05.10.2023

Названия динамиков. Динамики в авто: описание и характеристики. Определение механической гибкости C ms


Известный всем динамический излучатель был изобретен в 1920 году. Механизм его работы заключается в преобразовании электрического тока в механическое движение мембраны устройства. Это, конечно, не единственный вариант организации приспособления для получения звуковых волн. Существует множество видов динамиков. Чем же они отличаются друг от друга?

Рупорные динамики

До того, как появились электромагнитные динамики, для воспроизведения звука использовались приспособления в форме рупора – это было в 1880–1920 годах. Такие динамики можно было встретить в устройствах разных изобретателей, в том числе Томаса Эдисона. Наиболее известное устройство, в котором применялся такой динамик – это старинный граммофон с ручным приводом.

Главный недостаток таких громкоговорителей заключался в том, что звук в них практически не усиливался – только за счет формы рупора. Этого, конечно, было недостаточно, поэтому с приходом электрических динамиков рупорные модели практически исчезли, оставшись только в музеях и частных коллекциях.

Динамические излучатели

Принцип работы динамического громкоговорителя весьма прост. Внутри устройства создается магнитное поле при помощи постоянного магнита – как правило, сделанного из неодима. Под действием электрического тока и разности полюсов в этом поле начинает движение медная катушка. Двигаясь, она бьется об диффузор – тонкую мембрану из картона, ткани или пластика. Мембрана вибрирует, заставляет двигаться воздух – это и воспринимается человеком как звук.

Как и рупорные громкоговорители, динамики сами по себе весьма плохо усиливают звук, поэтому для получения качественного и мощного звука они усиливаются специальными преобразователями электрического сигнала – мощностными усилителями звука. Особенность электродинамических излучателей в том, что они могут иметь разную конструкцию – разный размер, материалы исполнения и форму диффузора. Детали конструкции зависят от назначения излучателя – каждый участок звукового спектра требует особых условий для качественного воспроизведения.

Человек может слышать звуки с частотой от 20 Гц до 20 кГц. Максимальная чувствительность барабанной перепонки достигается при частоте звука в пределах 2 – 4 кГц, да и основная часть звуков находится именно в этой области – как следствие, динамики, воспроизводящие такую частоту звука, называются среднечастотными и являются основными в любой акустической системе.

Какие же динамики используются для других областей звукового спектра? Частоты, выходящие за рамки средних, воспроизводятся следующими устройствами:

  • Пищалки, или твиттеры (от англ. to twit – чирикать) – это высокочастотные излучатели, воспроизводящие звук с частотой от 4 до 20 кГц. Как правило, по отдельности они не встречаются – найти их можно только в качественных многополосных колонках. Это связано с тем, что какого-то особого влияния на звуковую картину они не оказывают и нужны только для финишной полировки звучания.
  • Низкочастотные динамики – вуферы – воспроизводят звук от 120 до 1000 Гц.
  • Сверхнизкочастотные излучатели – сабвуферы – работают со звуками от 20 до 120 Гц.

Сабвуферы – особые устройства, к которым у многих пользователей сформировано весьма неоднозначное отношение. С одной стороны, для получения полноценного звука они не нужны – басами в достаточно широких пределах могут заниматься и обычные СЧ-динамики и широкополосные излучатели. Однако для некоторых глубокий натуральный бас имеет сакральное значение, и без него звук кажется пустым и пресным, так что настоящие аудиофилы заставляют свою технику работать на таких низких частотах, которые человек даже не может услышать – вплоть до 5 Гц. Сабвуферы имеют некоторые особенности – звук из них плохо локализуется человеческим ухом, поэтому такие колонки можно располагать в любой точке помещения. Кроме того, низкочастотные волны очень плохо блокируются – они легко проникают сквозь стены дома и заставляют вибрировать стекла и перекрытия.

Качество и способность воспроизводить нужные звуки зависят от размера динамика – чем он шире, тем более низкие звуки могут излучаться. Кроме того, для сабвуферов важна толщина диффузора. Твиттеры же наоборот тонкие, а диффузор их имеет не воронкообразную, а купольную форму.

NXT-панели

NXT-громкоговорители представляют собой тонкие плоские панели, воспроизводящие звук по схожему с динамическими излучателями принципу – магнитная катушка бьет в токую мембрану в одной точке. Главное преимущество перед традиционными громкоговорителями – компактность. Изначально эта технология применялась в военной промышленности, но сегодня подобные устройства выходят и на бытовой рынок.

Основные особенности NXT-панелей таковы:

  • звук без искажений излучается во всех направлениях;
  • слабая зависимость звукового давления от расположения динамика относительно слушателя – то есть, при удалении от поверхности излучателя звук не будет слышаться как искаженный.

Главное отличие таких панелей от обычных динамиков – они плоские, а диффузор их возбуждается по всей площади из одной точки. Качество звука может при этом разниться в зависимости от материала изготовления составных элементов панели, а также от места установки катушки.

Особенность вибрации мембраны в случае NXT-панелей – ее непредсказуемость. Две точки мембраны, находящиеся рядом с друг другом, вибрируют случайным образом относительно друг друга. Интенсивность и распределение вибрационных процессов зависит от жесткости материала, из которого произведена панель.

По своим акустическим характеристикам панели отличаются от привычных динамических излучателей. Они не могут быть многополосными; воспроизводимый панелью звук в зависимости от ее площади может иметь диапазон в пределах 100 Гц – 18 кГц. Как и в случае с обычным НЧ-динамиком, увеличение площади мембраны ведет к снижению нижней границы воспроизводимого спектра. Увеличивать ее, к слову, можно до 100 квадратных метров, что позволяет совмещать акустику с экраном в кинотеатрах. Маленькие же панели, площадью до 25 квадратных сантиметров, могут использоваться с небольшой мобильной техникой, играя роль стандартных широкополосных колонок.

Мембранные громкоговорители

Принцип действия таких излучателей заключается в воздействии магнитных полей на жесткую металлическую мембрану, в следствие чего та начинает вибрировать. Таким образом, электромагнитная катушка не бьется о диффузор, а заставляет его двигаться силой магнетизма. Для этого она делается не подвижной, а фиксируется на поверхности мембраны.

Как и NXT-панели, мембранные динамики имеют такое преимущество, как компактность – за счет отсутствия воронкообразного диффузора они имеют весьма малые размеры по толщине. Кроме того, они способны воспроизводить звук в широком диапазоне и имеют высокую мощность.

Плазменные излучатели

Эти несколько футуристичные устройства работают за счет действия плазменной дуги. Плазма – это особое состояние вещества, нагретый током газ. Электрическое поле, создаваемое при подаче электрического тока от источника звука, воздействует на молекулы ионизированного газа, заставляя его вибрировать. Затем плазма передает воздействие на мембрану, и получается звук – принцип работы схож с другими видами громкоговорителей, в которых вместо плазмы используется звук.

Данный концепт очень интересен, но весьма ненадежен, а также не отличается высоким качеством издаваемого звука. По этим причинам большого распространения такие устройства не получили.

