08.03.2024

Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Как писать сочинение по русскому языку. Как написать эссе по русскому языку


Эссе

«Счастлив, кто точку Архимеда сумел отыскать в себе самом» - эти строки Ф.И.Тютчева очень близки мне как человеку.

Для меня профессия Учителя - источник человеческого общения, радости, чувства причастности к рождению нового в этой жизни.

Это действительно «профессия дальнего действия, самая главная на земле», ибо она дает возможность, осторожно и бережно прикоснувшись к внутреннему миру ребенка, помочь ему осознать свою собственную значимость, неповторимость и, открыв чудо собственного «Я», по-новому посмотреть на мир, научиться ладить с этим миром, не потеряться в нем. Словом, быть успешным человеком.

Для этого я должна дать ребятам опору в жизни и в то же время убедить их, что судьбу нужно строить на фундаменте собственной личности, преодолевая все трудности, которые встретятся на их жизненном пути. Это нужно обязательно сделать. Ведь они, мои мальчишки и девчонки, совсем ещё юные, хрупкие, тонкие, как деревца, которым нужно к чему-то прислониться, получить поддержку и направление развития туда, вверх.

Какую опору могу дать ребятам я, учитель русского языка и литературы, ежедневно входя к ним в класс?

Может быть, такие знания по предмету, которые позволят им успешно сдать ЕГЭ и продолжить образование по выбранной специальности? Безусловно, да. Но достаточно ли этого, ведь есть и другие способы освоить тестовые технологии: репетиторство, дистанционное обучение, самообразование?

Тогда что же? Для меня очень важно научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.

Но как научить их учиться?

Лев Николаевич Толстой писал: «Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью….». Выход один: нужно дать ребятам возможность самостоятельно искать ответ - искать, может быть даже мучительно долго, но всерьез. Вот почему, каждый раз идя на урок, я жду от своих ребят не послушания, а «открытий», преодоления себя, радости от совместной работы по решению учебных проблем.

Я стараюсь учить их находить истину в любом вопросе, в решении любой проблемы. Лучшей формой такой деятельности я считаю диалог. Для меня это особая форма сотрудничества, скрепленная взаимопониманием, когда разговор строится по принципу: ученик - учитель. На уроке я стараюсь направить размышления ребят в верное русло.

Но чтобы такой разговор состоялся, нужна целая система вопросов и заданий разного уровня, предполагающая неоднозначность решения. Поэтому для таких занятий я часто подбираю различные формы работы, позволяющие мне опереться на жизненный опыт ребят, показать совершенство мысли, нестандартность подходов к решению обсуждаемой проблемы.

Это позволит моим выпускникам стать успешными в выбранной ими профессиональной сфере, так как они будут адекватно реагировать на появление новых технологий, проектов и при этом не будут бездумно принимать все вновь появляющиеся тенденции и изменения, а выбирать те, которые действительно являются перспективными.

Но только ли в этом моё предназначение?

По-моему, призвание учителя, в первую очередь, состоит в том, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию творческих способностей школьников, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления. Значит, я должна воспитать Человека средствами своего предмета.

На своих уроках я учу своих ребят не воспринимать её как сухую науку. Поэтому на каждом занятии пытаюсь показать им богатство содержания учебного материала, проводя невидимые нити, связывающие его с другими науками, великими открытиями человечества, с искусством и судьбами людей.

Стремлюсь приобщить их к русскому языку и литературе как к части человеческой культуры, которая наряду с другими предметами способствует формированию личности моих учеников, их нравственному воспитанию.

Понимаю: наибольшие возможности в духовном становлении подростков имеет содержание предметов гуманитарного, эстетического направлений, когда Добро, Красота, Человек, Знание становятся ценностями воспитанников при прослушивании литературного или музыкального произведения, просмотра живописного полотна.

Ещё мне очень хочется, чтобы ребята поверили в себя. Ведь это так важно для них. Для этого на каждом занятии создаю особую, доверительную обстановку, атмосферу сотрудничества. Считаю: секрет успешного воспитания лежит в уважении к своим ученикам. Поэтому стараюсь к каждому из ребят относиться уважительно.

«Ты не такой, как все, ты не лучше и не хуже меня, ты просто другой»,- не устаю я повторять ребятам слова Н. Рериха о их индивидуальности и делаю все, чтобы путь к достижению оптимальных результатов у всех: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями - был только один: от успеха к успеху. Стараюсь каждого заметить и оказать эмоциональную поддержку, используя с этой целью личностно-ориентированный и дифференцированный подходы.

Я часто задумываюсь о том, а какова моя миссия, моё предназначение и сила влияния на детские сердца? И отвечаю себе: она огромна, соглашаясь с К.Д.Ушинским, который в своё время заметил: «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни материальными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». А потому я должна быть не просто Учителем, а прежде всего Воспитателем, которому особенно на селе отведена особая роль в духовном и социальном становлении ребят. Я в ответе за каждого из них а, потому должна создать условия для их благоприятного личностного развития, оказать оперативную помощь подросткам в решении их индивидуальных проблем, связанных с успешностью в обучении, общением, жизненным и профессиональным самоопределением. Значит, и мне нужно расти профессионально, быть творческим, неординарным человеком, так как только «личность может воспитать личность».

Самосовершенствование человека, процесс его индивидуального развития, духовного и социального становления не заканчивается школой. Они непрерывны. Школа и учитель отправная точка, которая открывает подростку этот путь. И если ему свойственна «ревнивая неудовлетворенность делом рук своих, влекущая его всё далее и не дающая ему успокоиться ни на одном из своих «Вавилонов», то процесс этот не закончится, как сама жизнь.


Многие предполагают, что эссе – это обычное сочинение. Однако это не так.

Эссе – это прозаический литературный жанр. В переводе с французского означает «очерк» или «набросок». Эссе отражает индивидуальные переживания автора, его взгляд на тот или иной вопрос. Оно не дает исчерпывающий ответ на определенный вопрос, а отражает собственное мнение или впечатление.

При написании эссе прекрасно развивается логика, способность аргументировать свое мнение, грамотно преподносить информацию. Стиль изложения больше ориентирован на разговорный.

Характерные черты эссе

Чтобы правильно написать эссе следует учитывать специфические черты, которые отличают его от других жанров.

Основные признаки эссе:

  1. Наличие определенной узкой темы, которая содержит проблему и побуждает читателя к размышлению.
  2. Субъективная авторская позиция. Эссе отличает именно наличие авторского взгляда на существующую проблему, его отношение к миру, речь и мышление.
  3. Разговорный стиль написания. Следует избегать сложных формулировок, слишком длинных предложений. Важно придерживаться непринужденного стиля для установления контакта с читателем. При этом важно не перестараться, превратив эссе в некачественный текст, полный сленга. Правильный эмоциональный окрас тексту придадут короткие, простые и понятные предложения, использование разной интонации в предложениях.
  4. Подробный анализ проблемы. Собственную точку зрения необходимо аргументировать, опираясь на фактический материал.
  5. Относительная краткость изложения. Ограничений по количеству страниц не существует, однако эссе отличается небольшим объемом.
  6. Свободное построение. Эссе носит характер изложения, который не вписывается в какие-то определенные рамки. Построение подчиняется своей логике, которой придерживается автор, стремясь рассмотреть проблему с разных сторон.
  7. Логика изложения. Несмотря на свободную композицию, эссе должно обладать внутренним единством, согласованностью утверждений автора, выражающих его мнение.

