13.10.2023

Верховный суд пояснил в каких случаях можно перевозить детей без автокресла. Правила и требования перевозки детей в автомобиле по пдд Перевозка детей в автомобиле пдд


22.1. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля должна осуществляться водителями, имеющими водительское удостоверение на право управления транспортным средством категории "C" или подкатегории "C1" в течение 3 и более лет.

В случае перевозки людей в кузове грузового автомобиля в количестве более 8, но не более 16 человек, включая пассажиров в кабине, требуется также наличие в водительском удостоверении разрешающей отметки, подтверждающей наличие права управления транспортным средством категории "D" или подкатегории "D1", в случае перевозки более 16 человек, включая пассажиров в кабине, - категории "D".

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечание. Допуск военных водителей к перевозке людей на грузовых автомобилях осуществляется в установленном порядке.

22.2. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с Основными положениями, при этом перевозка детей не допускается.

(см. текст в предыдущей редакции)

22.2(1). Перевозка людей на мотоцикле должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории "A" или подкатегории "A1" в течение 2 и более лет, перевозка людей на мопеде должна осуществляться водителем, имеющим водительское удостоверение на право управления транспортными средствами любой категории или подкатегории в течение 2 и более лет.

22.3. Число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугородном, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества оборудованных для сидения мест.

(см. текст в предыдущей редакции)

22.4. Перед поездкой водитель грузового автомобиля должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки, высадки и размещения в кузове.

Начинать движение можно только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

22.5. Проезд в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой, не оборудованной для перевозки людей, разрешается только лицам, сопровождающим груз или следующим за его получением, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

22.6. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с настоящими Правилами, а также правилами , утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в автобусе, обозначенном опознавательными знаками "Перевозка детей".

(см. текст в предыдущей редакции)

22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;

сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

22.9. Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX <*>, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

На данный момент, 2020 год, детей до 12 лет в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности, мы обязаны перевозить в детском автокресле или каком-либо другом устройстве, обеспечивающем безопасность ребёнка. Независимо, перевозим мы ребёнка на задних сиденьях или на переднем сиденье (Исключение - дети от 7 до 11 лет могут находиться на заднем сидении без автокресла, пристегнутные ремнями безопасности). ПДД регламентируют перевозку детей одним единственным пунктом - 22.9 :

22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла.

Летом 2017 года в правила перевозки детей в автомобильном транспорте были внесены существенные изменения. К существенным нововведениям 2017/2018 года можно отнести:

Запрет на оставление детей в возрасте до 7 лет в салоне автомобиля (штраф 2,5 т.р. для Москвы и Санкт-Петербурга и 500 рублей для остальной России) он закреплен в пункте 12.8 ПДД РФ, а ответственность за несоблюдение правила в пункте 1 ст. 12.19 КоАП РФ.
Детей в возрасте от 7 до 11 лет теперь разрешается возить без детского кресла, однако лишь на заднем ряду кресел и пристегнутыми ремнями (изменения в пункте 22.9 ПДД РФ),
Отменено понятие «прочие устройства» которым пользовались родители, подкладывающие под ремень ребенка подушку.

На данный момент подготовлен проект поправок , изменяющий Правила дорожного движения по части перевозки детей. В частности, порог обязательности детского кресла снижен до 7 лет , о чем мы говорили выше.

Штраф за перевозку детей без автокресла на 2020 год регулирует , и составляет для обычного водителя от 3 000 рублей.

3. Нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере трёх тысяч рублей ; на должностных лиц - двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Штраф применяется всегда, когда ребёнок младше 12 лет перевозится без детского автокресла. Как видите, сумма штрафа за отсутствие кресла составляет существенную часть стоимости самого автокресла, и неизвестно, сколько таких штрафов и за какой период может быть вынесено. Шутка ли, но за пару раз по три тысячи рублей можно купить не самое лучшее, но всё же детское автокресло, которое хоть как-то обеспечит безопасность перевозки ребёнка.

Штраф за отсутствие детского кресла в том числе применяется и в случаях, когда :

  • ребёнок сидит на руках взрослого (матери/отца), даже если он пристёгнут;
  • ребёнок слишком велик для детского автокресла и иных удерживающих устройств, хотя возрастом не вышел из необходимости такой перевозки;
  • ребёнок сидит в детском кресле, но не пристёгнут ремнями кресла (не обеспечена безопасность перевозки ребёнка);
  • в одном автокресле сидит более одного ребёнка;
  • в автомобиле сняты штатные ремни безопасности (сейчас почти нет автомобилей, в которых ни на одного пассажирском сиденье не были бы предусмотрены конструкцией ремни безопасности). Если ремни безопасности есть только на передних сиденьях, то ребёнка нужно перевозить на переднем пассажирском сиденье в автокресле .