Электростатические излучатели

В Hi-End акустических системах иногда используются электростатические громкоговорители вместо динамиков. Оправдано ли их применение или это, как и свойственно устройствам этого класса, бессмысленное увеличение стоимости системы?

Как следует из названия, в этих излучателях ничего не движется – кроме, конечно, вибрирующей мембраны. Вибрация в ней вызывается не воздействием катушки, а притяжением ее к металлической пластине, находящейся под напряжением. Конечно, чтобы вызывать такой эффект, на излучатель приходится подавать очень высокий ток – около 10 киловольт. И даже при таком напряжении мощность громкоговорителя оставляет желать лучшего – чтобы звук получился хоть сколько-нибудь качественным, особенно в басовых партиях, площадь излучателя приходится делать не менее квадратного метра. Но диапазон их куда больше, чем у динамиков – от нескольких герц до нескольких килогерц.

Таким образом, существует множество видов громкоговорителей, и большая их часть так или иначе является динамическими излучателями. Все они имеют свои плюсы и минусы, но традиционная конструкция динамиков до сих пор является наиболее распространенной.

Несмотря на весьма распространенное мнение, что на качество акустической системы влияет буквально каждый ее элемент: источник звука, ресивер, усилитель и даже сами акустические провода и кабели, звук издается все-таки только громкоговорителями. Самый распространенный тип этих громкоговорителей – динамические излучатели, которые производят звуковые волны за счет движения электромагнитной головки, что вызывает вибрацию диффузорной мембраны. Эти устройства – динамики – располагаются в широкополосных или низкочастотных колонках, поэтому на их качество при сборке акустической системы следует обращать особое внимание.

Конечно, для большинства пользователей сухие цифры не так важны, как личные впечатления, ощущения от прослушивания той или иной модели колонок. Собственным слухом пользуются даже профессионалы, подкованные в выборе различной звуковой аппаратуры. Но, тем не менее, прежде чем приступать к прослушиванию и финальному выбору колонок для своей акустической системы, широчайший ассортимент устройств необходимо сузить, для чего и нужно тщательно изучить все наиболее важные параметры, которыми характеризуются колонки любого типа. Что же следует знать о колонках, собираясь в магазин аудиотехники?

Основные характеристики колонок

Разрабатывая новую модель колонок, инженеры стремятся наиболее качественно выполнить три условия:

  • создание максимально равномерной амплитудно-частотной характеристики колонок;
  • согласованность параметров динамических громкоговорителей и усилителей звука;
  • формирование широкой диаграммы направленности звуковых волн.

Конструкторские ошибки в подборе фильтров – неправильное разделение ими частот, просто неудачное расположение деталей внутри корпуса, как и неправильный выбор материала и других особенностей коробки – приводят к появлению провалов в амплитудно-частотной характеристике как низкочастотных динамиков, так и фазоинвертора. Иногда недостатки издаваемого диапазона проявляются даже на среднечастотных громкоговорителях и твиттерах, что совершенно недопустимо, так как воспроизведение ими резонансных частот приведет к постоянному появлению искажений и посторонних звуков при работе колонок.

Чтобы избежать каких-либо проблем, при выборе колонок нужно обращать внимание на следующие их характеристики:

  • Номинальная, или рабочая, мощность – такой показатель мощности подводимого к динамику сигнала, при котором обеспечивается наиболее чистое воспроизведение звука.
  • Максимальная мощность – показатель мощности, при котором достигается наибольшая громкость звука, но отсутствие искажений звуковых волн уже не гарантируется.
  • Номинальный импенданс – рабочее сопротивление колонок, измеренное при частоте звука, равной 1 кГц – как правило, этот параметр находится в пределах 4-8 Ом. Важно учитывать, что для обеспечения безопасности функционирования колонок, суммарное сопротивление всех колонок в системе должно равняться или быть меньше, чем сопротивление источника звука. На этот параметр нужно обращать внимание едва ли не в первую очередь, особенно если колонки покупаются отдельно от источника звука, а не представляют собой часть единой акустической системы – например, музыкального центра или домашнего кинотеатра.
  • Чувствительность. Представляет собой звуковое давление на барабанную перепонку уха с расстояния в 1 м при мощности звука, равной 1 Вт. Измеряется в децибелах. Напрямую влияет на громкость вместе с мощностью и напрямую от нее зависит. Так, при снижении чувствительности всего на 3 децибела для поддержания той же громкости звуковых волн придется увеличить мощность излучателей в два раза.
  • Амплитудно-частотная характеристика – это график, представляющий зависимость давления звука в децибелах от частоты сигнала в герцах. Для получения идеально чистого звука данный график должен представлять собой прямую линию, параллельную горизонтальной оси. Любые проседания на графике выражаются в более или менее серьезных искажениях издаваемого динамическими излучателями звука.
  • Частотный диапазон. Разность между максимальной и минимальной частотами, которые способна воспроизводить колонка с помощью всех используемых динамических излучателей. Диапазон может полностью реализовываться одним широкополосным динамиком или разделяться между двумя или тремя излучателями. В таком случае сверхнизкие частоты отходят сабвуферу, а сверхвысокие – твиттеру. Качество воспроизводимых частот напрямую зависит от диаметра динамиков и материалов, использованных при их конструировании.

От этих сугубо физических параметров качество звука зависит больше всего, поэтому именно информацию об этих показателях нужно узнавать в первую очередь. Конечно, по большей части все это относится только к первоклассным колонкам из средней и высокой ценовой категории. При покупке простых колонок, тем более портативных, ничто, кроме мощности, смысла особого не имеет и даже, как правило, не указывается производителями в спецификациях той или иной модели.

На что же еще стоит обращать внимание при покупке колонок?

Общие характеристики

Более общие параметры колонок помогут понять, будет ли удобно пользоваться данными устройствами.

Тип системы

Существуют аналоговые и цифровые, стерео и многоканальные акустические системы. Определить первую характеристику можно по типу используемых для соединения элементов системы кабелей и разъемов:

  • аналоговые системы низкой категории объединяются при помощи стандартных разъемов диаметром 3,5 мм (миниджек) или акустических двух кабелей с клеммами (красный и черный – по одному на каждый канал);
  • передача цифрового звука осуществляется посредством кабелей, присоединяемых к разъемам S/PDIF, HDMI и подобным.

Что же касается количества каналов, на которые разделяется поток звуковой информации звуковой картой, то тут все еще проще. Этот параметр определяется количеством колонок. Это количество может варьироваться в широких количествах, могут комбинироваться следующие типы акустических устройств:

  • фронтальные – выводят основные каналы, создающие большую часть звукового наполнения, количество – 2, могут называться стереопарой, формируя акустическую систему 2.0;
  • боковые (сателлиты) – дополняют общий звуковой фон;
  • задние – создают эффект окружения, показывая дистанцию до источников звука и помогая слуху примерно представить их расположение в пространстве;
  • центральная – придает звуку наполненность, используется зачастую для распределения каналов – при этом только эта колонка соединяется со звуковой платой источника звука, а также с помощью этой колонки осуществляется управление акустической системой;
  • сабвуфер – специальная колонка больших размеров, наполняющая звук сверхнизкими частотами, находящимися на грани слышимости.