Таким образом, эссе отличается особым стилем повествования, его цель – побудить читателя к размышлениям. Автор не настаивает на своей точке зрения, а как бы приглашает читателя обдумать и обсудить ее.

Как же написать эссе?

Правильное написание эссе заключается в понимании особенностей жанра. Соблюдение основных принципов и рекомендаций по написанию позволит создать интересное эссе.

Как выбрать тему

Если отсутствует список тем, среди которых можно выбрать одну, а задано лишь общее направление, то нужно учитывать на какую аудиторию рассчитано эссе. Варианты могут быть разные: преподаватель в ВУЗе, комиссия, литературное сообщество, работодатель. Если эссе пишется для сдачи преподавателю, то необходимо обдумать какие качества будут оцениваться. Исходя из этого, тему следует выбирать так, чтобы была возможность проявить те способности, которые ждет проверяющий от автора: оригинальность, умение логически выстраивать предложения, грамотность, профессиональные качества и пр.

При выборе темы написания эссе из предложенного списка, следует выбирать ту, в которой есть определенные знания, соображения или просто сильный интерес.

Если эссе ориентировано на работодателя, то желательно, чтобы как тема, так и содержание эссе отражало характер автора, его искренность, неповторимость, человечность и индивидуальность.

Как начать эссе

Часто случается, что человек, обладающий достаточным красноречием и умением выражать свои мысли на бумаге, испытывает трудности с тем, чтобы начать сочинение, в том числе и эссе. Обдумывание начала может растянуться на достаточно длительное время, что сильно омрачает процесс творческой работы. Воспользуйтесь нашими советами о том, как начать эссе.

Совет 1. Прежде чем начать писать эссе необходимо сформулировать идею, определить цель и найти источники информации для работы.

Совет 2. Используйте технику фрирайтинга (свободное писание). Суть ее заключается в том, чтобы записывать все приходящие в голову мысли, не редактируя его и не следя за грамматикой, пунктуацией, стилем и пр. Отличный способ, помогающий справиться с творческим кризисом и найти неординарную идею.

Совет 3. Важно не зацикливаться на вступительной части. Вступление можно написать и после того, как будет написана основная часть. В этом случае уже ясно, о чем эссе, поэтому и введение написать проще.

Совет 4. Одним из достаточно распространенных вариантов является написать эссе, начав с вопроса, ответ на который дается в последствии.

Как составить план эссе

Не следует стремиться к тому, чтобы составить сразу идеальный план. В процессе работы он может редактироваться. Составлять план при написании эссе вообще не обязательно, как и придерживаться уже написанному плану. Отсутствие ограничений и жестких рамок является преимуществом этого жанра. Если автору проще придерживаться строгого плана, тогда стоит уделить время на его составление.

Все основные мысли следует отразить в виде пунктов плана. Затем как можно более подробно детализировать его, разбив каждый пункт на подпункты.

Из чего состоит структура эссе

Порядок написания эссе обычно сводится к трем шагам.

  1. Вступительная часть

Как и любая письменная работа, эссе содержит вступительную часть или введение.

Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д. важно создать особый эмоциональный настрой и подвести читателя к рассматриваемой проблеме.

  1. Основная часть

В основной части можно привести разные точки зрения по рассматриваемой проблеме, затронуть историю вопроса.

Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).

Аргументами являются суждения, высказываемые с целью убеждения читателя в истинности определенной точки зрения. Это могут быть различные ситуации из жизни, мнения ученых, доказательства и т.д.

Аргументация может быть построена в следующей последовательности:

  1. Утверждение.
  2. Пояснение.
  3. Пример.
  4. Итоговое суждение.
  5. Заключение

В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части. Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Отличие эссе от сочинения

Правильное написание эссе отличается от написания обычного сочинения. Поэтому, если стоит задача написать именно эссе, то нужно учитывать характерные черты жанра, отличающие его от остальных.

В отличие от сочинения, в котором анализируется художественное произведение, эссе содержит авторскую точку зрения и его позицию относительно рассматриваемой проблемы.

Также одной из отличающих эссе от сочинения черт является его парадоксальность, то есть цель – удивить читателя, произвести на него впечатление, используя яркие образы, афоризмы, парадоксальные утверждения.

Советы по написанию:

  1. При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  2. Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  3. Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  4. Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  5. Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  6. Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  7. Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  8. Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Распространенные ошибки при написании эссе

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.

Ошибка 2. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.

Ошибка 3. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.

Ошибка 4. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения.

Скачать образец эссе

Как написать эссе – все правила от “А” до “Я” обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку - достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.

Самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.

Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.

Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта. Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов. Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.

Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже .

В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, . Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.

Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку

Взаимоотношения человека и природы

Как деятельность человека влияет на природу?

Как нужно относиться природе?

Почему природа важна для человека?

Должен ли человек беречь природу?

Как природа влияет на человека?

Чем плохо потребительское отношение к природе?

Зависит ли человек от природы?

Почему человек часто не видит в природе прекрасного?

Как природа может вдохновить человека?

Как проявляется разрушающая сила природы?

Почему нужно жить в гармонии с природой?

В чем проявляется красота природы?

Взаимоотношения человека и животных

Почему человек должен заботиться о животных?

Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?

Как люди должны относиться к своим питомцам?

Все ли люди любят животных?

Почему человек так часто жесток по отношению к животным?

Что заставляет человека убивать животных?

Может ли животное быть полезно человеку?

Всегда ли человек разумнее животного?

Отношения в семье, детство

Как семья влияет на формирование личности ребенка?

Есть ли что-то сильнее материнской любви?

Как проявляется забота родителей о своих детях?

Почему родители строги с детьми?

Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?

Всегда ли материнская любовь идет во благо?

Как воспитание отражается на будущем человека?

Должны ли дети бросать своих родителей?

Какая атмосфера должна быть в семье?

Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?

Почему родители должны быть честны с детьми?

Почему случаются конфликты "отцов" и "детей"?

Что значат для человека детские воспоминания?

Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?

Красота и богатство русского языка

Что значит для человека родной язык?

Почему нужно беречь русский язык?

К чему приводит безответственное отношение к родному языку?

Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?

В чем состоит богатство русского языка?

Школа, учителя, книги

Почему человеку важно получить хорошее образование?

Как школа участвует в формировании личности ребенка?

Чем важны школьные уроки?

Почему нужно помнить своих учителей?

Каждого ли учителя можно назвать хорошим?

Каким должен быть настоящий учитель?

Почему человек должен стремиться к знаниям?

Чем плохо нежелание учиться?

Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?

Как книги влияют на мировоззрение человека?

Какое место в жизни человека должно занимать чтение?

Внутренний мир, нравственные качества человека

О чем может сказать внешность человека?

Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?

В каких ситуациях проявляется характер человека?

Какие внутренние качества человека можно считать правильными?

Каков по-настоящему богатый внутренний мир?

Почему люди совершают безнравственные поступки?

