18.03.2024

Что такое слова антонимы: конкретные примеры. Что такое антонимы в русском языке Антонимы в детском саду


Эта игра развивает логическое мышление, учит находить предмет, явление или слово с противоположным значением. Игра возможна в двух вариантах:

1 вариант. Вы называете слово, а малыш подбирает к нему слово, которое имеет противоположное значение.

Игра проходит в устной форме. Используйте такие слова, к которым легко подобрать антоним. Чтобы малыш лучше понял правила игры, приведите ему несколько примеров: маленький — большой, короткий — длинный, близко — далеко, левый — правый, и т.д.

Возможно ребенку будет трудно подбирать слова, которые он редко использует в своей речи. В таком случае напомните эти слова и старайтесь чаще использовать их в процессе общения. Используйте эту игру для того, чтобы расширить активный словарный запас ребенка и его представление о разнообразии окружающего мира, присутствии в нем противоположных явлений.

2 вариант. Используйте цветные карточки для игры. Распечатайте и вырежьте карточки с картинками предложенные ниже. Пусть малыш сам подберет слова с противоположными значениями.

Со времен еще школьной скамьи каждый из нас знаком с понятием «антоним». Лексические единицы (слова) с противоположным значением, относящиеся к одной части речи, называются антонимами. Они могут быть как похожими по написанию и звучанию, так и абсолютно разными.

Определять антонимы довольно просто. Достаточно только придумать к любому слову отрицательную форму. Но не к каждой лексической единице в русском языке можно подобрать противоположную по значению. Давайте разберем примеры слов антонимов, и как их образовывать.

Понятие «антоним» греческого происхождения и дословно переводится как «противоположное имени». Главная особенность таких слов заключается в противоположности их лексических значений. Например, белый – черный, добро – зло, бежать – идти и так далее.

Возьмите на заметку! Противоположные по значению слова должны относиться к одной части речи.

Так, к существительному «свет» нельзя подобрать антоним «темный», потому что он будет относиться к группе имен прилагательных. Таким образом, правильной будет пара «свет – тьма».

Антонимическая пара может быть составлена из таких частей речи:

  • имя существительное (гора – холм, круг – квадрат, любовь – ненависть и т. д.);
  • имя прилагательное (красивый – уродливый, грязный – чистый, белый – черный и т. д.);
  • (кричать – молчать, идти – стоять, любить – ненавидеть, смеяться – плакать и т. д.);
  • наречие (хорошо – плохо, быстро – медленно, всегда – никогда, здесь – там и т. д.).

Для образования слов антонимов требуется наличие качественного признака у лексической единицы, который мог бы изменяться и доходить до противоположного. Из этого следует, что чаще всего антонимии могут быть подвержены качественные прилагательные и . Например: большой – маленький, много – мало и так далее.

Виды

В русском языке антонимы бывают разными как по структуре и значению, так и по употреблению в речи. По структуре антонимические пары могут быть:

  1. Однокоренными. Это лексические единицы, в морфемном составе которых один и тот же корень. Например: приходить – уходить, прогресс – регресс, красивый – некрасивый, приставить – отставить. Однокоренные антонимические пары образуются при помощи различных приставок, которые также способны быть противоположными друг другу.
  2. Разнокоренными. Это слова, имеющие различные основы и корни в морфемном составе (плохой – хороший, утро – вечер, родной – чужой и т. д.). Таких примеров антонимов в русском языке можно найти намного больше, чем примеров однокоренных антонимических пар.

По семантическому значению антонимические пары бывают следующих видов:

  1. Контрарные или противоположные. Это такие антонимические пары, которые допускают в своем составе наличие промежуточного звена. Такое звено обычно имеет нейтральное значение. Например: любовь – (безразличие) – ненависть, прошлое – (настоящее) – будущее, молчать – (шептать) – говорить и т. д.
  2. Противоречащие или неградуальные. Такие слова антонимы противопоставляют в своем значении предметы, признаки и отношения, которые исключают существование промежуточного понятия. Например: умный – глупый, жизнь – смерть, добро – зло и т. д.

По употреблению в речи антонимы делят на такие виды:

  1. Общеязыковые, которые отражают нашу повседневную реальность (смеяться – плакать, уходить – приходить, большой – маленький).
  2. Контекстуальные или авторские. В зависимости от контекста и воли автора некоторые слова могут быть подвержены антонимии. Такие антонимические пары могут быть не закреплены в словарях, но именно в контексте будут нести противоположное друг от друга значение.

