14.08.2022

Произведения про осень подготовительная группа. Осенние сказки. Сочинение на тему «Осень»


Сейчас на дворе — ОСЕНЬ, и сегодня мы поговорим об осенних сказках для детей .

Почитаем классиков – 19 и 20 веков

И. С. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще « в подборке (отрывок из рассказа «Свидание» из цикла «Записки охотника»). Кстати, действие многих рассказов «Записок охотника» тоже происходит осенью. В Озоне В Лабиринте Короткие рассказы про осень разных авторов, которые уже все относятся к классикам в подбоке : И. С. Соколов-Микитов «Осень» рассказ, В. Г. Короленко « Поздняя осень», И. А. Бунин « Антоновские яблоки» , К. Г. Паустовский « Словарь родной природы», «Мой дом», «Какие бывают дожди».

В 2015г издан сборник рассказов И. С. Соколова-Микитова «Осень в лесу» (Пришел сентябрь, Улетают журавли, Лось, Глухарь на гальке, Беляк, Ёж, Белки, Медведи, Рысь, Вечер в лесу, Волки)

И ещё одна книжка И.С. Соколова-Микитова : сказка «Листопадничек» с чудесными, добрыми рисунками Е. И. Чарушина.

Н. Г. Гарин-Михайловский «Осень Стихотворение в прозе « .

Рассказ И. А. Бунина « Антоновские яблоки» вместе с другими произведениями автора есть в сборнике «Темные аллеи».

Рассказы К. Г. Паустовского про осень «Барсучий нос» , «Прощание с летом» и несколько других можно прочитать в книге «Растрепанный воробей «.

Рассказ про осень В. Сухомлинского «Я хочу сказать своё слово» есть в прекрасном сборнике «Цветок солнца» .

К. Д.Ушинский В сборнике «Рассказы и сказки» кроме рассказа «Осень» множество произведений автора.

М. М. Пришвин «Поэтические миниатюры об осени «

Н. И. Сладков Сборник «Лесные тайнички»

Сентябрь (Осень на пороге, На великом пути, Паучок, Время, Птицы, Белкин мухомор, Крылатая тень, Сова, которую позабыли, Хитрый одуванчик, Друзья-товарищи, Лесные шорохи),

Октябрь (Швейня, Страшный невидимка, Фазаний букет, Деревья скрипят, Тайна скворечника, Старый знакомый, Сорочий поезд, Осенняя ёлочка, Упрямый зяблик, Лесные шорохи, Волшебная полочка),

Ноябрь (Почему ноябрь пегий? Курорт «Сосулька», Пороша, Трясогузкины письма, Отчаянный заяц, Синичий запас, Скворцы прилетели, Лесные шорохи).

Осень под водой

Г. А. Скребицкий «Осень « (Рассказ из книги «Четыре художника»), и ещё один рассказ «Носатик»

Г. Я. Снегирев Рассказ «Черничное варенье» и многие другие замечательные рассказы есть в книге «Хитрый Бурундук. Рассказы и маленькие повести»

а в сборнике Г. Я. Снегирева «Первое солнышко» есть рассказ «Как звери и птицы к зиме готовятся».

Сказки В. Г. Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок» можно найти практически в любом сборнике, например, в «Весёлые сказки и истории».

В. В. Бианки «Осень « , «Лесная Газета. Сказки и рассказы»

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

Н. М. Грибачев «Рыжие листья» (из цикла про Зайца Коську) в сборнике «Сказки нашего леса» .

Юрий Коваль «Круглый год» (сборник с прекрасными иллюстрациями и диск)

«Сказка о том, как пришла осень» в сборнике «Полынные сказки» .

Подборки для школьников – Рассказы об осени (Э. Ю. Шим «Пятёрки», В. В. Бианки «Сентябрь», И. С. Соколов-Микитов «Лес осенью», В. В. Занков «Почему осенью листья деревьев меняют цвет и опадают?»)

Татьяна Домаренок – подборка «Сказки и рассказы для детей – Осень» , в том числе: Осень , Золотая осень на школьном дворе , и другие (Боровичок. Последние дни уходящего лета, Косолапый бедолага, Золотые бабочки Осени, Девочка Осень, Золотой букет, Бабушкины сказки, Димкина золотая рыбка, Как буквы и цифры готовятся к школе, Карта мира, Волшебник Букварь. для младших школьников, Страусёнок первоклассник).

Наталья Абрамцева Осенняя сказка .

Ефим Владимиров Фея Осень .