Можно ли чем-то оправдать предательство?

Почему люди встают на путь духовной деградации?

Как проявляется малодушие?

Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?

К чему приводит человеческая жестокость?

Почему происходят внутриличностные конфликты?

Может ли нравственный человек изменить своим принципам?

Дружба

Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?

Почему происходят ссоры между друзьями?

Почему дружба не терпит предательства?

Какого человека можно назвать настоящим другом?

Могут ли друзья быть соперниками?

Любовь

Какова настоящая любовь?

Как нужно относиться к человеку, которого любишь?

Всегда ли любовь бывает счастливой?

Что может совершить человек во имя любви?

Чем опасна безответная любовь?

Все ли можно простить любимому человеку?

Социальные проблемы

Как нужно относиться к бедным?

Почему следует помогать бездомным?

Всегда ли можно доверять власти?

Как проявляется проблема чинопочитания?

Почему богатые могут управлять судьбами бедных?

Почему процветает преступность?

Можно ли чем-то оправдать воровство?

Что может сделать человека пьяницей?

Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?

Воспитание

Какого человека можно назвать воспитанным?

Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?

Почему человек должен быть отзывчивым?

Кто дает человеку воспитание?

Почему важно уважать окружающих?

Должен ли человек быть вежливым?

Искусство в жизни человека

Всегда ли талантливого человека замечают?

Что дает человеку искусство?

Как музыка влияет на человека?

Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?

Что значила для людей музыка в военное время?

Всегда ли гениальные люди живут счастливо?

За что люди любят искусство?

Как искусство помогает человеку?

Военное время

Почему в военное время героизм был обычным делом?

На что готовы люди, любящие свою Родину?

Какого человека можно назвать патриотом?

Как проявляется ложный патриотизм?

Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?

Почему война - горе для каждой семьи?

Почему мы должны помнить героев войны?

Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?

Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.

Школа - прекрасное время, а ее окончание - еще более радостный момент для многих учеников. Огорчает только одно - сдача экзаменов, будь то 9 или 11 класс. Но если сдать ГИА в 9 классе не так сложно, то ЕГЭ в 11 значительно сложнее. Каждый ученик выбирает себе дополнительные предметы, необходимые для дальнейшего поступления. Но не стоит забывать и об обязательных экзаменах - русскому языку и математике.

Отдельное внимание следует уделить именно русскому языку, поскольку сдать этот предмет не так легко. Необходимо не только обладать хорошими знаниями предмета, но и не забывать о тонкостях заданий. Давайте разберемся, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ обязательно включает в себя это задание.

Темы сочинения

Известно, что экзамен по русскому языку состоит из 25 заданий, из которых 24 являются тестовыми, а 25-е представляет собой сочинение.

Темы сочинений по русскому языку (ЕГЭ предполагает его написание по тексту, предложенному в тесте) неизвестны в целом, однако исследования заданий прошлых лет показали, что существует несколько основных направлений для 25-го задания.

Тема нравственности, любви и культуры

В данном направлении могут быть предложены отрывки повестей, рассказов, романов, затрагивающих взаимоотношения между людьми. В этом случае ученик должен разбираться в понятиях «добро» и «зло», понимать, что такое моральные качества и нравственность человека.

И, конечно же, тема любви. Об этом понятии не перестают спорить, рассуждать и философствовать веками, потому точного совета по написанию сочинения на эту тему дать нельзя. Но и не следует бояться этого направления. Вам необходимо помнить, что доброта, дружба, взаимопомощь, уважение - все это составляющие любви. Руководствуясь этими понятиями, экзаменуемый обязательно справится с поставленной задачей.

Культура и искусство - следующее направление. Примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) показывают, что данная тематика охватывает самые различные сферы жизни человека. Ученику необходимо знать, какую роль играет искусство в жизни личности и общества в целом.

Непонимание поколений, трагедия войны

Война. Данное направление часто встречается в ЕГЭ по русскому языку. Для того чтобы справиться с данной работой, ученик должен обладать минимальными знаниями истории нашей страны. Понимать, какую трагедию пережили люди во время Великой Отечественной войны и других, не менее страшных военных событий.

«Отцы и дети» - так можно назвать следующее направление. Оно включает в себя проблемы взаимоотношений старшего и младшего поколения. Чтобы правильно выделить проблему в тексте такой направленности, экзаменуемый должен понимать разницу между мнениями людей разных возрастов, а также ученику поможет способность становиться на место взрослых людей и оценивать их поступки и высоты их опыта.

Структура сочинения

Следующее, что необходимо изучить, рассматривая примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), - структуру построения вашей работы. От этого во многом зависит успешное написание задания.

Очевидно, что для данного экзамена, как ни для какого другого предмета важна правильная структура сочинения. ЕГЭ по русскому языку предполагает умение логического построения и согласованности работы. Потому данному пункту следует уделить немало внимания. Текст можно разбить на следующие части:

  1. Вступление.
  2. Выявление проблемы.
  3. Раскрытие проблемы.
  4. Взгляд автора.
  5. Ваше личное мнение.
  6. 2 аргумента.
  7. Вывод.

Таким образом выглядит план сочинения (ЕГЭ по русскому языку). Рассмотрим каждый его пункт подробно.

Вступление

Следует помнить, что вступление не должно быть слишком большим. Достаточно 2-4 предложений для того, чтобы задать основную мысль вашей работы.

Как начать сочинение по русскому? ЕГЭ - формат, который позволяет писать вступление разными способами. Вы можете оформить начало в форме вопроса. К примеру: «Что такое война? Это тяжелое бремя не только для государства, но и для всего народа» .

Также вы можете начать сочинение со своего личного рассуждения на тематику текста. К примеру: «Недопонимание старших и младших существовало всегда. Взрослые могли не понять поступок ребенка и обидеть его, дети ослушаться родителей, не поняв их благих намерений. И очень сложно, подрастая, понимать и взрослых, и детей одновременно».

Кроме того, если вы можете использовать цитату какого-либо автора, философа или драматурга, то она послужит хорошим началом вступления.

После того как вы разобрались, как начать сочинение по русскому, ЕГЭ и сама работа не покажется таким сложным, как на первый взгляд.

Проблематика

Далее план сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает описание проблемы. С этим могут возникнуть сложности. Для того чтобы выявить проблематику, необходимо соблюдать следующий алгоритм:

  1. Определить главную мысль текста.
  2. Выявить направление и тему сочинения.
  3. Оценить взаимодействие героев и сделать вывод по тексту.

Пройдя эти три пункта, вы соберете достаточно информации для того, чтобы определить проблему. Строгих ограничений в объеме для описания проблемы нет, однако 4-5 предложений будет достаточно. К примеру: «В данном тексте затрагивается проблема того, что многие имена героев Великой Отечественной войны забыты, хотя мы помним их подвиги».

Взгляд автора

Если вы используете шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому), то следующим этапом идет описание мнения автора. То есть это его личное отношение к затрагиваемым проблемам. Конечно, вы должны понимать, что формат сочинения (ЕГЭ по русскому языку) не является обязательным. Ученик может менять пункты местами, но придерживаться структуры необходимо.