Возьмите на заметку! Контекстные антонимы используют для выражения оценки и отношения автора к описываемой действительности.

В пример такой антонимии можно привести всем известную басню «Волки и овцы», где автор противопоставляет два разных понятия, которые не закреплены в антонимических словарях.

Как объяснить антонимию детям

Чтобы объяснить детям, что такое антоним, лучше всего избегать терминологии, а переходить сразу к практике. Примерами для детей стоит выбирать простые понятия, которые затрагивают их повседневную жизнь.

Например, на картинках ребенку проще понять разницу между антонимическими парами: большой – маленький, красивый – уродливый, грязный – чистый, белый – черный и так далее.

Также важно объяснить ребенку, что не ко всем словам в языке можно подобрать другие с противоположным значением. Чтобы он смог это воспринять, напишите отдельно на листке несколько слов, к которым нельзя подобрать антонимы. Таким образом, ребенок сможет делать определенные выводы и запоминать исключения.

Полезное видео

Подведем итоги

Антонимия в русском языке достаточно сложное явление, которое изучалось многими лингвистами на протяжении долгого времени. С малых лет учителя и родители стараются объяснить младшему поколению разницу между синонимами и антонимами. А эти два понятия также можно назвать словами с противоположным значением. Русский язык полон исключений, но при этом очень красив и многогранен. Антонимия – это лишь его малая часть, но очень важная для изучения.

Вконтакте

Холодный и горячий, мелкий и глубокий, полезный и вредный, самостоятельный и зависимый, лето и зима, любовь и ненависть, радость и печаль, взлетать и приземляться, начинать и заканчивать, хорошо и плохо, серьезно и легкомысленно. Как вы думаете, это какие слова? Антонимы! Примеры таких слов, а также собственно понятие "антоним" мы представим в этой статье.

Антонимы: понятие

Итак, в лексике современного русского языка есть такое понятие, как "антонимы". Примеры слов с противоположными значениями можно приводить до бесконечности. Сладкий — горький; мило — мерзко; подниматься — опускаться; суета — покой. Именно такие слова называются антонимами.

Примеры слов, приведенные выше, доказывают, что назвать антонимами можно только такие слова, которые являются одной и той же частью речи. То есть слова "любовь" и "ненавидеть", "всегда" и "частый", "светлеть" и "темно" не являются антонимами. Можно ли назвать антонимами прилагательные "низкий" и "счастливый"? Нет, потому что сравнивать слова можно только по одному признаку. А в нашем случае их два. Кроме этого, если антонимы обозначают какое-то качество, то этим качеством они должны обладать или не обладать в равной мере. Так, "мороз" и "тепло" не являются полноценными антонимами, так как мороз — это высокая степень холода, а тепло — средняя степень температуры выше ноля.

Антонимы-существительные: примеры слов

В русском языке антонимы-существительные встречаются довольно часто. Следует отметить, что существительные, у которых есть антонимы, имеют в своем значении оттенок качества.

Например: принципиальность — беспринципность; минус — плюс; доходы — убытки; выход — вход; подъем — спуск; день — ночь; свет — мрак; слово — молчание; сон — явь; грязь — чистота; плен — свобода; прогресс — регресс; успех — неудача; молодость — старость; купля — продажа; начало — окончание.

Прилагательные с противоположным значением

Среди прилагательным можно встретить наибольшее количество пар антонимов.

Примеры слов: пустой — полный; дневной — ночной; задорный — унылый, счастливый — несчастный; легкий — тяжелый; простой — сложный; дешевый — дорогой; платный — бесплатный; уверенный — неуверенный; главный — второстепенный; значительный — пустяковый; реальный — виртуальный, родной — чужой; строптивый — покладистый; взволнованный — спокойный; гладкий — шершавый; искусственный — естественный; любимый — нелюбимый; сырой — сухой.

Наречия

Наречия в этом плане ничуть не уступают прилагательным. Среди них также много антонимов.

Примеры слов: легко — сложно; дешево — дорого; сразу — постепенно; глупо — умно; банально — оригинально; долго — недолго; достаточно — недостаточно; вразумительно — невнятно; правильно — неправильно, холодно — жарко.

