16.06.2024

Боевой пляс в русской традиции.Буза. Русские боевые искусства: буза По использованию оружия бузу можно разделить на


Название школы:

Буза - северо-западная традиция русского рукопашного боя

Руководство:

Базлов Григорий Николаевич. Окончил ТГУ, защитил диссертацию в МГУ, кандидат исторических наук. Женат, трое сыновей.

  • Президент Центра Традиционного Русского Боевого Искусства.
  • Составитель методики обучения Русскому Рукопашному Бою «Буза».
  • Проводит подготовку отрядов специального назначения по рукопашному, ножевому бою и тактической стрельбе.

В 1993 году закончил исторический факультет Тверского Государственного Университета, где, после окончания, стал работать преподавателем на кафедре истории древнего мира и средних веков по специальности этнология. С 1989 г. регулярно проводил этнологические и фольклорные экспедиции по Тверской области. Более 4-х лет экспедиции под его началом работали в Удомельском районе, в Поместье. Были также экспедиции в Вологодскую, Новгородскую, Псковскую области, на Украину и Урал, в Сибирь. Параллельно работал тренером по русскому рукопашному бою. Руководит тверским историко-этнографическим клубом “Белый волк”.
В 2004 г. в Московском Государственном Университете на кафедре этнологии исторического факультета защитил кандидатскую диссертацию по теме: “Артели кулачных бойцов-рукопашников северо-западной России”.
Многие годы исследует восточнославянские боевые традиции и системы рукопашного боя. Руководит направлением северо-западной традиции русского рукопашного боя — БУЗА (сайт в Интернете: http://www.buza.ru). (Неоднократно семинары по “Бузе” проводились и в Удомельском районе).
Участвовал в зарубежных экспедициях, исследовал боевые культуры разных народов: в Бразилии (капоэйра), в Шотландии (горские боевые игры), у людоедов острова Папуасов, в Индонезии (силат), в Бирме (у охотников за головами — оборотней в тигров, народа наги, знакомился с фехтованием народа чин), в Амазонии- у охотников за головами — индейцев шуаров, у бедуинов Йемена и др.

О системе:

Буза — русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До второй половины ХХ-го века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Видео:

География:

Буза имеет свои отделения более чем в 10 городах России.

Контакты:

http://www.buza.su

Буза – это боевое искусство, которое воссоздал в Твери Г. Н. Базлов в 90-х годах 20 века. Это единоборство состоит из боевого пляса, рукопашного боя и боя с оружием.

Борьба эта ранее существовала в северо-западных регионах Росcии – на землях современных Тверской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей. Это народное единоборство имело множество названий, из которых буза – это наиболее употребляемое. Зачастую названия у борьбы не было вообще, а собственно традицию боя в различных местах называли по наименованию боевой пляски, под музыку которой и происходила драка. Так, среди различных названий боевых мелодий, по названию которых прозывали и традицию боя, существуют такие варианты, как буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, под-драку, скобарь, горбатого, собака, мамонька…

«Буза» – это самое частое в употреблении название, и вместе с бойцовской мелодией и пляской это понятие обозначало как саму драку, так и боевую технику.

Что такое Буза

Взяться за перо меня побудили многочисленные статьи, посвященные традициям русского рукопашного боя, в которых авторы, в основном ссылаясь на другие публикации, тоже написанные понаслышке, так преподносят Бузу, что никто из носителей традиции не узнал бы в ней свою систему. Хочется рассказать об этом способе жить и сражаться, глядя изнутри, ничего особенно не доказывая, как есть. Сразу условимся, что мы будем рассказывать об обычае воинских родов, Бузе, в том виде, в каком она существует сегодня, делая экскурсы в историю и этнографию. Нам кажется, что многим читателям будет небезынтересно узнать, что это не только стиль борьбы.

Еще недавно существовало, да и по сей день существует множество сложившихся систем палочного, ножевого, кулачного боя, борьбы и многих других целостных комплексов воинских знаний, которые замыкались внутри деревенских (и городских) артелей кулачных бойцов, зачастую скрывавших друг от друга наиболее эффективные техники боя и методики обучения. Все эти способы боя, обучения и состязания назывались «Буза». Иногда употреблялся как синоним древний термин «Галаниха», шире распространенный на юг от Твери. Для названия музыкального наигрыша, под который проходили состязания, часто использовали в различные названия: «Шараевка», «Калинка». Название «Скобарь» взято в качестве собственного стилевого наименования обществом петербургских любителей кулачного боя. Это вполне правомерно, так как руководитель школы сам вправе определять как называть свою систему.

Чтобы не сбивать с толку читателя, поясним, что корни нашей Бузы как системы и культуры разнятся с петербургскими, хотя на сегодняшний день в печати нагромождена такая путаная несуразица, что не разобрать уже, кто, когда и кому там что-то сказал. Воинская культура боевых артелей северо-западной Руси, видимо, имеет какого-то общего предка-прародителя, почти не различимого в глубинах тысячелетий. Мы еще вернемся к рассмотрению этого древнего корня нашей традиции.

С 1989 года наши исследователи организуют экспедиции (хочется подчеркнуть - профессиональные, научные) на базе Тверского государственного университета по деревням Тверской области и сосед¬них регионов с целью сбора информации о наиболее эффективных способах боя и преподавания, бытовавших в разных бузовских артелях кулачных бойцов. Экспедиции начались с подачи взрослых уже людей, которым родители, кулачные бойцы, с детства привили любовь к русской борьбе. Несмотря на начавшийся после войны активный распад артелей (крестьяне уезжали из деревень, получив паспорта), многие переселенцы сохраняли в роду артельные традиции боя, так как они были функционально необходимы. Конечно, цельная боевая культура Бузы без артели кулачных бойцов вырождается, однако во многих семьях удалось сохранить системы боя почти в канонической форме. Желание разобраться в традициях Бузы, в обрядности, попытаться отыскать истоки и побудило нас заняться поиском бойцов и боевых артелей.

Некоторые сердитые писатели обвиняют занимающихся русской борьбой в фальсификации: мол, не сохранилось письменных источников и печатных свидетельств этнографов. Враки! Отсылаю Вас к прекрасной книге Лукашова «Ведь были схватки боевые» и к исследованиям доктора исторических наук Горбунова. Убедительные, точные, достоверные книги. Хорошо, скажет сердитый писатель, вероятно изучавший борьбу по книжкам, а где же тогда учебники по борьбе? Почему их не написали, ведь у всех есть: у японцев - пожалуйста; у китайцев - тоже; даже у европейцев есть. Где же ваши русские, с вашей всеобщей грамотностью, чуть не с X века? Вот тут мы можем только развести руками: «звиняйте хлопцы - бананив нема».

Не сложилась в русской культуре передача такого специфического опыта через бумагу. Обычай требует: «из рук в руки, от сердца к сердцу». Русское боевое искусство - традиция не письменная и дописьменная, также, как песня, пляс, деревянное зодчество. Настоящее русское пение до сих пор также плохо известно среднему современному человеку, как и русская борьба. Скажу больше, большая часть современных русских этой настоящей русской песни никогда не слышала и даже не догадывается о том, что такая песня есть. Между тем, русская песня - это сложная наука, отличная от всего к чему мы привыкли и решительно не поддающаяся записи европейской нотной грамотой.

Русские былины стали известны просвещенной интеллигенции лишь во второй половине XIX века. До этого литературная богема вздыхала по «Роланду» и «Нибелунгам», со стыдом глядя на свой народ, неспособный породить эпические произведения. Обнаружение былинного эпоса было своеобразным взрывом, разрушившим привычное пренебрежение к русской культуре, обратившим внимание общественности на свой народ. Перед сказителями открылись двери консерваторий, им рукоплескали музыковеды, певцы, члены императорского дома. Сейчас нам кажется, что былины, нашу исконную традицию, чи¬тающий мир знал всегда, что они преподавались в школах в качестве примеров народной поэзии, что все это добротно, радостно и на века. Однако большинство из соотечественников так и не услышали ни разу в жизни как звучат былины, а ведь их надо петь.