Соответственно, количество каналов может варьироваться от 2 – в системах с двумя фронтальными колонками до 7.1 – в полноценных системах со всеми каналами, включая сателлиты и сабвуфер.

Количество динамиков

Одна колонка может комплектоваться не только одним динамическим излучателем, поскольку такая схема не позволяет полноценно раскрыть весь диапазон звуковых частот. Динамиков в одном корпусе может быть 1, 2, 3 и, в некоторых случаях, даже больше.

  • низкочастотный – отвечает за воспроизведение сверхнизкой области звукового спектра – это единственный динамик, имеющийся в сабвуфере, он имеет зачастую очень большие размеры;
  • среднечастотный – излучает основной спектр звуков;
  • высокочастотный (твиттер) – воспроизводит самые высокие звуки, в пределах 2-20 кГц.

Динамиков любого типа может быть один или два; обычно дополнительный громкоговоритель используется для увеличения мощности звука. Если полный спектр частот лежит на одном динамике, то такая колонка называется широкополосной.

Материалы изготовления

На качество звука весьма косвенно, но все же влияют материалы, из которых изготовлены все элементы колонки.

В первую очередь влияние имеет, конечно, качество диффузорной мембраны. Она может быть изготовлена как из тонкого пластика, так и из простой бумаги – любого материала, способного вибрировать под действием движущейся катушки. В дорогих моделях колонок может использоваться титан.

Не менее важны особенности корпуса. Он должен хорошо поглощать и направлять звуковые волны. Для этого при его изготовлении должен использоваться либо высококачественный пластик, либо древесина средней плотности – ДСП, фанера или ДВП. Кроме того, изнутри стенки корпуса должны быть отделаны звукопоглощающим материалом. В конструкции желательно присутствие фазоинвертора.

Основываясь на знании всех факторов, влияющих на качество издаваемого колонками звука, любой человек сможет подобрать наиболее качественную акустическую систему для своего дома. Но главное, как уже было сказано – полагаться на свой слух, который никогда не обманет.

Для начала расставим все точки над "i" и разберёмся в терминологии.

Электродинамический громкоговоритель, динамический громкоговоритель, динамик, динамическая головка прямого излучения – это разнообразные названия одного и того же прибора служащего для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в колебания воздуха, которые и воспринимаются нами как звук.

Звуковые динамики или по-другому динамические головки прямого излучения вы не раз видели. Они активно применяются в бытовой электронике. Именно громкоговоритель преобразует электрический сигнал на выходе усилителя звуковой частоты в слышимый звук.

Стоит отметить, что КПД (коэффициент полезного действия) звукового динамика очень низкий и составляет около 2 – 3%. Это, конечно, огромный минус, но до сих пор ничего лучше не придумали. Хотя стоит отметить, что кроме электродинамического громкоговорителя существуют и другие приборы для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в акустические колебания. Это, например, громкоговорители электростатического, пьезоэлектрического, электромагнитного типа, но широкое распространение и применение в электронике получили громкоговорители электродинамического типа.

Как устроен динамик?

Чтобы понять, как работает электродинамический громкоговоритель, обратимся к рисунку.

Динамик состоит из магнитной системы – она расположена с тыльной стороны. В её состав входит кольцевой магнит . Он изготавливается из специальных магнитных сплавов или же магнитной керамики. Магнитная керамика – это особым образом спрессованные и «спечённые» порошки, в составе которых присутствуют ферромагнитные вещества – ферриты. Также в магнитную систему входят стальные фланцы и стальной цилиндр, который называют керном . Фланцы, керн и кольцевой магнит формируют магнитную цепь.

Между керном и стальным фланцем имеется зазор, в котором образуется магнитное поле. В зазор, который очень мал, помещается катушка. Катушка представляет собой жёсткий цилиндрический каркас, на который намотан тонкий медный провод. Эту катушку ещё называют звуковой катушкой . Каркас звуковой катушки соединяется с диффузором – он то и «толкает» воздух, создавая сжатия и разряжения окружающего воздуха – акустические волны.

Диффузор может выполняться из разных материалов, но чаще его делают из спрессованной или отлитой бумажной массы. Технологии не стоят на месте и в ходу можно встретить диффузоры из пластмассы, бумаги с металлизированным покрытием и других материалов.

Чтобы звуковая катушка не задевала за стенки керна и фланец постоянного магнита её устанавливают точно в середине магнитного зазора с помощью центрирующей шайбы . Центрирующая шайба гофрирована. Именно благодаря этому звуковая катушка может свободно двигаться в зазоре и при этом не касаться стенок керна.

Диффузор укреплён на металлическом корпусе – корзине . Края диффузора гофрированы, что позволяет ему свободно колебаться. Гофрированные края диффузора формируют так называемый верхний подвес , а нижний подвес – это центрирующая шайба.

Тонкие провода от звуковой катушки выводятся на внешнюю сторону диффузора и крепятся заклёпками. А с внутренней стороны диффузора к заклёпкам крепится многожильный медный провод. Далее эти многожильные проводники припаиваются к лепесткам, которые закреплены на изолированной от металлического корпуса пластинке. За счёт контактных лепестков, к которым припаяны многожильные выводы звуковой катушки, динамик подключается к схеме.

Как работает динамик?

Если пропустить через звуковую катушку динамика переменный электрический ток, то магнитное поле катушки будет взаимодействовать с постоянным магнитным полем магнитной системы динамика. Это заставит звуковую катушку либо втягиваться внутрь зазора при одном направлении тока в катушке, либо выталкиваться из него при другом. Механические колебания звуковой катушки передаются диффузору, который начинает колебаться в такт с частотой переменного тока, создавая при этом акустические волны.

Обозначение динамика на схеме.

Условное графическое обозначение динамика имеет следующий вид.

Рядом с обозначением пишутся буквы B или BA , а далее порядковый номер динамика в принципиальной схеме (1, 2, 3 и т.д.). Условное изображение динамика на схеме очень точно передаёт реальную конструкцию электродинамического громкоговорителя.

Основные параметры звукового динамика.

Основные параметры звукового динамика, на которые следует обращать внимание:

    Но кроме активного сопротивления звуковая катушка обладает ещё и реактивным сопротивлением. Реактивное сопротивление образуется потому, что звуковая катушка, это, по сути, обычная катушка индуктивности и её индуктивность оказывает сопротивление переменному току. Реактивное сопротивление зависит от частоты переменного тока.

    Активное и реактивное сопротивление звуковой катушки образует полное сопротивление звуковой катушки. Оно обозначается буквой Z (так называемый, импеданс ). Получается, что активное сопротивление катушки не меняется, а реактивное сопротивление меняется в зависимости от частоты тока. Чтобы внести порядок реактивное сопротивление звуковой катушки динамика измеряют на фиксированной частоте 1000 Гц и прибавляют к этой величине активное сопротивление катушки.

    В итоге получается параметр, который и называется номинальное (или полное) электрическое сопротивление звуковой катушки. Для большинства динамических головок эта величина составляет 2, 4, 6, 8 Ом. Также встречаются динамики с полным сопротивлением 16 Ом. На корпусе импортных динамиков, как правило, указывается эта величина, например, вот так – или 8 Ohm .