ЛАНА РА Ведьмочки и листопад , сказка.

Оксана Иваненко Спокойной ночи!

Сергей Козлов Сказки связанные с осенью можно читать в книгах, например издание «Ежик в тумане. Сказки о настоящем» издание 2015г издательство Время мастеров, в серии Лучшее детям. Художник Бодякова Галина

А можно читать сказки об осени Сергея Козлова на Ежином портале или многочисленных других сайтах в циклах *Осенняя песня травы* (Последнее солнце, Сыроежка, Лисичка, Красота, Осенние корабли, Как оттенить тишину, В родном лесу, Сосновая шишка, Птица, Вольный осенний ветер, Мы будем приходить и дышать) и * Осенние сказки * (Как поймать облако, Осенняя сказка, Как Ослику приснился страшный сон, Доверчивый Ёжик).

Надо отметить, что у С. Козлова очень много сказок, где его герои (Ёжик и его друзья) любуются осенью. Эти сказки нередко используют взрослые. Так, на встрече с читателями в Центральной детской библиотеке г. Сланцы «Осенний букет чувств» прозвучали «осенние» сказки С. Г. Козлова из книги «Ёжик в тумане». В октябре 2000 года это было чтение и обсуждение сказок С. Козлова «Осенняя сказка» и «Красота», а в 2002 году — маленькие сказки «Последнее солнце» и «Лисичка». Малыши смогли заглянуть в мир с тем, чтобы обрадоваться и удивиться его красоте, испытать счастье узнавания своей земли». И как интересно откликнулись дети! Подборка .

Людмила Крищенко Рыжая сказка .

Марта Быстрова Сказки домового. Осень .

Василий Морозов Наступает новая осень .

Ольга Борина Чай с Осенью .

Ксения Ремизова Сказка про День Начала Листопада .

Падмини С. Марина Попова Листопад .

Нина Павлова Осенние грибы .

Авторские осенние сказки в блогосфере

свободный журналист «ХайВей» Легенда об Осени

Иришенька Лазур

Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, МБДОУ Пычасский детский сад №2, с. Пычас, Удмуртия
Описание материала: предлагаемый материал будет полезен в работе воспитателей, работающими с детьми дошкольного возраста, а также родителям для семейного чтения. Осенний рассказ можно использовать на занятиях по развитию речи, по познавательному развитию, просто в свободной деятельности.
Цель: расширение представлений об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природе;
- познакомить детей с некоторыми осенними приметами;
- воспитывать бережное отношение к природе.

Мудрая Осень.

Неслышно и очень осторожно наступила Осень в наши края, как будто боялась вспугнуть уходящее лето. Но настала пора напомнить о себе, так как пришло её время – пора желтых листьев, её щедрых подарков, затяжных дождиков и легкого прохладного ветерка...
В первую очередь Осень начала наряжать деревья. На глазах начали преображаться стройные березки - листья пожелтели пока лишь на самых верхушках. Этим самым Осень словно обращает внимание на то, какая будет следующая весна - если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет ранняя, а если снизу, то поздняя.

И рябина стала еще краше с приходом осени. Её ягоды стали алыми и живописно свисали с хрупких веток рябины. И здесь Осень как будто тихо шепчет всем: « В лесу много рябины - значит, буду дождливая, а если ягод мало буду радовать вас теплыми солнечными деньками».

Заметив эти чудесные осенние изменения в лесу, молодые осинки от радости начали рукоплескать своими, уже слегка покрасневшими, листочками! Приятные звуки разносились в осеннем лесу от шелеста их маленьких глянцевых листиков.

Но чьи - то пронзительные голоса, полные печали и тоски, доносящиеся с неба, прервали эту лесную идиллию! Это журавли прощаются со своими родными местами. Мудрая Осень и про них не забыла, напомнила, что пора собираться в дальнюю дорогу.

Провожая их в нелегкий путь, деревья как будто машут им вслед своими золотыми листочками, а легкий прохладный ветерок срывает их, желая одарить ими журавлей. И здесь Осень, кажется, просит заметить: «Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень. Если же на юг полетели журавли, то значит, будет ранняя зима». Почувствовав осеннюю прохладу, вслед за журавлями готовятся улетать в теплые края утки, гуси, лебеди, стрижи, трясогузки и многие другие перелетные птицы.
Осень всех одарила своей теплотой и заботой! Не остались без осенних подарков и лесные жители, и любители тихой охоты. Именно по тому чего в лесу уродилось больше, люди могут судить о том, какая будет зима - если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая. Так Осень, дает знать, какой погоды следует ожидать зимой и как к ней следует готовиться!
Таким образом, добрая, заботливая Мудрая Осень наградила своими богатыми подарками: и природу, и лесных жителей, и людей, а также бесшумно и тактично напомнила им о предстоящей долгой зиме.