Гусли, древнерусский музыкальный инструмент, известный нам из хроник, песен и скомороший, считался исчезнувшим. Никто не брался утверждать уверенно как он выглядел, не говоря уже о том, чтобы описать принцип игры. Восьмидесятые годы XX века ознаменовались «открытием» гуслей. Собиратели разыскали в деревнях не только сотни инструментов, но и живых гусляров, научились делать гусли, овладели игрой на них. На сегодняшний день можно говорить уверенно: гусли дожили до нас, дожила и культура игры на них. Но известно ли об этом нашему среднестатистическому соотечественнику? Нет!

Почему же так получается, что мы не знаем свой народ, почему мы всегда склонны унижать его перед другими, перед собой; может мы не любим Россию или не знаем? Как же и где сохранилась традиция рукопашного боя, как она передавалась?

Среда, сохранившая Бузу - это артель кулачных бойцов, называемая иногда «партия», «ватага». Это боевое объединение мужчин было призвано поддерживать порядок в деревне, защищать жителей, улаживать конфликты с соседями, проводить боевые состязания с соседними артелями бойцов. Бойцовская артель - прямая наследница опыта дружин повольников северного казачества, которые своими отважными пешими и ушкуйными походами сохраняли мир и порядок во всей северо-западной Руси. Позднее большая часть их была вытеснена на окраины государства политикой московских князей, удержавшиеся на родине повольники донесли до нас традицию своего уклада, сберегая ее в боевых артелях.

Желающих проследить родство культуры северо-западных воинов «повольников», «ушкуйников» с казаками, отсылаю к книге Е.П.Савельева «Казаки - история» (Новочеркасск 1915 г.), переизданной во Владикавказе в 1991 году (см. главу «Новгородские повольники на Дону», с. 263-291). Немного из книги: «Казаки-новгородцы на Дону - самый предприимчивый, стойкий в своих убеждениях, даже до упрямства, храбрый и домовитый народ. Казаки этого типа высоки на ногах, рослы, с широкой могучей грудью, белым лицом, круглым и малым подбородком, с круглой головой и малым лбом. Волосы на голове от темно-русых до черных; на усах и бороде светлые, волнистые. Казаки этого типа идут в гвардию и артиллерию (Типы донских казаков, с. 266). Новгородцы также занесли на Дон названия: атаман, стан, ватага, ильмень (общее название чистого озера) и др.» (с. 267).

Не будем углубляться в рассмотрение безусловно заметного родства казачьей и повольничьей культуры, отметим только, что нынешнее модное кое-где разделение на казака и русского, мужика и дружинника - это от лукавого, да от чахоточного климата бетонных мегаполисов. Тут надо успокоиться. Россия не Япония. Здесь каждый род - род воинский, потомственный в сто каком-то поколении. Здесь главное не сравнивать, не умничать, а смотреть на свой народ, как на собственную руку уверенно и спокойно: это наше. Восток есть Восток, Запад есть Запад, Россия - это Россия.

Как проходило обучение в боевых артелях?

Объединения кулачных бойцов складывались внутри деревни по возрастам. У детей они назывались «беседы», которых могло быть от трех до семи. Во взрослую «партию» переводили, приблизительно, к 18 годам или перед армией. Деревенские артели объединялись в «округ», обычно вокруг церкви. Таким образом, все бойцы относились к одному приходу, и объединение их было скреплено не только воинским братством, но и соборной молитвой в общем храме. Передача опыта и навыков происходила в «беседах» и поднималась на новую ступень с переводом в старшую «беседу». Большую роль в обучении молодежи играли родители, старшие братья, дядья. Во многих семьях приберегались особые «ухватки», которые старались скрывать от посторонних. Внутри артели постоянно проходили состязания, где каждой семье хотелось, чтоб победил именно их род. Особую роль играют «дядьки» - это наставники в «беседах» или в более мелких группировках ребят. Роль «дядек» похожа на роль современных тренеров, следящих за общей подготовкой бойцов, проводящих сборища (тренировки). Старшие беседы тоже выполняют своеобразную педагогическую роль по отношению к младшим, они должны постоянно «ерошить» молодежь, без высокомерия и злобы создавать им трудности, мучить, поколачивать, «топить» в реке, бросать в одежде в воду, забрасывать снежками, расстреливать рябиной из трубок и многое другое. Все это вырабатывает у молодежи осторожность и постоянную готовность к отражению нападения.

Однако, если получалось, что младших обижали, и они не могли дать отпор чужакам, то старшая беседа обязана была заступиться и дать сдачи злоумышленникам; если этого не делалось, то старшие наказывались еще более старшими. Иногда детские конфликты дорастали до размера артельных, тогда они замирялись на уровне утаманов, либо назначались бои между деревнями.
Тренировки значительно отличались от принятых теперь в спортивных секциях. Большая часть из них - это состязания на «сборищах» в борьбе, различных видах кулачного и палочного боя, других боевых состязаниях. Во время непраздничных сборов бойцы перенимали навыки боя от старших или от дядьки, под его руководством. Сборища проходили летом на улице, на горах, на перекрестках дорог, на мостах. Осенью, весной и в дождь собирались на токах, в пустой шахе, в ригах, зимой откупались избы.

В наше время сложились приспособленные к современной жизни традиции. Занятия начинаются с общего построения и чтения основных молитв и молитв «перед учением». Заканчиваются занятия так-же построением и чтением молитв «после учения». Если тренировка проходит на улице, то молитвы читаются либо стоя в кругу, либо лицом на восток.

По обычаю оружие находилось у выхода из избы - «чтоб удобно встречать было». Вслед за этой традицией принято оставлять тростки, ножи, вообще любые боевые тренировочные снаряды около выхода из зала, в углах и на стенах. На стены можно повесить старинные картины, лубки или гравюры, изображающие поединки бойцов, борцов, портреты дядек-стариков. Места для тренировок хорошо выбирать недалеко от водоемов, чтоб каждое занятие заканчивать купанием или обтиранием снегом. Для общего обсуждения, которым заканчивается каждая тренировка артель садится на лавки или на землю кругом, который должен быть ровным, круглым, без «дырок». Зал должен мыться дежурными перед каждым занятием независимо от его чистоты и того, ваш это зал, или временно вами занимаемый.

Традиционно у кулачных бойцов не было какой-то особой одежды, они одевались в обычный русский
народный костюм. Говоря точнее, была особая мода в ношении этого костюма, и по ней можно было безошибочно определить кулачного бойца. Символика ношения шапки, кафтана (позже пиджака) сообщала знающему человеку о намерениях бойца, о его настроении. Традиция требует от нас занятий в повседневной одежде, той, в которой работаешь и отдыхаешь, это позволяет психологически закрепиться в отношении как к одному из видов воинской формы. ДЛЯ полевых выходов и сборов хороша военная полевая форма, так как она функционально приспособлена для таких условий.

Со времени официального разрешения заниматься боевыми искусствами (прежде по подвалам и сараям скрывались не только каратисты, хотя теперь это время вспоминается как золотое) сложился обычай тренироваться в национальной одежде. Такие занятия очень важны, так как, боец носящий одежду предков, в которой они столетиями отстаивали независимость Отечества, внутренне объединяется с ними, перестает чувствовать разрыв поколений, быстрее приходит к пониманию русского воинского духа. Пропорции сочетания этих трех видов одежды устанавливает дядька, важно, чтоб все было к месту и имело смысл.