В этой части редко возникают проблемы, поскольку от экзаменуемого требуется лишь кратко выразить отношение автора к описываемой проблеме. Нередко оно может быть выражено в самом тексте, потому допускается использование цитат.

Личное мнение и аргументация

До этого пункта мы активно использовали примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку), что вы можете применять и в своей подготовке к экзамену. Однако на этапе описания личного мнения они мало чем помогут.

В данной части структура сочинения (ЕГЭ по русскому языку) предполагает высказывание учеником своего личного взгляда на проблему. Вы можете быть согласны с автором или же, наоборот, иметь противоположное мнение. Но самое главное - вы должны его правильно аргументировать.

Обращая внимание на шаблон сочинения (ЕГЭ по русскому языку), следует отдельно изучить пункт аргументации. Он требует наличия как минимум двух аргументов, из которых один обязательно должен быть взят из художественной литературы. Второй можно привести из СМИ, истории, жизни или художественной литературы.

Какие произведения можно использовать для аргументации?

  1. Конечно, самым «наполненным» событиями, темами и отдельными направлениями произведением является «Война и мир». В этом романе вы сможете найти аргументы абсолютно для любого направления вашего сочинения. Здесь присутствует и тематика любви, дружбы, нравственности, войны и т. д. Потому, если вы хорошо знаете данное произведение и читали его полностью, проблем с этим у вас точно не будет.
  2. Следующим примером, в котором можно найти достаточно аргументов, является «Евгений Онегин». Данное произведение является хорошим «сборником» для аргументации в направлении любви, вражды и дружбы, ошибок и поражений и т. д.
  3. И еще одним произведением, которое можно включить в данную тройку, является «Тихий Дон». Данный роман в полной мере раскрывает тему трагедий войны, затрагивает непростые отношения между поколениями, ярко выражает горечь и радость дружбы и, конечно же, включает в себя сложные взаимоотношения между героями, среди которых не исключены и любовные. Потому данное произведение рекомендуется к прочтению перед написанием сочинения.

Примеры

Какие примеры сочинения (ЕГЭ по русскому языку) можно привести в данном случае? Все зависит от конкретной темы вашего сочинения. Предположим условно, что тематикой работы является суждение: «Любовь и разум не могут взаимодействовать вместе».

Высказывая свое мнение, вы можете как согласиться с данной точкой зрения, так и опровергнуть ее. Пример: «Действительно, когда человек любит, редко он может подчиниться воле разума, если сердце того не желает. Доказательством тому может послужить Татьяна в романе «Евгений Онегин». Девушка, безнадежно влюбившись с молодого Евгения, пишет ему письмо с признанием, хотя, видя характер эгоистичного молодого человека, должна была не один раз подумать о необходимости своего поступка. Позже это решение обернулось для девушки целой трагедией».

Но, что удивительно, в этом же произведении мы можем найти и обратный аргумент данному суждению. «По моему мнению, и любовь, и разум могут существовать вместе. Печальным примером тому может послужить Евгений Онегин в одноименном романе. Уже в конце произведения молодой человек осознает все свои ошибки по отношению к Татьяне, которая была сильно влюблена в Евгения. Спустя несколько лет Онегин все же понимает, что влюблен в девушку. Он борется с этим чувством, но все же сдается и признается Татьяне во всем. Но девушка отказывает. Евгений в данном случае является примером тому, как могут взаимодействовать разум и чувства».

Вывод

Итог вашего сочинения может быть разным. Ваша задача заключается в том, чтобы просто сделать вывод по проделанной работе. К примеру: «Культура в жизни человека играет огромную роль, и мы должны беречь ее, как материально, так и духовно».

Главное, чтобы ваша мысль была завершающей и отображала суть вашего сочинения. Ну, а после этого остается только ждать результатов вашей работы. Если вы учли все критерии и прислушались к советам, описываемым в статье, то вы должны полностью разобраться с тем, как писать сочинение по русскому языку. ЕГЭ - это не страшно, будьте уверены: ваша работа достойна высокого балла.

В наши материалы к ЕГЭ по русскому языку мы добавили 70 готовых сочинений . Чем могут быть полезны готовые сочинения? Необязательно (даже нежелательно) списывать оттуда, если попадётся похожая тема. Готовые сочинения – это источник хороших, удачно подобранных мыслей и фраз, которые вы можете употребить в своём сочинении. Можно почитать сочинения и посмотреть, какова структура сочинения: как написать введение и заключение, как обозначить проблему и авторскую позицию, как употребить собственные аргументы, а также риторические вопросы и т.д.

Также вы можете ознакомиться со статьёй, в которой указана подробная структура сочинения, все аспекты выполнения задания, речевые клише, полезные советы: Как написать эссе по русскому языку?

Ниже представлен план 70 готовых эссе по русскому языку . Как вы можете заметить, по некоторым темам есть несколько сочинений, и вы можете выбрать наиболее подходящее, либо скомпоновать несколько эссе в одно целое.

Итак, представляем вашему вниманию несколько готовых эссе по русскому языку:

Человек 21 века... Что с ним стало? Как повлиял научно-технический прогресс на людей? И стали ли они чувствовать себя безопаснее, чем те, кто жили век назад? Именно эти вопросы поднимает в своей статье В. Солоухин.
По мнению автора, "техника сделала могущественными каждое государство и человечество в целом", но стал ли один человек от этого сильнее? Солоухин заставляет порассуждать нас над тем, что в мире происходит много изменений, которые могут помочь людям почувствовать больше безопасности и комфорта. А если посмотреть с другой стороны, что может один человек? Он остался тем же, что был без самолетов и сотовых телефонов, ведь если ему некуда звонить и лететь, то зачем нужны эти телефоны и самолеты? Кроме того, мы, люди 21 века, начали забывать нажитое ранее, например, что значит писать письма, ходить пешком на дальние расстояния.
Я согласна с мнением автора. Технический прогресс не сделал одного человека сильнее, чем он был раньше. Вспоминается произведение М.Ю. Лермонтова "Мцыри", где главный герой, будучи один в лесу, встречает дикого зверя - барса. Мцыри начинает схватку со зверем и, благодаря ножу, убивает его. А ведь современный человек, встретив в лесу животное, тоже не смог бы использовать иного приспособления для убийства зверя, даже не смотря на то, что в 21 веке техника стала во много раз более развита, чем во времена М.Ю. Лермонтова.
Что же мы значим теперь в этом мире? Могут ли люди жить теперь без мобильного телефона или компьютера? А сумеем ли мы, как наши бабушки и дедушки, ходить каждый день в школу пешком по 10 км? Думаю, стоит задуматься над этим. Ведь создается такое впечатление, что чем сильнее становится техника, тем все менее сильным и приспособленным к жизни становится человек…


