07.06.2024

Венский конгресс: Министерство обороны Российской Федерации. Венский конгресс (1814–1815) Венский конгресс 1815 года и его решения


Венский конгресс (1814–1815)

Венский конгресс - общеевропейская конференция, проходившая в Вене с ноября 1814 по июнь 1815 года, ознаменовавшая установление нового политического и правового порядка в Европе после более чем двух десятилетий революционных потрясений и войн наполеоновской эпохи.

С формальной точки зрения, мирный договор между Францией и ее противниками не был результатом самого Венского конгресса. «Вечный мир и дружба» между Королем Франции и участниками антифранцузской коалиции – Россией, Пруссией, Австрией и Великобританией («Великими державами»), а также их младшими партнерами Испанией, Швецией и Португалией, уже были закреплены в статье I первого Парижского мирного договора , подписанного 30 мая 1814 года. В статье XXXII этого договора также предусматривалось, что все воюющие стороны должны в течение двух месяцев отправить своих полномочных представителей на конференцию в Вену.

Тем не менее, цель Венского конгресса была больше, чем завершение мирного урегулирования и восстановление старых границ. Успешно ослабив гегемонию Франции на большей части Европы и создав новый международный порядок, соглашения, достигнутые на Венском конгрессе, утвердили равновесие сил в Европе, отвечавшее интересам всех Великих держав и не допускавшее крупномасштабных конфликтов между ними в течение нескольких десятилетий.

Работа Венского конгресса.

Венский конгресс был открыт 1 ноября 1814 года и завершился спустя шесть месяцев – 9 июня 1815 года еще до окончательного поражения Наполеона в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года, положившего конец его стодневному возвращению на престол.

В конгрессе участвовало более 220 делегаций и уполномоченных представителей крупных и малых держав, включая бывших князей и графов, многие из которых отчаянно пытались восстановить свое прежнее положение, попранное французскими армиями. Однако, как и было заявлено в Отдельной секретной статье к первому Парижскому мирному договору: «назначение земель … и отношений, из коих должна проистекать система действительного и прочного равновесия в Европе, будут определены конгрессом на основаниях, установленных соглашением союзных держав» – именно они доминировали в работе Конгресса и взяли на себя ответственность за любые политически значимые решения.

Венский конгресс ни разу не созывался в формате пленарного заседания с присутствием всех собравшихся делегатов. Восемь подписантов Парижского мирного договора – «Комитет восьми» иногда собирались в качестве официального руководящего органа. Отдельный Комитет по делам Германии (первоначально состоящий из делегатов Австрии, Пруссии, Баварии, Ганновера и Вюртемберга) занимался делами Германского союза. В то же время действовало несколько специализированных комитетов, таких Комитет по делам Швейцарии, Комитет по делам Таскании и т. д., и комиссий – статистическая, редакционная, по работорговле, по международным рекам, по дипломатическому этикету. Однако действительно важные вопросы обсуждались на совещаниях пяти держав, которые обычно проводились в Канцелярии министерства иностранных дел Австрии – Ballhausplatz.

Решения Венского конгресса.

Все решения Венского Конгресса были собраны в Заключительном акте , состоявшем из основного документа и 17 приложений (перечисленных в статье CXVIII). Эти приложения представляли собой двусторонние или многосторонние договоры, разработанные во время Конгресса и подписанные заинтересованным государствами.

Территориальные изменения.

Решения о том, какие территории должны принадлежать каждому государству или какие территории они должны получить, определялись на основе предварительной работы, проведенной Статистической комиссией. Эта комиссия, состоявшая из специалистов географов, экономистов и демографов, тщательным образом рассчитывала «ценность территории» – размер территории, ее населения и доходность. Таким образом, преданные и полученные территории, требования и концессии были приблизительно равнозначны.

Политическая карта Европы до Венского конгресса

Основные территориальные изменения, утвержденные Венским конгрессом, заключались в следующем:

  • Франция:
    • полностью отказалась от своих предыдущие завоеваний, ее границы с незначительными расширениями были восстановлены по состоянию на 1 января 1792 года;
    • вернула большинство колоний в Америке, Африке и Азии, которыми владела до 1 января 1792 года.
  • Российская империя:
    • присоединила большую часть Герцогства Варшавского, ставшую автономным Царством Польским;
    • сохранила Финляндию, отвоеванную у Швеции в 1809 году.
  • Пруссия:
    • получил часть Варшавского герцогства, названную Гросс-герцогством Познанским, и вольный город Данциг.
    • получила почти половину земель, принадлежавших Саксонскому Королевству, названные Герцогством Саксонским;
    • получила гросс-герцогство Бергское, герцогство Вестфальское и земли на левом берегу Рейна;
    • приобрела Шведскую Померанию в обмен на компенсацию в 5,1 млн. талеров.
  • Австрия:
    • в Италии сохранила Истрию, получила Милан, Ломбардию, Венецию;
    • получила от Российского Императора, уезды восточной Галиции, отделенные в 1809 году;
    • члены австрийской королевской семьи получили троны в итальянских герцогствах – Модена и Тоскана;
    • восстановила контроль над Тиролем и Зальцбургом в Германии.
  • Краков объявлен «вольным независимым и совершенно нейтральным городом», под покровительством России, Австрии и Пруссии.
  • Великобритания на Венском конгрессе стремилась к своей главной цели – усилению контроля над морями и расширению колониальных владений:
    • официально получила Гвиану (Южная Америка), захваченную у Голландии в 1803 году;
    • в Карибском море сохранила о-ва. Тобаго и Сент-Люсия, захваченные у Франции, и о. Тринидад, захваченный у Испании;
    • сохранила аннексированный у Дании архипелаг Гельголанд, что позволило ей контролировать Северное море и доступ к Балтийскому морю;
    • получила о. Мальта (принадлежавший Мальтийскому ордену) и Ионические о-ва (долгое время принадлежавшие Венеции), что позволило ей следить за Османской империей и проходом между западным и восточным Средиземноморьем;
    • на пути в Индию сохранила, захваченные Капскую колонию и о. Цейлон у Голландии и о. Иль-де-Франс (Маврикий) у Франции.
  • Италия , уничижительно прозванная «чисто географическим выражением», была поделена на семь частей:
    • Ломбардо-Венецианское королевство, образованное по решению Венского Конгресса из северо-итальянских областей Ломбардия и Венеция, вошло в состав Австрийской империи;
    • Тоскана – отдана эрцгерцогу Фердинанду III Габсбургу, дяде императора Австрии;
    • Модена – передана эрцгерцогу Франсу Эстскому, представителю дома Габсбургов;
    • Парма – передана в пожизненное владение Мари-Луизе, супруге свергнутого Наполеона;
    • Королевство обоих Сицилий, созданное при объединении Неаполитанского и Сицилийского королевств, возвращено королю Фердинанду IV Бурбону;
    • Королевство Сардиния, присоединившее княжество Монако и герцогство Генуэзское, возвращено бывшему царствующему дому;
    • Папская область была возвращена Папе за исключением Авиньона и Комтата Венайсина, оставшихся частью Франции;
  • Германский союз. Венский конгресс принял решение вместо распущенной Наполеоном 6 августа 1808 года Священной римской империи образовать Союз немецких государств. Союз представлял собой конфедерацию 39 государств (против более 300 в 1792 году), в которую вошли: германская часть Австрийской империи, пять королевств (Пруссия, Саксония, Вюртемберг, Ганновер, Бавария), семь великих герцогств, двадцать два княжества и четыре свободных города (Любек, Бремен, Гамбург и Франкфурт).
  • Швейцария , признанная нейтральной, сохранила свои 19 кантонов и присоединила Валлись, Женевскую область и Княжество Нейшательское, ставшие ее новыми кантонами.
  • Швеция вступила в унию с Норвегией (отделенной от Дании – бывшей союзницы Наполеона), образовав, по сути, конфедеративное государство - Соединенные королевства Швеция и Норвегия.
  • Королевство Нидерландское – новое государство, сформированное из бывших Соединенных Нидерландских Областей и Провинции Бельгийской под властью дома Нассау-Оранского.
  • Ганновер (состоявший в унии с Великобританией) стал королевством, увеличив свою территорию за счет Хильдесхайма, части епископства Мюнстер и восточной Фризии. Королевство Ганновер вошло в Германский союз.

Кодификация дипломатического права.

В Приложении XVII к Заключительному акту Венского конгресса «Положение относительно дипломатических агентов» , подписанного основными державами 9 марта 1815 года, устанавливались иерархические ранги дипломатических представителей.

В Положении были определены три класса:

  1. Послы, Папские Легаты или Нунции (только они являлись «представителями своих Государей»);
  2. Посланники, Министры и иные уполномоченные при Государях; и
  3. Поверенные в делах, уполномоченные при Министрах иностранных дел.