    Стоит отметить тот факт, что полное сопротивление катушки где-то на 10 – 20% больше активного. Поэтому определить его можно достаточно просто. Нужно всего лишь измерить активное сопротивление звуковой катушки омметром и увеличить полученную величину на 10 – 20%. В большинстве случаев можно вообще учитывать только чисто активное сопротивление.

    Номинальное электрическое сопротивление звуковой катушки является одним из важных параметров, так как его необходимо учитывать при согласовании усилителя и нагрузки (динамика).

    Диапазон частот – это полоса звуковых частот, которые способен воспроизвести динамик. Измеряется в герцах (Гц). Напомним, что человеческое ухо воспринимает частоты в диапазоне 20 Гц – 20 кГц. И, это только очень хорошее ухо:).

    Никакой динамик не способен точно воспроизвести весь слышимый частотный диапазон. Качество звуковоспроизведения будет всё-равно отличаться от того, что требуется.

    Поэтому слышимый диапазон звуковых частот условно разделили на 3 части: низкочастотную (НЧ ), среднечастотную (СЧ ) и высокочастотную (ВЧ ). Так, например, НЧ-динамики лучше всего воспроизводят низкие частоты – басы, а высокочастотные – «писк» и «звон» – их поэтому и называют пищалками. Также, есть и широкополосные динамики. Они воспроизводят практически весь звуковой диапазон, но качество воспроизведения у них среднее. Выигрываем в одном – перекрываем весь диапазон частот, проигрываем в другом – в качестве. Поэтому широкополосные динамики встраивают в радиоприёмники, телевизоры и прочие устройства, где порой не требуется получить высококачественный звук, а нужна лишь чёткая передача голоса и речи.

    Для качественного воспроизведения звука НЧ, СЧ и ВЧ-динамики объединяются в едином корпусе, снабжаются частотными фильтрами. Это акустические системы. Так как каждый из динамиков воспроизводит только свою часть звукового диапазона, то суммарная работа всех динамиков значительно увеличивает качество звука.

    Как правило, низкочастотные динамики рассчитаны на воспроизведение частот от 25 Гц до 5000 Гц. НЧ-динамики обычно имеют диффузор большого диаметра и массивную магнитную систему.

    Динамики СЧ рассчитаны на воспроизведение полосы частот от 200 Гц до 7000 Гц. Габариты их чуть меньше НЧ-динамиков (зависит от мощности).

    Высокочастотные динамики прекрасно воспроизводят частоты от 2000 Гц до 20000 Гц и выше, вплоть до 25 кГц. Диаметр диффузора у таких динамиков, как правило, небольшой, хотя магнитная система может быть достаточно габаритная.

    Номинальная мощность (Вт) – это электрическая мощность тока звуковой частоты, которую можно подвести к динамику без угрозы его порчи или повреждения. Измеряется в ваттах (Вт ) и милливаттах (мВт ). Напомним, что 1 Вт = 1000 мВт. Подробнее о сокращённой записи числовых величин можно прочесть .

    Величина мощности, на которую рассчитан конкретный динамик, может быть указана на его корпусе. Например, вот так – 1W (1 Вт).

    Это значит, что такой динамик можно легко использовать совместно с усилителем, выходная мощность которого не превышает 0,5 – 1 Вт. Конечно, лучше выбирать динамик с некоторым запасом по мощности. На фото также видно, что указано номинальное электрическое сопротивление – (4 Ом).

    Если подать на динамик мощность большую той, на которую он рассчитан, то он будет работать с перегрузкой, начнёт «хрипеть», искажать звук и вскоре выйдет из строя.

    Вспомним, что КПД динамика составляет около 2 – 3%. А это значит, что если к динамику подвести электрическую мощность в 10 Вт, то в звуковые волны он преобразует лишь 0,2 – 0,3 Вт. Довольно немного, правда? Но, человеческое ухо устроено весьма изощрённо, и способно услышать звук, если излучатель воспроизводит акустическую мощность около 1 – 3 мВт на расстоянии от него в несколько метров. При этом к излучателю – в данном случае динамику – нужно подвести электрическую мощность в 50 – 100 мВт. Поэтому, не всё так плохо и для комфортного озвучивания небольшой комнаты вполне достаточно подвести к динамику 1 – 3 Вт электрической мощности.

Это всего лишь три основных параметра динамика. Кроме них ещё есть такие, как уровень чувствительности, частота резонанса, амплитудно-частотная характеристика (АЧХ), добротность и др.

Для удобства и комфорта передвижения в автомобиле многие продумывают полноценную аудиосистему в нем. Но не всегда водители могут понять, какие динамики в авто выбрать и на основе каких характеристик. Предлагаем вам советы и обзор популярных марок динамиков, которые чаще всего выбираются для оснащения автомобилей.

Какие размеры?

Любая отличается размерами и конструктивными особенностями. Выбирать наиболее оптимальный вариант стоит в зависимости от того, где будет устанавливаться сама система. Наиболее оптимальными в качестве фронтальных выступают динамики в авто 16 см. Этот размер считается самым удачным, так как и средние частоты звучат с высоким качеством, при том что глубина баса остается достаточной. Примечательно, что динамики одних и тех же серий и размеров могут иметь заметные отличия, прежде всего в общих характеристиках.

Увеличенные в размерах динамики 20 см идеально подходят для установки в качестве мидбасового звена в трехкомпонентных акустических системах. Но такие динамики в двери авто не поместятся из-за слишком больших размеров. Если же использовать такие большие элементы в двухкомпонентных акустических системах, то они показывают весьма посредственный звук на средних частотах. К тому же удачных моделей, которые могли бы эксплуатироваться в домашних и профессиональных условиях, не так много.

В качестве тыловых в идеально подходят динамики для авто 13 см. Но, конечно, не стоит надеяться на глубокий бас. Кроме того, согласовать сабвуфер и фронтальные динамики будет не так просто, как и сформировать полноценную звуковую систему. В любом случае размер имеет значение, если вы хотите сделать звук в автомобиле качественным и хорошим. Но кроме размера динамиков играет роль и глубина, и диаметр выбранной модели.

От размера зависит качество

Как мы видим, динамики в автомобиле могут иметь разные размеры. Примечательно, что от этого параметра напрямую зависит качество звучания. Чем больший диаметр имеет громкоговоритель, тем лучше он будет воспроизводить Если установка сабвуфера в автомобиле не планируется, лучше выбирать фронтальную акустику с параметрами 16-17 см. А если сабвуферу быть, то вполне достаточно и динамиков 13 см.

Коаксиальный или компонентный?

Современные динамики в авто могут быть коаксиальными и компонентными. Коаксиальные динамики - самые простые по конструкции, причем динамиков в ней несколько, и каждый из них воспроизводит собственный звук. Разделение между ними выполнено специальными фильтрами. В серьезных моделях акустических систем фильтр часто располагается в отдельном корпусе, но в некоторых моделях он находится на корпусе динамика. Коаксиальный динамик хорош тем, что он охватывает больше полос частот. Располагать его нужно в штатных местах автомобиля.

