15.02.2024

Виды общественных объединений. Общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, созданное для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан Принадлежности к общественным объединениям и


Профессиональные союзы

Профессиональный союз - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Членами профсоюзной организации могут быть физические лица, достигшие 14 лет.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

В одной организации может действовать лишь одна первичная профсоюзная организация, которая не является юридическим лицом. Под первичной профсоюзной организацией понимается добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, на одном предприятии, в одном учреждении, одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании положения, принятого им в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Первичные профсоюзные организации подлежат государственной регистрации в Федеральной регистрационной службе.

Устав профсоюза в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" должен предусматривать: наименование, цели и задачи профсоюза; категории и профессиональные группы объединяемых граждан; условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза; территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность; организационную структуру; порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий; порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов; источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов; местонахождение профсоюзного органа; порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях; другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности").

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектов РФ, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда РФ или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора РФ, прокурора соответствующего субъекта РФ. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда.

Защитная функция профсоюзов это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. В Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих функций профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников. Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

Одной из распространенных разновидностей некоммерческих организаций является общественное объединение. Согласно ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" им признается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

  • 1) общественная организация;
  • 2) общественное движение;
  • 3) общественный фонд;
  • 4) общественное учреждение;
  • 5) орган общественной самодеятельности; 6) политическая партия.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Сущностным свойством общественного объединения является выражение им интересов определенного слоя общества (группы граждан), например, предпринимательских кругов, молодежи, женщин, пенсионеров, ветеранов и т.п. В связи с этим цели, преследуемые такими объединениями, являются значимыми и необходимыми для общества. Именно поэтому общественные объединения признаются "базисной составной частью гражданского общества" Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 296.. В этом смысле важна норма, закрепленная в ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общественных объединениях", согласно которой вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, оговоренных Законом.

Одним из предусмотренных законом случаев воздействия государства на деятельность общественных объединений является их принудительная ликвидация. В соответствии со ст. 26 Федерального закона "Об общественных объединениях" ликвидация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания в соответствии с уставом данного общественного объединения (т.е. в добровольном порядке) либо по решению суда (т.е. в принудительном порядке).

Основания принудительной ликвидации общественного объединения закреплены в ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".

Первым основанием является нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина. К основным правам и свободам человека и гражданина, нарушение которых может повлечь ликвидацию общественного объединения по данному основанию, относятся: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; права на охрану достоинства личности и право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право определять и указывать свою национальную принадлежность и право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества См.: Пятин С.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (постатейный). М., 2006..

Вторым основанием принудительной ликвидации общественного объединения является совершение им неоднократных или грубых нарушений Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям. Поскольку данное основание содержит ряд оценочных понятий (таких, как "неоднократные нарушения", "грубые нарушения", "систематическое осуществление деятельности"), при его толковании необходимо руководствоваться положениями, выработанными Конституционным Судом РФ в Постановлении от 18 июля 2003 г. N 14-П. Иными словами, ликвидация общественного объединения по указанному основанию возможна лишь в крайнем случае, т.е. при отсутствии иных средств для защиты прав и законных интересов других лиц.

Данный вывод поддерживается Верховным Судом РФ. Например, в Определении от 15 декабря 2009 г. N 44-Г09-41 Верховный Суд РФ выработал ряд принципиальных позиций по этому поводу:

  • а) исходя из конституционно-правового смысла, общественное объединение нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности,
  • б) характер допущенных общественным объединением нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации,
  • в) ликвидация общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным общественным объединением нарушениям и вызванным ими последствиям.

При рассмотрении конкретных дел о принудительной ликвидации общественных объединений суды ориентируются на эти отправные положения. В качестве примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 22 июня 2010 г. N 44-Г10-25. В этом судебном акте оценивалась законность требований Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю о принудительной ликвидации Пермской региональной воспитательно-наставнической общественной организации "Союз полковников". При этом орган юстиции в обоснование своего требования указал на то, что общественное объединение грубо нарушает действующее законодательство, а также осуществляет деятельность, не соответствующую его уставным целям: путем благотворительной деятельности осуществляет помощь в укреплении материально-технической базы подразделений ГУВД по Пермскому краю; оказывает благотворительную помощь действующим сотрудникам подразделений ГУВД по Пермскому краю, ветеранам МВД, членам семей сотрудников, погибших при исполнении служебных обязанностей, и иным лицам; не оформляет хозяйственные операции оправдательными документами и т.д. Отказывая в удовлетворении требований органа юстиции, суды исходили из того, что в деятельности общественного объединения действительно имели место нарушения законодательства, однако по своему характеру и их последствиям эти нарушения не могут являться достаточным основанием для ликвидации общественного объединения. Данный вывод сделан на основе изучения судами материалов дела и прежде всего в связи с тем, что общественное объединение предприняло все возможные меры для устранения допущенных нарушений.

В дополнение к этому следует отметить, что в Определении от 4 марта 2008 г. N 46-Г08-3 Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что "сам по себе факт непредставления документов общественной организацией для проверки регистрирующему органу, без выяснения уважительности причин и вины организации, не может расцениваться как неоднократное неисполнение обязанностей, установленных федеральным законодательством". В этом деле общественному объединению удалось доказать, что в период проверки в помещении офиса произошла авария и многие документы не подлежали восстановлению, а данные на электронных носителях изъяты органами внутренних дел.