Стоит ли жизнь тех унижений, несчастий, которые испытывает человек на своем пути? Не проще ли одним движением прекратить душевные метания, чем целый век бороться за правду и счастье?
В отрывке из "Гамлета" У. Шекспира говорится о смысле жизни. От лица Гамлета автор размышляет: "...Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?", тем самым поднимая один из вечных вопросов: "Ради чего живет человек?" Уильям Шекспир говорит: "Какие сны в том смертном сне приснятся, когда покров земного чувства снят? Вот в чем разгадка. Вот что удлиняет несчастьям нашим жизнь на столько лет.", подразумевая, что смысл жизни - в возможности чувствовать: радоваться и любить, грустить и ненавидеть... Таким образом, автор поднимает очень важную, на мой взгляд, проблему поиска смысла жизни.
Я полностью согласна с автором: нет ничего прекраснее в мире, чем чувства человека, такие разнообразные и яркие в своих проявлениях. Человек, понимающий, в чем суть жизни, никогда не скажет: "Я хочу умереть". Напротив, он будет держаться за жизнь до последнего, превозмогая боль.
Проблема, затронутая автором, актуальна во все времена и поэтому не может оставить нас равнодушными. К ней обращались многие писатели и поэты. Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" полностью раскрывает тему поиска смысла жизни. Главные герои, Андрей Болконский и Пьер Безухов, ищут душевного пристанища. Путем ошибок и страданий герои приобретают спокойствие и уверенность.
Жизнь не всегда благосклонна к человеку, чаще всего она не щадит никого. Вспоминается произведение Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". Главный герой, Алексей Мересьев, лишенный обеих ног во время воздушного сражения, не потерял желания жить. Его существование не только не потеряло смысла, напротив, герой острее ощутил потребность в счастье, любви, понимании.
Закончить сочинение хотелось бы фразой из фильма "Форрест Гамп": "Жизнь - как коробка конфет. Никогда не знаешь, с какой начинкой попадется" Действительно, иногда за невзрачной оберткой прячется самая вкусная конфета.


Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо. Но есть такие явления, которые имели одинаковое значение для человечества во все времена. Одно из подобных явлений – благородство. Но благородство настоящее, основными проявлениями которого являются честность и сила духа, благородство, не выставляемое напоказ, как раз такое, о каком пишет автор данного текста.
Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства, он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей.
Ю. Цетлин считает, что «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым человеком», для которого, однако, характерны и гуманность, и великодушие.
Я полностью согласна с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Подтверждение моей точки зрения я нахожу в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главная героиня этого произведения, Татьяна Ларина, была по-настоящему благородным человеком. Героине романа пришлось выйти замуж не по любви, но даже когда ее возлюбленный, Евгений Онегин, рассказал ей о внезапно вспыхнувшем к ней чувстве, Татьяна Ларина не изменила своим принципам и холодно ответила ему фразой, уже ставшей афоризмом: «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Другой идеал благородного человека был великолепно описан Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое последний открыл в себе не сразу. Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага, умирающего Анатоля Курагина, интригана и предателя, к которому он до этого испытывал лишь ненависть.
Несмотря на то, что благородных людей становится все меньше и меньше, я думаю, что благородство всегда будет цениться людьми, потому что именно взаимопомощь, взаимовыручка и взаимоуважение соединяют общество в одно нерушимое целое.


Зачастую под словом «образование» мы понимаем знания, которые помогут нам получить высокооплачиваемую и престижную профессию. Всё реже задумываемся над тем, что же ещё предоставляет оно помимо материальной выгоды…
Именно поэтому Игорь Павлович Ботов в своей статье затрагивает проблему необходимости образования нравственного, подчеркивая именно важность правильного воспитания личности в процессе учёбы.
Автор обращает наше внимание на то, что образованный, но безнравственный человек будет разлагающе действовать на общество. Ребенок, не усвоивший в школьные годы азы нравственности, вырастет духовно скупым. Именно поэтому так важно учителю вложить в душу ученика всё самое лучшее, и тогда в будущем мы будем меньше сталкиваться с бездушными чиновниками, нечистоплотными политиками и преступниками.
Игорь Ботов неравнодушен к поставленной им проблеме, он считает, что термин «образование» и вовсе следует заменить на иной – «воспитание».
Я полностью согласна с автором, ведь методы современного образования, по моему мнению, ставят во главу угла, прежде всего, материальную выгоду, отодвигая духовность на задний план.
Жизненные примеры, подтверждающие мою позицию, я вижу ежедневно в школе: растущее из года в год безразличие к нравственным ценностям у моих сверстников, их бездуховность действительно вызывают тревогу. Всё реже встретишь учителя неравнодушного, заходящего в класс с желанием научить чему-то детей, а не просто провести очередной урок и скорее идти домой. Подобное положение дел вызывает грусть, ведь именно педагог может заложить в ребенка первые азы «человечности».
К примеру, стоит вспомнить произведение Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, чтобы хоть как-то помочь мальчику, не желающему брать у неё деньги и продукты, стала играть с ним в пристенок на деньги. Когда об этом стало известно директору, она потеряла работу, но поступок учительницы стал для мальчика уроком доброты и понимания на всю его жизнь.
Когда-то давно Аристотель сказал: «Кто двигается в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперед». Слова философа как нельзя лучше отражают положение нынешнего образования, так нуждающегося в нравственности.


«Компьютер» и «Интернет» - это два понятия, прочно вошедшие в нашу жизнь, они стали ее неотъемлемой частью, без которой сейчас уже практически невозможно представить существование человека.
Именно проблему вытеснения книги компьютером и Интернетом затрагивает автор исходного текста. К. Журенков рассуждает о плюсах и минусах Интернета, утверждая его необходимость в качестве справочного средства. Несомненным его преимуществом автор считает электронную почту, которая активно возрождает эпистолярный жанр. Кроме того, Журенков уверен, что Интернет можно использовать, чтобы обучать импровизации и сочинительству, но не более того.
Автор не без оснований считает, что книга, несмотря ни на что, продолжит существовать, так как имеет несомненные преимущества: во-первых, бумага долговечнее, во-вторых, она не требует источника питания, в-третьих, ее не «съедят» вирусы и не сотрет невнимательный пользователь, в-четвертых, книга не может зависнуть на самом интересном месте.
С утверждениями автора трудно не согласиться: он очень обстоятельно доказывает преимущества книги, ее вещественность и стабильность.
Продолжая размышлять над затронутой проблемой, я хотела бы привести другие аргументы в пользу книг. Помимо рассмотренной выше возможности через страницы соприкоснуться с героями и автором произведения, есть еще один аспект, ратующий за бумажные носители: перелистывая страницы и глядя на них, мы запечатлеваем в памяти не только текст, но и образы, рождающиеся в нашем воображении в связи с каждым новым листом. Монитор не дает возможности вручную перевернуть страницу, а, следовательно, исчезает и осязаемая образность, настолько важная для запоминания и понимания художественного произведения.
Совершенно невозможно не сказать и о большей утомляемости глаз, вызываемой даже самым современным экраном, что, помимо вреда здоровью, также снижает уровень восприятия информации из компьютера и Интернета.
В заключение хотелось бы процитировать автора исходного текста, который, на мой
взгляд, использует поистине гениальное сравнение, выражающее одновременно суть настоящей проблемы и ее решение: « Одно дело - законченная и закрепленная на магнитофонной ленте или ином носителе музыка, и совсем другое - джаз как не загнанная в рамки импровизация».