Однако самым инновационным нововведением Венского конгресса можно считать статью IV, предусматривающую, что старшинство дипломатических агентов того же класса должно определяться датой официального извещения об их прибытии ко двору.

С момента зарождения современной европейской дипломатии в 16 веке относительный ранг и положение между послами был вопросом первостепенной значимости. Так как дипломаты являлись представителями своих государей, любые знаки почтения или небрежения считался прямым отражением достоинства их суверена.

Внедряя такие довольно формализованные критерии и устанавливая в статье VI строгий запрет на особые привилегии по родственным или семейным связям, либо по политическим соображениям, Великие державы на Венском конгрессе желали раз и навсегда положить конец прошлым нескончаемым препирательствам.

Осуждение работорговли.

Другим знаменательным достижением Венского конгресса, имеющим далеко идущие юридические последствия, является принятие декларация об осуждении работорговли («Декларация держав о прекращении торга неграми» ), выпущенная еще 8 февраля 1815 года, и позднее включенная в Заключительный акт в качестве приложения XV.

Декларация об отмене работорговли была составлена представителем Великобритании лордом Кастлри и получила широкую общественную поддержку в его стране, где гуманитарное движение, вдохновленное английской популярной философией, успешно лоббировало идею об запрете рабства.

В Декларации категорически заявлялось, что «отрасль торговли, известная под именем торга Африканскими Неграми, была добродетельными и просвещенными людьми всех времен почитаема противною законам и человеколюбию и общей нравственности». Далее в ней подчеркивалось, что «ныне скорейшего прекращения оной требует единогласно общее мнение всех образованных народов».

Исходя из этого, полномочные, собравшиеся на Конгресс, провозгласили «от имени Государей своих изъявить усердное желание, чтобы был положен конец источнику бедствий, столь долго опустошавших Африку, обычаю постыдному для Европы и оскорбительному для человечества», а также взяли на себя обязательство использовать все средства для отмены работорговли на своих территориях и выразили надежду, что и другие Правительства последуют данному примеру.

Следует отметить, что на Венском конгрессе Кастлри предлагал для скорейшего прекращения работорговли поддержать следующие меры:

  1. ввести запрет на ввоз товаров, из стран, потворствующих работорговле;
  2. установить контроль близ африканских берегов и признать право досмотра судов, подозреваемых в перевозке рабов;
  3. учредить постоянный комитет по контролю за реализацией мер по пресечению работорговли.

Несмотря на то, что интересы России непосредственно не затрагивались, Император Александр I не мог согласиться с предложениями Англии, полагая невозможным признать за иностранным правительством право осмотра купеческих судов во всем мире. Подобным правом, на деле, могла воспользоваться только Англия, которая получила бы надзорную власть над международной торговлей. Поэтому в окончательной редакции работорговля осуждалась лишь в принципе – ни о каких конкретных шагах или обязательствах государства-участники не договорились.

Тем не менее, хотя юридически Декларация Венского конгресса о запрете работорговле была не более чем заявлением о намерениях, но с точки зрения официального осуждения рабства она имела поистине историческое значение.

Свобода судоходства по международным рекам.

Еще один правовой вопрос, имеющий общеевропейское значение, рассмотренный на Венском конгрессе, – это вопрос относительно навигации по международным рекам.

Что касается реки Рейн, то в статье V первого Парижского мирного договора уже было указано, что «судоходство по Рейну с того места, где река сия становится судоходною до моря и обратно будет свободно таким образом, что оное никому возбранено быть не может», а принятие решения о правах и обязанностях государств, граничащих с Рейном, откладывалось до конгресса в Вене. Более того, первый Парижский мирный договор с целью предотвращения будущих конфликтов хотел, чтобы Конгресс пошел дальше: статья V также поручала Конгрессу «для облегчения сообщения между народами, и дабы они всегда менее чуждались друг друга», исследовать и решить, каким образом принцип свободы судоходства, предусмотренный для Рейна, может быть распространен на все другие реки.

Статья XCIV Заключительного акта Венского конгресса провозглашала свободу судоходства по реке По; а в Приложении XVI к Заключительному акту от 24 марта 1815 года («Постановление о свободном судоходстве по рекам» ) предусматривалась свобода судоходства по всем судоходным рекам, пересекающим или разделяющим, территории государств-участников соглашения.

В Постановлении также был изложен ряд принципов, которые должны применяться в будущем, и содержался призыв к проведению переговоров по более детальной проработке правил судоходства (раздел A, подписанный представителями Австрии, Франции, Великобритании и Пруссии). В разделах B и C упомянутого постановления, подписанном еще несколькими другими заинтересованными государствами, оговаривались дополнительные правила судоходства по Рейну и его притокам.

Четверной союз и политика «Европейского концерта».

Конгресс закончился, однако, между восемью крупнейшими державами так и не было составлено соглашение о принципах дальнейшего поддержания мира в Европе. Только после возвращения Наполеона из Эльбы, незначительно встревожившего Конгресс и побудившего трех континентальных монархов присоединиться к Священному союзу (1815 г.), четыре союзные державы и Франция 20 ноября 1815 года подписали второй Парижский мирный договор .

Конгресс завершился до того, как Торт был порезан. Карикатура на Венский конгресс, 1815

Этот договор сопровождался рядом двусторонних союзнических соглашений между победившими державами, привнесшими в Венскую систему важную особенность организационного характера, получившую название «Европейский концерт». «Европейский концерт» предполагал регулярное проведения конференций высокого уровня для рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, и координации мер, наиболее эффективных для поддержания стабильности на континенте.

Первая конференция, состоявшаяся в 1818 году в Экс-ла-Шапель, окончательно признала за Францией статус Великой державы. Однако в последующие годы идеологические разногласия между Великобританией и монархами Священного союза становились все острее, особенно в отношении вмешательства во внутренние дела для помощи монархическим режимам в борьбе с национально-освободительными и революционными движениями.

Только три конференции – в Экс-ла-Шапель (1818), в Троппау (1820) году и Лайбахе (1821) привели к некоторым конкретным результатам. Ко времени последнего конгресса в Вероне в 1822 году, санкционировавшего французскую интервенцию с целью восстановления абсолютистского режима в Испании, стало ясно, что пяти державам все труднее находить общий язык.

В целом система «Европейского концерта» оказалась исключительно успешным инструментом для предотвращения крупных вооруженных конфликтов в Европе на протяжении нескольких десятилетий. Однако в долгосрочной перспективе она не была способна подавить растущее политическое и экономическое соперничество и столкновение интересов между крупными державами за рубежом и не могла сгладить различия между его западными конституционными правительствами и восточными автократическими монархиями.

ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС 1814-1815

Был созван союзниками после разгрома наполеоновской империи и продолжался с октября 1814 до июня 1815. В Вене собрались 216 представителей всех европейских государств (за исключением Турции) во главе с победителями Наполеона - Россией, Англией, Пруссией и Австрией.

Вена была избрана местом заседаний конгресса в силу центрального положения Австрии в Европе и роли посредника, которую разыгрывал Меттерних. Последний балансировал между Францией и Россией и получил возможность оказывать сильное влияние на переговоры. Общих заседаний всех дипломатов не созывали. В. к. как целое не был даже официально открыт. По важнейшим вопросам были составлены комитеты или комиссии. Во время конгресса между участниками был заключён ряд договоров о государственных границах и были приняты многочисленные декларации и постановления, значительная часть которых вошла в заключительный генеральный акт В. к. и приложения к нему. На В. к. вся Европа была впервые охвачена системой общих договоров. Россия, Англия, Франция и германские государства прежде не были связаны подобными договорами. Система отношений, созданная на В. к., в основном просуществовала до 50-х годов 19 в. Основной целью было восстановление феодальных порядков и ряда прежних династий в государствах, ранее покорённых Наполеоном. В этом были заинтересованы правящие классы многих больших и малых государств континента, в которых ещё сравнительно слабо была развита буржуазия. Правительства этих государств видели в Наполеоне порождение революции и намеревались воспользоваться его разгромом для установления повсюду, в т. ч. и во Франции, дворянской реакции.

Вторая задача заключалась в том, чтобы упрочить победу и создать устойчивые гарантии против возвращения Франции к бонапартистскому режиму и к попыткам завоевания Европы.

Третья задача победителей заключалась в удовлетворении их собственных территориальных притязаний и переделе Европы.

Четыре союзника - Англия, Россия, Австрия и Пруссия, - подписавшие Шомонский трактат 1814 (см.), намеревались предварительно договориться по всем существенным вопросам и затем принудить Францию к принятию их решений. Малые государства предполагалось допускать к обсуждению лишь тех вопросов, которые касались их непосредственно.