Однако, например, в Определении от 22 апреля 2008 г. N 86-Г08-7 Верховный Суд признал обоснованным вывод о необходимости ликвидации общественной организации, поскольку она: систематически не информировала орган юстиции о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения; не вносила изменения в устав в связи с переменой места нахождения и сменой руководства; не оказывала содействие представителям контролирующего органа в ознакомлении с деятельностью организации в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства.

И последним основанием, при наличии которого общественное объединение подлежит принудительной ликвидации, является неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Приостановление деятельности общественного объединения в силу ст. 42 Федерального закона "Об общественных объединениях" возможно в случае неисполнения им представления об устранении нарушений Конституции РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям. Приостановление деятельности общественного объединения осуществляется на срок до шести месяцев.

Помимо рассмотренных случаев общественное объединение может быть ликвидировано и по основаниям, предусмотренным специальными законами.

Например, такие основания предусмотрены в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". К ним относятся следующие случаи:

  • 1) если вынесенное в адрес общественного объединения предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующим общественным объединением либо его региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в его деятельности,
  • 2) если общественное объединение либо его региональное или другое структурное подразделение осуществляет экстремистскую деятельность, повлекшую за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающую реальную угрозу причинения такого вреда.

К числу законов, устанавливающих специальные основания для ликвидации общественного объединения, относится также Федеральный закон "О противодействии терроризму". Согласно ст. 24 этого Закона по заявлению Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора может быть ликвидирована некоммерческая организация, цели или действия которой направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 "Террористический акт", 206 "Захват заложника", 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 220 "Незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами", 221 "Хищение либо вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ", 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля", 278 "Насильственный захват власти или насильственное удержание власти", 279 "Вооруженный мятеж", 280 "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности", 282.1 "Организация экстремистского сообщества", 282.2 "Организация деятельности экстремистской организации" и 360 "Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой" Уголовного кодекса РФ.

Кроме того, дополнительные основания для ликвидации общественного объединения закрепляет Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах". Статьи 51 и 52 Закона к таким основаниям относят: а) неисполнение общественным объединением обязательного для исполнения предписания, выданного в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях общественного объединения либо иным неоднократным нарушением законодательства РФ об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях общественного объединения; б) наличие достаточных оснований полагать, что общественное объединение осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ. При наличии данных оснований правом на инициирование процедуры принудительной ликвидации общественного объединения обладают Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Министерство внутренних дел РФ, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба внешней разведки РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством РФ полномочий, а также органы местного самоуправления.

Решение о ликвидации общественного объединения может быть принято только судом. При этом подсудность этих дел определяется в зависимости от масштаба деятельности общественного объединения. Как следует из статей 24, 26, 27 Гражданского процессуального кодекса РФ, дела о ликвидации общероссийских и международных общественных объединений рассматриваются по первой инстанции Верховным Судом РФ, дела о ликвидации межрегиональных и региональных общественных объединений - судом субъекта РФ (т.е. верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области и судом автономного округа), дела о ликвидации местных общественных объединений - районным судом.

Согласно ст. 44 Федерального закона "Об общественных объединениях" правом на подачу в суд заявления о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения обладает Генеральный прокурор РФ или федеральный орган государственной регистрации (т.е. Министерство юстиции РФ). Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта РФ или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

В случае ликвидации общественного объединения ликвидируются все его структурные подразделения. При этом из этого правила не делается исключений даже в случае, если структурное подразделение зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица (см., напр., Определение Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 53-Г10-1).

Имущество, оставшееся в результате ликвидации общественного объединения, после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, предусмотренные уставом общественного объединения, либо, если отсутствуют соответствующие разделы в уставе общественного объединения, - на цели, определяемые решением съезда (конференции) или общего собрания о ликвидации общественного объединения, а в спорных случаях - решением суда. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество общественного объединения, ликвидированного по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности", обращается в собственность Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что законодательство различает принудительную ликвидацию общественного объединения и принудительное прекращение его деятельности в качестве юридического лица по заявлению органа юстиции с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Этот вывод вытекает из ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях". В этой статье принудительное прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица названо в качестве санкции за неисполнение им обязанностей, связанных с:

  • а) информированием органа юстиции об изменении сведений об общественном объединении, перечисленных в ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей",
  • б) информированием органа юстиции о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц,
  • в) представлением в орган юстиции годовых и квартальных отчетов о своей деятельности,
  • г) информированием органа юстиции об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании.

Судебная практика Верховного Суда РФ также основывается на разграничении ликвидации общественного объединения и прекращения его деятельности в качестве юридического лица по заявлению органа юстиции с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Показательным в этом отношении является Определение Верховного Суда РФ от 2 февраля 2010 г. N 30-Г10-1. В этом судебном акте оценивалась законность требований Управления Министерства юстиции РФ по Карачаево-Черкесской Республике о принудительной ликвидации общественного объединения "Региональная национально-культурная автономия адыгов Карачаево-Черкесской Республики". При этом орган юстиции в обоснование своего требования указал на то, что общественным объединением периодически не представлялись ежегодные сведения о продолжении своей деятельности, о чем в его адрес органом юстиции неоднократно выносились предупреждения. Суды всех инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, подчеркнули, что неоднократное непредставление такой информации само по себе не является основанием для ликвидации общественного объединения, а порождает право регистрирующего органа на обращение в суд с заявлением о признании соответствующего общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица. Этот же вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 15 мая 2007 г. N 71-Г07-6.