Компонентные динамики в авто - наиболее распространенные системы среди тех владельцев, кто любит качественный звук. В них диапазон воспроизведения дифференцируется на несколько частей, при этом динамики выступают по отдельности, то есть не мешают друг другу. Звуковой ряд в такой конструкции делится по частотам, что делает установку сложнее, да и стоит она дороже. Зато качество и объем звучания в такой системе на высоте.

Как и где располагать?

При построении домашней акустической системы достаточно просто развести по сторонам левую и правую колонки на определенном расстоянии друг от друга. В машине такое не прокатит. Чистый звук зависит не только от качества оборудования, но и от того, насколько правильно оно установлено. Подключение динамика в авто нужно выполнять в соответствии с рядом правил:

  • динамики должны выноситься вперед и как можно дальше;
  • колонки с разными частотами ставятся близко друг к другу - так звучание будет цельным и согласованным.

Чтобы исключить вибрации и улучшить звук, система должна крепиться очень прочно. Дверные динамики обязательно нужно шумоизолировать - это предотвратит дребезжание дверей и сведет к минимуму возможный плохой звук.

Очень часто располагается сзади динамик (задние автоколонки) - в этом случае расстояние между динамиками и сабвуфером должно быть достаточным. В оптимальном варианте колонки лучше монтировать в задние двери, а сабвуфер ставить в багажник. Если динамики работают на средних и высоких частотах, их стоит ставить в передней части автомобиля. Высокочастотные колонки можно ставить рядом с зеркалами или на нижней части стойки кузова. В целом же определить лучшее местоположение можно исключительно экспериментальным путем в зависимости от особенностей самой системы и автомобиля.

Высокие частоты: в чем особенности?

Чтобы создать качественную аудиосистему в автомобиле, нужно продумать такое ее размещение, чтобы воспроизводились все частоты звукового диапазона. А для этого используются низкочастотные, среднечастотные и высокочастотные динамики для авто. Причем без последних в системе не обойтись, так как качество воспроизведения будет ухудшаться. Высокочастотные динамики по-другому называются твитерами, и выбирать их нужно в соответствии с рядом характеристик: диапазоном воспроизводимых частот, мощностью, импедансом.

ВЧ-динамик в идеале нужно ставить на переднюю стойку. При этом важно расположить его с определенным углом, чтобы обеспечивалась достаточная ширина сцены. Чаще всего оба динамики ВЧ смотрят друг на друга, но все-таки нужно экспериментировать и тем самым подбирать оптимальный вариант звучания. А теперь предлагаем оценить несколько моделей колонок, которые пользуются спросом у покупателей.

Лучшие среди коаксиальных: Morel Tempo Coax 6

На основе этих колонок можно создать двухполосную коаксиальную систему, которая будет обладать уникальными свойствами. Твитер можно развернуть на угол в 20 градусов, что дает возможность обеспечить комфортное для слуха звучание. ВЧ-колонка обладает мягким куполом и низким уровнем резонанса, поэтому звучит в широком диапазоне частот. Среди положительных моментов данной системы можно выделить сбалансированность звука, высокие показатели мощности, отсутствие искажений, но на низких частотах недостаточно бархата.

Pioneer TS-1339

Многие пользователи отмечают, что это лучшие Данная система строится на типоразмере колонки 13 см, поэтому ее можно устанавливать в посадочных местах большинства моделей авто. Для изготовления диффузора использован качественный полипропилен. Колонки работают с чистым звуком и мягкими басами без искажений. Для автомобилистов, которые не предъявляют серьезных требований к звуку, это наиболее подходящие по цене и качеству автомобильные динамики.

JBL GTO-938

Колонки для автомобиля этой марки обладают высокой чувствительностью. Благодаря овальной форме они отлично смотрятся в салоне. Впечатляющая сила звука - основное отличие данного прибора. Среди плюсов можно отметить сбалансированность высоких и низких частот, стильное оформление и качественное исполнение.

Лучшие среди компонентных

Если нужна полноценная предлагаем вам оценить Morel Tempo 6. В конструкции два твитера, два кроссовера, основные динамики и дополнительные чаши, к которым крепятся твитеры. Комплект отличается качественной сборкой и отличными техническими параметрами, за счет которых обеспечивается комфортный детальный звук и на низких, и на высоких частотах.

Focal Performance PS 165 - это шикарная акустическая система, которую можно использовать как фронтальные колонки. Данная марка всегда предлагает системы, которые поражают традиционно выдающимся звучанием, насыщенным и сбалансированным звуком.

Среди лучших корпусных колонок можно отметить Mystery MJ 105BX: при доступной стоимости (а этот бренд всегда предлагает доступные по цене приборы) они имеют хорошие технические данные и отличную звуковую панораму. Покупатели ценят эти приборы за компактность и простоту установки.

Что же выбрать?

Специалисты советуют: прежде чем купить колонки, сначала определитесь, какую вы хотите акустическую систему и какого она должна быть размера. От первого фактора зависит качество звука, от второго - монтаж системы. Даже самые недорогие акустические системы способны обеспечить салон качественным и чистым звуком.

Если же вам по душе действительно мощное и безупречное звучание, то не поскупитесь и выбирайте мощные акустические системы.

Что касается места установки колонок в автомобиле, тут придется экспериментировать, чтобы найти подходящий вам вариант.

Привет! Сегодня расскажу о том, что означает динамики для авто, т. е. какие динамики используются для построения автомобильной аудиосистемы и как в них разобраться чтобы решить, какие же подходят вашим запросам.

Тема сложная, статья большая. Но для понимания сути по-другому не получиться. Готовы?

Для начала вкратце о том, что такое динамик. Если точно, то линейная электродинамическая головка представляет собой преобразователь электрических колебаний звуковой частоты в механические, а механические колебания, в свою очередь, создают в воздушной среде акустические волны звуковой частоты или, другими словами, звук.

Классический динамик представляет собой связанную с подвижным диффузором цилиндрическую катушку, которая перемещается в магнитном поле постоянного магнита. Будучи изобретённой в конце двадцатых годов прошлого века, эта система так и остаётся самой популярной и универсальной и вот уже почти век эта система лишь незначительно изменяется и совершенствуется. О ней и пойдёт мой рассказ.

Редкие виды

Но прежде чем сосредоточить рассказ о динамических головках позвольте рассказать для расширения понимания темы и о других видах акустических излучателей, сыскавших меньшую популярность в автозвуке, но всё же иногда устанавливаемых в уникальных автомобильных аудиосистемах.

Электродинамические поворотные (роторные)

Примером может послужить сабвуфер Cyclone, который выпустила в 1997 году американская фирма Phoenix Gold, но такая конструкция при всей своей оригинальности не прижилась на рынке.

Пьезоэлектрические высокочастотные головки

Несмотря на неплохие характеристики звучания имеют и недостатки особенностей подключения, связанные с очень большим входным сопротивлением. В автозвуке также мало применимы, чаще встречаются в наушниках ввиду их малой громкости. Однако в виде высокочастотных излучателей порой могут встретиться и в машине.