К традиционной одежде, надеваемой на праздники и иногда на тренировки, относится рубашка-косоворотка (на Северо-Западе - голошейка), портки, тканый пояс. В качестве обуви используются «щучки» - короткие сапоги из мягкой кожи. Рубашка носится навыпуск, подол должен закрывать разрез на портах. Рубаха подвязывается поясом, узлы опоясок традиционно регламентируются соответственно ситуации: праздник, на драку, в гости, в церковь, в лес и другие. Она шьется из прочной ткани (цвет не имеет значения), для праздников желательно иметь специальную нарядную косоворотку, лучше с вышивкой. Желательно, чтобы в тех местах где начинает развиваться Буза, народный костюм восстанавливался наиболее точно в соответствии с местным обычаем, вне зависимости от того, была ли в этом регионе развита наша традиция или нет - все мы русские, все одного рода.

Тренировка может проходить под народную музыку, дядька решает под какую. Бои проводятся под специальную музыку (любые наигрыши «под драку»), если нет инструментов, то можно состязаться под хлопки ладоней, под бубен, под удары палка о палку, нож - об нож, пение «под язык».
Традиционно важными элементами подготовки бойца в древности были рыбалка и охота. Навыки маскировки, скрадывания, следопытства, установка силков и ловушек, ночевка в лесу, в болоте, в поле, добывание пищи, изготовление необходимых в походном быту предметов обихода, меткая стрельба и бесчисленные лесные уловки приносили неоценимую пользу бузнику.
В современной жизни этот комплекс можно частично заменить походами на дальние дистанции и вылазками «на выживание», охотой и рыбалкой. Водяные и лесовые обычаи бойцовских артелей настолько самобытны и обширны, породили вокруг себя столько легенд, что об этом следует писать в отдельной работе.

Система питания - это традиция православных постов. Традиционные постные дни в среду и пятницу, так же четыре больших поста: Великий, Петров, Успенский, Рождественский. В эти дни предписывается не только воздерживаться от мясной, молочной, иногда рыбной пищи, но, что важнее, говеть, исповедоваться, причащаться, стараться искоренить в себе душевные пороки.

Желающим глубже познакомиться с традициями православного поста следует обратиться за разъяснениями к священникам, а если нет такой возможности, то к книгам подвижников православной церкви. Рецепты постных блюд тоже можно найти в книгах.

К особому разделу питания можно отнести опыт употребления в пищу дикорастущих растений, способы приготовления пищи в лесу, травничество. Знание свойств трав и деревьев позволяет человеку быстрее высыпаться и восстанавливать силы, ободряться, когда клонит в сон, сохранять здоровыми ноги, даже если приходится неделями бродить по болотной жиже.

Лесные обычаи боевой артели не менее богаты опытом наблюдения за дикими животными. Охотник не мог не симпатизировать хищным зверям, наблюдая за ними, он перенимал некоторые повадки, хитрости, способы охоты. Это привело к тому, что в некоторых партиях кулачных бойцов складывался образ зверя-символа мужской группы. Принятых в артель обучали плясать «волчком», «горбатым» (медведем), «соколиком», изображать зверя в святочные вечера (надев шкуру), собирая артелью «срядчиков» как бы «дань» с окрестных деревень: «кто не даст пирога - сведем корову за рога, кто не даст хлеба - уведем деда». Возможно в старину эти поборы носили более серьезный характер, ведь артель древности - это родовая дружина, которая обязана была защищать свой род, вести войны и требовала к себе соответственно¬го уважения, к которому относилась и общеродовая обязанность праздничного кормления - «братчины». Неслучайно в боевой терминологии так много звериного: удар «рогач», «волчий бег», «волчьи ноги», удар «зуб», движение «волчком», встреча атаки «соколиком» и многое другое.

То не мстински ли волки воют,
Не хотят мириться?
То не нас ли созывают
На ножах побиться?

Даже в современных бойцовских объединениях северо-западной Руси очень широко распространен обычай оформлять рукоятки ножей в форме звериных, птичьих, рыбьих голов. Головы рысей, волков, лисиц, быков, соколов, орлов, щук украшали боевые ножны, да и само общее прозвание таких ножей было сродни хищнику - «щука», «щучка», «щукарь», видимо имея ввиду их боевое назначение и форму клинка.

Нередко звериная морда на рукоятке соответствовала любимому зверю, и тогда во время «ножовщины» (состязания по бою на ножах), у бойцов-соперников, бой становился как бы дракой двух зверей, а ножи - их символами. В мифологии восточных славян сражением в образе зверей закончился последний бой Кривды с Правдою. Они принимали вид разных животных, пока в образе волка не победила правда.

Бои на ножах, «ножовщина», чаще всего носили характер судебных поединков, «Божьего суда»: бойцы верили, что Бог поможет правому и выявит покривившего душой.
Рисунки сцепившихся зверей широко распространены в каменной и деревянной домовой резьбе, вы¬шивке, в росписи и фресках. Человеку, знающему обычай, они напоминали: «Кривда борется против Бога, и поле битвы - сердце человека».

Особую роль в воспитании бойцов, играли сказочники. Волшебные сказки, слышанные с детства, привычные и знакомые, как родная природа, к восемнадцати годам открывали юноше свое заветное значение.

На Северо-Западе Руси сохранился редкий обычай мужских сказок, которые передавались мальчикам дедами и отцами. Особую роль брали на себя отцы-крестные, в их обязанность входило объяснять в совершеннолетие сокровенное значение сказок.

Предания рассказывают о том, что в древности существовали специальные «школы» для мальчиков, в которых с 12 до 18 лет обучались подростки. Говорят, что школы эти находились в лесу или внутри холмов, в пещерах, формы обучения были «дневная» и «заочная» с установочными сессиями.

До нашего времени такие школы не дошли, сохранились лишь воспоминания о них и семейные, родовые традиции толкования сказок.

Сердце воина — эмблема бузы

Григорий Николаевич Базлов

Символ изображает двух грызущихся волков. Тела зверей S-образно изогнуты, хвосты сплетены. В центре между ними расположен крест. Символ называется «Сердце воина». Обозначает вечную борьбу добра и зла за сердце человека. От личного выбора человека, от того, чью он примет сторону, зависит, каким будет его сердце, а следом и поступки. У Достоевского есть простое и ясное высказывание: «Бог с дьяволом борется, а поле битвы — сердце человеческое ». Эти слова великого писателя полностью поясняют смысл эмблемы Бузы – «Сердце воина».

— Почему в центре эмблемы, между волками изображен крест?

— Крест, в эмблеме обозначает Православную христианскую веру. Древний учитель Церкви Тертуллиан сказал в свое время: «Душа человека по природе христианка «. Это и отражено в эмблеме, крест расположен в самом центре сердца. В борьбе со злом воспитывается и крепнет дух человека. В некоторых древних вариантах этого символа в центре эмблемы размещалась виноградная гроздь или цветок хмеля. По древней символической традиции гроздь винограда обозначала Божью Благодать, а на севере, где виноград не рос, вместо грозди изображался цветок хмеля.

Как раз такой цветок хмеля мы видим в изображении «сердца воина» на турьем роге, найденном в древнерусском воинском погребении конца Х века, под Черниговом, в кургане Чёрная могила.

Графика и основной символический смысл композиции, при этом не меняется. Две S-образных фигуры волка, сплетаются в драке, образовав графический знак «сердце». Их сплетенные хвосты расположены между фигур зверей и увенчаны цветком хмеля.

Не исключено, что в этом случае символ имеет дохристианское происхождение и иллюстрирует некую древнерусскую легенду. Академик Б. А. Рыбаков трактует его как «символ единоборства». По всей видимости, изображение двух грызущихся волков восходит к распространённому сюжету о битве Кривды с Правдою, который сохранился во множестве вариантов духовного стиха о Голубиной книге. В кратком изложении сюжет выглядит так:

По велению Бога две птицы сотворяют мир. Окончив обустройство мира, одна из них говорит, что мир должен принадлежать ей, так как, она больше трудилась. Другая, говорит, что мир принадлежит Богу, по тому, что это Он создавал всё, послав трудиться птиц. Так появляется в мире Кривда и Правда.