Четырём союзникам не удалось сохранить на В. к. полного единства. Хотя главный вопрос о будущих границах Франции был ими решён в полном согласии, но серьёзные разногласия вызывали вопросы о Польше и Саксонии. Этим воспользовался представитель Франции Талейран и стал пятым участником в совещаниях четырёх "союзников". Совещания представителей пяти государств стали главной частью всей деятельности В. к.

Переговоры велись в обстановке непрекращающихся празднеств, балов, торжественных приёмов и других развлечений, что дало повод князю де Линь назвать это собрание дипломатов и государей "танцующим конгрессом". Но при государях и министрах были лица, занятые подготовкой дипломатических документов, а празднества служили поводом для неофициальных встреч.

Большое влияние на ход В. к. оказывал русский император Александр I. В центре его планов стоял вопрос о создании такого политического равновесия в Европе, которое предоставило бы России преимущественное влияние на европейские дела и сделало бы невозможным создание против неё враждебной коалиции европейских держав.

Александр I стремился сохранить соперничество Австрии и Пруссии, ослаблявшее вес и влияние каждой из них. В то же время он не мог допустить чрезмерного ослабления Франции, способной отвлечь на запад силы германских государств. Александр I придавал огромное значение судьбе Польши и хотел присоединить её к своей империи в виде Царства Польского, предоставив ей конституцию и сохранив её местные учреждения. План Александра I поддерживала значительная часть польского дворянства и аристократии во главе с Адамом Чарторийским, т. к. считала эту программу меньшим злом, чем прусское владычество, испытанное поляками в течение 11 лет (с 1795 до 1807) и убедившее их, что от немецких государств нельзя ждать даже такой конституции, которую им обещал Александр I. О предоставлении же полякам государственной самостоятельности в их этнографических пределах не помышляли ни Австрия, ни Пруссия, ни Россия.

Александр I знал, что его проект присоединения Польши встретит сопротивление Англии, Австрии и Франции. Пруссию же за потерю польских земель царь рассчитывал вознаградить Саксонией, а саксонского короля лишить престола как вернейшего сателлита Наполеона. Россия представлена была на В. к. также уполномоченными - К. В. Нессельроде, А. К. Разумовским и Штакельбергом.

Представителем Англии на В. к. был лорд Кестльри, реакционный тори, враг Франции и либералов. Позднее его сменил герцог Веллингтон. Политика Кестльри заключалась в том, чтобы закрепить за Англией торгово-промышленную гегемонию и сохранить захваченные во время войн французские и голландские колонии, которые лежали на путях к Индии. Главными задачами Кестльри считал создание у границ Франции государственных барьеров и усиление Австрии и Пруссии в противовес Франции и России. Равновесие государств европейского континента давало бы Англии возможность играть между ними роль арбитра. На В. к. Кестльри оказал энергичную поддержку Пруссии во всём, что касалось Рейнских провинций, и пытался помешать польским планам Александра I.

Австрия была представлена на В. к. императором Францем I и канцлером князем Меттернихом, самым последовательным представителем дворянско-абсолютистской реакции. Цель Меттерниха заключалась в том, чтобы не допустить серьёзного усиления России и в особенности старой соперницы Австрии - Пруссии. Основываясь на принципах абсолютизма и легитимизма, Меттерних отстаивал неприкосновенность прав Саксонской династии, чтобы помешать передаче Пруссии Саксонского королевства, занимавшего положение буфера между Австрией и Пруссией.

Меттерних стремился обеспечить гегемонию Австрии в Германии и урезать проект Александра I о присоединении Польши к России. Меттерних был особенно заинтересован в восстановлении австрийского господства над Ломбардией, Венецией и мелкими итальянскими герцогствами, откуда австрийцы были изгнаны Наполеоном.

Стремясь сохранить и закрепить многонациональный состав Австрийской империи и господство австрийцев над итальянцами, венграми и славянами, Меттерних ревностно преследовал все либеральные, революционные и национально-освободительные движения.

От Пруссии на В. к., помимо Фридриха Вильгельма III, присутствовал канцлер Гарденберг. В основе прусской политики на В. к. лежало стремление выторговать Саксонию и получить новые богатые и стратегически важные владения на Рейне. Гарденберг и Фридрих Вильгельм III требовали самых суровых мер против Франции. Александр I противился этому, и благодаря ему мир с Францией оказался мягче, чем хотел Гарденберг.

Представителем Франции был Талейран. Ему удалось воспользоваться разногласиями между державами-победительницами, привлечь на свою сторону малые государства, которым он обещал поддержку, и добиться права участвовать в переговорах наравне с четырьмя союзниками. Малые государства, боявшиеся поглощения их земель великими державами, объединившись, могли серьёзно улучшить положение Франции. Главного врага Талейран видел в Пруссии и более всего страшился её усиления; поэтому он решительно выступил против лишения саксонского короля престола и владений. Талейран и Людовик XVIII прекрасно понимали, что сама Франция не может рассчитывать ни на какие территориальные приращения и что для неё будет большим успехом, если она хотя бы удержит то, что ей было оставлено по Парижскому мирному договору 1814 (см.). Для Франции самая выгодная позиция заключалась в "бескорыстии" и строгой "принципиальности". В целях сохранения саксонскому королю его престола и помощи мелким государям Талейран вступил в тайные сепаратные переговоры с Меттернихом и Кестльри.

3. I 1815 был подписан тайный договор Франции, Англии и Австрии, направленный против Пруссии и России (см. Венский секретный договор 1815). Союзники заставили русского царя и прусского короля пойти на уступки в польском и саксонском вопросах. Пруссия получила только северную половину Саксонии, а южная часть осталась самостоятельной. Александру I не удалось овладеть всеми польскими землями; Познань осталась в руках Пруссии. Только Краков был настолько спорным пунктом, что о его принадлежности не удалось договориться. Он был оставлен в качестве "вольного города", т. е. карликовой самостоятельной республики, которая впоследствии стала центром польской эмиграции.

В. к. близился к концу, когда пришло известие о том, что Наполеон покинул о. Эльбу, высадился во Франции и двинулся к Парижу. Участники В. к. прекратили все споры и немедленно составили новую, седьмую коалицию. Шомонский договор был возобновлён.

За несколько дней до битвы у Ватерлоо был подписан заключительный генеральный акт В. к. Его подписали представители России, Франции, Пруссии, Австрии, Англии, Испании, Швеции и Португалии. Он предусматривал создание у границ Франции прочных государств-барьеров. Бельгия и Голландия были соединены в Нидерландское королевство, которое должно было служить противовесом Франции и устранить возможность владычества французов в Бельгии. Сильнейший барьер против Франции составили Рейнские провинции Пруссии. Швейцария была усилена: её границы были расширены, и в них были включены стратегически важные горные перевалы.

На северо-западе Италии было усилено Сардинское королевство: к нему вернулись Савойя и Ницца, на его территории находились важные перевалы через Альпы и проходы вдоль берега Средиземного моря, по которому армия Бонапарта прошла в Италию в 1796. К востоку от Сардинского королевства находились австрийские Ломбардия и Венеция, игравшие роль плацдармов против Франции.

Заключительный акт В. к. формулировал результаты передела Европы и колоний между победителями Наполеона. Россия получила Царство Польское, уступив Австрии Тарнопольскую область. Англия сохранила своё торговое и морское превосходство и закрепила за собой часть колоний, которые она захватила у Голландии и Франции. Самыми важными из них были о. Мальта на Средиземном море, Капская колония на юге Африки и о. Цейлон.

Австрия снова стала властвовать над северо-восточной Италией (Ломбардией, Венецией) и малыми итальянскими герцогствами. На тосканский и пармский престолы были посажены государи из Габсбургского дома. Австрия получила преобладание и в Германии. Из немецких государств был создан Германский союз. В. к. не принимал специальных мер для раздробления Германии или Италии: реакционные государи и дворянство этих стран сами не желали единства, а буржуазные национально-объединительные стремления ещё не созрели. Австрия и Пруссия вели не национальную, а дворянско-династическую политику. Германский союз был создан В. к. прежде всего для того, чтобы он образовал хотя бы слабое подобие единства и, не будучи сам способен к агрессивной политике, мог бы отразить нападение Франции. Английское правительство хотело как можно более усилить в Германском союзе позиции Пруссии, но Меттерних при поддержке южногерманских государств добился гегемонии Австрии. Австрия располагала председательством в единственном общегосударственном органе Германского союза - союзном сейме. Голоса в нём были распределены так, чтобы обеспечить большинство в пользу Австрии.

