвеска могла сжиматься, достаточно того, что колеса смогут двигаться только вниз. Но при движении машины в поворотах возникают боковые силы, которые стремятся наклонить авто. Если при этом одна сторона машины сможет приподниматься, а другая не сможет опуститься, центр тяжести авто сильно сместится в сторону загруженного колеса, что в свою очередь вызовет много негативных последствий.

В первую очередь еще большую разгрузку внутреннего по отношению поворота колеса и увеличение момента крена из-за перемещения центра тяжести вверх относительно центра крена подвески (о нем ниже). И, разумеется, если у колес нет хода сжатия, то даже маленькая неровность под одним из колес должна вызывать перемещение кузова, перемещение всех остальных колес вниз со всеми связанными затратами энергии на подъем и снижением сцепления колес. Что, мягко говоря, не слишком комфортно. А еще разрушительно для кузова и деталей подвески. В общем, подвеска должна быть сбалансированной, иметь ход сжатия и ход отбоя для нормальной работы.

Почему машина кренится в поворотах

Раз уж мы определились с тем, что подвеска у машины должна быть и имеет возможность перемещения вверх-вниз, то чисто геометрически образуется некая точка, центр, вокруг которой поворачивается кузов машины при крене. Эта точка называется центром крена машины.

А сумма сил инерции, воздействующих на машину в повороте, как раз приложены к ее центру масс. Если бы он совпадал с центром крена, то в повороте никакого крена бы не было, но он обычно расположен гораздо выше, и в результате образуется кренящий машину момент. И чем выше расположен центр крена, чем ниже центр тяжести, тем он меньше. На специальных гоночных конструкциях вроде машин Формулы 1 центр тяжести помещают ниже центра крена, и тогда машина может крениться в противоположную сторону, как катер на воде.

Собственно, расположение центра крена зависит от конструкции подвески. И автомобильные инженеры неплохо научились его "поднимать" повыше, изменяя конструкцию рычагов, что в теории могло бы избавить от кренов не только низкие спортивные авто, но и достаточно высокие. Проблема в том, что подвеска, сконструированная для обеспечения "неестественно задранного" центра крена, успешно борется с наклонами кузова, но при этом плохо справляется с основной задачей - демпфированием неровностей.

Почему подвеска должна быть мягкой

Достаточно очевидно, что чем мягче подвеска, тем меньше изменение положения кузова при наезде на неровность и при крене меньше распределяется нагрузка между различными колесами. А значит, и сцепление колес с дорогой при этом не ухудшается и не расходуется энергия на перемещения центра масс машины вверх-вниз. Что же, мы нашли идеальную формулу? Но, к сожалению, не все так просто.

Во-первых у подвесок ограничены ходы сжатия, и они должны быть согласованы с изменением нагрузки на ось при загрузке машины пассажирами и багажом, и с нагрузкой, возникающей при прохождении поворотов и неровностей. Слишком мягкая подвеска при повороте сожмется так сильно, что колеса с другой стороны оторвутся от земли. Так что подвеска должна не допустить исчерпания хода сжатия с одной стороны и вывешивания колеса с другой.

Получается, что слишком мягкой подвеске быть тоже плохо… Оптимальным вариантом является сравнительно небольшой диапазон "мягкости", после чего подвески становятся жесткими, но настроить такую конструкцию тем сложнее, чем выше разница между жесткой и мягкой ее частью.

При любом перераспределении нагрузки между колесами происходит ухудшение общего сцепления колес с дорогой. Дело в том, что догрузка одних колес не компенсирует все потери при разгрузке других. А в случае вывешивания разгруженных колес увеличение сцепления на догруженной стороне не компенсирует и половины потерь.

Помимо общего ухудшения сцепления, это еще и приводит к ухудшению управляемости. Борются с этим неприятным фактором, изменяя наклон плоскости качения колеса относительно дороги - так называемый развал. В результате конструктивных мероприятий, направленных на программирование изменения развала при крене машины удается компенсировать изменение сцепления колес при поперечных нагрузках в разумном диапазоне и тем самым сделать управление машиной проще.

Почему же приходится делать подвески жестче на спортивных машинах?