Родители...Любовь...Забота...Терпение...Что объединяет эти понятия? Какой истинный смысл заключается в них? Почему мы стесняемся своих родителей, не ценим их любовь и заботу? Над этими вопросами предлагает задуматься автор исходного текста.
М. Агеев поднимает проблему, над которой размышляли величайшие умы прошлого и которая остается актуальной и в настоящее время. Её можно обозначить как проблему "отцов и детей".
Что мешает нам (детям) познать подлинную ценность родительской любви? Почему мы всегда стремимся быть подальше от них (родителей), стать самостоятельными? Они хотят нам помочь, но порой мы грубо отвергаем их помощь и не задумываемся, как им больно.
Точка зрения автора, на обозначенную проблему, абсолютно ясна: он считает, что дети зачастую воспринимают только внешнюю красоту человека, не осознавая глубины родительской любви, их душевной щедрости. Очень часто так бывает, что нам не хватает мужества признаться другим людям, что человек, с которым вы недавно разговаривали, является вам папой или мамой.
Я согласна с позицией автора, ведь раньше я часто стеснялась своей мамы, мне не нравилось, как она одевалась, как говорила, но сейчас, постепенно, с возрастом, я многое поняла. Теперь я понимаю, что родители для меня – все. Я живу ради них, а они – ради нас, детей. Следовательно, чтобы родители ни делали, они всегда будут делать только ради нас, постоянно забывая о себе.
Одним из примеров по данной проблеме может послужить комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Несмотря на то, что госпожа Простакова - грубая, алчная помещица, она любит своего единственного сына Митрофана и готова ради него на все. Но сын отворачивается от неё в самую трагическую минуту.
Этот пример показывает нам то, что родители стараются все делать на благо детям. Но дети, к сожалению, не всегда это могут оценить и понять.
Отношения между детьми и родителями не могу быть безоблачными, идеальными. Но надо учиться к взаимопониманию, но нужно беречь своих родителей, уважать их и не причинять им зла.


Любовь к Родине – это чувство, возвышающее человека, объединяющее его с другими людьми. Оно помогает в самые тяжелые минуты ощущать себя защищенным, нужным.
О проблеме патриотизма русского народа размышляет Е. Воробьев. На мой взгляд, она достаточно актуальна. Эта проблема заставляет читателя задуматься об истинных ценностях нашей жизни. В тексте описывается время второй мировой войны. Автор рассказывает о телефонисте Федосееве, который никогда не видел Москву. Но после того как ему удалось побывать в этом удивительном городе, Федосеева охватило чувство гордости за то, что он защищает такую столицу.
Позиция автора текста однозначна. Воробьев считает, что любой русский человек готов встать на защиту нашей Родины. «Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. Ему было что защищать!» – пишет Воробьев.
Нельзя не согласиться с мнением автора о том, что русские люди – патриоты. Во время войны солдаты готовы были пожертвовать свей жизнью, лишь бы сохранить независимость России.
Данная проблема нашла отражение в творчестве Л.Н. Толстого. Главная тема романа «Война и мир» – подвиг русского народа в войне 1812 года. Русские люди грудью встали на защиту родной земли. Чувство патриотизма охватило армию, крестьян и лучшую часть дворянства. Так, Пьер Безухов на свои средства снарядил тысячу ополченцев, а сам остался в Москве, чтобы убить Наполеона или погибнуть самому.
Чувство родины, патриотизм пронизывает весь цикл «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого. В лицах, осанках, движениях солдат и матросов, защищающих Севастополь, он видит главные черты, составляющие силу русского народа. Толстой воспевает стойкость и мужественность простых людей, готовых отдать свою жизнь ради независимости родной земли.
Таким образом, я пришла к выводу о том, что патриотизм – это самое благородное и возвышенное чувство.


В эпоху научно-технического прогресса нередко задумываешься, как смог так быстро измениться наш мир. Все стало по-другому для человека. И в этом может быть и состоит его несчастье.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о взаимосвязи человека и природы, то есть как раз о том, насколько важно для нас должно быть ощущение близости к природе, не пренебрежение её богатствами и чудесными свойствами. В. Солоухин пытается нравственно наставить читателей на путь истинный.
Проблема, поднятая В. Солоухиным особенно актуальна в наши дни, ибо современный человек вместо прогулок по парку лучше погуляет по необъятным просторам сетевой игры, подвергая тем самым себя на полную отстраненность от внешнего мира. По мнению В. Солоухина, научно-технический прогресс изолирует, отдаляет человека от природы.
Я полностью согласен с мнением автора данного текста о том, что научно-технический прогресс негативно влияет на человека.
Моя точка зрения находит подтверждение в произведении «И грянул гром», герои данной повести, обладая самым современным оборудованием, получили возможность перемещения во времени, что в конечном итоге привело к полной гибели человечества.
Еще одним примером может стать кинофильм «Суррогаты», в этом фильме люди перестали жить собственной жизнью, заменив свою жизнь роботами, который могли разговаривать, думать за них, а они взамен этого просто существовать, таким образом, люди еще более отстранились от природы, которой им итак не хватает.
Возможно, мы еще не скоро полностью изолируем себя от природы и взамен этого научимся радоваться тому, что нас окружает, и только тогда почувствуем себя по-настоящему счастливыми.


К своему делу люди относятся по-разному. Кто-то равнодушен, а кто-то, наоборот, всем сердцем переживает за него. В данном тексте в центре внимания автора, Сивоконю, проблема самоотверженной преданности своему делу.
Писатель раскрывает эту проблему, рассказывая о замечательном человеке, С. Я. Маршаке. Сивоконю с уважением говорит о преданности Самуила Яковлевича своему делу. Автор акцентирует внимание читателей на том, что Маршак даже «на смертном одре» не забывал об ответственности перед читателями.
Сивоконю восхищается Маршаком. Даже в последние часы своей жизни Самуил Яковлевич помнил о своей высокой ответственности перед читателями. « У нас миллион читателей, им надо вовремя доставлять журнал», - так сказал Маршак редактору журнала «Юность». Все последние силы Маршак отдавал делу, которому посвятил жизнь.
Я полностью согласна с мнением автора данного текста. Действительно, такая самоотверженная преданность своему делу вызывает глубокое уважение. Каждый человек всегда должен помнить об ответственности перед другими людьми, осознавать, что он кому-то нужен.
Многие писатели затрагивали эту проблему в своих произведениях. Например, в рассказе А. П. Чехова «Попрыгунья» врач Дымов, спасая мальчика, заболевшего дифтеритом, через трубку высасывает у него дифтеритные пленки, сам заражается и умирает. Дымов помнил о своей ответственности перед больным мальчиком, поэтому не мог поступить иначе.
Вспомним произведение русского писателя, прозаика и драматурга, Максима Горького, «Старуха Изергиль». Меня поражает образ Данко. Он взял на себя ответственность за тех людей, которых повел за собой через лес с призывами победить тьму. Данко был предан своей идее, своему делу. Поэтому, даже несмотря на то, что люди обвиняли его, он преодолел негодование и во имя любви к людям разорвал грудь, достал свое горящее сердце и вывел людей из леса.
Преданность своему делу – важное качество человека. Оно наполняет жизнь смыслом и дает ощущение значимости. Так считает автор прочитанного мной текста, так же считаю и я.