Пруссия, получив северную Саксонию и Познань, была компенсирована за свой вынужденный отказ от южной Саксонии значительным расширением её владений на Рейне. Она получила две области - Рейнскую провинцию и Вестфалию, самые крупные в Германии по своему экономическому развитию и важные по стратегическому положению. Их присоединение обеспечивало в дальнейшем возможность для Пруссии стать во главе Германии и превратиться в опаснейшего врага Франции. Новые Рейнские области сделали Пруссию гораздо более сильной, чем она была до разгрома под Иеной. Пруссия приобрела также о-в Рюген и шведскую Померанию, полученные Данией от Швеции по Кильскому миру 1814.

Особые статьи заключительного акта В. к. предписывали установление международных правил сбора пошлин и судоходства по рекам, которые служили границей государств или же протекали через владения нескольких государств, в особенности по Рейну, Мозелю, Маасу и Шельде.

К генеральному акту В. к. был присоединён ряд приложений; одно из них содержало запрещение торговли неграми.

Несмотря на все усилия, В. к. оказался не в состоянии полностью искоренить результаты революционных и наполеоновских войн. Он вынужден был отказаться от последовательного проведения в жизнь принципа "легитимизма" в отношении немецких княжеств и узаконил уничтожение легитимных династий в большинстве из них, произведённое при Наполеоне. Вместо 360 мелких немецких княжеств Германский союз был составлен лишь из 38 государств и трёх вольных городов. Большинство присоединений к Бадену, Баварии и Вюртембергу было сохранено за ними. Ликвидировать влияние французских буржуазных порядков и упразднить наполеоновский кодекс в западных германских областях реакция не смогла.

Оплотом Венских трактатов 1815 было сотрудничество Англии, России, Австрии и Пруссии. Всякое обострение их взаимных отношений грозило крушением Венских договоров. Уже в 1815 слухи о разногласиях между победителями на В. к. склонили Наполеона к оставлению о. Эльбы и высадке во Франции. Стодневное новое правление Наполеона и кампания 1815 показали участникам В. к., что подписанным на нём договорам грозила серьёзная опасность со стороны Франции, не говоря уже о национально-освободительном и революционном движении европейских народов. Поэтому система отношений, созданная В. к., была дополнена созданием Священного союза (см.), вторым Парижским миром с Францией и возобновлением Четверного союза Англии, России, Австрии и Пруссии (ноябрь 1815).

Литература: Маркс, К. и Энгельс, Ф. Сочинения. Т. V. С. 13, 15, 177. Т. IX. С. 372, 511. Т. XI. Ч. II. С. 45-46, 54, 227. Т. XVI. Ч. I. С. 206-207, 452-453.- Мартенс, Ф. Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключённых Россиею с иностранными державами. Т. 3. Спб. 1876. С. 207-533. - Асten des Wiener Congresses in den Jahren 1814-1815. Hrsg. von I. L. Kliiber. 2. Aufl. Bd 1 - 9. Erlangen 1833-1835. - Angeberg . Le Congrès de Vienne et les traités de 1815 préc. et suivis des actes diplomatiques. Vol. 1-4. Paris. 1864.- Correspondanсe du comte Pozzo di Borgo... et du comte de Nesselrode... 1814-1818. T. 1 - 2. Paris. 1890-1897. - Соrrespоndance du comte de Jaucourt... avec le prince de Talleyrand pendant le Congrès de Vienne. Paris. 1905. 375 p. - Correspondance médite du prince de Talleyrand et du roi Louis XVIII pendant le Congrès de Vienne. Paris. 1881. XXVIII, 528 p. - Mellerniсh, K. L. W. Mémoires, documents et écrits divers... publ. par son fils... T. 1-2. Paris. 1880. Autorisirte deutsche Original-Ausgabe: Aus Metternich s nachgelassenen Papieren... Bd 1-2. Wien. 1880. Соловьёв, С. М. Венский конгресс. "Русский вестник". 1865. № 2. С. 375-438.-Weil, M. H. Les dessous du Congrès devienne d après les documents originaux des archives du ministère impérial et royal de l Intérieur à Vienne. Vol. 1- 2. Paris. 1917. - . The Congress of Vienna, 1814-1815. London. 1920. 174 p.-Debidour, A. Histoire diplomatique de l Europe. Depuis l ouverture du Congrès de Vienne jusqu à la fermeture du Congrès de Berlin (1814-1878). T. 1. Paris. 1891. Перевод: Дебидур, А. Политическая история XIX века. История внешних сношений европейских держав с 1814 по 1878 г. Т. 1. Священный союз. Спб. 1903. - Sorel, A. L Europe et la Révolution française. Pt. 8. La coalition, les traités de 1815. 17-me éd. Paris. 1922. 520 p. Перевод: Сорель, А. Европа и французская революция. Т. 8. Спб. 1908. 420 с.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Венский конгресс был последним мировым представлением, очевидно для всех закончившим большой, длинный и необычайно шумный сезон

Марк Алданов, Святая Елена, маленький остров

Несколько слов об итогах Венского конгресса, завершившего в начале июня 1815 года свою работу. Стремительное возвращение Наполеона с острова Эльба и восстановление французской империи ускорило разрешение спорных вопросов, будораживших умы участников встречи в течение нескольких месяцев. 3 мая были подписаны трактаты между Россией, Австрией и Пруссией, определявшие судьбу Варшавского герцогства, а также между Пруссией и Саксонией.

Венский конгресс
Книжная иллюстрация

Русский Государь покинул конгресс за две недели до его окончания, предварительно подписав манифест О поднятии оружия против похитителя французского престола всеми державами, хранящими закон благочестия и правды. Он отправился в расположение своей армии, которая под предводительством фельдмаршала Барклая-де-Толли продвигалась к Рейну.

8 июня был принят акт Германского союза, а на следующий день, 9 июня - Заключительный генеральный акт Венского конгресса, состоящий из 121 статьи, закрепивший новые границы государств, установленные в результате передела Европы. Помимо статей, в Заключительный акт входили 17 приложений, в том числе договор о разделе Польши, декларация об отмене торговли неграми, правила судоходства по пограничным и международным рекам, положение о дипломатических агентах, акт о конституции Германского союза и другие.

Итак, согласно решению Венского конгресса, Польша была разделена. Большая часть герцогства Варшавского под наименованием Царства Польского вошла в состав Российской империи. Александр I получил титул Царя Польского. Отныне благодаря тому, что в 1809 году по Фридрихсгамскому миру под скипетр российского императора отошла Финляндия, отодвинувшая шведские владения от российских границ к Полярному кругу и Ботническому заливу, а в 1812 - Бессарабия, с мощными водными преградами в виде рек Прут и Днестр, на западе империи был создан своего рода пояс безопасности , исключавший прямое вторжение неприятеля на территорию России.

Герцогство Варшавское 1807-1814 годы.
Границы Польши по решениям Венского конгресса 1815: салатный цвет - Царство Польское в составе России, голубой - часть отошедшая к Пруссии, красный - вольный город Краков

Западные земли Великой Польши с Познанью и польское Поморье вернулись к Пруссии. А Австрия получила южную часть Малой Польши и большую часть Червонной Руси. Краков стал вольным городом. Венский конгресс декларировал предоставление автономии польским землям во всех её частях, но фактически это было выполнено только в России, где волею императора Александра I, известного своими либеральными устремлениями, Царству Польскому была дарована конституция.

Помимо части герцогства Варшавского Пруссии досталась Северная Саксония, значительная территория Вестфалии и Рейнской области, шведская Померания и остров Рюген. Под контроль Австрии вернулся север Италии: Ломбардия и Венецианская область (Ломбардо-Венецианское королевство), герцогства Тоскана и Парма, а также Тироль с Зальцбургом.

Карта Германского союза, 1815 год

Кроме польского, камнем преткновения на переговорах в Вене был германский вопрос. Державы-победительницы боялись образования в самом сердце Европы монолитного немецкого государства, но были не против создания своего рода конфедерации, служившей форпостом у границ непредсказуемой Франции. После долгих споров в границах бывшей Священной Римской империи германской нации был создан Германский союз - конфедерация разновеликих немецких государств: королевств, герцогств, курфюршеств и княжеств, а также четырёх городов-республик (Франкфурта-на-Майне, Гамбурга, Бремена и Любека). Четыре страны - Австрия, Пруссия, Дания и Нидерланды - принадлежали к союзу только частью своих владений. Между этими суверенными государствами не существовало крепких экономических связей, единого законодательства, общих финансов или дипломатических служб. Единственным центральным органом власти был Союзный сейм, заседавший во Франкфурте-на-Майне и состоявший из представителей правительств государств, вошедших в Германский союз. Председательствовал в Сейме австрийский император. Цель Союза также была весьма скромной: Сохранение внешней и внутренней безопасности Германии, независимость и неприкосновенность отдельных немецких государств.