Цели: обобщить и систематизировать знания детей об осени (дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут, опадают; исчезают насекомые, улетают перелетные птицы; животные готовятся к зиме, люди собирают урожай овощей и фруктов); упражняться в составлении рассказов по картинно-графическому плану; активизировать словарь по данной теме; развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал - картинно-графический план.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед читает стихотворение: Листья с деревьев в лесу осыпаются. Дождик уныло по крышам стучит. Светлое небо с землею прощается. Хмурая осень в окошко глядит.

Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении?

Назовите осенние месяцы (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

2. Работа по плану

Вывешивается картинно-графический план


солнце

небо

деревья

птицы

звери

люди

Что вы можете сказать про солнце осенью? (Греет плохо, соленных дней стало меньше.)

А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождли вое, облачное, серое, темное.)

Что происходит осенью с деревьями? (Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)

Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья?(Листопад.)

Листья осенью что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются.)

С травой осенью что происходит? (Засыхает, желтеет, увя дает.)

Что делают птицы осенью? (Улетают в теплые края.)

Почему? Как называют этих птиц? (Перелетные.)

Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, ко ряги, забираются под кору деревьев.)

Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму (медведь, еж, барсук), другие меняют шкурку (заяц, белка, лиса), третьи (белка, еж) делают запасы на зиму.)

Осенью на полях, в садах и огородах идет уборка урожая. Люди собирают урожай овощей и фруктов. Для чего люди собирают урожай?(Делают запасы на зиму.)

Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, лис топад.)

3. Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся, - Кружатся на пальчиках руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся - приседают,

И под ногами шуршат, шелестят, - движения руками вправо-влево,

Будто опять закружиться хотят - поднимаются, кружатся.

4. Составление рассказа по картинно-графическому плану

5. Чтение рассказа «Осень»

Осень приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди - долгие, моросящие. Листья на деревьях желтеют и опадают. Холодный ветер срывает листья с веток деревьев, и они падают на землю, укрывая ее золотым ковром. Трава вянет. На улице сырость и слякоть. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края. На улицу не выйдешь без зонта, промокнешь. Да и холодно без куртки и сапог.

6. Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уточнить время года, осенние месяцы, характерные признаки осени. Чем отличается осень от лета?

Составить рассказ об осени по плану: солнце, небо, деревья, животные, птицы, люди.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными. Подобрать эпитеты к словам: солнце, небо, погода, деревья, трава.

2. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: дерево - деревья - деревьев, лист - листья - листьев, трава - травы - трав и т.д.

3. Подобрать антонимы к словам: тепло - холодно, пасмурный день - солнечный день, длинный - короткий, сухой - мокрый и т.д.

4. Составить предложения с предлогами: в, на, около, под, с, из-за, из-под.

Рассказ «Приключение осеннего листочка» для дошкольников

Автор: Щеглов Евгений, учащийся МБОУ средней общеобразовательной школы № 14, г. Иваново
Руководитель: Яковлева Юлия Павловна, воспитатель МБДОУ детский сад № 4, г. Иваново

Назначение: Данный рассказ рекомендуется воспитателям детских садов, учителям начальных классов, детям старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста.
Цель: Воспитывать интерес к художественному и литературному творчеству.
Задачи: Развивать устную речь дошкольников и младших школьников, развивать фантазию, желание читать, самостоятельно писать рассказы, воспитывать любовь к литературному произведению, любовь к природе. Развивать творческие способности ребёнка.

На берегу мелкой речушки стоял старый клён.


Его ветки, как длинные руки склонялись по разным берегам.
Дул сильный порывистый ветер. Молодой листочек не удержался на веточке
и свалился в воду.


Вода быстро подхватила листочек и понесла в своём водовороте всё дальше и дальше от дома. Так начались приключения маленького кленового листочка.
Когда ветер стих, вода прибила листочек к берегу. У берега в воде плавали утки.