Однако в законодательстве четких различий между ликвидацией общественного объединения и прекращением его деятельности в качестве юридического лица не проведено.

Анализ оснований применения этих санкций может привести к выводу о том, что принудительное прекращение деятельности общественного объединения в качестве юридического лица применяется при наличии у органа юстиции достаточных оснований полагать, что общественное объединение фактически прекратило свою деятельность На этот вывод наталкивает и содержание некоторых судебных актов (см., напр., решение Санкт-Петербургского городского суда от 13 апреля 2010 г. по делу N 3-4/2010, кассационное Определение Калининградского областного суда от 2 апреля 2008 г. по делу N 33-1085/2008).. При этом законодатель установил правовую презумпцию, согласно которой нарушения перечисленных выше обязанностей достаточны для того, чтобы орган юстиции сделал такой вывод. Но в этом случае возникает вопрос о соотношении этой санкции с исключением сведений об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего (налогового) органа. Основанием применения и той и другой меры является презумпция фактического прекращения объединением своей уставной деятельности. Однако нормы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", предполагают широкие возможности опровержения этой презумпции. Как известно, учредители (участники) юридического лица, его кредиторы вправе "заблокировать" процедуру исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, направив в налоговый орган соответствующие заявления. Подобных гарантий при реализации норм о принудительном прекращении деятельности общественного объединения Федеральным законом "Об общественных объединениях" не предусмотрено.

И.В. Максимов по-другому разграничивает ликвидацию общественного объединения и прекращение его деятельности в качестве юридического лица. По его мнению, различие состоит в том, что прекращение деятельности юридического лица означает лишь принудительное лишение организации статуса юридического лица (в то время как она продолжает функционировать в качестве объединения граждан), а ликвидация юридического лица влечет его принудительное прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а равно его прекращение и как объединения граждан См.: Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 257.. Но и эта позиция не безупречна. Прежде всего она трудно укладывается в устоявшиеся представления о содержании понятий прекращения деятельности юридического лица и ликвидации юридического лица. Кроме того, Федеральный закон "Об общественных объединениях" вообще не закрепляет процедуру принудительного прекращения деятельности общественного объединения, что отражается на необеспеченности прав и законных интересов кредиторов такого объединения. Из норм действующего законодательства непонятно, необходимо ли в рамках этой процедуры создавать ликвидационную комиссию, нужно ли извещать кредиторов, что делать с имуществом общественного объединения, как исключать сведения об общественном объединении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что требование органа юстиции о принудительном прекращении деятельности общественного объединения в качестве юридического лица подсудно не Верховному Суду РФ или суду субъекта РФ (как в случае ликвидации большинства общественных объединений), а районному суду. Этот вывод следует из статей 24, 26, 27 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также подтверждается судебной практикой (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 11 сентября 2003 г. N 86-Г03-10, Постановление Президиума Московского областного суда от 22 декабря 2004 г. N 865, Бюллетень судебной практики Московского областного суда по гражданским и уголовным делам за 2004 год).

Такое правило подсудности в литературе подвергается справедливой критике. Например, Н.В. Чередина отмечает, что дела, участниками которых являются общественные объединения, должны разграничиваться между судами общей юрисдикции в зависимости от уровня общественного объединения (международное, общероссийское, межрегиональное, региональное, местное). Именно такой принцип прослеживается при установлении подсудности дел о ликвидации общественных объединений, о приостановлении или запрете их деятельности. Однако в отдельных случаях указанный принцип не реализуется. Это касается подсудности дел об обжаловании отказа в государственной регистрации общественного объединения, а также о принудительном прекращении деятельности общественного объединения с исключением сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц См.: Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. N 7..

По нашему мнению, для устранения указанных противоречий принудительное прекращение деятельности общественного объединения как юридического лица следует рассматривать как разновидность ликвидации общественного объединения, при необходимости сделав необходимые оговорки ее применения, обусловленные особенностями этой санкции. Для этого нужно внести в Федеральный закон "Об общественных объединениях" соответствующие изменения, посредством которых основания для принудительного прекращения деятельности общественного объединения отнести к дополнительным основаниям для принудительной ликвидации общественного объединения по заявлению органа юстиции. Кстати, именно такого подхода придерживается законодатель, определяя основания для ликвидации иных некоммерческих организаций. Как следует из ст. 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" непредставление некоммерческой организацией сведений, подобных тем, которые указаны в ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях", влечет для некоммерческой организации именно ликвидацию, а не прекращение деятельности.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым определяет виды административных правоотношений, в которых они могут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объединениями, решены в Законе о них. Он определяет содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации.

Общественные объединения вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; представлять и защищать свои права, своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений является норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях.

Общественные объединения не могут самостоятельно заниматься правотворчеством, но в установленных законом случаях и формах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным.

Помимо установления общих правовых основ статуса общественных объединений государство влияет на них и иными способами.

Органы юстиции осуществляют государственную регистрацию общественных объединений. Правда, общественное объединение вправе не регистрироваться, но в таком случае оно не приобретает прав юридического лица.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контролирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения.



Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

общественная организация;

общественное движение;

общественный фонд;

общественное учреждение;

орган общественной самодеятельности.

Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения).