Англия в Европе получила Гибралтар, Мальту, Ионические острова, а вместе с ними и господствующее положение на Средиземном море; в Северном море - архипелаг Гельголанд. Помимо этого она закрепляла за собой часть завоеванных французских и голландских колоний: Лукайские острова и Тобаго в Вест-Индии, Маврикий восточнее Мадагаскара, хлопчатобумажные округа Нидерландской Гвинеи, что ещё больше укрепило морское могущество Британской короны.

Бельгия была включена в состав королевства Нидерландов под эгидой Вильгельма I Оранского-Нассау. Союзница Франции Дания лишилась Норвегии, которую передали Швеции, но получила германские Шлезвиг и Гольштейн. Швейцария, в которую были включены Валлис, Женева и Невшатель, расширила свои земли и приобрела стратегически важные альпийские перевалы. Она составила конфедерацию свободных, независимых и нейтральных кантонов. Испания и Португалия остались в прежних границах и вернули свои правящие королевские династии (испанских Бурбонов и Браганса соответственно).

Карта Италии в 1815 году

И, наконец, Италия, которая по меткому язвительному выражению князя Меттерниха после решений Венского конгресса представляет собой не более, чем географическое понятие . Её территория была раздроблена на восемь мелких государств: на севере два королевства - Сардиния (Пьемонт) и Ломбардо-Венецианское, а также четыре герцогства - Парма, Модена, Тоскана и Лукка; в центре - Папская область с Римом в качестве столицы, а на юге - Королевство обеих Сицилий (Неаполитано-Сицилийское). Таким образом в Италии была восстановлена власть папы римского над Ватиканом и Папской областью, Неаполитанское королевство (Королевство Обеих Сицилий) после кровопролитных боёв и бегства короля Иоахима Мюрата вернули Бурбонам, а восстановленному Сардинскому королевству были возвращены Савойя, Ницца и придана Генуя.

Карта Европы после Венского конгресса

Как резюмировал русский историк генерал-лейтенант Николай Карлович Шильдер: Россия увеличила свою территорию пространством около 2100 кв. миль с народонаселением более трех миллионов человек; Австрия приобрела 2300 кв. миль с десятью миллионами человек, а Пруссия 2217 кв. миль с 5 362 000 человек. Таким образом, Россия, которая на своих плечах вынесла всю тяжесть трехлетней войны с Наполеоном и принесла наибольшие жертвы для торжества европейских интересов, получила наименьшее вознаграждение. По поводу самых значительных территориальных приобретений Австрийской империи Шильдеру вторит в Петербургских письмах французский политик и дипломат Жозеф-Мари де Местр: ей (Австрии) удалось заполучить огромный выигрыш в лотерее, билетов которой она не покупала...

Итак, невиданная доселе ни по числу венценосных участников, ни по продолжительности дипломатических споров, ни по обилию интриг, ни по количеству торжеств и праздников, ни по величине и блеску бриллиантов на балах, общеевропейская встреча в верхах подвела окончательную черту под двадцатилетней эпохой наполеоновских войн.

pro100-mica.livejournal.com

Осень 1814 - в Вену на конгресс съехались 216 представителей всех европейских госу­дарств, исключая Турецкую империю. Главная роль – Россия, Англия и Австрия .

Цель участников - удов­летворение собственных захватнических территориальных притязаний путем передела Европы и колоний.

Интересы:

Россия - присоединение к своей империи большей часть территории упраздненного «герцогства Варшавского». Поддержка феодальной реакции и укрепления влияния России в Европе. Усиление Австрии и Пруссии как противовес друг другу.

Англия - стремилась обеспечить за ней торгово-промышленную и колониальную монополию и под­держивало политику феодальных реакций. Ослабление Франции и России.

Австрия - отстаивала принципы феодально-абсолютистской реакции и укрепления австрийского национального гнета над сла­вянскими народами, итальянцами и венграми. Ослабление влияния России и Пруссии.

Пруссия - желала захватить Саксонию и получить новые важные владения на Рейне. Всецело поддерживала феодальную реакцию и требовала самой беспощадной политики в отношении Франции.

Франция - выступала против лишения саксонского короля пре­стола и владений в пользу Пруссии.

3 января 1815 - союз Англии, Австрии и Франции против России и Пруссии . Путем совместного давления вынудили царя и прусского короля пойти на уступки.

Пруссия - северная часть Саксонии (юж­ная часть осталась самостоятельным королевством). Присоединены Рейнская провинция и Вестфалия . Это дало возможность Пруссии впоследствии подчинить себе Германию. Присоединила шведскую Померанию.

Царская Россия - часть герцогства Варшавского . Познань и Гданьск остались в руках Пруссии, а Галиция вновь была передана Австрии. Сохранила Финляндию и Бессарабию.

Англия – закрепила за собой о. Мальту и колонии, захваченные у Голландии и Франции .

Австрия – владычество над северо-восточной Италией, Ломбардией и Венецией.

9 июня 1815 – подписан генеральный акт Венского конгресса. Акт предусматривал создание у границ Франции прочных барьеров: Бельгия и Голландия были сое­динены в единое независимое от Франции Нидерландское коро­левство. Сильный барьер против Франции составили новые рейнские провинции Пруссии.

Конгресс сохранил за Баварией, Вюртембергом и Баденом присоединения, сделанные ими при Наполеоне, чтобы усилить южногерманские государства против Франции. Из 19 самоуправляющихся кантонов образовалась Швейцарская конфедерация . На северо-западе Италии было восстановлено и усилено Сар­динское королевство . Во многих государствах восстановлены легитимные монархии. Создание Германского союза . Норвегия объединена со Швецией .

«Священный союз» - поддержание христиан­ской веры, беспрекословное повиновение подданных своим государям, поддержание международного порядка.

2. Венская система: проблемы периодизации и особенности становления

Итоги войн наполеоновской эпохи детерминировали конфигурацию новой Венской модели системы международных отношений. В лекции анализируются особенности ее функционирования, споры относительно эффективности данной модели и ее периодизации. Рассматривается ход Венского конгресса, а также основные идеи, заложенные в фундамент новой модели системы международных отношений. Державы-победительницы видели смысл своей коллективной международной деятельности в создании надежных барьеров против распространения революций. Отсюда обращение к идеям легитимизма. Оценка принципов легитимизма. Показывается, что против консервации сложившегося после 1815 г. статус-кво действовало немало объективных факторов. В их перечне важное место занимает процесс расширения сферы действия системности, вступившей в конфликт с идеями легитимизма, а это порождало целую серию новых взрывоопасных проблем.

Роль конгрессов в Аахене, Тропаду и Вероне в консолидации Веской системы, в развитии правовых начал в сфере международных отношений. Дальнейшее усложнение понятия “государственные интересы”. Восточный вопрос и появление первых трещин в отношениях бывших союзников по антифранцузской коалиции. Споры об интерпретации принципов легитимизма в 20-е гг. XIX в. Революционные события 1830 г. и Венская система.

Венская система: от стабильности к кризису

Несмотря на определенные трения существовавшие в отношениях великих держав вплоть до середины XIX в. Венскую систему отличала высокая стабильность. Ее гарантам удавалось избегать лобовых столкновений и находить развязки основных спорных проблем. Это и неудивительно, ибо на международной арене тогда не было сил, способных противостоять творцам Венской системы. Наиболее взрывоопасной проблемой считался Восточных вопрос, но и здесь вплоть до Крымской войны великие державы удерживали конфликтный потенциал в легитимных рамках. Водоразделом, отделяющим фазу стабильного развития Венской системы от ее кризиса стал 1848 г., когда под напором внутренних противоречий, порожденных бурным, нерегулируемым развитием буржуазных отношений, произошел взрыв и по всему европейскому континенту прокатилась мощная революционная волна. Анализируется ее воздействие на положение в ведущих державах, показывается, как эти события повлияли на характер их государственных интересов и общий баланс сил на международной арене. Начавшаяся подвижка сил резко сузила возможности для поиска компромиссов в межгосударственных конфликтах. В итоге без серьезной модернизации Венская система уже не могла эффективно выполнять свои функции.

Лекция 11. Попытка модернизации Венской системы

Крымская война – первое открытое военное столкновение великих держав после создания в 1815 г. Венской системы, убедительно продемонстрировала, что весь системный механизм дал серьезнейший сбой, и это во весь рост поставило вопрос о ее дальнейших перспективах. В нашей схеме 50-60-е гг. XIX в. – время глубочайшего кризиса Венской системы. На повестку дня встала следующая альтернатива: либо на волне кризиса начнется формирование принципиально новой модели международных отношений, либо осуществится серьезная модернизация прежней модели международных отношений. Решение этой судьбоносной проблемы зависело от того, как будут разворачиваться события в двух ключевых вопросах мировой политики тех лет – объединение Германии и Италии.