Маленькая пёстрая уточка быстро подплыла к листочку, схватила его клювом и подбросила в верх. Она предложила своим братьям и сёстрам поиграть. Утки подбрасывали листок высоко над водой и всей гурьбой ловили. Когда утки уплыли листочек остался плавать на середине водоёма.
Мимо пролетала божья коровка и решила покататься на листочке. Она уселась посередине листка, ветер был не сильным и листочек кружил на одном месте. Жучка закружило, он решил тоже оставить листочек и улетел. Грустно было кленовому листочку. Кругом была лишь вода. Листочек ждал когда подует ветерок, чтобы отправиться дальше. Мир вокруг был так удивителен и разнообразен, что листик хотел всё посмотреть и найти новых друзей.
Набежали тучки, заморосил мелкий осенний дождь, подул тихий холодный ветер. Водичка подхватила ветерок с новой силой и понесла вдаль.
По берегам реки росли берёзки, липы, рябина, кустарники и большие вековые дубы. С их веток в воду падали и другие листики, желтые, красные, оранжевые и бардовые.

Рассказ об осени для детей 5 - 8 лет

Про осень для детей «Осень на даче»

Устинова Таня, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт - Петербург
Назначение: Рассказ «Осень на даче» может заинтересовать воспитателей ГПД, воспитателей дошкольных учреждений, детей дошкольного и школьного возраста, родителей.
Цель: формировать у читателей представление о прекрасном времени года осень, о ее особенностях, дарах, традициях.
Задачи:
- развивать воображение, память, внимание, интерес, любознательность.
- воспитывать чувство доброты, заботы, трудолюбия и милосердия к бережному отношению окружающего мира.

Листья золотые падают, летят,
Листья золотые устилают сад.
Много на дорожках листьев золотых,
Мы букет хороший сделаем из них.
Мы букет поставим посреди стола,
Осень золотая в гости к нам пришла.
У нас есть прекрасная дача, мы любим туда ездить, отдыхать, гулять. Растим там овощи и фрукты. Наблюдаем изменения в природе, гуляют по нашему шикарному саду, собираем шикарные букетики из разнообразных листьев, также засушиваем красивые и интересные листья, чтобы зимой всей семьей собирать интересные композиции.
Гуляем всей дружной семьей, мама любит нам на таких прогулках часто загадывать загадки, или просто мы все сочиняем небольшие рассказики, о том, что мы видим вокруг.
Я вам тоже хочу загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать.
- Несу я урожаи, поля я засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но сосен не касаюсь, я …(осень)
- Рыжий Егорка,
Упал на озерко.
Сам не утонул,
И воды не всколыхнул. (осенний лист)
- Дни стали короче,
Длиннее стали ночи.
Кто знает, кто скажет,
Когда это бывает?(осенью)

Вы знаете, как интересно гулять по тропикам и листочкам? Листочки шебуршат под ногами.
Мы по улицам идём -
Под ногами лужицы.
А над нашей головой,
Все листочки кружатся.
Сразу видно на дворе:
Осень начинается,
Ведь рябинки там и тут
Красные качаются.
Листочки шебуршат под ногами, на улице становится пасмурнее, теплых дней все меньше и меньше.
Но так приятно наблюдать, как дозревает урожай, как наливаются прекрасные тыквы, из которых наша мамочка готовит вкусную и очень полезную кашу, которую мы с братом уплетаем за обе щеки.

А яблоки? Бывают времена, когда ветки опускаются, чуть ли не до земли, под тяжестью урожая. А у нас на участке яблонь много, там и красные яблоки, и зеленые, там даже полосатые есть. Очень люблю эту полосатку, они очень сладкие, вкусные. Дома мы всей семьей печем шарлотку из яблок.

А как красив осенний лес!!!
У нас он находится недалеко от дачи, мы туда часто ходим просто погулять, а осенью там собираем клюкву, замораживаем ее. Хоть эти ягодки и очень кислые, но в них много витаминов. Я с братом люблю собирать и кушать клюкву.

В один прекрасный день, мама меня спросила:
- Танюша, а ты знаешь, что наступила «Золотая осень»?
- А что такое «Золотая»? Почему ее так назвали?
И мама мне рассказала, что это потому, что листья на деревьях желтеют, прям, как золотые.
А вы знаете приметы осени?
Тонкая берёзка,
В золото одета.
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают,
В край тепла и света,
Вот вам и другая,
Осени примета.
Сеет капли дождик,
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже,
Осени примета.
Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета,
Школьная рубашка,
Купленная летом.
Девочка с портфелем.
Каждый знает: это -
Осени идущей,
Верная примета.
Сочиняйте свои рассказы, учите приметы в стихах.