Политическим общественным объединением не может быть признано:

объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной, благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности;

объединение, устав которого допускает членство в нем или принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или международных организаций;

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

объединение, устав которого предусматривает членство в нем или принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или) учредителями;

объединение, созданное для реализации любительских и иных неполитических интересов;

объединение, неполитический характер которого специально оговорен в федеральном законе.

Среди общественных объединений важную роль играют политические партии.

Под партией подразумевается общественное объединение, цель которою - участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах, в организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Общероссийские общественные объединения могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованные на их основе слова и словосочетания без специального разрешения правомочного государственного органа.

В зависимости от принципа организации общественные объединения делятся:

на основанные на членстве

не имеющие членства.

Члены объединений имеют права и несут обязанности в соответствии с уставом объединения. Участники общественного объединения, не имеющего членства, принимают участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.


27. Референдум в РФ: виды, порядок назначения и проведения, вопросы, юридическая сила принятого решения .

В Федеральном конституционном законе от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации » данный институт непосредственной демократии определяется как всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

На такой референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией как к ведению Российской Федерации, так и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Данный закон четко формулирует только две группы вопросов государственного значения, которые могут выноситься на референдум Российской Федерации:

Принятие проекта новой Конституции Российской Феде рации;

Принятие проекта нормативного акта или решение вопросов, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Феде- рации.

Референдум назначает Президент Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда о признании инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (предложенным вопросам) соответствующей Конституции.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины участников референдума, внесенных в списки участников референдума. Решение признается принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Решение, принятое на референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения.

Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган государственной власти, в компетенцию которого входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки этого нормативного правового акта, который не должен превышать три месяца со дня принятия решения на референдуме.

В зарубежных странах референдумы по способу проведения подразделяются на обязательные и факультативные.

Факультативные референдумы в современном их значении проводятся, в отличие от обязательных , по тем вопросам, которые считают необходимым вынести на народное голосование государственные органы или сами граждане, в то время как обязательные проводятся в четко определенных законом случаях.

В зависимости от инициаторов проведения референдумов они бывают:

петиционными или отклоняющими - это голосование, проводимое по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию по принятию соответствующего закона или решения определенного вопроса путем референдума. Следовательно, петиционный референдум можно разделить на два вида: законодательный (по принятию соответствующего закона) и обычный (решение определенного вопроса путем референдума) ;

муниципальными или местными - назначается представительным или иным органом муниципального образования, в том числе по требованию его жителей;

проводимыми по инициативе органов государственной власти .

По предмету (или по содержанию) различают следующие виды референдумов: конституционные, законодательные, международно- правовые и административно- правовые.

По территории их проведения референдумы классифицируются на: общегосударственные

(общенациональные);

Региональные;

Местные (муниципальные).

По последствиям (по юридической силе) решений референдумов выделяют императивный и консультативный референдумы.

В теории референдума несомненный интерес представляет проблема формирования в России эффективных референдумно - правовых механизмов , которые позволят гарантировать возможности граждан самостоятельно, независимо от воли политических элит решать важнейшие государственные вопросы и вопросы местного значения. Это тем более важно, что до настоящего времени в России референдумы не получили такого широкого распространения в качестве важнейшего института непосредственной демократии, как, например, в США и большинстве западных европейских государств. Представляется, что процесс развития референдумно- правовых механизмов в России зависит от того, в какой мере государство обеспечивает гарантии осуществления гражданами своего конституционного права на референдум.

Важнейшими из них являются политические гарантии , которые не позволяют сковывать те инициативы граждан, которые не совпадают c интересами политической элиты, а также ликвидируют идеологические барьеры, препятствующие свободному выражению воли граждан в процессе голосования.

К юридическим гарантиям осуществления гражданами своего конституционного права на референдум могут быть отнесены закрепленные законодательством процессуальные права на судебную защиту указанного права.

В теории референдума не менее значимой и актуальной представляется проблема выявления правовой природы референдума и его соотношения c другими наиболее близкими по форме и содержанию институтами непосредственной демократии.

Смысл всех рассуждений по данной проблеме сводится к тому, чтобы принизить роль референдума как высшего института непосредственной демократии и исключить обязательный для публичной власти характер решений, принятых в результате всенародного голосования.

Социалистическому референдуму придавался статус консультативного референдума , в ходе которого органы государственной власти могли выявить мнение народа по важному государственному вопросу или законопроекту.

Следует отметить, что плебисцитом принято называть референдум, который проводится по наиболее важным вопросам общегосударственного, регионального или местного значения, имеющим судьбоносный характер для страны или региона (о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, доверии главе государства, объединении двух или более субъектов Федерации в один и т. д.).

По мнению Л. И. Воловой, всенародный опрос – это самостоятельная форма выяснения законодателем общественного мнения по конкретному вопросу. Всенародный опрос проводится по более широкому кругу вопросов, чем референдум, предметом которого являются важнейшие вопросы государственной жизни. Он может быть организован практически по любому вопросу, по которому правительство или компетентный орган желают выяснить мнение народа, и оно в данном случае имеет лишь консультативное значение. Понимание референдума и опроса как самостоятельных институтов непосредственной демократии характерно как для современного российского федерального законодательства, так и для законодательства большинства субъектов Российской Федерации.


28. Избирательное право: понятие и принципы .