Штраф за отсутствие детского кресла не применяется в случаях, когда :

  • автомобиль не движется (перевозка просто не осуществляется);
  • ребёнок пристёгнут не детским автокреслом, но "бустером", ФЭСТом, находится в бескаркасном автокресле и т.п. на заднем сиденье, если при этом обеспечена безопасность перевозки.

Сколько штрафов, если перевозить 2 и более детей без детского автокресла?

Так как наказание по КоАП РФ на 2020 год предусмотрено за перевозку детей с нарушением Правил дорожного движения, а не за нарушение перевозки каждого ребёнка в машине, то и штраф за перевозку без кресла положен один, сколько бы детей ни находилось в автомобиле на момент пресечения нарушения. Таким образом, если у нас хоть полностью машина забита детьми, и ни одного автокресла в этой машине нет, то штраф всё равно положен только один, так как состав нарушения только один - перевозка детей без автокресла.

Как инспектор ДПС может проверять наличие автокресла?

Многим знакома ситуация, когда инспектор открывает двери автомобиля самостоятельно, чтобы проверить, пристёгнуты ли пассажиры ремнями безопасности и/или в находятся ли в детских автокреслах дети. Конечно же, это незаконно - Административный регламент МВД описывает любую процедуру выявления правонарушения и предписывает большинству из них (кроме визуальной) свой порядок, в том числе предварительный соответствующий протокол. В данном случае, чтобы открыть двери, инспектору необходимо составить протокол досмотра с соответствующими основаниями, вписанными в него, видеозаписью или приглашением двух понятых.

Но чаще всего инспектор сам требовательным тоном просит водителя открыть дверь. В этом случае он опять-таки всего лишь просит, и на просьбу можно отказать. Если же он этого требует, то спросите, в рамках какой административной процедуры выдвинуто такое требование. Впрочем, конечно же, всегда лучше открыть двери, если нарушения с Вашей стороны нет.

В одной из наших статей мы уже как-то писали о том, что, во-первых, не стоит перевозить пассажиров с нарушением принятых правил дорожного движения, во-вторых, данное нарушение чревато наказанием в виде штрафа. Более подробно, об этом, можно узнать из статьи «Штраф за перевозку пассажиров в грузовом фургоне, лишнего пассажира ». Так вот и дети, которых мы возим в наших машинах являются пассажирами. Тем не менее, как водится, детям мы уделяем больше внимания и заботы, а уж подумать о несчастном случае, связанном с ним и вообще страшно. Мы же, в данной статье, хотели поговорить о том, какой штраф грозит водителю за то, что он перевозит детей с нарушением установленных ПДД.

ПДД предписывает перевозку детей в детском кресле

Итак, прежде чем вынести вердикт по поводу штрафа, надо знать за какое правонарушение он вам грозит. Обратимся к ПДД. Нас интересует статья 22.9 ПДД, которую можно разделить на две части, так как в них говорится о возрастном цензе для ребенка. Первый, это дети до 7 лет:

То есть если вы перевозите ребенка до 7 лет, то наличие детских удерживающих устройств ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Продолжая изучать все тот же самый п. 22.9 читаем далее:

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля - только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств). Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.

Все что мы написали выше, можно представить и в наглядном виде. Вот так!

Заметьте, если это переднее сидение, то может быть применено, только удерживающее устройство, то есть детское кресло или что-то подобное. На заднем сидении, ребенок может находиться как в кресле, так и быть пристегнут штатным ремнем, либо с помощью удерживающих систем, которые обеспечат безопасность ребенка при его перевозке. Какие такие удерживающие устройства, для большинства это так и останется неким неразрешенным, согласно их предположениям и предпочтениям, которые так и не обрели в законе «четких форм».
Быть может это подушка под ребенком, а может что-то, что сводит ремни, чтобы они были чуть ниже, или еще что-то. …точного описания или стандарта в законе так и не найти.