Глаголы-антонимы: примеры слов в русском языке

Встречаются в русском языке и глаголы, противоположные по смыслу.

Например: ругать — хвалить; брать — отдавать; работать — бездельничать; болеть — выздоравливать; поправляться — худеть; отказываться — соглашаться; приучать — отучать; замечать — игнорировать; терять — находить; увеличивать — уменьшать; зарабатывать — тратить; зарывать — откапывать; уходить — возвращаться; прощаться — здороваться; поворачиваться — отворачиваться; гладить — мять; снимать — надевать; одеваться — раздеваться.

Таким образом, антонимами богаты почти все части речи. Их можно найти даже среди предлогов: в — из, на — под и т. д.

Упражнения

Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.

1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:

Вот тараторка для ребят:

Когда молчат, не говорят.

Когда сидят на одном месте,

Не совершают путешествий.

Что далеко, совсем не близко.

А высоко, не очень низко.

И как приехать, не уехав.

И съесть орех, раз нет орехов.

Никто лежать не хочет стоя.

Лить из порожнего в пустое.

Не написать на белом мелом

И не назвать безделье делом.

2. Вставьте вместо точек антонимы:

  1. ... человека кормит, а... портит.
  2. ... ... не разумеет.
  3. ... телом, да... делом.
  4. ... на еду, да... на работу.
  5. ... оседлали, но... поскакали.
  6. День дню рознь: нынче..., а завтра...
  7. Готовь телегу..., а сани...
  8. Один брат..., а второй...
  9. Сегодня море..., а вчера было совсем...
  10. У Алеши легкий характер: он помнит... и забывает...
  11. Ты всегда так..., почему же сегодня...?
  12. Корень учения..., зато плоды...

Упражнение № 1: молчат — говорят; далеко — близко; высоко — низко; приехать — уехать; лежать — стоять; безделье — дело.

Упражнение № 2:

  1. Труд, лень.
  2. Сытый, голодного.
  3. Мал, велик.
  4. Здоров, хил.
  5. Рано, поздно.
  6. Тепло, мороз.
  7. Зимой, летом.
  8. Молчун, говорун.
  9. Бурное, тихое.
  10. Добро, зло.
  11. Весел, радостен.
  12. Горек, сладки.

Цель игры: учить детей образовывать глаголы-антонимы, с помощью приставок.

Материал. Две обезьянки (игрушки).

Ход игры.

Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ. У мамы обезьянки были две дочери. Старшую звали Послушница, младшую - Упрямица. Упрямица любила все делать наоборот. Послушница соберет игрушки, Упрямица разбросает их. Если сестра закроет дверь, Упрямица..... (интонацией незавершенности воспитатель стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет... (унесет), пришьет... (оторвет), вычистит... (испачкает), замолчит... (заговорит), повесит... (снимет) и т.д.

"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

"Я начну, а ты закончи"

Цель: учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением; развивать умение быстро находить точное слово.

Воспитатель начинает предложение, используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения.

Мальчик сначала подошел к дому, а потом... (отошел). Утром ребята пришли в детский сад, а вечером... (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он... (вышел). Ребята побежали по правой стороне, а потом... (перебежали) на левую. Дети играли в прятки. Они забежали за дом, спрятались, но вскоре они... (выбежали).

" Веселые автомобили".

(Подвижная игра со словами).

Цель: активизация в речи глаголов движения.

Выезжая, по сигналу, каждый "автомобильчик" должен сказать глагол движения (н-р выехал, уехал, поехал, отъехал, покатился, помчался и т.д.).

Приехав в гараж, сказать: приехал, подъехал, заехал, прибыл, примчался и т.д.).

Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч".

" Покатился под ворота

В огород, Добежал

Докатился До поворота

До ворот, Там попал

Подкатился под колесо...."

" Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы.

Круглое и яркое,

Дарит всем тепло.

Встало утром рано,

По небу пошло.

Закатилось вечером

За леском.

Угадайте, дети,

Говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Что за птица?

Черная, большая.

Над землей повисла,

Солнце закрывая.

Крупными слезами

Мама дочку прячет.

Как она примчится,

Все вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

И подобрать противоположное по смыслу слово (антоним) к словам:

черная....

большая....

темнеет....