В науке государствоведения применительно к выборам используются три основных понятия:

избирательное право,

избирательная системы

избирательный процесс.

В данном вопросе речь идет об избирательном праве , которое рассматривается в двух значениях: как объективное и как субъективное.

Объективное избирательное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Субъективное избирательное право может быть активным и пассивным. Согласно п. 26 и 27 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации » активное избирательное право – право граждан Российской Федерации избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

пассивное избирательное право – право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Принципы избирательного права.

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, – быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом реализация избирательных прав не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Законодательством установлен единый возрастной ценз для реализации гражданами своего активного избирательного права – 18 лет. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все избиратели обладают одинаковыми c юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же правовых основаниях участвуют в предвыборной агитации.

Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что избиратель может быть включен в списки только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявления других граждан. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа c разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе c наименьшим числом мандатов, либо один голос.

Принцип прямых выборов означает, что депутаты во все представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно.

Принцип тайного голосования выражается в установлении законодательством такого способа голосования, когда волеизъявление избирателя происходит скрытно и результаты его голосования неизвестны другим лицам. Тайна голосования обеспечивается тем, что избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосующего; в помещении для голосования оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами государственных органов и общественных организаций влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.

К числу актуальных проблем избирательного права может быть отнесена проблема соотношения различных форм непосредственной и представительной демократии в современной Российской Федерации , применяемых в ходе избрания депутатов и должностных лиц .

Как известно, Конституция Российской Федерации указывает на необходимость проведения прямых выборов только применительно к Президенту , который избирается на пять лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, вопрос о том, каким образом будут избираться депутаты и должностные лица всех уровней власти – в ходе всенародных выборов или органами представительной демократии, должен решаться законодателем. При этом следует отметить, что в последнее время в практике государственного строительства наблюдается устойчивая тенденция, связанная c заменой на выборах форм непосредственной демократии формами представительной демократии.

Отвечая на этот вопрос, В. Е. Чиркин замечает, что c юридической точки зрения нововведения в системе избрания высших должностных лиц субъекта Российской Федерации не нарушают конституционные права граждан. Что же касается политических и социологических аспектов, то, по его мнению, такие новации способствуют укреплению государственной власти, поскольку:

во-первых, удерживают российское государство от сепаратизма;

во-вторых, ограничивают своеволие губернаторов, многие из которых «стали удельными князьями в своих вотчинах и командуют там, как хотят, часто не подчиняясь решениям центральной федеральной власти »;

в-третьих, способствуют приходу во власть знающих людей, специалистов, профессионалов, способных руководить огромными регионами, превышающими по своим размерам некоторые европейские и другие государства1.

Не меньшую значимость и актуальность в рамках данного вопроса имеет проблема реализации избирательных прав граждан России. Многие ученые считают, что тенденции развития избирательного законодательства Российской Федерации связаны не c расширением избирательных прав граждан, а c их ограничением, что не в полной мере отвечает принципам демократического правового государства, закрепленным в Конституции Российской Федерации. Речь идет об увеличении процентных барьеров , установленных для избирательных объединений, что повлекло за собой лишение определенного числа избирателей права голоса, т. е. нарушение конституционного права избирать и быть избранным. Кроме этого, об ограничении избирательных прав граждан можно говорить применительно к недавним изменениям в законодательстве, связанным c отменой на законодательном уровне порога явки избирателей .

Общественные организации занимают очень важное место как в политической системе страны, так и в обеспечении независимости её жителей. Каждый человек в России имеет право основать общественное объединение любого вида, исключением не является и профессиональный союз для защиты интересов.

Это право установлено в Конституции РФ, статья 30. Россия - страна, имеющая демократический государственный режим, поэтому свобода общественных организаций и союзов гарантирована. Никто не вправе заставлять человека вступать в организацию, это происходит исключительно по воле самого гражданина.

Создавая общественные организации, люди могут не ждать согласия органов государственной власти. Такие организации можно регистрировать, в этом случае они получат статус юридического лица. Однако процесс государственной регистрации не обязателен, объединения могут существовать и без него.

Выделяют различные виды общественных организаций: спортивные объединения, массовые движения, профсоюзы, политические партии, научные ассоциации, союзы молодёжи и инвалидов, творческие объединения и др. Для начала нужно разобраться в понятии «общественная организация».

Что такое общественное объединение?

Данный термин означает добровольное некоммерческое формирование, основанное по инициативе людей, которые объединились для достижения общих целей. На данный момент деятельность такого рода организаций координирует Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года.

Другими словами, общественная организация - это союз людей, созданный на основе их интересов и на принципе добровольного членства. У такого рода организаций есть свои ограничения:

  • нельзя организовывать вооружённые объединения;
  • необходимо соблюдать законодательство РФ;
  • не нарушать территориальное единство государства.

К признакам объединений можно отнести добровольность, действие строго в соответствии с уставом и некоммерческий характер. В современных условиях получил большую популярность такой союз, как общественная организация. очень интересны историкам и политикам.