Электростатические головки

Электростатические головки, где проводящая мембрана колеблется между двух сетчатых электродов, по качеству звука и естественности им нет равных среди обычных динамиков, однако большие размеры и требования в большом напряжении также приводят к крайней редкости их использования в автомобиле. Так что оставим это решение для высококачественных домашних аудиосистем, где мы не ограничены в размерах.

Изодинамические головки

Похожи на обычные динамики, обычно высокочастотные, реже – среднечастотные, только катушка у них не цилиндрическая, а плоская. Такой источник звука очень когерентен, очень детален. Ввиду малого хода мембраны применимость ограничена высокими частотами либо полным диапазоном, но на очень малой громкости, что подходит для наушников.

Хоть и не часто, но в отличие от описанных выше экзотических излучателей, изодинамические головки всё же чуть чаще находят применение в автозвуке для воспроизведения высоких частот.

Ионно-плазменные (ионофоны, плазмофоны)

Существуют и вовсе экстраординарные излучатели, например, ионно-плазменные, называемые также ионофонами, плазмофонами, где высокочастотный коронный разряд электричества модулируется звуковой частотой и, таким образом, рождается звук, лишённый очень многих недостатков благодаря безинерционности излучателя, ведь в нём нет подвижных деталей.

Пожалуй, это пока единственный тип излучателя, ни разу не использованный в автомобиле, но, как знать, до чего нас доведёт прогресс.

Разделение по воспроизводимому диапазону

Все излучатели также можно разделить по воспроизводимому диапазону.

Выделяют четыре основных диапазона :

  • суббас, он же нижний бас (16–63 Гц) — так как эти частоты почти во всех случаях может отыграть только сабвуфер, то и диапазон этот принято также называть сабвуферным.
  • средний и верхний бас (63–250 Гц)
  • средние частоты (250–5 тыс. Гц), которые также принято разделять на нижнюю середину (250 Гц – 1250 Гц), среднюю середину (1250 Гц — 2500 Гц) и верхнюю середину (2500 Гц – 5 тыс. Гц)
  • высокие частоты (5 тыс. Гц – 20 тыс. Гц)

Суббас, он же нижний бас (16–63 Гц)

Акустическая система, способная воспроизводить суббас, как уже сказано выше, называется сабвуфером, а динамик, составляющий основу этой акустической системы – сабвуферный динамик, который также часто называют просто сабвуфером (subwoofer).

Средний и верхний бас (63–250 Гц)

За воспроизведение среднего и верхнего баса отвечает низкочастотный динамик, называемый вуфером (woofer).

Средние частоты (250–5 тыс. Гц)

Чаще всего, динамик, служащий для воспроизведения среднего и верхнего баса отлично справляется и со средними частотами, и это уже будет называться мидвуфером (midwoofer), также именуемый мидбасом. Так как мидвуферы можно встретить гораздо чаще чистых вуферов, то и термин «вуфер» мало распространён.

Порой для сокращения пишут просто «мид», что хоть и встречается часто, но не до конца верно, так как «мид» - это всё же среднечастотник.

Диапазон средних частот отыгрывает среднечастотник (midrange). Просто мидом его не называют, чтобы не путать с мидвуфером.

Высокие частоты (5 тыс. Гц – 20 тыс. Гц)

Высокие частоты выпадают на долю твитера (tweeter).

Также существуют мидтвитеры, способные играть как средние, так и высокие частоты. Распространённость таких динамиков не слишком широка, известно чуть более десятка моделей таких динамиков, поэтому термин «мидтвитер» также мало распространён. Ввиду того, что суммарный диапазон мидтвитера очень широк, их также называют широкополосниками или попросту «шириками».

Кроме того, существуют совсем малопопулярные, но всё же встречающиеся супертвитеры, предназначенные для воспроизведения самого верхнего диапазона высоких частот примерно от 10 кГц.

Вывод

Прежде чем подробно перейти к рассмотрению каждого вида динамиков, надо разобраться с принципом предназначения динамика тому или иному диапазону. Не вдаваясь глубоко в причины и подробности следует иметь в виду следующие два постулата:

  • Размер излучающей поверхности динамика не должен превышать самой малой длины волны, воспроизводимым этим динамиком. Иногда это правило можно немного нарушать, если точка прослушивания сильно удалена от излучателя.
  • Чем большая отдача требуется от излучателя и чем ниже его диапазон, тем размер излучающей поверхности должен быть больше.

Исходя из этих двух постулатов, становится понятно, почему нельзя создать единый динамик для всего слышимого диапазона частот. Попытки создать такие динамики были и остаются, но решение такого вопроса всегда упирается либо в то, что размер слишком велик для воспроизведения высоких частот, либо слишком мал для воспроизведения низких.

Кроме размеров ещё имеет значение ход диффузора. Чем ниже частоты и больше требуемая отдача, тем больше должен быть ход. Чем выше частоты и меньше требуемая отдача, тем ход может быть меньше.

Разделение по конструкции

И ещё кое-что прежде чем перейдём к подробному рассмотрению всех типов динамиков, надо отметить, что они также делятся на диффузорные и купольные.

Диффузорные

Диффузорные имеют жёсткие диффузоры, подвешенные на мягком подвесе. Преимущества в высокой отдаче, особенно на низких частотах. Также отличаются высокой детальностью.

Купольные

Купольные имеют мягкий купол, край которого одновременно является и подвесом. Ход купола крайне невелик, поэтому и отдача у таких динамиков меньше. Однако её хватает для воспроизведения высоких частот с любой разумной громкостью. Обычно купольные динамики отличатся мягкой подачей. Достоинство это или недостаток – вопрос вкуса и однозначного ответа на него нет.

Вывод

И последнее, что надо понимать о звуке, ведя наш разговор о динамиках. Это диаграмма направленности. Ею, если грубо, называют, в каком телесном угле от главной оси динамика сосредоточена основная энергия звука. Есть динамики, играющие широко, во все стороны. Есть такие, которые бьют узким лучом вдоль своей оси.

Тут тоже есть свой постулат. Чем выше частота – тем уже диаграмма направленности. Скажем, сабвуфер играет практически одинаково во все стороны, в то время как твитер обычно имеет узкую диаграмму направленности. Это же правило распространяется и на мидтвитеры («ширики»), у которых обычно высокие частоты играют узко, а средние частоты – широко, хотя и звучат они одновременно из одного излучателя.

И вот, когда мы обозначили все понятия и принципы, давайте перейдём к подробному рассмотрению динамиков, применяемых в автозвуке.

Динамики применяемые в автозвуке

Твитеры

Начнём с высоких частот. Самые нежные, самые тонкие частоты. И мнения о тех или иных высокочастотниках у разных людей наиболее разные. Короткое отступление. Не раз замечаю, что чем выше диапазон частот, тем большее значение имеет индивидуальный вкус и слух, который, в свою очередь, определяется возрастом.

Если о сабвуферах у разных людей почти совпадающие мнения, о мидбасах мнения чуть менее схожие, но всё же имеющие общее. О среднечастотниках совпадений во вкусах ещё меньше. И твитеры тут стоят вовсе на независимой позиции.