Основой любого общества является семья. Это слово ассоциируется с любящими друг друга родителями, их озорными детьми, маленьким домом у речки, где они проводят отпуск. Но, к сожалению, такой домик может позволить себе далеко не каждая семья, детей у многих нет, а некоторые предпочитают жить вообще без семьи.
Почему так происходит, что заставляет людей менять издавна сложившиеся приоритеты и пытается выяснить автор предложенного для анализа текста С. Капица. В наши дни роль и значение семьи стремительно обесценивается. С каждым годом увеличивается количество разводов, людей, отказавшихся от семьи, а также девушек и женщин, сделавших аборт. Происходит ли это из-за низкого уровня жизни населения остается под вопросом, ведь большинство подобных людей неплохо обеспечены. «С моей точки зрения, это связано с ценностями, которые управляют обществом» - пишет С. Капица.
Я полностью согласен с мнением автора. Моя точка зрения находит подтверждение в таких великих произведениях как: «Тихий Дон» М. Шолохова и «Белая гвардия» М. Булгакова. В первом случае нам показана дружная и работящая семья у Пантелея Прокофьевича Мелехова. Главные ценности в этом семействе – трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость. Не случайно дед Гришака заявляет: «Мелеховы – славные казаки».
Автор «Белой гвардии» рассказывает о жизни братьев и сестры Турбиных. Возможно, именно приверженность писателя семейным традициям и устоям способствовала тому, что ведущим в его романе стал мотив сохранения дома, родного очага, семьи во всех перипетиях революции и Гражданской войны.
Но сейчас похожие семьи встречаются крайне редко. Мало того, большую популярность приобрели общественные движения, пропагандирующие отказ от всего вышеперечисленного. Например, среди женщин высоко цениться движение под названием «Чайлдфри» («свобода от детей»). На мой взгляд, это ужасно. Вся эта философия (если так можно назвать) основана на эгоизме, лени и страхе перед ответственностью.
Возможно, ситуация в стране в скором времени изменится в лучшую сторону. Я в это верю и не перестану надеяться. Ведь как сказал Д. Сантаяна: «Семья – один из шедевров природы».


Война. Твой страшный след... Зачем люди убивают друг друга? Почему все это происходит? "..Всем одинаково больно, и все одинаково несчастны - что же это такое, ведь это сумасшествие?". Над этими вопросами заставляет нас задуматься Л. Андреев.
В данном тексте автор поднимает проблему нравственной оценки факта войны. Эта проблема особенно злободневна и существенна в наши дни, потому что войны не прекращаются. Как только заканчивается одна война, тут же начинается другая, и это естественный ход событий. Не в наших силах это предотвратить.
Авторскую позицию можно увидеть в его фразе: "Что же это такое, ведь это сумасшествие?". По его мнению, война безумна, бессмысленна, противоестественна по самой своей природе. Характеристику войне автор передает, используя эпитет "проклятой войне".
Я согласна с мнением автора, в том, что война абсурдна. Кто из нас не знает страшную историю блокады Ленинграда? Сколько там пострадало невинных людей! Сразу вспоминается дневник Тани Савичевой, бедной одиннадцатилетней девочки, оставшейся одной, без семьи.
Особенно остро проблема бессмысленности войны поставлена в произведении американского писателя Эрнеста Хэмингуэя "Прощай, оружие!". Лейтенант Генри понимает, что война - это убийство еще более жестокое и бессмысленное, чем на чикагских бойнях. Люди уничтожают друг друга в страхе и ненависти, движимые животным инстинктом.
Я искренне благодарно автору за то, что он еще раз заставил меня задуматься над этим вопросом.


Все мы родились в одной стране, здесь же живем, растём. Все мы знаем историю нашей страны, гордимся ею. Но самое чудесное – это когда наши души наполняются особым чувством – патриотизмом.
Автор предложенного для анализа текста рассуждает о скрытой теплоте патриотизма, рассказывает о простых, но в то же время глубоких его проявлениях. В. Некрасов называет его силой, более могущественной, чем оружие и техника, стратегия и организованность.
Несомненно, патриотизм во все времена был двигателем, ведущим к победе. Боевой дух, желание не допустить вторжения врага на свою землю и любовь к ней совершали и будут совершать чудеса. Но часто это великое чувство проявляется в небольших деталях, песнях, речах простых солдат, трогательно и нежно. Об этом и говорит автор.
Я полностью согласна с В. Некрасовым в том, что патриотизм – необыкновенно и чудесно. Это захватывает изнутри, наполняет чем-то неосязаемым и меняет людей полностью. Возможно, не каждый человек сможет обезвредить террориста или подорвать вражеский танк. Но он может совершать маленькие подвиги, вдохновляя других.
Моя точка зрения находит подтверждение во многих литературных произведениях. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» один из главных героев, Пьер Безухов, хочет быть полезен в борьбе с неприятелем. Он не обучен военному делу и не подготовлен к сражениям, но то, что Пьер не остался в тёплом и чистом доме, а как простой солдат пошёл в самый центр битвы – это и есть его патриотизм.
Иногда человек, уезжая из своей страны на долгое время, всё равно возвращается обратно. Природа, люди, особый дух народа – без этого всего не может выжить настоящий патриот.
Я думаю, пока в наших душах живёт теплота патриотизма, это сильное и в то же время нежное чувство, то будут существовать добродетели: любовь, сострадание, взаимовыручка. Ведь всё начинается с любви к своей стране, а уже потом распространяется на всех вокруг.


Во имя чего ставилась на карту жизнь? Что мы можем оставить после себя своим потомкам? Этими и другими вопросами задаётся Д. Шеваров, затрагивая проблему чести.
Безусловно, эта проблема актуальна и в наши дни. Ещё с древности замечено, что главным достоинством человека является честь. Но что мы можем наблюдать сегодня? Нравственное достоинство человека начинает обесцениваться. Чего греха таить, для многих сейчас куда важнее чести слава и богатство.
Д. Шеваров, рассуждая о чести, обращает внимание на то, что она является главной ценностью человека. Автор убеждает нас в том, что чрезвычайно важно блюсти честь и имя, которые впоследствии достанутся нашим потомкам.
Я согласен с мнением автора в том, что честь – это богатство, которое нужно научиться ценить и беречь. Во-первых, она делает человека благородным, а во-вторых, её легко потерять и трудно восстановить.
Примером бережливого отношения к нравственному достоинству человека может служить поступок героя произведения И. Тургенева «Отцы и дети». Павел Кирсанов вызвал на дуэль Базарова, совершившего подлость по отношению к Николаю Кирсанову, и тем самым сохранил честь и доброе имя своей семье.
К счастью, в жизни можно наблюдать множество примеров благородных и честных поступков. Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть. Это доказывает, что честь дороже жизни.
Стоит прислушаться к мнению автора и понять, что честь просто бесценна для каждого из нас. И поэтому нужно беречь не только своё достоинство, но и достоинство окружающих.