История сделала достаточно убедительный выбор в пользу второго варианта развития событий. Показывается, как ходе острейших политических коллизий, несколько раз перераставших в локальные войны, на европейском континенте постепенно происходил не слом, а обновление прежней модели международных отношений. Что позволяет выдвигать данный тезис? Во-первых, никто ни де-факте, ни де-юре не отменил базовых решений принятых на конгрессе в Вене. Во-вторых, консервативно-охранительные принципы, составлявшие костяк всех ее сущностных характеристик, хотя и дали трещину, но в итоге остались в силе. В-третьих, баланс сил, позволявший удерживать систему в состоянии равновесия, после ряда потрясений был восстановлен, причем в его конфигурации на первых порах не произошло кардинальных подвижек. Наконец, все великие державы сохранили традиционную для Венской системы приверженность к поиску компромисса.

3. Своеобразной идеологической и вместе с тем военно-политической надстройкой над «венской системой» дипломатических соглашений явился так называемый Священный союз европейских монархов против революции.

События «ста дней», которые произвели на современников, и особенно на участников Венского конгресса, исключительное воздействие: поддержка армией и значительной частью населения нового захвата власти Наполеоном, молниеносный крах первой реставрации Бурбонов,- породили в европейских реакционных кругах тезис о существовании в Париже какого-то всеевропейского тайного «революционного комитета», дали новый импульс их стремлению задушить повсюду «революционный дух», поставить преграду революционно-демократическим и национально-освободительным движениям. В сентябре 1815 г. монархи России, Австрии и Пруссии подписали и торжественно провозгласили в Париже акт о создании «Священного союза монархов и народов». Содержавшиеся в этом документе религиозно-мистические идеи противопоставлялись идеям Французской революции, Декларации прав человека и гражданина 1789 г.

Однако Священный союз создавался не только для идеологической манифестации, это был и инструмент действия. Акт объявлял незыблемым статус-кво 1815 г. и устанавливал, что при любой попытке его нарушения монархи «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь». Чтобы придать Священному союзу общеевропейский характер, Австрия, Пруссия и особенно Россия добились в 1815-1817 гг. присоединения к нему всех европейских государств, кроме папы римского, Англии и мусульманской Турции. Однако Англия фактически участвовала первые годы в деятельности Священного союза как член Четверного союза (Россия, Австрия, Пруссия и Англия), воссозданного в ходе переговоров о втором Парижском мире. Именно английский министр иностранных дел лорд Каслри (при поддержке Меттерниха) придал тексту договора о Четверном союзе такую редакцию, которая позволяла его участникам вооруженным путем вмешиваться в дела других государств союза под флагом защиты «спокойствия и благоденствия народов и охранения мира всей Европы».

В осуществлении политики легитимизма и борьбы с угрозой революции применялась разная тактика. Для политики Священного союза до начала 20-х годов была характерна попытка противопоставить революционным идеям пацифистскую фразеологию, широкую пропаганду религиозно-мистических идей. В 1816-1820 гг. Великобританское и Русское библейские общества при активной правительственной поддержке распространяли изданные в тысячах экземпляров библии, евангелия и прочие религиозные тексты. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала защита принципа легитимизма осуществлялась «...под прикрытием таких сентиментальных фраз, как «Священный союз», «вечный мир», «общественное благо», «взаимное доверие между государем и подданными» и т. д. и т. д., а затем и без всякого прикрытия, при помощи штыка и тюрьмы»6.

В первые годы после создания «венской системы» в политике европейских монархий наряду с откровенно реакционной линией сохранилась и определенная тенденция адаптации к велениям времени, к компромиссу с верхушечными слоями европейской буржуазии. В этом направлении шло, в частности, принятое на Венском конгрессе в 1815 г. и отвечавшее интересам торгово-промышленных кругов общеевропейское соглашение о свободе и порядке навигации по Рейну и Висле, которое стало прототипом для последующих соглашений такого рода (о Дунае и др.).

Продолжалось использование некоторыми монархами (прежде всего Александром I) в своих целях конституционных принципов. В 1816-1820 гг. при поддержке Александра I (и вопреки сопротивлению Австрии) на основе решений Венского конгресса по Германскому союзу были введены умеренные конституции в южнонемецких государствах - Вюртемберге, Бадене, Баварии и Гессен-Дармштадте.

В Пруссии продолжала долгие дебаты комиссия по подготовке конституции: король обещал ввести ее в разгаре войн с Наполеоном в 1813 и 1815 гг. Наконец, в преддверии Ахенского конгресса 1818 г. некоторые деятели русской дипломатии (прежде всего И. Каподистрия) предполагали включить вопрос о даровании монархами подданным «разумных конституций» в документ, подготовлявшийся для обсуждения на этой важной международной встрече. В марте 1818 г. в нашумевшей речи в польском сейме Александр I высказался о возможности распространить «законно-свободные учреждения» на «все страны, провидением попечению моему вверенные». Однако из этих прожектов ничего не получилось. Консервативно-охранительное, открыто реакционное направление все более брало верх во внутренней и внешней политике главных европейских монархий. Ахенский конгресс 1818 г., в котором участвовали члены Четверного союза и Франция, не стал поэтому решать конституционную проблему, а сосредоточил усилия на борьбе против эмигрантов «ста дней». Конгресс постановил досрочно вывести из Франции, выплатившей большую часть контрибуции, оккупационные войска. Франция была допущена в число великих держав и могла отныне на равных правах участвовать в совещаниях членов Четверного союза (он был возобновлен на конгрессе). Союз этих держав назывался пентархией.

В целом Священный союз на первом этапе его деятельности остался преимущественно политико-идеологической надстройкой над «венской системой». Однако начиная с европейских революций 20-х годов XIX в. он превратился в тесный союз трех его главных участников - России, Австрии и Пруссии, которые главную задачу союза будут видеть только в вооруженном подавлении революций и национально-освободительных движений 20-40-х годов XIX в. в Европе и Америке. Дольше просуществует «венская система» как система договорных обязательств о сохранении государственных границ в Европе. Ее окончательный распад произойдет только после Крымской войны.

4. Усилия русской дипломатии были направлены также на решение в нужном для России ключе и восточного вопроса. Необходимость защиты южных границ страны, создание благоприятных условий для экономического расцвета российского Причерноморья, покровительство интересам черноморской и средиземноморской торговли русского купечества требовали закрепления выгодного для России режима двух проливов - Босфора и Дарданелл, соединявших Черное и Эгейское моря. Турция должна была гарантировать беспрепятственный проход через проливы русских торговых судов и закрытие их для военного флота других государств. Кризис Османской империи, растущее национально-освободительное движение балканских и других покоренных турками народов подталкивали Николая I к скорейшему решению восточного вопроса.

Однако и здесь России пришлось столкнуться с сопротивлением других великих держав. Англия и Австрия сами были не прочь округлить свои владения за счет Турции и опасались не только укрепления позиций России на Балканах, но и ее военного присутствия в Средиземноморье. Известную настороженность в Вене, Лондоне и Париже вызывали распространявшиеся в передовых общественных кругах России идеи панславизма и, в частности, планы создания единой федерации славянских народов под властью русского царя. И хотя панславизм не стал знаменем официальной внешней политики Николая I, Россия тем не менее упорно отстаивала свое право покровительства православным народам мусульманской Турции.

Присоединение в начале века Закавказья вызвало обострение русско-иранских противоречий. Отношения с Персией оставались напряженными и во второй четверти XIX в. Россия была заинтересована в укреплении своего положения на Кавказе и в создании благоприятных внешнеполитических условий для усмирения мятежа ряда горских племен Северного Кавказа.

5. В 1848-1949 гг. по Европе прокатилась волна революций. Реакционные правительства старались по возможности восстановить и сохранить систему МО, существовавшую в Европе до 1848 г. Соотношение классовых сил внутри отдельных государств и содержание МО изменилось. Священный союз заявил о своем праве на вмешательство во внутренние дела всякой страны, где

революционное движение могло угрожать монархическим устоям других государств. Волна европейских революций была отбита, "венская система" с ее легитимными устоями сохранена, поколебленная власть ряда монархов вновь восстановлена.