Более того, если о звучании всех остальных динамиков можно хоть и мало, но что-то предположить исходя из характеристик, то о звучании твитеров заочно понять практически ничего нельзя. Только личный опыт прослушивания поможет сформировать своё мнение.

Большинство твитеров способны воспроизводить не только непосредственно высокие частоты, но и верхнюю середину.

Твитеры бывают как диффузорными, так и купольными. Размеры купола или диффузора у большинства твитеров составляет 1–1,5 дюйма (2,5–3 см), хотя размер внешнего фланца у некоторых моделей доходит до 4 дюймов (10 см).

Диффузорные твитеры ввиду своей особенной детальности звучания чрезвычайно требовательны к качеству изготовления. Каждый просчёт производителя тут непростителен, так как обернётся жёстким дискомфортным звучанием.

Поэтому такая конструкция твитеров мало распространена и применима только в дорогих моделях, где всё тщательно рассчитано, проверено и изготовлено. И даже в этом случае не всем по душе может оказаться непривычно детальное звучание.

В установке диффузорные твитеры также непросты, так как имеют обычно узкую диаграмму направленности и требуют тщательного поиска оптимального расположения и направления. Плюсом узкой диаграммы направленности при грамотной установке является меньшее количество переотражений.

Среди диффузорых твитеров встречаются не только электродинамические головки (классические динамики), но и изодинамические, о которых говорилось в начале статьи. Такие изделия отличаются максимальной точностью, лишены практически всех возможных недостатков.

Однако такие твитеры обычно могут воспроизводить лишь высокие частоты, порой их диапазон снизу ограничен и вовсе 10–12 кГц, что усложняет подбор среднечастотного звена, способного доиграть так высоко. Ввиду своих исключительных возможностей на высших частотах такие излучатели принято называть супертвитерами.

Также к диффузорным твитерам стоит отнести большинство рупорных, так называемых эстрадных твитеров, которые отличаются большой громкостью и узкой диаграммой направленности, что не позволяет растерять громкость с расстоянием.

Такие твитеры имеют смысл только при прослушивании в дальней зоне, соответственно применяются лишь в эстрадных автомобильных системах. Нижний диапазон также обычно весьма высок, у наиболее распространённых моделей он составляет примерно 8 кГц.

Купольные твитеры наиболее распространены. Отличаются более мягкой, нежели, диффузорные, подачей и более широкой диаграммой направленности. Чуть менее капризны в установке, чуть менее требовательны к производителю, поэтому встречаются и недорогие годные варианты.

Топовые же модели купольных твитеров в целом не уступают в детальности и качестве звука диффузорным. Начинающим любителям автозвука я бы настоятельно порекомендовал устанавливать именно купольные твитеры.

Среднечастотники

Для воспроизведения среднечастотного диапазона также применяются как купольные, так и диффузорные модели.

Купольные

Купольные среднечастотники обычно имеют размер 2–4 дюйма (5–10 см).

Плюсы и минусы
  • Обычно не справляются с нижней серединой, их диапазон воспроизведения обычно начинается с примерно 1–1,5 кГц, зато вверх способны играть весьма высоко и иногда даже могут сыграться с супертвитерами.
  • Также в достоинства можно добавить их высокую естественность звучания и, как и в ситуации с купольными твитерами, благодаря широкой диаграмме направленности, меньшую капризность, чем у диффузорных, к расположению и направлению.
  • Удобству установки, служит тот факт, что купольные среднечастотники не требуют для себя рабочий объём, что позволяет сэкономить место.
  • Недостатками является, как уже сказал, высокий нижний диапазон работы и меньшая возможность по громкости, особенно при попытке заставить их играть ниже.

Диффузорные

Диффузорные среднечастотники наиболее распространены. Их размер составляет обычно 2,5–4 дюйма (5,5–10 см).

Плюсы и минусы
  • Способны играть низко, с 500–600 Гц, а порой и с 200–250 Гц.
  • Потенциал по громкости превосходит купольных собратьев. Как правило, их звук энергичнее, масштабнее.

Особенности установки диффузорных среднечастотников составляют необходимость создания им акустического оформления в виде закрытого объёма позади динамика либо акустического экрана и более тщательный подбор оптимального направления. Впрочем, направление уже зависит от диаграммы направленности, которая бывает весьма разной в зависимости от конкретной модели.

Отдельно стоит обратить внимание на эстрадные среднечастотники.

Эстрадные

Их размер доходит порой до 8 дюймов (20 см) и более. Как правило, они способны играть с 200 Гц причём очень громко. Весьма впечатляющие возможности. Одна беда. В эстрадных системах очень часто отсутствует мидбас и этими огромными, пусть и низкоиграющими, среднечастотниками пытаются это компенсировать, что по очевидным соображениям, невозможно.

Мидтвитеры («ширики»)

Гибридом среднечастотника и высокочастотника является мидтвитер. Такие динамики способны играть и средние, и высокие частоты.

Существуют также купольные и диффузорные модели.

Купольные

По сути, являются твитерами-переростками. Они обычно отлично справляются с высокими частотами, а вниз способны играть примерно до уровня купольных среднечастотников, то есть до 1–1,5 кГц.

Диффузорные

Напротив, больше похожи на среднечастотники, также требуют акустического оформления, способны играть примерно от 500 Гц, а порой и ниже, только их размер обычно 2,5 (5,5 см) и диапазон именно средних частот обычно им удаётся весьма хорошо, хоть и не так громко и масштабно как полноценные 3–4 дюймовые среднечастотники.

А высокие частоты будут во многом зависеть от установки и от остального звукового тракта (усилителя, процессора).

Мидтвитеры фирмы Bewith

Отдельно хочется отметить мидтвитеры японской фирмы Bewith, которые наиболее удачно реализовали данную идею и безупречно справляются со всем отведённым им диапазоном. Кроме того динамики этой фирмы отличаются асимметричным диффузором, создающим диаграмму направленности в сторону, немного отклоняющуюся от оси, что даёт дополнительные возможности настройки просто вращением динамика.

Достоинства

Достоинств у систем с использованием мидтвитеров много: это и отсутствие стыка между разделёнными, как в случае с трёхполосным фронтом, среднечастотниками и твитерами. Это отсутствие отчасти упрощает настройку помогает рисовать очень чёткие и ясные звуковые образы. Это и упрощение системы по сравнению с трёхполосным фронтом, это и более высокая и стабильная звуковая сцена, чем в случае с обычным двухполосным фронтом.

Недостатки

Не сказать, что недостатком, но особенностью использования мидтвитеров является невозможность регулирования отдельно уровня средних и высоких частот. Ввиду индивидуальных особенностей слуха и ввиду разного возраста, это может оказаться недостатком. Однако очень может быть, что раздельная регулировка и не понадобится и звук придётся как нельзя по вкусу.

Вывод

Лично моё мнение, что двухполосный фронт с использованием мидтвитера является более выигрышным, нежели обычный двухполосный фронт с мидвуфером и твитером. Однако, это лишь моё мнение, к которому вы можете прислушаться, а можете и нет. Тут многое ещё от предпочитаемых жанров зависит. Для джаза, блюза, вокальной музыки мидтвитер будет кстати.