По сути закон не предписывает какие-либо четко специализированные по стандарту удерживающие устройства, под которыми подразумеваются детские кресла или иные средства. Нет ссылок ни на документ, по которому они должны быть изготовлены, ни на условия, что это вообще должно быть детское кресло. Такое обстоятельство вещей не очень радует разумного водителя, так как прежде всего, его должна волновать безопасность перевозимых детей, которая будет максимально гарантирована путем четко регламентированного выбора успешно опробованных удерживающих устройств и детских кресел. Однако это как раз и дало возможность производителям и водителям использовать эти самые "заменители детских кресел".
Мы не будем говорить о степени ответственности и о выборе удерживающих устройств в данной статье, чтобы у читателя все не перемешалось в голове, так как это отдельная тема. Более подробно об этом можно узнать из статьи «Выбор детского кресла ». По факту это вопрос между балансом ответственности и материальных затрат. Как поступить в этой ситуации, каждые решает сам.

Правила перевозки детей с 2017 года

В июле 2017 года произошло последнее важное обновление закона о перевозке детей (Постановление №761 от 28.07.17). Согласно собственно этих норм и была приведена информация в нашей статье.
Самое важное, что следует почерпнуть из закона, так это то, что дети с 7 до 11 лет на заднем сидении могут пристегиваться штатными ремнями безопасности. Во всех остальных случаях дети должны перевозиться с помощью специальных удерживающих устройств (возраст до 7 лет или переднее сидение).

Теперь же мы хотели акцентировать внимание на том, что грозит водителю, если он перевозит детей без удерживающих устройств, то есть без кресла или в случае если ребенок не пристегнут.

Штраф за перевозку детей без детского кресла (устройств) или если ребенок не пристегнут (статья 12.23 КоАП РФ, часть 3)

Для детей и для взрослых действует одна и та же статья, но разные части в ней. А именно статья 12.23 КоАП РФ. Часть 2 предписывает наказание для перевозки взрослых пассажиров, здесь можно отделаться минимальным штрафом, об этом в статье "Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров ". А вот для детей уже часть 3, в которой прописано:

То есть за неправильную перевозку ребенка до 12 лет, могут взять штраф в размере 3000 рублей, а это куда более серьезный штраф, чем за взрослого пассажира.

Можно ли заплатить штраф за перевозку детей без кресла со скидкой

С 2016 года у автолюбителей появилась прекрасная возможность немного сэкономить на штрафах. Эти штрафы не должны относится к статьям связанным с алкогольным и наркотическим опьянением, а также не случаи с значительного превышения скорости и рецидивами относительно нарушения сплошной линии разметки. То есть как вы понимаете, штраф за детское кресло можно заплатить со скидкой. Здесь важно чтобы штраф был оплачен в определенный срок. Этим определенным сроком будет дата с начала появления штрафа в базе данных ГИБДД, но не позднее 20 дней с момента вынесения постановления.

Вопрос ответ по теме "Штраф за перевозку детей без детского кресла"

Вопрос: Можно ли перевозить ребенка лишь пристегнув штатными ремнями безопасности?
Ответ: Да, если ребенку от 7 лет и он сидит на заднем сидении.

Вопрос: Можно ли использовать ФЭСТ для перевозки детей на переднем сидении?
Ответ: Можно (2020 год), никаких ограничений на такой вид удерживающего устройства нет.

Вопрос: Какой штраф за детское кресло или если ребенок не пристегнут?
Ответ: 3000 рублей.

Каждый водитель должен создать условия для своей личной безопасности, а также для безопасности пассажиров. В частности это касается поездок с ребенком.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Водителю необходимо не терять внимательность во время следования. Он должен соблюдать все нормы .

Этот нормативный акт обязывает человека, управляющего транспортным средством, соблюдать список определенных действий. Они направляются на то чтобы создать такие условия использования автомобиля, при которых минимальный уровень опасности.

Если соблюдать правила законодательных актов можно спасти человеческую жизнь в случае участия в .

Какие произошли изменения в 2020 году

В 2020 году не планируется внесение изменений ПДД в разделе, где содержится информация о правильной перевозке детей. Последние изменения произошли 12 июля 2017 года. Они коснулись пункта 22 ПДД РФ.

В пункте 22 говориться о запрете перевозить детей в кузове грузового автомобиля. При этом не имеет значение, есть бортовая платформа или она отсутствует.

Пунктом 26 регулируется групповая перевозка несовершеннолетних лет. Это должно происходить, основываясь на нормы Правил дорожного движения.

Обязательным условием является наличие уведомления на автобусе, что в нем перевозятся дети. Такая перевозка регламентируется также отдельным нормативным актом, который содержит требования к организованной перевозке группы детей.