Организационно-правовые формы общественных объединений

Согласно одной из статей Федерального закона «Об общественных объединениях» выделяют следующие типы таких организаций, которые могут основываться согласно правовым формам:

  • общественное движение - объединение, основанное для достижения политических и социальных целей. Участники общественного движения не имеют членства;
  • общественный фонд - один из типов некоммерческих объединений, участники которого не имеют членства. Основной целью данного объединения является создание имущества, основывающееся на добровольных взносах и других поступлениях, не противоречащих законодательству страны;
  • общественное учреждение - союз, также не имеющий членства, основной его целью выделяют предоставление определённых услуг;
  • орган общественной самодеятельности - ассоциация, участники которой не имеют членства. Основной целью органа является решение определённого рода проблем, которые возникают у людей по месту жительства и учёбы;
  • политическая партия - участвующая в формировании органов власти и выражающая политическую волю членов общественная организация.

Классификация общественных объединений

Помимо союзов, которые отличаются правовой формой, есть ещё и другие особенности их классификации. Основные виды общественных организаций были указаны выше. Сейчас будут рассмотрены иные типы и формы такого рода организаций. Виды общественных организаций, объединений в соответствии со степенью участия в борьбе за власть:

  • имеющие неполитическую направленность, т. е. не ставят цель являться участником борьбы за власть и не пытаются внести изменения в в стране;
  • имеющие политическую направленность, т. е. те объединения, которые являются активными участниками борьбы за власть и используют для этого определённые средства.

В соответствии отношения объединений к настоящему строю:

  • консервативные;
  • реформистские;
  • революционные;
  • контрреволюционные.

Виды общественных организаций РФ по методам действия:

  • легальные;
  • нелегальные;
  • формальные;
  • неформальные.

И, наконец, по масштабам деятельности выделяют следующие объединения:

  • международные;
  • региональные;
  • локального характера.

Обязанности и функции общественных организаций

Чем должны заниматься общественные организации? Виды, функции данных объединений, несмотря на кажущуюся простоту, не раз вызывали сомнения и споры. Обязанности и функции - это немного разные понятия. Для начала нужно рассмотреть обязанности общественных организаций:

  • основной является следование законодательству РФ, а также общепризнанным нормам и принципам международного права;
  • ежегодно отдавать в публикацию отчёт об имуществе или предоставлять доступ к нему;
  • каждый год информировать государственные органы о намерении продолжить свою деятельность, здесь необходимо указать учредителей объединения, а также адрес постоянного нахождения;
  • предоставлять органам власти право ознакомления с уставом организации;
  • сообщать о получении и использовании денежных средств от иностранных организаций.

Теперь нужно перейти к рассмотрению функций общественных организаций:

  • ориентация человека на конкретные цели, то есть социализация и мобилизация;
  • включение людей в систему политики путём сотрудничества или конфликта;
  • создание новых нетрадиционных политических структур;
  • представительство социальных интересов.

Основные виды деятельности общественной организации

Как уже было отмечено, в общественное объединение вступают на добровольной основе, и, исходя из этого факта, можно сделать вывод, что деятельность организаций направлена на их совершенствование и процветание. Руководящие органы основываются здесь с помощью выборов. Деятельность общественной организации может быть полезна не только для своих участников, но и для других людей, которые не являются членами организации.

Виды общественных организаций играют основную роль в постановке задач объединений. Есть несколько типов задач, которые определяют направленность организации. Общественные ассоциации могут служить интересам предпринимателей и коммерческих организаций, работников и служащих, а также продвигать идеи религиозных, политических и прочих организаций.

Виды деятельности общественных организаций выделяют в зависимости от типа объединения. К деятельности предпринимательских и профессиональных организаций можно отнести работу по продвижению интересов как членов коммерческих объединений, так и обычных сотрудников.

К видам деятельности профсоюзов относятся:

  • деятельность по защите интересов работников и членов объединения;
  • деятельность организаций, члены которой заинтересованы в защите своих интересов по проблемам заработной платы и условий труда;
  • другие действия профсоюзов различных организаций, которые созданы по отраслевому или структурному признаку.

Деятельность прочих объединений включает в себя действия всех организаций (помимо предпринимательских и профсоюзов), которые защищают интересы участников. Виды деятельности общественных организаций, включённых в такую группу, представлены ниже:

  • деятельность религиозных объединений, которая состоит в распространении веры и совместного её исповедания;
  • действия политических партий, движений, объединений, основной целью которых является формирование мнения людей путём распространения информации;
  • деятельность неполитических организаций, которые также формируют мнения людей, но с помощью просветительских действий, сбора необходимых средств и т. д.;
  • действия групп творческого направления, например, клубы книголюбов, исторические кружки, музыкальные и художественные объединения;
  • деятельность различных союзов автолюбителей, потребителей, знакомств;
  • деятельность патриотических объединений, союзов по защите социальных групп.

Некоммерческие организации

Такого рода объединение может быть создано для решения проблем образования, здравоохранения, науки и культуры. Некоммерческая организация - это объединение, участники которого не имеют членства, основанная на добровольных взносах граждан и юридических лиц. Разнообразных типов таких организаций огромное количество, здесь будут рассмотрены самые основные. Виды некоммерческих общественных организаций:

  1. Фонд. Это наиболее распространённая форма некоммерческого объединения. Его цель состоит в решении социальных, культурных или других проблем путём сбора имущественных взносов. Фонд имеет свои особенности, которые отличают его от других организаций такого типа. Здесь нет членства, а значит, участники данной организации не могут управлять фондом. Это объединение является собственником своего имущества, а его руководящие органы не несут ответственности по его задолженностям.
  2. Благотворительный фонд. Это организация, созданная с целью сбора имущественных взносов для осуществления благотворительности. Такого рода фонд имеет устав, регламентирующий его деятельность. Как правило, благотворительный фонд находит спонсора, и он становится его учредителем. Это может быть как государство или предприятие, так и любое физическое лицо. Если такого спонсора нет, фонд сам зарабатывает деньги различными способами.
  3. Союз некоммерческая организация, основанная путём объединения нескольких юридических лиц. Согласно законодательству РФ, союз исключает одновременное нахождение коммерческих и некоммерческих организаций. Ассоциации создаются для представления интересов компаний и для координации их деятельности.
  4. Потребительский кооператив. Он представляет собой ассоциацию граждан и (или) юридических лиц на добровольной основе, главной целью которой является удовлетворение различных потребностей своих пайщиков. Пайщиками называют людей, которые сделали и являются участниками объединения. В качестве пайщиков потребительского кооператива могут выступать как обычные граждане, так и юридические лица.
  5. союз людей, который был основан с целью совместного вероисповедания и его распространения. К признакам религиозного объединения можно отнести обучение своих последователей, совершение богослужения, вероисповедание. Участниками такого союза могут являться только физические лица.

Общественное объединение труда

Эта кооперация представляет собой союз людей, которые объединились для получения необходимого продукта производства с помощью совместных усилий. Чаще всего общественная организация труда имеет два направления: правовое и техническое. Право призвано регулировать общественные отношения в процессе труда. Техническое направление состоит в правилах работы над необходимым продуктом.

В настоящее время почти не встречаются различные виды такой организации в чистом виде, так как все типы объединений труда относятся к истории. Виды общественной организации труда:

  • первобытно-общинный;
  • рабовладельческий;
  • феодальный;
  • капиталистический;
  • социалистический.

Как уже было отмечено, эти все типы являются формальными и практически не встречаются в современном мире.

Физкультурно-спортивные организации

Данные объединения могут относиться как к типу некоммерческих организаций, так и к типу коммерческих. Эти организации призваны развивать физкультуру и спорт среди различных групп людей, создавать все необходимые условия для укрепления здоровья лиц, участвующих в спортивных соревнованиях, обеспечивать принадлежностями, которые необходимы для тренировок.

Из-за ухудшения здоровья граждан в последнее время физкультурно-спортивные организации стали очень популярны. Они смогут поднять уровень физической культуры людей, а вместе с ним и здоровье.

Коммерческие объединения такого типа выделяют в качестве основной цели получение прибыли и могут создаваться в товариществ, унитарных предприятий и т. д.

Некоммерческие объединения не ставят цель поучения прибыли. Прежде всего, они призваны для удовлетворения потребностей граждан. Доход, который имеет такая организация, не распределяется между её членами, а идёт на выполнение необходимых задач.

Виды общественных спортивных организаций достаточно разнообразны. Среди них:

  • спортивные клубы, которые функционируют на самостоятельной основе в различных учреждениях;
  • детские спортивные школы, находящиеся в ведении государственных органов;
  • научные объединения в области физкультуры и спорта;
  • общероссийские физкультурно-спортивные организации;
  • Олимпийский комитет страны.

Общественно-политические организации

Особенностью таких объединений является то, что они не относятся к государственным организациям, но в той или иной степени принадлежат к политической системе страны. Это могут быть как организации, оказывающее прямое влияние на политические решения в стране, так и объединения, не имеющие строгой организованности и структуры.

Главной целью таких объединений является воздействие на власть, однако, как правило, общественно-политическая организация власти, как таковой, не добивается. Основными принципами общественно-политического объединения являются добровольность и солидарность членов. Существует огромная классификация таких объединений. Здесь будут рассмотрены основные виды общественно-политических организаций.

В соответствии с отношением к существующему строю:

  • консервативные;
  • либеральные;
  • революционные.

По степени организации:

  • слабоорганизованные;
  • высокоорганизованные;
  • стихийные;
  • разрозненные.

По масштабам действия:

  • международные;
  • региональные;
  • республиканские;
  • местные.

Государственные общественные организации

Такие объединения не являются самыми популярными и существуют в малом количестве. Виды государственных общественных организаций представлены ниже.

Организация, которая не имеет членства, и создаётся Российской Федерацией на основании имущественного взноса. Целью является выполнение общественно полезных функций. Государственная корпорация создаётся в соответствии с Федеральным законом, и всё имущество находится в её собственности. Эта организация использует своё имущество в благих целях, определённых законом.

Бюджетное учреждение - организация, основанная органами государственной власти для достижения социально-культурных, научно-технических и иных целей. Деятельность данной организации финансируется из соответствующего бюджета.

Заключение

Виды общественных организаций включают в себя огромное количество различных объединений, и каждое из них имеет свои какие-то особенности, преимущества и недостатки. Но все организации имеют одинаковые принципы создания, среди которых выделяют: добровольность, равенство перед законом, легальность, общедоступность информации, гласность деятельности, самоуправление.

Различают следующие виды некоммерческих организаций:

1) потребительские кооперативы;

2) общественные и религиозные организации (объединения);

4) учреждения;

5) объединения юридических лиц (ассоциации, союзы, концерны и др.).

Потребительский кооператив добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Признаки потребительского кооператива:

Добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства;

Цель объединения – удовлетворение материальных и иных потребностей;

Осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности;

Объединение путем соединения имущественных паевых взносов;

Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам;

Особое наименование.