6. Крымская война - важнейшее событие в истории МО и внешней политики XIX в. Война стала результатом обострения политических, идеологических, экономических противоречий на Ближнем Востоке и Балканах, а также на европейской арене в целом - в основном между Англией, Францией, Турцией и Россией. Война выросла из восточного кризиса 50-х годов, который начался с

разногласий Франции и России относительно прав католического и православного духовенства в Палестине, являющейся провинцией Османской империи. Поражение в Крымской войне продемонстрировало всю слабость социальной и политической системы Российской империи.

Буржуазная Европа одержала победу над крепостнической Россией. Международный престиж России был сильно поколеблен. Парижский трактат, завершивший войну, явился тяжелым и унизительным для нее договором. Черное море объявлялось нейтральным: запрещалось содержать на

нем ВМФ, строить прибрежные укрепления и арсеналы. Южные рубежи России оказывались незащищенными. Лишение России давнего права преимущественного покровительства христианским народам Балкан ослабило ее влияние на полуострове. Англия, Австрия и Франция заключили договор о гарантии независимости и сохранении целостности Османской империи, в случае нарушения которых могли применить силу. К союзу трех государств на севере примыкало Шведо-Норвежское королевство, а на юге - Османская империя. Сложившаяся новая расстановка сил

получила название "крымской системы". Россия оказалась в международной изоляции. Возросло влияние Франции и Англии. Крымская война и Парижский конгресс стали рубежом целой эпохи в истории МО. Окончательно прекратила свое существование "венская система".

7. Япония проводила политику изоляции от внешнего мира. Усиление экспансии европейских держав и США в дальневосточном регионе, развитие судоходства в северо- западной части Тихого океана способствовало "открытию" Японии. В 50-е годы между державами развернулась борьба

за проникновение в Японию и преобладание в ней. По подписанному между Россией и Японией договору от 25 апреля 1875 г. весь Сахалин признавался принадлежащим России, и Россия уступала Японии 18 островов, составлявших Курильский архипелаг в его северной и

средней части. Агрессивные устремления Японии довольно явно проявились уже в 70-х годах XIX в. Ближайшим объектом японской экспансии оказалась Корея, находящаяся в формальной зависимости от Китая. США и западные державы также предприняли ряд военных экспедиций для насильственного открытия корейских портов. Корея открыла 3 порта для японской торговли. Для России самым важным оставалось сохранение независимой Кореи. 25 июля 1894 г. Япония захватила Сеул, а 1 сентября объявила войну Китаю. В это время она убедилась. Что Россия, как и другие державы, будет сохранять нейтралитет. Позиция России объяснялась не только ее слабостью на Дальнем Востоке. В Петербурге опасались возможного вступления в войну Англии на стороне Китая. В это время опасность японской агрессии по-прежнему недооценивалась. 24 января 1904 г. Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и одновременно начинает военные действия против русских войск, находящихся на территории Китая, со стратегической задачей как можно скорее разбить русские войска до их полного сосредоточения на Дальнем Востоке. Японское

командование основными военными целями ставило: полное господство на море. А на суше японцы в первую очередь стремились овладеть Порт-Артуром и затем распространить свои военные успехи на Корею и Манчжурию, вытеснив из этих районов русских. Произошло много кровопролитных сражений, известных в истории: битва при Порт-Артуре, Лаолянское, Мукденское,

Цусимское сражения. Сразу после Цусимского сражения Япония обратилась к США с просьбой о посредничестве к миру. Русское самодержавие, запуганное надвигающейся революцией и общим недовольством в стране результатами дальневосточной кампании, согласилось сесть за стол переговоров. Переговоры проходили в американском городе Портсмуте. 5 сентября 1905 г. между Россией и Японией был подписан Портсмутский мирный договор. По этомудоговору русское правительство уступило Японии южную часть острова Сахалин и отказалось от права на аренду

Квантунского полуострова с Порт-Артуром и Южно-Маньчжурской железной дороги. Так же русское правительство признавало "особые" интересы Японии в Корее. Подписание подобного договора не принесло русскому государству победных лавров и не подняло его престиж в мире.

Венский конгресс победителей 1814–1815 гг. Венскийконгресс (1814–1815), мирная конференция европейских государств в Вене в сентябре 1814 – июне 1815 для урегулирования политического положения в Европе в условиях поражения наполеоновской Франции. Созван согласно условиям Парижского договора от 30 мая 1814 между Францией и Шестой коалицией (Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия), к которому позже присоединились Испания, Португалия и Швеция.

В сентябре 1814 в Вене состоялись предварительные переговоры стран-победительниц, предпринявших попытку выработать единую позицию до начала Конгресса; Переговоры, однако, завершились неудачей вследствие серьезных противоречий между их участниками. Россия претендовала на Великое герцогство Варшавское, образованное Наполеоном в 1807–1809 из принадлежавших Австрии и Пруссии польских земель, но такое усиление России не отвечало интересам ее союзников. Пруссия намеревалась аннексировать союзную Наполеону Саксонию, однако против этого решительно выступала Австрия, намеревавшаяся превратить Германию в федерацию монархий под своим верховенством; австрийские Габсбурги планировали также установить свою гегемонию в Италии. Союзники были едины лишь в одном – лишить Францию ведущей роли в Европе и свести ее территорию к границам 1792. 22 сентября они договорились отстранить Францию вместе с Испанией, Португалией и Швецией от реального участия в работе Конгресса. Но прибывшей 23 сентября в Вену французской делегации во главе с министром иностранных дел князем Ш.-М. Талейраном удалось добиться полноправного участия в переговорах.

Конгресс открылся в начале ноября 1814; на нем присутствовало 450 дипломатов из 126 европейских государств, за исключением Турции. Решения принимались на совещаниях представителей пяти держав (Россия, Великобритания, Пруссия, Австрия, Франция) или в особых органах – комитете по германским делам (создан 14 октября), комитете по швейцарским делам (14 ноября), статистической комиссии (24 декабря) и т.д.



Основным и самым острым вопросом оказался польско-саксонский. Еще на стадии предварительных переговоров (28 сентября) Россия и Пруссия заключили тайное соглашение, по которому Россия обязывалась поддерживать притязания Пруссии на Саксонию в обмен на поддержку ее притязаний на Великое герцогство Варшавское. Но эти планы натолкнулись на противодействие Франции, не желавшей расширения прусского влияния в Северной Германии. Апеллируя к принципу легитимизма (восстановления законных прав), Ш.-М. Талейран привлек на свою сторону Австрию и мелкие германские государства. Под давлением французов английское правительство также изменило свою позицию в пользу саксонского короля Фридриха-Августа I. В ответ Россия вывела свои оккупационные войска из Саксонии и передала ее под управление Пруссии (10 ноября). Возникла угроза раскола Шестой коалиции и военного конфликта России и Пруссии с Великобританией, Австрией и Францией.

Предметом обсуждения на Конгрессе были и другие важные проблемы – политическое устройство Германии и границы германских государств, статус Швейцарии, политическая ситуация в Италии, судоходство по международным рекам (Рейн, Маас, Мозель и др.), торговля неграми. Попытка России поставить вопрос о положении христианского населения в Османской империи и о предоставлении ей права вмешиваться в его защиту не встретило понимания других держав.

Одним из наиболее сложных оказался вопрос о Неаполитанском королевстве. Франция потребовала лишить наполеоновского маршала И. Мюрата неаполитанского престола и восстановить местную ветвь династии Бурбонов; ей удалось привлечь на свою сторону Великобританию. Однако планам свержения Мюрата воспротивилась Австрия, которая в январе 1814 гарантировала неприкосновенность его владений в качестве платы за измену Наполеону и за переход на сторону Шестой коалиции.

1 марта 1815 Наполеон, покинув место своей ссылки на о. Эльба, высадился во Франции. 13 марта державы-участницы Парижского мира объявили его вне закона и обещали помощь легитимному королю Людовику XVIII. Однако уже 20 марта режим Бурбонов пал; 25 марта Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия образовали Седьмую антифранцузскую коалицию. Попытка Наполеона расколоть ее и договориться с Александром I потерпела неудачу. 12 апреля Австрия объявила войну Мюрату и быстро разгромила его армию; 19 мая в Неаполе была реставрирована власть Бурбонов. 9 июня представители восьми держав подписали Заключительный акт Венского конгресса.

Согласно его условиям, Россия получила большую часть Великого герцогства Варшавского. Пруссия отказалась от польских земель, сохранив лишь Познань, но приобрела Северную Саксонию, ряд областей на Рейне (Рейнская провинция), Шведскую Померанию и о. Рюген. Южная Саксония осталась под властью Фридриха-Августа I. В Германии вместо упраздненной Наполеоном в 1806 Священной Римской империи, состоявшей из почти двух тысяч государств, возник Германский союз, включивший 35 монархий и 4 вольных города, под главенством Австрии.