Очевидно, что историю делают личности. Но что, же делает история с личностями? Иногда - заслуженно хранит имя на протяжении веков, а иногда - сознательно стирает их имена из истории. Есть люди, которые приходят в этот мир и уходят из него так ничего и, не изменив, есть же напротив личности, оказывающие влияние на ход истории, едва родившись. История наша полна ярких примеров того, как всего один человек мог в корень изменить все, что создавалось до него веками. Проблема личности в истории, поднятая автором, очень своеобразна.
Как и автор, я убеждена в том, что всего один человек, являющийся «песчинкой «в нашем мире, может сыграть огромную роль в истории человечества. Несомненно, этот человек должен обладать огромным потенциалом и широкими возможностями, но прежде всего, он должен думать о себе гораздо меньше чем о других. Ярким примером такой личности является для меня Петр Великий - человек изменивший ход истории, один из наиболее выдающихся государственных деятелей, определивших направление развития России в 18 веке. Про него писал А.С. Пушкин: «Природой здесь нам суждено, В Европу прорубить окно».
Так же примером может служить произведения Л.Н. Толстого «Война и мир». Одна из центральных проблем романа - роль личности в истории. Она раскрывается в образах Кутузова и Наполеона. Писатель считает, что нет величия там, где нет добра и простоты. Он противопоставляет друг другу эти два образа, так сильно повлиявшие на ход истории.
Я думаю, автор текста поставил перед нами задачу – может быть, если мы тоже задумаемся над прочитанным, то и мы сможем изменить нашу историю к лучшему.


Счастье-это птица, которую ты стараешься поймать, а она ускользает, поднимается все выше и выше. И самое главное-стараться успеть за ней, всегда быть в движении.
Что же такое счастье? Как его достигнуть? Именно над этими вопросами размышляет В. Розов. Автор затрагивает философскую проблему человеческого счастья.
Эти вопросы всегда волновали Человечество во все времена. Многие философы, поэты, писатели, ученые, простые люди пытались постигнуть эту истину. И каждый трактовал счастье по-своему.
По мнению автора, счастье достигается тогда, когда присутствуют не только душевная гармония, но и земные радости. В. Розов считает, что для полной «гармонии личности» нужно постоянное движение вперед, стремление к самосовершенствованию.
Я разделяю позицию автора о том, что счастье нужно добиваться. По моему мнению, только сам человек ценой усилий может сделать себя счастливым. А в чем оно заключается, решает человек сам.
Вспомним слова французского философа Клода Гельвеция: «Счастье людей заключается в том, чтобы любить то, что они должны делать». Как заметил автор цитаты, действительно, очень важно выбрать правильный путь в жизни. Для некоторых именно в работе, самореализации и заключается счастье. Приходить каждый день на работу и заниматься любимым делом, доставляя удовольствие не только себе, но и принося пользу окружающим. Не в этом ли счастье?
Проблема человеческого счастья затронута и в творчестве Н.А. Некрасова. Ярким примером является Гриша Добросклонов из поэмы «Кому на Руси жить хорошо?». Автор хочет показать, что истинно счастлив тот, кто борется за освобождение народа. Таково понимание счастья Н.А. Некрасовым, жившим в эпоху общественной нестабильности и подготовки к революции.
Как же многогранно это понятие-счастье. Его понимание зависит от самого человека, его взглядов и потребностей.
Быть счастливым хочет каждый, это естественная потребность человека. И лишь стремление к нему, полное осознание своих желаний могут приблизить к этому заветному ощущению. Но стоит всегда помнить, что говорил Бернард Шоу: «Мы не имеем права потреблять счастье, не производя его».


От многих из людей можно услышать фразу: «Я одинок». У каждого человека своё понимание одиночества. Некоторые люди испытывают чувство одиночества, когда рядом нет близких друзей, когда чувствуют непонимание со стороны окружающих. Другие, одиноки не испытывая любви. Причин для одиночества может быть множество.
И. Ильин в своей статье уделяет внимание сложной проблеме одиночества. «Возможно ли избавиться от одиночества?» - задается вопросом автор.
Человек-существо социальное. Большую часть времени он проводит среди людей. Но, общаясь со многими людьми на работе, в школе, дома, можно чувствовать себя одиноким. По сути, человек уже рождается на свет «отшельником». Автор говорит: «Одиноким приходит человек в эту жизнь с первым вырвавшимся криком страдания, требующим глотка воздуха, и одиноким покидает он тот мир с последним вдохом, стараясь произнести это слово».
И. Ильин считает, что одиночество - пожизненное «бремя» человека. Но, с другой стороны, только в одиночестве человек может познать себя. Автор убежден, что человек способен познать чувства другого и помочь ему тогда, когда сам это прочувствует.
Я полностью согласна с позицией автора в том, что никто с точностью не сможет понять, что ты чувствуешь, пока сам не перенесешь такие же переживания через свою душу.
Большое внимание уделялось проблеме одиночества в классической литературе 19 века. Мотивами одиночества пропитано все творчество М.Ю Лермонтова. Особенно ярко это можно проследить в романе «Герой нашего времени». Печорин, главный герой романа, был не удовлетворён своим унылым существованием. Его одиночество проявлялось в несчастной любви, в дружбе. Он чувствует себя «лишним человеком» в целом мире.
В «Войне и мире» Л.Н. Толстого одиноким человеком является Андрей Болконский. В военной службе, в общественной деятельности, в свете, в любви Андрей Болконский остается одиноким и непонятым. Его искренне желание служить Родине сталкивается со всеобщим безразличием.
В современном мире каждый погружен в свои проблемы, совершенно равнодушен к другим людям. Человек одинок в своем существовании. Только заботясь о других, можно рассчитывать на чью-либо помощь.


Каждый человек в своей жизни видит для себя определённую цель и дело, которому он бы посвятил свою жизнь. Но человек - существо социальное, и зависит от другого человека. И часто люди принимают за идеалы чужие ценности, которые несут в себе, как положительный, так и отрицательный характер.
Одна из главных тем, затрагиваемая в тексте – это проблема истинных и ложных ценностей. На протяжении многих времён высокая цель и служение идеалам позволяли человеку раскрыть заложенные в нем силы. А служить делу жизни, не поддаваясь внешним негативным воздействиям - вот главная цель человека.
Автор убеждён, что любой человек, который любит и знает своё дело, может создать абсолютно недосягаемую и одновременно настолько простую и жизненную вещь. А.И.. Куприн подтверждает это, вводя в свой текст сочинение графа Толстого «Казаки», которое позволило Александрову взглянуть на мир совершено по-другому.
Я полностью солидарна с мнением автора, ведь многие вещи, окружающие нас и кажущиеся нам слишком сложными, на самом деле оказываются неимоверно простыми и понятными. Ведь единственное, что нужно – это понять смысл, раскрыть идею, а потом и последовать за ней.
Идею верности своим ценностям можно увидеть в поступке Жанны Д’Арк. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удавалось умнейшим военачальникам: она зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы, наконец, смогли победить захватчиков.
Примером человека, хранившим верность своему призванию, поистине является итальянский поэт и философ Д. Бруно. Восемь лет он провел в застенках инквизиции. От него требовали, чтобы он отрекся от своих убеждений, и обещали за это сохранить ему жизнь. Но Джордано Бруно не стал торговать своей правдой, своей верой.
Когда размышляешь над этими фактами, то понимаешь, как важно то, чтобы человеком руководила цель. И именно ценности являются фундаментом, опорой для дальнейшего продвижения.