Детская удерживающая система должна быть ISOFIX. Требования к такой системы закреплены в регламенте «О безопасности колесных транспортных средств».

Вступившие в законную силу изменения в 2017 года определи две категории детей по возрасту:

  1. Ребенок, не достигший семи лет.
  2. Ребенок в возрасте от семи до 12 лет.

Правилами предусмотрены особенности поездок в машине для этих двух категорий детей.

Правила перевозки детей в автомобиле по ПДД

Дети должны находиться при движении автомобиля в удерживающем кресле, который отвечает требованиям. Такие правила содержаться в ЕЭК ООН №44-04. В нем описываются предписания о детских устройств для удерживания в механических ТС.

Такие устройства должны иметь сертификат. В 2017 году пункты, где говорилось об иных средствах, исключены. Соответственно те устройства, которые не отвечают указанным требованиям, запрещается устанавливать для перевозки детей.

Законодательные нормы запрещают следующие действия в отношении несовершеннолетнего ребенка:

  • оставление ребенка без присмотра одних в машине на время стоянки;
  • перевозить детей, которые не достигли двенадцати лет на заднем сиденье мотоцикла;
  • ездить с детьми на грузовой машине с бортовой платформой.

Требование не оставлять ребенка одного во время стоянки распространяется на детей младше семи лет.

Ребенка от 0 до 1 года

Новорожденные дети в обязательном порядке должны перевозиться в автокреслах или в автолюльках. Считается, что кресло способно обеспечить лучшую безопасность.

К таким выводам пришли эксперты, изучив данные о произошедших авариях. В 71% случаев кресла предотвратили удары детей и получения травм. Ребенок должен находиться в удерживающем устройстве под правильным наклоном.

Так спинка ребенка располагается в пределах 30-45 % углового наклона. Если он будет больше указанных показателей, то снижается безопасность для ребенка в случае наступления ДТП.

Когда ребенок будет находиться под углом меньше указанных показателей, возможно возникновения трудностей в дыхании. Это обусловлено тем, что головка малыша может падать вперед и кровь не насыщается достаточным количеством кислорода.

Голову новорожденного ребенка можно фиксировать валиками. Они должны быть изготовлены из ткани. Укладываются с обеих сторон. Такие дополнительные фиксаторы могут идти в комплектации с автокреслом.

Законодательными нормами запрещается использовать подушки, вкладыши, не входившие в состав удерживающего устройства. Есть вероятность, что они станут причиной падения головы малыша.

Автокресло для самых маленьких можно устанавливать на передние сиденье. Оно должно быть зафиксировано ремнями безопасности, которые предусмотрены в комплектации транспортного средства. Во время перевозки ребенка отключаются подушки безопасности.

Запрещается устанавливать удерживающее устройство на переднее сиденье, если подушки не отключаются. Если произойдет столкновение и сработает подушка, есть большая вероятность наступления увечий или смерти ребенка.

Ребенка младше 12 лет

Пункт 22.9 описывает порядок перевозки детей, не достигших семилетнего возраста. Так перевозить ребенка в легковом транспортном средстве и в кабине грузовой машины нужно с установленными детскими удерживающими устройствами.

Это касается тех автомобилей, в которых предусматриваются:

  • ремни безопасности;
  • удерживающая система ISOFIX.

Все устройства должны соответствовать весовой категории малыша и его росту. Также в этом пункте говориться о правилах перевозки ребенка в возрасте с семи до одиннадцати лет.

Ребенок указанной возрастной категории может находиться в машине во время ее движения с соблюдением выше перечисленных требований.

Кроме этого допускается проезд с использованием ремней безопасности в машинах, где они предусмотрены комплектацией.

Если ребенок будет ехать на переднем сиденье в обязательном порядке оно должно быть оборудовано детским удерживающим устройством. Такая система должна соответствовать росту и весу малолетнего лица.

Все действия по установке устройств осуществляются по инструкциям, которые к ним приложены.

Можно ли сажать на переднее сидение

Поездке ребенка на переднем сиденье грузовой машины допускается с применением ремней безопасности с наступления семилетнего возраста.

При перевозке ребенка на легковом ТС разрешено ехать на переднем сиденье с использованием ремней безопасности лицам, достигших двенадцати лет.

На переднем сиденье ребенок младше 7 лет может перевозиться в удерживающим автокресле (люльке). Оно должно отвечает всем нормативным требованиям.

Средства

Рассмотрим несколько средств для перевозки детей в автомобиле.