Кривда начинает бой с правдой и они сражаются сначала в образе птиц, потом людей, потом волков. Именно в образе волка, Правда переспорила Кривду и «…пошла на небеса к Царю Небесному». «А Кривда пошла у нас по всей земле, по всей Святорусской. Она легла к нам на ретиво сердце. От того у нас стало, Правды нет!» «Кто по Правде будет жить, тот причаянный ко Господу, кто по Кривде будет жить, тот отчаянный от Господа». Характерно, что в легенде упоминается и отпадение ангела (др.-греч. ἄγγελος, ангелос - «вестник, посланец») от Бога, и война против светлого ангела, сохранившего верность Богу. Есть в славянской легенде и воспоминание о безоговорочной победе ангела — Правды над падшим ангелом – Кривдой. Очевидно, что легенда, основной сюжетной частью, полностью совпадает с библейским преданием о битве Воинства Небесного с падшими ангелами и низвержением их с неба не землю. Из этого следует, что Правда, это славянское имя архангела Михаила – воеводы Воинства Небесного, а Кривда – славянское имя предводителя падших ангелов.

кл слова: техника, буза, рукопашный бой, Склизков, Базлов

Я не зря написал, что боевое искусство было открыто, а не изобретено или создано. Боевое искусство нельзя ни изобрести, ни создать, как нельзя изобрести законы физики или химии. Боевое искусство - это реальность, живущая по своим объективным законам, эти законы нельзя придумать, их можно только открыть.
Думать, что китайцы или другие азиаты могли, что-либо открыть, наивно. Они и сейчас ничего не открывают, пользуются тем, что воруют или покупают у европейцев или американцев, а раньше уж тем более. Если на это кто-то возразит, что китайцы придумали фарфор, шелк, бумагу, порох, на это я отвечу, что этот народ, который мы сейчас называем китайцами ни бумаги, ни фарфора, ни шелка, ни пороха не изобретали. Они усвоили чужие изобретения и занимались их производством. Точно также как сейчас производят компьютеры и другие товары. Я не буду в своей статье углубляться в эту тему, это отдельный разговор, но приведу одно косвенное доказательство.

Японцы в свое время (средние века) усвоили китайскую культуру (письменность, философию и т.д., и т.п.) и считали ее вершиной культуры, образцом. Но, в то же время японцы китайцев (сейчас и раньше) за людей не считают. Спрашивается, как же это может быть? А очень просто, для нынешних китайцев, древнекитайская культура, такая же чужая, как для японцев и она была ими усвоена, так же как японцами, т.е. это не их культура. Так что ничего они никогда не создавали, не открывали и не изобретали. Китайские боевые искусства - это примерно то же самое, как китайские товары, подделка и подражание. Я все это утверждаю не просто потому, что мне это хочется, а потому, что знаком с документами и материалами на эту тему, подтверждающие то, о чем я говорю.
С моей точки зрения, восток не только был знаком с боевым искусством, но и сохранил его сейчас (хотя многие в этом сомневаются, т.к. никак не могут найти его у азиатов). Доказательством этого является история моего знакомого. Хотя боевое искусство одно, разница между тем, что сохранил восток, и тем, что живет у русских, несмотря на единые принципы работы, основанные на знании законов боя, есть. Разница заключается в следующем: восток использует набивку тела, а русские нет, точнее система укрепления тела у нас есть, но не в такой форме как на востоке. Почему такая разница? У русских боевое искусство жило и сохранилось в воинской среде, а на востоке в среде турнирных бойцов. Качественная набивка, да еще без фатальных последствий для здоровья, это очень сложная и трудоемкая вещь, на ее достижение требуются годы упорных тренировок, а при их прекращении набивка сходит достаточно быстро. Кроме того, никакая набивка не защитит от удара клинковым оружием. Поэтому, для воина, имеющего дело, главным образом, с вооруженным противником набивка не решает ничего, к тому же в условиях войны (похода) поддерживать набивку задача сликом сложная

У набивки, кроме вполне понятных положительных свойств, есть очень серьезные недостатки. Она формирует навык делать подставки под удар. Техника, основанная на наличии, набивки начинает от нее зависеть. Опасность подставки заключается в том, что когда-нибудь можно не разглядев, например, в групповом бою, подставиться под удар не руки, а металлической трубы. Даже набитая рука сломается. Недостаток техники, основанной на наличии набивки, я проиллюстрирую на примере все того же моего знакомого, тренировавшегося у японцев. В свое время он перенес две операции на надкостнице. Оба раза воспаление возникало после участия в соревнованиях. Причина была в следующем: перестав регулярно заниматься, он еще несколько лет участвовал в соревнованиях. За это время набивка потеряла свое качество, а привычка выполнять удары так, как будто она в порядке осталась. Результатом этого стали травмы, которые привели его, в конце концов, под нож хирурга. Человек с набивкой теряет страх, это очень опасно в воинских делах. В бузе учат не держать удар, а принимать без вреда для тела, за счет специально вырабатываемого навыка.
Что касается различного рода соревнований, по правилам или без, где бой идет без оружия, я считаю, что набивка дает несомненное преимущество. В среде профессиональных бойцов применение набивки оправдано и необходимо. Самое главное знать, как это делать правильно, чтобы набивкой не превратить самого себя в инвалида.
Я уже уделил много внимания теме "Боевое искусство" и хочу перейти непосредственно к разговору о бузе и о технике бузы. Для того чтобы хоть как-то, показать, насколько, уникальной является буза вернусь к рассказу о том, как я ей стал заниматься.
С самого начала тренировок мне объяснили, что в бузе приемов нет, и работа строится "по принципам" (об этом я правда и до этого знал), так что меня это никак не смутило, и я совершенно спокойно начал работать, как мне казалось "по принципам". На то, чтобы разобраться, что я все делал неправильно, у меня ушло полтора года. Я, вместо того чтобы работать напрямую "по принципам", сначала "по принципам" создавал (довольно-таки быстро) приемы, а уж потом работал по этим приемам. В результате, при медленной работе все было хорошо, а при реальной я не успевал, потому что было лишнее промежуточное звено - создание приема.
Да и вообще, хоть какое-то понимание бузы у меня появилось лишь после года занятий. До того я занимался бузой так же как всеми другими видами единоборств, от такого занятия ничего полезного я для себя не приобретал.

Я не понимал разницы между другими системами и бузой, и, скорее всего так бы никогда и не понял, но тренер, по-видимому, решил, что меня уже можно выводить из этого состояния и вывел. Произошло это следующим образом: на одном из обычных занятий во время отработки техники (не приема) ко мне подошел тренер, он что-то сказал, что-то показал, еще что-то сделал, и у меня изменилось восприятие. Я и раньше знал, что такое бывает, но никогда не встречал людей испытавших это на себе. С изменением восприятия произошло следующее: известно, человек в центре поля зрения видит лучше, чем, на периферии, так вот сначала я периферию увидел так же четко, как центр. Потом заметил, что противник двигается, как в замедленном кино, я правда, сам быстрее двигаться не стал, но стал противника читать как книгу. Хотя мы двигались с одинаковой скоростью, я всегда заранее знал, что он будет делать, легко выбирая более короткие траектории, в результате опережал. Кроме того, я смог себе позволить работать на очень близкой дистанции, на которой в обычном состоянии человек просто не успевает реагировать на действия противника. В боксе хорошо известно, что на близкой дистанции нельзя среагировать на удар противника, если его не предугадать, т.к. время реакции больше времени удара. Японцы, обучая моего знакомого, этот вопрос решали так, просто запрещали работать на дистанции меньше определенной величины, при этом объясняли, что любой мастер на близкой дистанции может пропустить случайный удар. Они учили, если противник вышел на ближнюю дистанцию то надо ее или мгновенно рвать, или любым способом в любую часть тела, вышибить противника за ее пределы. Они боятся близкой дистанции.
Это особое состояние не длилось постоянно, оно включалось только в момент атаки противника. Другой особенностью этого состояния было то, что в нем тело работал, как бы само по себе. Было ощущение, что ты как бы смотришь со стороны, как твое тело валит противника.
То, что тренер показал мне это необычное восприятие (кстати говоря, то, что японцы боятся ближней дистанции говорит о том, что они этим не владеют, не все им передали), выбило меня из привычного состояния сознания, в котором я обычно находился на тренировке, появилась восприимчивость к словам тренера. Потом, во время тренировки, он рассказал боевую сказку, отрывок из былины и меня переключило, я, наконец-то стал понимать, о чем тренер говорил целый год.