скорее....

3. Найди слова-синонимы:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый

Значит дуб выносливый, значит закаленный.

"Скажи похоже"

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

Этот дом большой, а этот.... (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем.... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня..... (жаркий).

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

Ручей мелкий, а речка..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники..... (крупные).

Кашу варят густую, а суп.... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда... (редкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду.... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим.... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

Худое ведро, худое платье, худой человек.

Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Послушайте стихотворение:

"Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая березы,

Выросли подснежники - Снегурочкины слезы."

Т. Белозерова "Подснежники".

Вот какие ласковые слова нашел поэт, чтобы рассказать о подснежниках и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет....(льет). Снегурочка идет...(шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.) Машина идет...(едет).

Аналогично даются задания со следующими словосочетаниями:

чистый воздух (свежий), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется).

"Найди другое слово"

Цель: развивать у детей умение подбирать наиболее точное обозначение к заданной ситуации; учить подбирать синонимы и антонимы к прилагательным.

Папа стал делать детям качели. Миша принес ему веревку. Папа сказал: "Нет, эта веревка не годится, она оборвется". Папа взял другую веревку: "А вот эта ни за что не оборвется". Какую веревку взял папа? Как можно про нее сказать?

Послушайте два предложения: "Вова рос крепким мальчиком. Он почувствовал под ногами крепкий лед".

Что значит слово крепкий? Как можно сказать эти предложения по-другому? Сами придумайте предложение со словом крепкий.

Аналогично рассматриваются предложения: " Мальчик дрожит от холода. Зайчишка дрожит от страха".

Как приятно видеть и слушать интересно рассказывающего человека. Я всегда восхищаюсь людьми, владеющими словом. Надеюсь, вы разделяете моё мнение.

Сейчас в окружающей наших детей среде очень мало источников качественного языка. Просто крайне мало.

Какой выход? Эту среду надо создать. Я уже говорила об этом в статье о театрализованной деятельности детей. Хороший результат для ума и речи дают словесные игры , например, когда ищем слово, противоположное по смыслу данному, ускоряется мышление.

Антоним – это слово, противоположное данному по смыслу.

Для дошкольников более понятно выражение "слова-неприятели". Но можно ввести понятие "антонимы к слову". Я обычно говорю малышу: "Сейчас будем искать "слова-неприятели". Их еще называют "антонимы". Ты будешь учить это слово в школе. Так что запомни, оно тебе ещё пригодится".

Поверьте опыту, дошкольник обязательно постарается запомнить и щегольнуть перед товарищами и родителями. Иногда так можно пояснить и школьникам, если поиск антонимов, для них новость. Причем это ученики не только первого класса.

Слова-неприятели для дошкольников

Игра. Закончи предложение и назови "слова-неприятели"

Инструкция. "Мы с тобой будем придумывать предложения: я придумаю начало, а ты - конец".

  1. комар маленький, а слон...;
  2. пушинка легкая, а камень...;
  3. горчица горькая, а сахар...;
  4. куст низкий, а дерево...;
  5. компот холодный, а суп...;
  6. сметана густая, а молоко...;
  7. ручеек узкий, река...;
  8. ночью темно, а днем...;
  9. сахар сладкий, а лимон…;
  10. ходят ногами, а бросают…;
  11. детский сад близко, а школа…;
  12. лента узкая, а пояс…;
  13. ручей мелкий, а озеро…;
  14. жаворонок поет, а ворона…;
  15. самолет летает высоко, а вертолет…;
  16. черепаха ползает медленно, заяц скачет...;
  17. в кастрюле воды много, а в стакане…;
  18. покупатель покупает, а продавец...;
  19. летом жарко, а зимой …;
  20. утром завтракают, а в полдень …;
  21. соль солят, а сахаром …;
  22. дети отвечают, а воспитатель...;
  23. вечером дети уходят из детского сада, а утром...;
  24. на дереве растут фрукты, а на грядке…;
  25. весной на деревьях появляются цветы, а осенью …;
  26. утром встают с кровати, а вечером...;
  27. небоскреб высокий, а избушка…;
  28. птицы летают, а змеи…;
  29. в полдень обедают, а вечером …;
  30. кино смотрит зритель, а книгу читает …;
  31. на улице грязь, а в доме…;
  32. ствол у дерева толстый, а веточка….
  33. карандаш рисует, а резинка...