На управляемости машины крайне негативно сказываются любые изменения углов установки подвески при кренах машины и задержки в откликах на управляющие воздействия из-за смещения центра тяжести. А значит, приходится делать подвески жестче, чтобы в повороте крены уменьшались.

Крайним выходом является мощный стабилизатор поперечной устойчивости - торсион, который препятствует перемещению колеса одной оси относительно другого. Но это не самый лучший способ. Да, он улучшает ситуацию с изменением углов установки колес в повороте, но зато разгружает внутреннее, по отношению к повороту, колесо, и перегружает наружное. Немного лучше просто сделать подвеску жестче. Это больше сказывается на комфорте, но зато не так разгружает внутреннее колесо.

Немалое значение амортизаторов

Помимо упругих элементов, в подвеске машины присутствуют и газовые или жидкостные амортизаторы - элементы, ответственные за гашение колебаний подвески и вывода энергии, которую машина тратит на перемещения центра масс. С их помощью можно подправить все реакции подвески на сжатие и отбой, ведь амортизатор может обеспечить в динамике куда большую жесткость, чем пружина. При этом его жесткость, в отличие от пружин, будет очень разной в зависимости от хода подвески и скорости ее перемещения.

Разумеется, совсем мягкий амортизатор не сможет выполнять свою основную задачу - гашение колебаний, машина попросту будет раскачиваться после прохождения неровности. А установка очень жесткого будет создавать эффект, схожий с установкой очень жесткой пружины, которая не хочет сжиматься и тем самым увеличивает нагрузку на колесо и разгружает все остальные. Но тонкая настройка поможет уменьшить крены в поворотах и помочь пружинам, уменьшить клевки кузова при разгоне и торможении и при этом не мешать колесам проезжать мелкие неровности. И разумеется, не допускать "пробоя" подвесок при проезде жестких неровностей. В общем, воздействие на поведение машины они оказывают не меньшее, чем жесткость пружин.

Немного о комфорте и частотах колебаний

Понятно, что у машины без подвески комфорт был бы нулевой, ведь все мелкие неровности от дороги передавались бы прямо на ездоков. Бр-р. Но если подвеску сделать очень мягкой, то ситуация станет ненамного лучше - постоянная раскачка тоже крайне плохо сказывается на людях. Оказывается, человек плохо переносит колебания как с небольшой амплитудой и большой частотой от жесткой подвески, так и с большой амплитудой и с малой частотой от мягкой.

Для создания комфортных условий для пассажиров необходимо согласовать жесткость пружин, амортизаторов и покрышек так, чтобы на самых ходовых для этой машины покрытиях частоты колебаний пассажиров и уровень ускорений оставались в комфортных пределах.

Частота и амплитуда колебаний подвески важны еще и в другом аспекте - собственные частоты резонанса системы машина-подвеска-дорога не должны совпадать с возможными частотами управляющих воздействий и возмущений от дороги. Так что задача конструкторов заключается еще и в том, чтобы обойти опасные режимы как можно дальше, ведь в случае резонанса можно и машину перевернуть, и потерять управление, и просто поломать подвески.

Итак, какой должна быть подвеска?

Как это ни парадоксально, но чем мягче подвеска, тем лучше сцепление колес с дорогой. Но при этом она не должна допускать сильных кренов и изменения пятна контакта колес с дорогой. Чем хуже дороги, тем более мягкой должна быть подвеска для получения хорошего сцепления. Чем ниже коэффициент сцепления колес, тем мягче должна быть подвеска. Казалось бы, проблему может решить установка стабилизатора поперечной устойчивости, но нет, у него тоже есть свои негативные черты, он делает подвеску более "зависимой" и уменьшает ход подвески.

Так что настройка подвески остается делом для настоящих мастеров и всегда требует много времени на натурные испытания. Множество факторов затейливо переплетаются и, изменив один параметр, можно ухудшить и управляемость, и плавность хода. И не всегда жесткая подвеска делает машину быстрее, а мягкая - комфортнее. На управляемости сказывается и изменение жесткости передней и задней подвесок относительно друг друга и даже малейшее изменение характеристик жесткости амортизаторов. Надеюсь, эта статья поможет более тщательно относиться к выбору комплектующих для подвесок и предотвратит необдуманные эксперименты.