История с этим особым состоянием имела продолжение. Я как раз в это время готовил одного из своих бойцов к соревнованиям по армейскому рукопашному бою. Соревнования должны были быть через несколько дней и на одной из последних, перед соревнованиями, тренировок, я чтобы окончательно убедиться в готовности своего ученика (молодой мужчина, весом 75 кг) и дать последние наставления, решил с ним поспарринговать.
Начинаем спарринг и вдруг у меня сработало то, что было на бузовской тренировке. Противник стал восприниматься, как медленно двигающийся, а мое тело решило его бить, и началось. Я его видел как "голого" передо мной были открыты все его уязвимые части тела, а мои руки и ноги сами били куда надо. Если кто-то думает, что в данной ситуации тренер просто гонял ученика, который не отвечал из уважения к нему, то ошибается. Мой боец был воспитан в среде, в которой получать не принято, так что даже тренера он мог терпеть совсем не долго. Он и не терпел, но сделать ничего не мог, я его опережал во всем (в этом состоянии это было не трудно). Это побоище продолжалось несколько десятков секунд, а потом я спохватился, думаю: "Что же я делаю? Я же хотел его потренировать, а сам его забиваю, лишая уверенности перед соревнованиями". Усилием воли я стал переводить себя в тренерский режим, т.е. в состояние, когда следишь за движениями ученика, замечаешь ошибки и т.д. Как только я это сделал, тут же получил два сильных удара в голову, мой ученик вовсе не собирался со мной церемониться. Второй удар опять вернул меня в особое состояние, и я снова начал колбасить своего ученика. Опять вспоминаю, зачем я вышел в спарринг и пытаюсь перейти в тренерский режим и сразу получаю по голове, это возвращает меня в боевой режим, я беру своего бойца на удушающий захват запрещенный в АРБ и думаю надо это все заканчивать, так я его к соревнованиям не подготовлю. Выхожу из спарринга, даю ему другого партнера и уже глядя со стороны, все спокойно контролирую и даю нужные указания. Эти соревнования мой боец выиграл.
Я никак не ожидал, что у меня получится это особое состояние и оно мне, честно говоря, очень понравилось. После этого спарринга я стал хотеть, чтобы оно вернулось. Как только я стал хотеть тут все и закончилось, я потерял это состояние. Поскольку ключа от управления этим состоянием мне дано не было, ничего поделать с его потерей я уже не мог.
На самом деле это состояние не было мною потеряно, просто сработали определенные механизмы с ним связанные. Дело в том, что это состояние вообще нельзя запустить самому себе, по своему желанию, это особая форма защиты. Наверняка, когда-то были люди владевшие ключом к его управлению, но они же этот ключ глубоко похоронили. Другому человеку можно, себе нет, тебе его передает твой учитель. Когда надо, в экстремальной ситуации оно возникает само, но опять же только в том слчае, если правда на твоей стороне. С помощью этого состояния нельзя заработать денег или стать чемпионом в каком-то виде единоборств, в этих ситуациях оно не включается. Это ограничение на него наложили наши предки.

Сохранились свидетельства использования этого состояния. Они сохранились в рассказах о характерниках, это люди, которые были носителями древней русской воинской традиции. Характерники совершали удивительные вещи, например, они оставались неуязвимыми в страшных рубках, при этом, не используя никакой защиты на теле (кольчуга, доспехи, шлем и т.д.), остались сообщения о том, что они чуть ли не пули руками ловили. Я, например, склонен думать, что это не сказки, невозможно сказать, чем и до какой степени владели эти люди.
И так, тренер дал мне понимание того, чему он учит. Я хочу еще раз пояснить, боевое искусство это не то, чему можно самостоятельно научиться, это то, что передается от человека (учителя) к человеку (ученику). Никакие книги, видеокассеты, в этом ничем не помогут, поэтому на нашем сайте мы и не стремимся размещать материалы по технике, единственное, что здесь можно посоветовать, находите возможность для живого общения, лучше всего начать с посещения одного из семинаров по бузе.
Основная сложность в понимании бузы, для человека, который уже чем-то занимался, состоит в том, что в бузе приемов нет, техника есть. Что значит работа "по принципам"? Работа "по принципам", это следование особым правилам, если вы их выполняете, то победа в бою будет за вами. Например, в защите если вы будете перемещаться и ставить блоки в соответствии с ними, то всегда будете в преимуществе перед противником. Здесь можно заявить следующее, для того чтобы правильно использовать перемещение и блоки надо сначала научиться их делать. Совершенно верно. В бузе существует система освоения правильных перемещений и блоков, и тоже "по принципам". Человека не учат, как шагать и как двигать руками, с помощью специальных упражнений он сам этому научается, научается не конкретным движениям, а способам блокирования и перемещений. Я понимаю, что пишу об этом очень расплывчато и малопонятно, связано это не с тем, что я пытаюсь что-то скрыть, а с тем, что это нельзя передать словами. Это надо видеть и почувствовать.
Когда человека обучают "по принципам", это не значит, что ему дают массу объяснений и теоретических выкладок. Обычно как раз наоборот, вообще ничего не говорят, просто много показывают, а вот уловить принципы, это задача самого учащегося. Находясь на тренировке по бузе можно часто видеть, как в ответ на однотипную атаку противника каждый раз выполняются внешне очень разные действия. Действия разные, но за ними стоит один для них всех общий принцип их эффективности, который надо уловить. Для того чтобы учащиеся могли уловить именно принцип, а не запоминать приемы, ответы на атаку делаются как можно более разнообразными (в пределах принципа работы). Такой метод обучения для человека является очень естественным. Вспомним, как ребенка учат читать. Его из букв учат складывать слоги, ему сначала дают одну пру букв называя слог, потом другую, потом третью и т.д., т.е. дают разные слоги, чтобы ребенок уловил принципы сложения из букв слогов. Если попытаться это сделать на одном слоге или нескольких, он просто их заучит и принципа не поймет, а, поняв принцип, будет читать любые слоги, даже те, что ему и не показывали. Работа "по приемам", это заучивание отдельных слогов, а потом, с помощью выученных слогов пытаться читать или писать, что-то прочитать и написать, конечно, можно, но очень ограниченно. На этом примере хочу показать разницу между китайцами и им подобными, и русскими. Они, китайцы пишут и мыслят иероглифами, т.е. отдельными готовыми кусками (читай приемами) и передать ими можно только те слова, к которым придуманы иероглифы. Все многообразие языка (боевых ситуаций) ими передать или описать нельзя из-за отсутствия нужных иероглифов (приемов). Русские пишут буквами (принципами), с помощью нескольких десятков букв они передают почти все многообразие языка (боевых ситуаций). В этом разница между работой "по приемам" и "по принципам".
В бузовской методике обучения есть еще одна особенность. В бузе сначала учат драться (вести бой), а уж потом совершенствуют какие-то движения (не приемы). На востоке все наоборот, сначала учат приемам (стойки, блоки, удары), а потом с их помощью пытаются научиться драться.
Проиллюстрирую эту ситуацию на таком примере: представьте себе, что человека надо научить плавать. Русский подход, это завести человека в воду и начать учить, после того как поплывет приступить к совершенствованию техники плавания. Восточный подход, это положить человека на берегу, пузом на скамейку и начать отрабатывать отдельные движения, из которых состоит техника плавания. При этом лежа на берегу надо добиться высокой красоты их исполнения и когда совершенство будет достигнуто, человека можно допустить до воды. А когда его приведут к воде, то выясниться, что, несмотря на все предварительные тренировки, он не умеет ничего, да и еще панически воды боится, и придется его учить плавать с самого нуля, а обученный по-русски уже давно будет плавать и совершенствоваться в плавании, а не в движениях руками и ногами.
Кстати говоря, в бузе существует абсолютно уникальная методика и техника, с помощью которой человека можно научить реально драться за два, три дня и он будет и бить, и бросать и защищаться от любого нападения. Мастером он, конечно, не станет, но драться научиться. Что значит научиться драться? Это значит, что между ним и человеком необученным будет такая же разница, как между человеком, который умеет плавать, пусть даже плохо, и не умеющим плавать вообще, это очень, очень большая разница.