Адаптер «ФЭСТ» представляет собой сертифицированное удерживающее устройство. Оно предназначенное для перевозки детей в транспортных средствах. Устройство надевается на ремень безопасности, которым оборудована машина.

Благодаря адаптеру лямка отводиться с шеи ребенка в сторону груди. Конструкция устройства похожа на треугольник. Это увеличивает шанс распределения одинаковую нагрузку на детский организм в случае наступления столкновения.

Существуют модели устройства с дополнительной лямкой, которой обхватываются бедра ребенка и более крепко пристегнут. Такие модели устанавливаются для перевозки детей весом от девяти до восемнадцати килограмм.

Второй вид моделей изготавливаются без лямок и рассчитываются на детей весом от восемнадцати до тридцати шести килограмм.

Приоритетные характеристики средства:

  • компактность (не занимает место, как автокресло);
  • легкость в установки;
  • универсальность (установить можно в любом транспортном средстве);
  • надежность;
  • отсутствие опасности;
  • невысокая стоимость.

Применять устройство разрешено при достижении ребенком веса в девять килограмм.

Данное устройство представляет собой люльку для автомобилей, чтобы перевозить в ней новорожденных детей. Также в ней перевозятся малыши с маленьким весом.

Вид кресла похож на корзину из колясок для совершения прогулок. Люлька оснащена ремнями для обеспечения безопасной поездки. Они находятся внутри.

Установка люльки проводиться на заднем сиденье машины. Расположение люльки перпендикулярно направлению движения.

Устройство должно быть зафиксировано ремнями безопасности, которые предусмотрены конструкцией транспортного средства.

Группы 0+ (переноска)

Такие устройства применяются при перевозке новорожденного ребенка и до его достижения одного года.

Характеристики автокресла:

  • чашеобразный каркас;
  • ручка для переноски устройства и ребенка;
  • пятиточечные ремни безопасности.

Такой тип ремней безопасности поглощают равномерно энергию удара при столкновении. Устройство должно быть установлено так чтобы при движении лицо ребенка против направления транспортного средства. Это позволит не нагружать организм ребенка в случае происшествия.

Группы 1

Такое устройство устанавливается в машину, когда ребенок может самостоятельно и уверено сидеть. Ориентировочно он применяется для детей возрастом от одного года.

Характеристики средства:

  • пятиточечные ремни безопасности;
  • наклон кресла, при котором ребенок может спать;
  • удерживающий столик;
  • допустимый вес ребенка при использовании 15-18 килограмм.

Такое устройство можно устанавливать в направлении движения автомобиля, а также против хода движения.

Группы 2

Данное устройство используется для перевозки ребенка в возрасте от трех до семи лет. Устанавливается кресло в направлении движения. Зачастую такой вид кресел объединяют со следующим видом автокресел.

Это средство для поездки с ребенком на автомобиле применяется, когда он достиг трех лет. Рассчитано устройство до двенадцати лет. Оно оснащено 5ти точенными ремнями для обеспечения ребенку безопасности.

Ремни проходят сквозь направляющие, которые специально для этого предназначены. Авктокресла могут раскладываться для создания удобного наклона, чтобы ребенок отдыхал во время поездки.

Бустер

Удерживающее устройство имеет сиденье, но оно не оснащено спинкой. Характеристики бустера:

  • прочная конструкция;
  • подлокотники;
  • направляющие для крепления ремней безопасности.

С 12 июля вступают в силу неоднозначные поправки к ПДД, делающие ряд послаблений в вопросе перевозки детей. Однако на самом деле ужесточений в них больше, а смягчение формулировок не должно расслаблять родителей.

Каких детей и как можно перевозить без кресла

До сих пор ПДД требовали перевозить в автокреслах детей в возрасте до 12 лет, если транспортное средство оборудовано ремнями безопасности. Новая редакция Правил оставляет для школьников в возрасте от 7 до 11 лет включительно ездить без детского автокресла, но только на заднем сиденье автомобиля. Пристегнут ребенок должен быть штатным ремнем безопасности. Детей младшего возраста по-прежнему осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств).

Стоит ли перевозить ребенка без автокресла?

С точки зрения безопасности – нет. Штатный ремень травмоопасен для ребенка, особенно сильные повреждения от штатного ремня наблюдаются в области брюшины, что подтверждено результатами многих тестов в Европе и России, например, краш-тестом издания «Авторевю» . Вменяемые родители не станут злоупотреблять послаблением в ПДД: штраф в 3000 рублей – не самое страшное последствие перевозки ребенка без кресла.