Австрия вернула себе Восточную Галицию, Зальцбург, Ломбардию, Венецию, Тироль, Триест, Далмацию и Иллирию; престолы Пармы и Тосканы заняли представители дома Габсбургов; было восстановлено Сардинское королевство, которому передали Геную и возвратили Савойю и Ниццу.

Швейцария получила статус вечно нейтрального государства, и ее территория расширилась за счет Валлиса, Женевы и Нефшателя. Дания лишилась Норвегии, которая перешла к Швеции, но получила за это Лауэнбург и два миллиона талеров.

Бельгия и Голландия образовали королевство Нидерландов под властью Оранский династии; в его состав на основе личной унии вошел Люксембург. Англия закрепила за собой в Средиземном море Ионические о-ва и о. Мальту, в Вест-Индии о. Сент-Люсия и о. Тобаго, в Индийском океане Сейшельские о-ва и о. Цейлон, в Африке Капскую колонию; она добилась полного запрета работорговли.

Венский конгресс явился первой попыткой установить прочный мир в Европе на основе коллективного соглашения всех европейских государств; заключенные договоры нельзя было расторгнуть в одностороннем порядке, но их можно было изменить с согласия всех участников. Для гарантии европейских границ в сентябре 1815 Россия, Австрия и Пруссия создали Священный союз, к которому в ноябре присоединилась Франция. Венская система обеспечила продолжительный период мира и относительной стабильности в Европе. Однако она была уязвимой, поскольку в большей степени исходила из политико-династического, а не национального принципа и игнорировала сущностные интересы многих европейских народов (бельгийцев, поляков, немцев, итальянцев); она закрепила раздробленность Германии и Италии при гегемонии австрийских Габсбургов; Пруссия оказалась рассеченной на две части (западную и восточную), находившиеся во враждебном окружении.

Венская система начала рушиться в 1830–1831, когда восставшая Бельгия отделилась от Нидерландского королевства и обрела независимость. Окончательный удар ей нанесли австро-франко-сардинская война 1859, австро-прусская война 1866 и франко-прусская война 1870, в результате которых возникли единые Итальянское и Германское государства.

Дипломатия Александра I, Меттерниха, Талейрана.

Все участники Конгресса стремились любой ценой урвать себе как можно больше, независимо от своего вклада в разгром Наполеона. Здесь были представлены Россия во главе с Александром I, Великобритания вначале во главе с Кеслри, а затем с Веллингтоном, Австрия во главе с Францем 1 и Пруссия во главе с Гарденбергом. Ведущую роль при решении важнейших вопросов на Конгрессе играли Александр I и австрийский канцлер Меттерних. Несмотря на то, что Талейран представлял побежденную Францию, ему удавалось по ряду вопросов успешно защищать ее интересы. Недоверие друг к другу участников Конгресса и противоречия, царившие между ними, позволили Талейрану добиться участия Франции в Конгрессе наравне с победителями. Отправляясь в Вену, он выдвинул предложение о том, чтобы участники Конгресса при установлении новых границ исходили из необходимости сохранить без изменений все то, что существовало до 1792 г., т. е. Франция хотела получить гарантии сохранения своей территории, а Россия и Пруссия должны были остаться при своих интересах. Этот принцип известен как «принцип легитимизма». Франция боялась усиления России, но еще больше – Пруссии. Чтобы помешать ему, Талейран, будучи мастером интриг, вступил в тайные переговоры с лордом Кеслри и Меттернихом, пытался организовать совместные действия Франции, Англии и Австрии против России. Александр I, войска которого находились в центре Европы, не собирался уступать завоеванного. Он хотел создать герцогство Варшавское под своей эгидой с предоставлением ему собственной конституции. В обмен на это, чтобы не обидеть своего союзника Фридриха Вильгельма III, Александр рассчитывал передать Пруссии Саксонию.

По предложению Меттерниха договорились о создании так называемого Германского союза в составе 38 германских государств, а также Австрии и Пруссии. Франция больше всего боялась усиления Пруссии, которая непосредственно граничила с ней. Талейран довел до сведения Александра I, что Франция не поддержит Англию и Австрию, выступающих против создания королевства Польского в границах России, и в то же время не согласится на включение Саксонии в Пруссию. Александр I был уверен, что Пруссия получит Саксонию, а России достанется герцогство Варшавское, в состав которого он предполагал включить Белостокскую и Тарнопольскую области. После долгих переговоров Талейран добился согласия Меттерниха и Кеслри заключить союз Англии, Австрии и Франции против Пруссии и России, и 3 января 1815 г. было подписано тайное соглашение, содержавшее обязательство трех держав совместно предотвратить присоединение Саксонии к Пруссии на каких бы ни было условиях. Три державы обязались не допускать каких-либо перераспределений существующих границ, т. е. присоединений территорий к той или иной стране или отделений их. И речь здесь шла именно о Саксонии. Чтобы Саксония не была передана Пруссии насильственным путем, Франция, Австрия и Англия договорились о совместном военном выступлении, выделяя при этом по 150 тыс. войска. Англии разрешалось заменить свой контингент наемными войсками других стран или уплатой по 20 фунтов стерлингов за каждого пехотинца и 30 фунтов стерлингов за кавалериста. Три страны обязались также не заключать сепаратного мира. Это поставило Александра I в трудное положение. Сам российский император получил все, что хотел, но была обделена его союзница Пруссия. Выступать против трех держав, вести против них войну Александр не мог и не хотел. В итоге ему пришлось уступить.

Таким образом, Меттерниху удалось поддержать Францию и не допустить усиления Пруссии, союзницы России, за счет Саксонии. Но тайное соглашение Англии, Австрии и Франции спустя три месяца получило широкую огласку, что повлияло на дальнейшую работу Венского конгресса. События эти произошли в Париже, во время исторического периода, известного как «100 дней». Высадившись во Франции с небольшой группой преданных солдат и офицеров, Наполеон 19 марта 1815г. вошел в Париж. В кабинете сбежавшего Людовика XVIII был обнаружен один из трех экземпляров секретного договора. По указанию Наполеона он был срочно направлен Александру I, который передал его изумленному Меттерниху.

Благодаря Александру I стало возможным строительство совершенно уникальной Венской системы мира. Ее стабильность обеспечивала пентархия – власть пяти держав. Российский император нашел ту сердцевину, которая обеспечивала мир в Европе. Чтобы понять идею Венского конгресса, нужно обратиться к межличностным отношениям Наполеона и Александра I, гениальность которого многие историки недооценивают. Два великих человека вели между собой состязание, кто из них более велик. Наполеон был гением войны. Александр понимал, что на этом поприще с ним состязаться было невозможно. Поэтому русский император предпочел стать гением мира.

Великих полководцев всегда было много, а тех, кто обеспечивал долгий мир и процветание, не было. Этим объясняется его экспансивно-миролюбивое настроение в Вене. Фактически Александр всех принуждал к миру, принуждал других европейских правителей разделить его философию мира. И в том числе благодаря Александру Франция вернулась в сообщество великих держав. Англия была настроена еще долго держать за решеткой побежденную Францию, но российский император сказал «нет».

Талейран – мастер искусства невозможного. Не имея на руках никаких козырей, он блистательно выстраивал свою линию. Представьте команду на футбольном поле, которая осталась вшестером, но при этом продолжает играть и забивать голы. Таким был Талейран. Он сразу заявил: если я побеждённый, значит я осуждаемый, но это не приемлемый формат для разговора; если вы хотите строить прочный мир, то я должен сидеть не против вас, а на той же стороне, что и вы.

Именно Талейран вернул Францию в сообщество великих держав. Кто еще был способен провернуть все это, когда вокруг было столько ненависти против Франции, окружения Наполеона, к которому принадлежал и сам дипломат? Талейран смог.

Меттерниху не удалось помешать продвижению России в центр Европы и созданию Польского королевства, однако он сумел поставить вопрос о размерах нового государства. Австрия сохранила доминирующие позиции и в Германии, и в Италии. Меттерних выступил против возрождения Священной Римской империи во главе с Габсбургами. Вместо этого он предложил создать конфедерацию из 38 государств-участников, причем Австрия получала пост председателя в общем сейме, который должен был собраться во Франкфурте. Небольшие государства, опасавшиеся как усиления Пруссии, так и национального объединения Германии, должны были, разумеется, поддерживать австрийскую политику, направленную на сохранение status quo.

Намерение создать подобную конфедерацию в Италии не осуществилось из-за сопротивления папы и неапольского короля из династии Бурбонов, но господство Австрии на Апеннинском полуострове осуществлялось другими средствами. Австрия аннексировала Ломбардию и Венецию. В ряде земель в Центральной Италии – Тоскане, Парме, Модене – правили габсбургские князья.