Буза - русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До второй половины ХХ-го века бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает в себя боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками.

Наиболее родственные традиции: "Спас", родовая система князя Бориса Васильевича Голицына.

Прежде чем говорить о системности в боевых искусствах, определим само понятие "система". Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействие которых происходит по определенным законам. Автомобиль - это система, он состоит из деталей, связанных между собой и взаимодействующих по законам механики. Комплект тех же деталей в автомагазине системой не будет, потому что между ними нет связи. Теперь представьте себе, что были взяты детали от машин разных марок, и с помощью смекалки, изобретательности, электросварки, проволоки и т.п. их объединили в некоторое подобие автомобиля. В этой конструкции все детали взаимосвязаны, но не взаимодействуют, так как взятые от разных моделей не подходят друг к другу. Подобное устройство системой не является - это набор. Набор - это совокупность связанных элементов взаимодействие, между которыми происходит случайным образом или не происходит вообще. В наборе каждый элемент может быть заменен на любой другой, элементы могут быть добавлены или убраны, это ни на что не влияет. В системе это невозможно, так как любые замены нарушат законы взаимодействия внутри нее, это ее или разрушит, или превратит в другую систему.

Для примера проведем анализ некоторых единоборств на наличие в них системности. Начнем с каратэ, широко известного и распространенного единоборства. Посмотрим, что представляют из себя некоторые популярные стили. Ашихара каратэ - техника ног из каратэ, "руки" - бокс, система передвижений - айкидо, броски - дзюдо. Кекушинкай-каратэ - программа обучения каратэ, техника спаррингов и ударов ногами - муай-тай. Вадо-рю - техника ударов карате, способы защиты и передвижений дзю-дзюцу. Можно видеть, что в нем присутствует свободная взаимозаменяемость элементов. Вывод: каратэ системой не является, это набор приемов. Но надо отметить, что на неискушенного человека оно при знакомстве производит впечатление хорошо разработанной системы. Там действительно есть доведенная до ума, четко структурированная методика обучения технике, это-то и создает такое впечатление. В противоположность каратэ, практически завершенной системой является бокс. Попробуйте что-либо к нему прибавить или убрать - не получиться.

Часто не различают понятия системность и боевое искусство, а это не одно и то же. Боевое искусство всегда система, а вот единоборство, представляющее из себя хорошо разработанную систему может к боевому искусству не иметь никакого отношения. Например, бокс и спортивное фехтование. Превратить единоборство в систему, на самом деле не трудно, для этого надо ввести ограничения, например бить только кулаками или фехтовать только на шпагах. Далее, в условиях крайне ограниченного количества способов воздействия на противника просчитать все возможные варианты атаки и защиты и организовать их соответствующим образом. Зато задача построения системы в ситуации, когда нет никаких ограничений в приемах нападения и защиты (ведения боя, воздействия на противника), является архисложной. Решена она только в русском боевом искусстве.

Предваряя разговор о бузе как о системе, необходимо отметить следующее: ее невозможно полностью описать, в этом она похожа на живой организм. Если препарировать лягушку и посмотреть из чего она состоит, то можно сделать вывод, что лягушка - это совокупность мышц, костей, органов и т.д. Но если попытаться заново собрать эти части, то получиться не лягушка, а ее труп. Ушло самое главное - жизнь. Живой организм - это нечто большее, чем совокупность частей его составляющих. Также и с бузой, ее можно свести к некоторой структуре, но вот восстановить из нее обратно уже невозможно. Но такое структурирование все же полезно, оно дает дополнительное понимание предмета изучения.

Буза - это триединство веры, обычая и боевого искусства. В этой статье мы не будем касаться вопросов веры, это отдельный серьезный разговор. Отметим только, что русское боевое искусство не существует вне православия.

Чтобы понять бузу как систему, сформулируемруем задачи, которые она решает как боевое искусство. Первая - дать человеку возможность вести эффективный бой на победу с любым противником.

Условно столкновение с "любым противником" можно представить в виде трех ситуаций:

  1. бой с технически подготовленным противником равной физической комплекции
  2. бой с противником, имеющим какое-либо преимущество: физическое (сила, скорость, выносливость, рост, вес), численное, за счет оружия и т.д.
  3. бой, когда противник имеет подавляющее физическое, техническое или численное превосходство.

Вторая задача - обеспечение возможности ведения боя в любых условиях. Другими словами, система должна обеспечивать высокую надежность действий бойца, т.е. "прощать" ему ошибки (например, удар должен выполняться таким образом, чтобы в случае промаха не травмировались собственные суставы и бьющий не попадал в сильно уязвимое положение), по возможности минимизировать зависимость эффективности действий бойца от его физического состояния (усталость, болезнь, ранение).

Кроме того, буза, как и любое боевое искусство решает задачу качественной подготовки и обучения воина.

Рассмотрим все по порядку. Подзадача 1а - это уровень, на котором работают все спортивные единоборства и подавляющее большинство восточных. Она решается за счет технического арсенала системы. В бузе он чрезвычайно богат и эффективен, позволяет вести бой с представителями любых видов единоборств. Бузовская техника это не набор приемов, а совокупность законов и принципов, которым подчинены действия бузника, вместе они образуют двигательную структуру бузы как системы.

Во время боя положение тела бузника определяется принципами - "железный столб", "мертвое тело" и т.д.; перемещения - "покач", "жур", "петушиный шаг" и т.д.; работа рук - "бузовка", "крест", "колотушка", "жаворонок", "рогач" и т.д.; работа ног - "жур", "запашка", "отмашка" и т.д. Их можно наработать без партнера. Ядром двигательной структуры является "покач". Он в бузе выполняет ту же роль, что в каратэ все стойки вместе взятые. Принципиальная разница в том, что стойки - это всегда статика, даже если в них ходить или бегать, а "покач" - это непрерывная динамика. Очень важно понять следующее, мы не бьем с помощью "бузовки" и не перемещаемся посредством "покача" и т.д. и т.п., все это не более чем подсказки для выхода на бузовскую работу. Если бузовские принципы воспринимать как набор приемов, то мы останемся на уровне восточных единоборств, при этом они еще и будут в преимуществе, за счет детально разработанной методики развития физических качеств бойца.

Подзадача 1б решается за счет использования трех принципов: "домика", построения единой двигательной системы и сложения усилий (см. соответствующие статьи). Принцип "домика" - это то с чего вообще начинается любое боевое искусство, а если в единоборстве нет чего-либо подобного, то об искусстве говорить не приходится. "Домик" структурирует пространство вокруг бойца, дает ему возможность организовать свои действия. Эти три принципа образуют бузовскую систему взаимодействия с противником, причем каждый из них может использоваться сам по себе, во взаимодействии с любым другим и со всеми сразу, тут и начинается бузовская работа. Наработать эти принципы можно только с партнером.