Можно ли использовать бустеры и адаптеры?

Нет, теперь они официально запрещены без оговорок, кроме бустеров с соответствующим сертификатом (см. ниже). В прежнем тексте ПДД была фраза, разрешавшая использовать «иные средства» для пристегивания ребенка штатным ремнем, что порождало многочисленные споры, например, можно ли использовать в качестве такого средства свернутое одеяло или толстую книгу. Помимо народных методов были и заводские устройства: валики-бустеры и треугольные накладки-адаптеры, например, компании ФЭСТ. Еще до введения запрета последние были признаны небезопасными по результатам испытаний в НАМИ. Однако водителям порой удавалось оспорить штраф в суде, ссылаясь на оговорку про «иные средства». Теперь спорная фраза исключена из текста правил, которые требуют использования детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. Под это понятие входят и автолюльки, и кресла, и разрешенные виды бустеров.

Какие именно устройства можно использовать?

Самый большой подвох нового подхода – фактический запрет на применение автокресел, не имеющих сертификации по правилам ECE R44/04. Собственно, это требование появилось еще в 2015 году в рамках техрегламента Таможенного союза, но до сих пор на него смотрели сквозь пальцы ввиду наличия в ПДД исключения в виде «иных устройств».

Наличие разрешения отражается в документах и специальной оранжевой табличке на корпусе или ремне безопасности автокресла (люльки). Формально использование несертифицированных кресел приравнивается к перевозке детей без оных и влечет штраф в 3000 рублей (ст. 12.23 КоАП).

В начале 2007 года, когда детские автокресла стали обязательны, они не подлежали сертификации вообще, несмотря на то, что в Европе уже действовали правила ECE R44/03, позже скопированные Россией (в редакции 2009 года). Наличие сертификатов на кресла в автомагазинах контролировалось слабо, как не проверялся этот факт и сотрудниками ГИБДД при остановке автомобиля. Соответственно, изрядный процент автомобилистов сегодня использует автокресла, которые с точки зрения буквы закона таковыми не являются. Будут ли к этому придираться сотрудники ГИБДД – узнаем в ближайшее время.

Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье? Безопасно ли это?

На переднем пассажирском сиденье все дети в возрасте до 11 лет включительно перевозятся только с использованием детских удерживающих систем (устройств).

При этом переднее место считается небезопасным. Наименьший риск получения травмы – на среднем месте второго ряда сидений.

Нужно ли отключать фронтальную подушку безопасности при перевозке ребенка на переднем пассажирском сиденье в автокресле или люльке?

Информация об этом содержится в инструкции к автомобилю и на табличке, расположенной обычно под солнцезащитным козырьком пассажирского кресла. Но общее правило такое: если речь именно об автокресле, в котором ребенок сидит лицом вперед, отключать подушку безопасности не нужно.

Однако если ребенок в автолюльке расположен лицом в сторону кресла, отключение подушки обязательно, иначе ее срабатывание нанесет малышу травмы.

Как выбрать автокресло?

В первую очередь это должно быть автокресло или люлька, сертифицированные по стандарту ECE R44/04 (ГОСТ Р 41.44-2005) – запросите все документы у продавца. Табличка о сертификации должна быть видима без снятия упаковки кресла.

Обратите внимание на последнюю цифру 04 – она свидетельствует, что кресло соответствует наиболее поздней редакции регламента.

Кресло необходимо подобрать по весу ребенка: соответствующая информация содержится на табличке сертификации и в документах на автокресло.

Детские удерживающие устройства бывают более универсальными, допускающими перевозку детей разного возраста, и более специализированным. Как правило, вторые обеспечивают лучшую защиту для детей соответствующей весовой категории.

Автокресло лучше выбирать вместе с ребенком, чтобы убедиться в удобстве посадки.

Само по себе наличие сертификата не гарантирует оптимальность выбора – в большей степени он нужен для соблюдения формальностей. Более надежную информацию о безопасности автокресла можно почерпнуть из независимых краш-тестов, которые проводят крупные издание (например, «Авторевю» и «За рулем») и разнообразные институты (скажем, немецкий ADAC).

Сиденья с креплением Isofix в целом более безопасны и крепятся напрямую к силовой структуре кузова автомобиля. Но чтобы использовать такое сиденье, соответствующие крепления должны быть у вашего автомобиля (смотрите инструкцию).

Редакция п. 22.9 ПДД (с 12 июля 2017 года): перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система Isofix, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система Isofix, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

Установка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществляться в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.