Мидвуферы и вуферы

Напомню, что разница в том, что мидвуфер (мидбас) способен играть низкие и средние частоты, а вуфер заточен исключительно на низкие. В отличие от среднечастотников и твитеров, мидбасы уже не бывают купольными, их конструкция строго диффузорная. Размер мидбасов начинается от 5 дюймов (13 см) и доходит до 9 дюймов (23 см). Наиболее распространены 6,5 дюймов (16,5 см)

Акустическое оформление

В зависимости от характеристик, а именно от параметров Тиля-Смолла (в честь учёных A.N. Thiele и R.H. Small), в частности от полной добротности и некоторых других зависит то, какое требуется акустическое оформление мидбаса.

Их может быть три: на всю дверь, закрытый ящик или ящик с фазоинвертором. Построение ящика в двери непросто и это понимают производители. Поэтому большинство моделей автомобильных мидбасов создаются с расчетом игры на дверь. Полная добротность (Qts) таких динамиков должна быть не менее 0,55-0,6 и не более 0,7.

Низкочастотный диапазон

Особое значение это приобретает на частотах близких к основному резонансу динамика (Fs). Чем дальше вы выберете нижний срез мидвуфера от частоты основного резонанса, тем менее значимо будет значение добротности и точный подбор акустического оформления. Однако, повышая частоту нижнего среза, мидбаса мы теряем басовые возможности, что также нежелательно.

Так что желательно всё же правильно подбирать динамики и акустическое оформление под них.

Среднечастотный диапазон

Что касается среднечастотного диапазона, который требуется получить от мидбаса, то надо учитывать диаграмму направленности. На средних частотах она уже чем на низких. При том, что мидбас зачастую устанавливается весьма низко, то для минимализации потерь среднечастотного диапазона необходимо организовать так называемый доворот, то есть повернуть ось динамика немного вверх к слушателю.

Эстрадный мидбас

Если говорить о эстрадных мидбасах, то во-первых надо сразу признать этот вопрос ахиллесовой пятой эстрадных автомобильных систем. Если для получения громких средних и высоких частот не требуется слишком больших динамиков, у них небольшой ход, им не нужно громоздкое акустическое оформление, то мидбасовый диапазон, способный гармонировать с остальными диапазонами на высокой громкости, получить от мидбаса «автомобильного» размера очень трудно.

Если мы обратим внимание на настоящую эстрадную акустику, а именно на концертные системы, то заметим там мидбасы 12-15 дюймов (30-38 см) и больше, оформленных в немалых размеров ящики с фазоинверторами.

Поместить такое в дверь автомобиля нереально. Логичным было бы разместить такое в багажнике, но так делают редко и это предмет отдельного разговора, о котором расскажу в другой статье.

Вывод

Так что остаётся либо всё же как-то ставить большой эстрадный мидбас в дверь и не накручивать среднечастотники на всю ту громкость, на которую они способны, либо, как делают чаще, попросту не ставят мидбас, ограничиваясь среднечастотниками. Такой звук хоть и громкий, но сухой и крикливый. К сожалению, именно такой звук является первой же ассоциацией у непосвящённых с понятием «автозвук». Поверьте, это не только так, хоть так часто и делают.

Коаксиальные динамики

Совмещение всех диапазонов в одном излучателе может быть не только одним динамиком, но и несколькими. Перед мидбасом, на его оси размещают высокочастотник, а иногда ещё и среднечастотник. Принципиально такая конструкция вполне может работать.

Однако в силу своего размера его мало кто может разместить достаточно высоко, где должен быть твитер, а размещать низко в двери также лишено смысла, твитер оттуда толком не слышно.

Вывод

Таким образом коаксиальные динамики в автомобиле встречаются лишь в малограмотных системах за редким исключением. Производители это понимают, поэтому практически не выпускают качественных коаксиальных динамиков, рассчитывая, что в неграмотную систему никто высокого качества компонентов и не будет ставить.

Такие динамики обычно ставят «чтобы было». Либо размещают в задней полке. О размещении динамиков будет отдельная статья, но, забегая вперёд, скажу, что тыловая акустическая система нужна только для прослушивания многоканальной музыки и для просмотра видео. Для системы, предназначенной для прослушивания обычной музыки тыловая система только вредит.

Сабвуферы

Напомню, что так называют как сам динамик для воспроизведения суббаса, так и динамик в сборе с корпусом, а иногда даже и с усилителем. Обо всём по порядку.

Активный сабвуфер

Низший класс сабвуферов. Как раз он и совмещает в себе и динамик и короб и усилитель.

Играет отвратительно. Любители громкости не получат от него громкости, любители качества – не получат от него качества. По статистике, подавляющее большинство тех, кто приобрёл и установил активный сабвуфер в самое ближайшее время в нём разочаровываются и стремится побыстрее продать на барахолке, где их в избытке.

Я бы вовсе не советовал приобретать такой сабвуфер, а если не верите, можете взять на пробу такой с той же барахолки. Уверяю, через несколько дней вы уже будете писать своё объявление о продаже этой бесполезной гуделки.

Сабвуфер в готовом коробе

Это уже немного лучше активного сабвуфера. Нетребовательный слушатель вполне может остаться довольным правильно подобранным и настроенным таким устройством. То есть если вам хочется просто басовой поддержки несложной танцевальной музыки – можно брать.

Отдельный сабвуферный динамик

Сабвуферный динамик, продающийся отдельно и предполагающий самостоятельное изготовление для него акустического оформления – самый лучший вариант.

Если вы точно знаете, чего хотите от звука, то стоит выбрать именно этот путь. Короб можно изготовить самому либо обратиться к специалистам.

Вывод

Если очень грубо, то сабвуферы можно поделить условно на те, что играют громко и на те, что играют качественно.

Для качественного суббаса используются сабвуферные динамики диаметром 10-12 дюймов (25-30 см) с лёгким диффузором и относительно небольшим его ходом. Акустическим оформлением для таких обычно является закрытый ящик.

Для получения высокой громкости суббаса используются сабвуферные динамики 12-18 дюймов (30 — 46 см) с массивным диффузором и длинным ходом, что видно по широкому подвесу диффузора (губа). Оформлением обычно служит ящик с резонатором Гельмгольца (фазоинвертером).

Об акустических оформлениях сабвуферов и о том как подобрать сабвуферный динамик можно говорить много и долго, что не входит в рамки данной статьи.

Заключение

Подытожим всё вышесказанное.

Динамиков для автомобиля существует множество видов. Для того, чтобы определиться с выбором стоит исходить из потребностей и возможностей. Будет ли это система для качественного звука для водителя, либо система для громкого звука на улице, либо для участия в соревнованиях на уровень звукового давления.

Также следует исходить из того, где и какого размера динамики есть возможность расположить, есть ли возможность отфильтровать нужные частоты для каждого динамика тем оборудованием, которое входит в состав аудиосистемы.

Подробно о том, как собрать аудиосистему для тех или иных нужд, будет рассказано в других статьях. А сегодня мы лишь познакомились с многообразием автомобильных и не очень динамиков.