Мы уже рассмотрели две составные части бузы: двигательную структуру, образующую ее арсенал технических средств, и систему взаимодействия с противником, состоящую из совокупности трех принципов: "домик", "единая система", "сложение усилий". Владение первым из них позволяет вести бой с равным по физическим качествам соперником независимо от того, какой технике он обучен. Владение второй частью дает возможность биться с любым противником при наличии минимально достаточной физической формы, надо хотя бы иметь силы, чтобы двигать свое тело со скоростью, позволяющей уклониться от ударов. Уровень этой достаточности будет тем выше, чем лучшую подготовку будет иметь противник. Только овладение третьей частью бузы, как системы, позволяет полностью решить задачу ведения боя с любым противником, в любых условиях, в практически любом состоянии.

Третья часть решает подзадачу 1в, она представляет из себя совокупность методов управления противником без оказания физического воздействия. Управление может осуществляться на уровне движения частей тела, поведения, мышления. Человеку (группе людей) "делают напуск" или, по другому, "подпускают морок" (вспомните выражение, морочить голову) и переводят в беспомощное состояние, чем потом и пользуются. В качестве примера работы на таком уровне приведем случай, произошедший с князем Голицыным Борисом Васильевичем. Это было незадолго до его смерти, к этому времени он пережил инсульт и только-только начал нормально передвигаться. Проходя по улице, он встретил молодого парня распространяющего сектантские листовки. В результате этот парень оказался в мусорном баке вместе со своими прокламациями. Даже инвалидность не помешала старому воину легко справиться с молодым человеком.

Подзадача №2 в бузе решается за счет построения системы на основе движений первого и второго порядка. Движения первого порядка это простые повороты, сгибание и распрямление конечностей и т.п. и их любое сочетание, в том числе использование принципа реверса. К движениям второго порядка относится "волна". А движения третьего представляют собой сочетание двух предыдущих. Они обеспечивают максимальную силу и скорость удара, но координационно очень сложны. Чем сложнее техника тем менее она надежна, так как ее действенность зависит от работоспособности большого числа входящих в ее состав элементов и того насколько хорошо налажено взаимодействие между ними. Например, удары третьего порядка резко снижают свою эффективность если боец теряет физическую форму, а причин для этого может быть много: отсутствие тренировок, неблагоприятные условия жизни, болезнь, усталость, травмы и т.д. Так же низка их устойчивость к внешним помехам (активное воздействие противника, неудобная одежда, скользкая опора, непривычная окружающая обстановка и т.д.). Кроме того, они имеют такое свойство, как целостность или завершенность, то есть четкое начало и конец, а значит всегда заканчиваются "мертвой точкой". К чему это приводит уже писалось в предыдущих статьях.

Всех вышеперечисленных недостатков лишена бузовская техника построенная на движениях 1-го и 2-го порядка. Их несколько меньшая сила и скорость с лихвой компенсируется за счет принципов построения единой двигательной системы и сложения усилий. При этом любое из них становиться движением третьего порядка при наложении на него "сполоха". Сполох повышает эффективность оказываемого на противника воздействия и используется тогда, когда этого требует ситуация.

Буза тесно связана с русской мужской пляской. Она содержит в себе зерно движений, этнический двигательный архетип. Через нее бузник приобретает навык спонтанного комбинирования движений, учится импровизации. Важнейшее же значение пляски состоит в том, что она является главной частью обряда, который, в свою очередь, для бузы тоже, что блок питания для компьютера или аккумулятор для стартера автомобиля. Обряд - это бузовской энергоисточник огромной мощности. В спорте ту же роль выполняет общая и специальная физическая подготовка, благодаря которым растет сила и выносливость спортсмена, увеличивается его энергопотенциал.

Бузовской плясовой обряд представляет собой ритуальную форму боя. Проведенный правильно, он в организме человека вызывает ту же реакцию, что и настоящая драка - это эмоциональный подъем, выброс в кровь адреналина и т.д. Обряд не только позволяет пробудить внутренние резервы человека, он дает возможность накапливать, собирать в общий котел энергию всех участников обряда, где она приумножается и откуда каждый может почерпнуть ее столько, сколько ему надо или сколько он способен взять. Чем ближе в своих тренировках мы к русской традиционной мужской боевой культуре, тем больше можем почерпнуть из обряда. В самом же обряде нет ничего волшебного, заложенные в нем механизмы, с помощью которых оказывается воздействие на человека, известны и изучены.

Итак, буза это триединство веры, обычая и боевого искусства. Бог - есть Троица, обычай - совокупность трех элементов ремесла, войны и воспитания, боевое искусство - совокупность системы взаимодействия с противником, арсенала технических средств, методов управления человеком. Каждая из них в свою очередь представляет из себя триединство составляющих их компонентов. Система взаимодействия - это три принципа: "домик", единая система, сложение усилий. Методы управления сводятся к управлению мышлением, поведением, движением. Арсенал технических средств - к перемещениям, броскам, ударам. Способы перемещений получаются из трех действий ходьбы, прыжков, перекатов. Броски производятся тремя способами: за счет выведения из равновесия (вся спортивная техника), оказания болевого воздействия и лишения сознания. Из равновесия можно выводить за счет смещения проекции центра тяжести за площадь опоры (например, подножки), за счет выбивания опоры (подсечки), отрыва от опоры ("мельница"). Боль можно причинять за счет воздействия на суставы, захвата чувствительных частей тела (рывок за волосы), давления на болевые точки. Суставы можно выкручивать, перегибать против естественного сгиба, дожимать по направлению естественного сгиба (при работе на запястье). Сознания можно лишить ударом, удушением, переломом (например, позвоночника).

Переходим к удару. Его эффективность определяется тремя качествами: силой, скоростью, жесткостью. Сила в ударе достигается за счет силы мышц, скоординированной работы то есть сложения усилий различных частей тела и наполнения движения. Скорость зависит от скоростных качеств человека, использования принципа сложения скоростей различных частей тела и применения методов ускорения движений частей тела. Движение можно ускорить за счет использования "волны", длинного рычага и уменьшения радиуса вращения. Жесткость в ударе достигается силой мышц, выстраиванием правильной силовой конструкции, созданием опоры. Опора может быть внешняя (например, нескользкая поверхность, стена, точка захвата), динамическая (движение центра тяжести в направлении удара), внутренняя (принцип реверса).

Выше приведенная структура бузы является плоскостной, она отражает только одну грань боевого искусства - безоружный бой, но есть еще две - это бой с холодным и огнестрельным оружием. Структурно все они организованы одинаково, так как являются тремя проекциями одного явления, но выглядят по разному. Проиллюстрируем это таким образом, представьте себе боевое искусство в виде сложной, объемной фигуры, например скошенного с двух сторон цилиндра. На три плоскости она даст три разные проекции, но мало того, даже с одной плоскости но разных ее точек будет выглядеть не одинаково. Боевое искусство вещь целостная, то что его делят на виды боя (с оружием, без него), стили, техники означает, что связь с ним потеряна и люди имеют дело только с его отражением.

Из структуры бузы видно, что в основе ее организации лежит триединство. Она состоит из большого числа элементов количество связей между которыми стремится к бесконечности. Именно поэтому бузу можно свести к структуре, а обратно получить нельзя, так как никакой жизни не хватит чтобы найти те самые, нужные связи, которые сделают ее живой, действующей. Эта работа была проделана многими поколениями наших предков, длилась она, судя по всему, не одну сотню, а может и тысячу лет. Сейчас мы пользуемся ее результатами.

Количество элементов велико, число связей между ними стремится к бесконечности, как же можно сохранить и передать такой объем информации? За это отвечает обычай или традиция, а метод передачи - "из рук в руки от сердца к сердцу", о том, что это такое, уже писалось.