Фонд это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Признаки фонда:

Вид некоммерческой организации;

Не основан на фиксированном членстве;

Учреждается гражданами и (или) юридическими лицами;

Основывается на имуществе, переданном учредителями, которое является собственностью фонда;

Создается для достижения социальных, благотворительных или иных общественно полезных целей;

Учредители не отвечают по обязательствам фонда, а фонд не отвечает по их обязательствам;

Вправе заниматься предпринимательской деятельностью для достижения уставных целей.

Выделяются следующие основные положения правового статуса фонда:

  • имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;
  • учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;
  • использует имущество для целей, определенных уставом фонда;
  • вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан;
  • для осуществления предпринимательской деятельности вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них;
  • обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества;
  • формирует специфический орган - попечительский совет фонда, действующий на общественных началах, который осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.

Основания ликвидации фонда:

В случае если имущества для осуществления его целей не достаточно, а вероятность получения необходимого имущества нереальна;

Цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения его целей не могут быть произведены;

В случае уклонения в деятельности фонда от целей, указанных в уставе;

В иных случаях, предусмотренных законом.

Учреждение это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Особое место в числе учреждений занимают субъекты, имеющие в соответствии с бюджетным законодательством статус бюджетных учреждений. Бюджетными учреждениями в соответствии с Бюджетным кодексом РФ признаются организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия. Ассигнования на содержание бюджетных учреждений - это одна из основных расходных статей государственных бюджетов в нашей стране (федерального и региональных). Деятельность бюджетного учреждения основывается на следующих основных принципах:

имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ, на основе норм которого определяются и права учреждения на закрепленное за ним имущество;

учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет его собственник;

особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Признаки учреждения:

Вид некоммерческой организации;

Обладает правом юридического лица;

Деятельность финансируется собственником (полностью или частично);

Обладает правом оперативного управления на закрепленное за ним имущество;

Создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;

Отвечает по обязательствам денежными средствами, находящимися в его распоряжении;

Собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам при недостаточности имущества учреждения.

Виды учреждений в зависимости от осуществляемой деятельности:

1) учреждения образования (детские сады, школы, училища, лицеи, колледжи, институты, академии, университеты и др.);

2) учреждения науки (лаборатории, испытательные станции, научные центры, научно-исследовательские институты и др.);

3) учреждения здравоохранения (поликлиники, больницы, амбулатории, медицинские центры и др.);

4) учреждения культуры (музеи, архивы, театры, концертные залы, выставки и др.);

5) иные учреждения.

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) – некоммерческая организация, созданная на основе договора между коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Объединение юридических лиц (ассоциация или союз) - это некоммерческая организация, созданная в целях представления и защиты общих имущественных интересов, а также координации предпринимательской деятельности коммерческими или некоммерческими организациями по договору между ним.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Статус объединений юридических лиц характеризуется следующими особенностями:

  • члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица;
  • ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, а члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами;
  • наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности членов этой ассоциации (союза) с включением слов "ассоциация" или "союз";
  • члены ассоциации (союза) вправе: безвозмездно пользоваться ее услугами, по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года;
  • член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов;
  • с согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член; вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.

Признаки объединения юридических лиц:

Некоммерческое юридическое лицо;

Создаются коммерческими организациями в целях координации их предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов;

Не отвечают по обязательствам своих членов;

Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в порядке, предусмотренном учредительными документами;

Может заниматься предпринимательской деятельностью по решению участников ассоциации (союза);

Имеет собственное наименование.

Административно-правовой статус предприятий и некоммерческих организаций совокупность административных прав и обязанностей, которые предприятия и некоммерческие организации приобретают и реализуют при совершении следующих действий:

1) создании предприятий и коммерческих организаций по решению собственника или уполномоченного им органа;

2) государственной регистрации предприятий и коммерческих организаций в учреждениях юстиции или в местных органах власти;

3) получении специального разрешения (лицензии) на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке уполномоченными субъектами исполнительной власти;

4) формировании органа управления делами предприятия (некоммерческой организации);

5) определении круга вопросов и полномочий вышестоящих органов исполнительной власти в отношении предприятий и коммерческих организаций;

6) ведении и предоставлении бухгалтерской и статистической отчетности.

Административно-правовые гарантии деятельности предприятий и некоммерческих организаций :

1) недопущение отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности;

2) свобода коммерческой и иной незапрещенной деятельности предприятий и некоммерческих организаций, запрет на вмешательство в их деятельность органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

3) защита имущества предприятий (некоммерческих организаций) от незаконного изъятия;

4) недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции;

5) охрана коммерческой тайны.

Особого внимания заслуживает правовой статус таких некоммерческих коллективных субъектов административного права, как общественные объединения. Дело в том, что согласно действующему законодательству общественное объединение может функционировать как в виде юридического лица, так и без образования такового. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Учредители общественного объединения (физические и юридические лица) имеют равные права и несут равные обязанности. Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Итак, все общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Включение в учредительные и программные документы общественных объединений положений о защите идей социальной справедливости не может рассматриваться как разжигание социальной розни.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Религиозные объединения действуют в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" *(140) Их статус основывается на конституционном принципе, согласно которому Российская Федерация - светское государство, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Так же, как общественные объединения, религиозные объединения создаются как со статусом юридического лица, так и без такового. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления; не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.