Игра. Скажи наоборот

Инструкция. "Я скажу тебе слово, а ты скажи наоборот" (привести пример)

ночь -...;

завтрак -…;

вечер -...;

враг -...;

чистота -...;

холод -...;

война -...;

трава - …;

земля - …;

движение - …;

говорун - …;

здоровье - ….;

ум - ...

войти -...;

молчать -...;

отдал -...;

вставать -...;

раздеться -...;

поднимать -...;

смеяться - …;

включать-...;

закрывать -...;

приходить - …;

появляться -…;

есть - ….

большой - ...;

черный - ...;

низкий -...;

плохой - …;

больной -...;

старый -...;

молодой - …;

широкий -...;

толстый -...;

узкий - …;

сложный - …;

сухой-….;

горький - ...

Слова с противоположным значением отсутствуют в словаре даже старшеклассников. Поэтому поиск антонимов на данный момент актуален до выпускного класса.

Обучение поиску антонимов к слову и дошкольников, и школьников надо начинать с простого. Школьники могут возмутиться простоте. Объясните, что надо разогреться. Усложните: отвечай прямо "в лёт". Как правило, ребята с ограниченным словарем уже имеют комплекс неудачника . Предложив сразу сложные (например, абстрактные) слова, можно получить полный отказ от занятий.

Смысловые противоположности в стихах

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово
Высоко,
А ты ответишь:
Низко.

Скажу я слово
Далеко,
А ты ответишь:
… (близко).

Скажу я слово
Потолок,
А ты ответишь:
… (пол).

Скажу я слово
Потерял.
И скажешь ты:
… (нашёл).

Скажу тебе я слово
Трус,
Ответишь ты:
… (храбрец).

Теперь
Начало
Я скажу, -
Ну, отвечай:
… (конец) (Д. Чиарди)

Не люблю я слово «зной»,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня?
(Прохлада)

Неприятель слова «смех».
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? – Это…<
(Плач)

Не люблю я слово «лето».
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама!
Потому, что я – …?
(Зима)

Я противник шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
Я для отдыха,
Для сна,
Да и в школе я нужна,
Называюсь? –
(Тишина)

Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я – …?
(Конец) (А. О. Белобрыкина)

Поиск антонимов для школьников

  1. Источники противоположных по смыслу слов, конечно же, словари. Работу начинаем с поиска Словаря антонимов русского языка (автор М. Р. Львов). Есть также отличный информационно-справочный ресурс _http://bravica.ws/ru/antonims.htm. Загрузив эту ссылку в поисковую строку (без черточки вначале ссылки), попадете прямо на нужную страницу. С каждой страницей работайте не один день. Каждый раз берите 10-20 пар слов (в зависимости от возраста и развития речи).
  2. Прочитайте сами внимательно все словарные пары "слово – его противоположность".
  3. Предложите подростку тоже прочитать.
  4. Пусть он назовет слово, а вы – противоположное по смыслу.
  5. Меняетесь ролями.
  6. Следующее занятие начните с повторения: вы называете слово, он – слово наоборот.
  7. Затем следующие 10-20 пар слов (по пунктам 2-5).
  8. Выбрать противоположное слово поможет Word. Наведите курсор на слово и нажмите правую клавишу мышки. В нижней части выпавшего меню будет пункт "Синонимы". От него перейдите по стрелке вправо и в новом меню вниз до пункта "Антонимы".
  9. Некоторые слова русского языка не имеют не имеют своей смысловой противоположности. Если ваш поиск антонима к слову не удался, на ресурсе грамота.ру это можно сделать в режиме реального времени.

Дети любят учить родителей в любом возрасте, поэтому изредка "ошибитесь" где-нибудь. Похвалите подростка, но не "в лоб", потому что это может быть воспринято как заискивание, а как бы между делом. Похвалите его кому-нибудь третьему, например, в телефонном разговоре с бабушкой, пришедшему с работы отцу и т. д., но так, чтобы подросток это слышал.

Упражняя дошкольника или школьника в поиске антонимов, вы значительно расширяете его словарный запас и уже только этим ускоряете мышление. Это как минимум. Не жалейте времени на полезное дело. Возможно, сначала будет трудно. Но дорогу осилит идущий! Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.