В традиции выработаны способы, облегчающие сохранение и передачу знаний. В наших статьях неоднократно упоминались бузовка, рогач, покач и т.д. Так вот, например, бузовка - не удар и даже не какой-то принцип работы, это правильно выстроенная совокупность многих принципов с налаженными между ними связями. Бузовка, а также рогач, покач и т.д. - это живая иллюстрация законов организации взаимодействия внутри системы, все они уникальные открытия в области боевых искусств. Через них можно выйти на бузовскую манеру движения, хотя лучше "взять" ее напрямую у тренера. Если нет возможности заниматься с тренером, очень хорошо может помочь работа со связями, изложенная в статье А. Иванова "Зерно". Значение же пляски для выхода на бузовскую манеру движений, переоценить вообще невозможно. Плясать надо всем, независимо от того кто, где, как и с кем занимается. На всякий случай напомним, буза начинается там где взаимодействуют все составляющие ее элементы. Если освоить ее манеру движений без овладения системой взаимодействия с противником и методов управления, можно стать хорошим плясуном, но не бузником.

— это боевое искусство, которое воссоздал в Твери Г. Н. Базлов в 90-х годах 20 века. Это единоборство состоит из боевого пляса, и боя с оружием.

Борьба эта ранее существовала в северо-западных регионах Росcии — на землях современных Тверской, Новгородской, Псковской, Вологодской областей. Это народное единоборство имело множество названий, из которых буза — это наиболее употребляемое. Зачастую названия у борьбы не было вообще, а собственно традицию боя в различных местах называли по наименованию боевой пляски, под музыку которой и происходила драка. Так, среди различных названий боевых мелодий, по названию которых прозывали и традицию боя, существуют такие варианты, как буза, галаниха, семьдесят четвертая, шараевка, веселого, под-драку, скобарь, горбатого, собака, мамонька… «Буза» — это самое частое в употреблении название, и вместе с бойцовской мелодией и пляской это понятие обозначало как саму драку, так и боевую технику.

История

С 1987 года это боевое искусство понемногу собирали в экспедициях этнографической направленности исторического факультета Тверского Государственного Университета, полученные материалы подвергались анализу и систематизации. В 2002 году в МГУ на историческом факультете Г. Н. Базлов защитил кандидатскую диссертацию по теме «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников». Эта диссертация была написана по данным экспедиций, проходивших более 12 лет. Его автором стал Базлов Григорий Николаевич, научный руководитель — Заседателева Лидия Борисовна, являющаяся доктором исторических наук.

С 1990 года активисты бузы стали взаимодействовать с Российским Фольклорным Союзом, получая дополнительные знания о российской культуре. С начала 1990-х годов буза стала выступать не только в роли направления русского традиционного единоборства, но и в качестве общественного движения, которое объединило исследователей и любителей отечественных традиционных единоборств из разных областей России и за рубежом.

Сейчас проведение исследований традиций и практики бузы, поиск самых эффективных методов обучения бузы ведет Центр Традиционного Русского Боевого Искусства, президентом которого является Базлов Г. Н.

Исторические свидетельства о бузе

Самое древнее упоминание в литературных источниках о бузе, как об искусстве боя приводится в книге Баркова Ивана Семеновича «Ода кулачному бойцу». В этом произведении идет рассказ о том, как бузник побеждает в поединке знаменитого бойца на кулаках графа Алексея Орлова-Чесменского. Эту оду достаточно точно можно датировать 1750 годом. Таким образом, в 18 веке буза являлась очень распространенной и популярной среди народа. При проведении этнологического анализа содержания и характера обрядовых действий бойцов на кулаках, которые сохранились в традиции бузы, можно говорить о том, что начало эта традиция берет во времена новгородских ушкуйников в 12-13 вв и даже ранее — во времена славянских дружин.

Техника бузы, характеристика разделов

Техника бузы, как , была достаточно разнообразной, она была собрана в разных регионах северо-запада России. Часто даже в соседних селениях использовались преимущественно разные стратегии проведения поединка, но в любом варианте имелся общий технический центр, менявшийся, но сразу определявшийся в технике любого бузника.

Техника боя бузы подразделяется на состязательную и прикладную. Состязательная техника использовалась на встречах друзей, во время праздников, когда проводились состязания по борьбе, палочным и кулачным боям. В варианте состязательной бузы недопустимо было использовать технические приемы, которые могли бы привести к тяжелым поражениям соперника. Вместо правил в таких боях был «уговор», в котором бойцы договаривались о том, как будет проходить борьба. Уговоры, как правило, проходили перед каждой схваткой и соблюдались при любых условиях. Те, кто нарушили уговор, наказывались обеими сторонами. Уговор, к примеру, мог запрещать бить в пах и затылок, ломать пальцы, бить палкой и т.п.

В боевой бузе не существовало никаких уговоров, можно было применять все, что могло бы принести победу. Существовали в поединках только определенные этические рамки, которые применялись в боевой технике. Так, существовала поговорка: «своих режем — чужих колем», которая определяла нанесение колющих ударов ножом в ходе поединков против «своих».

По использованию оружия бузу можно разделить на:

1. Бой с использованием ножа;

2. Бой с использованием палки;

3. Метание;

4. Стрельба;

5. Бой с использованием специальных приспособлений и подручных средств.
В технике без использования оружия можно выделить такие разделы:

1. Техника нанесения ударов;

2. Техника борьбы;

3. Способы причинения травм переломами, вывихами, удушениями, др.;

4. Специальная, а также плясовая акробатика.

Особый раздел: в нем происходит обучение специальным методикам управления вниманием, разумом, которые позволяют использовать прикладную технику бузы максимально действенно. Сюда же относится и обучение боевому плясу, ночному бегу, выживанию в сложных природных условиях, упражнения оздоровления и рекомендации народной медицины.

В разделе традиций, притч и боевых сказок изучаются традиции объединений кулачных бойцов. Подробно разбираются приведенные сказки и притчи, которые образно, символически передают традиции системы боя, философия и этика воина.

Буза находится в системе русских национальных единоборств.

Палочный бой

В этом единоборстве есть несколько базовых размеров палок.

1. Кол — размерами от полутора до двух метров. Кол обычно заостряют с одной из сторон. Это оружие часто выламывали из забора во время резко возникшей драки — т.е. они были временным боевым средством, а не специальным оружием боя. Но существовали и специальные колы, заготавливаемые специально для драки. Эти палки предварительно замачивали в воде, чтобы сделать их тяжелее, более прочными и чтобы они «залипали» при нанесении удара. Так, в д. Карманово в Тверской области «моченые колы» надолго ложили в специально приготовленный рассол из брусники, и эти палки обладали особыми свойствами — «вокруг шеи обовьётся, не сломается».

2. Тростка была размером от одного до полутора метров, параметры могли колебаться — от размера трости и до размеров дорожного посоха, доставая до солнечного сплетения бойца. Тростка чаще всего обжигалась, на нее наносился орнамент. Кроме обычного — боевого употребления, тростка выступала в качестве символа кулачного бойца. Глядя на изображенные на ней знаки, можно было определить принадлежность бойца к определенной артели, узнать о его в ней положении, опыте боев. Это один из главных символов, показывающих принадлежность к движению бузы. Также существовали и тростки из металла.

3. Ручник — это палка для боя длиной с руку или с половину руки. Ручник делали из поломанных тросток с орнаментом. Были в употреблении и ручники из металла. В разных районах Тверской области ручники часто дарили полюбившимся девушкам.

4. Чижики или закладки — представляли собой короткие палки размером с ладонь. Использовались в бою как дополнительное средство, которое увеличивало травмирующие качества кулака. Боевые палки делали из различной древесины, чаще всего — из берёзы, можжевельника, дуба.

Техника боя на палках в бузе подразделяется на три основные группы.

1. Подорожная — поединок ведется палкой, которая держится обратным захватом за верхний конец, подобно тому, как ее держат путники.

2. Хвастание — в этой технике палка держится прямым хватом при помощи одной или двух рук, палку держат за один конец, вторым — наносят удары по противнику.

3. Бой переводом — в этом приеме палка держится за ее середину, место удержания при этом постоянно перемещаются.

Во время поединка на палках используются попеременно все три техники, меняясь между собой. Встречаются способы ведения поединка при помощи двух палок сразу, а также техники, которые сочетают применение палки с каким-нибудь иным оружием, к примеру, с ножом.

Ещё новости