14.08.2022

Основные требования к теме публичного выступления. Подготовка к публичному выступлению: структура, этапы, композиция. Аргументация публичного выступления


Правила подготовки убеждающего выступления.

1. Использовать общие правила эффективной аргументации:

Быть эмоциональным;

Обращаться к жизненно важным фактам;

Стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;

Отвлекаться в изложении;

Использовать цифры;

Опираться на наглядность;

Использовать юмор.

2. Темой выступления должен быть действительно вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе.

3. Продолжительность выступления - не более 3 - 5 мин.

4. Умеренная эмоциональность (слушатели должны ее чувствовать).

5. Затрагивать благородные эмоции (чувство гнева, ненависти, справедливости, несправедливости).

6. Затрагивать вопрос истины - что правда, а что нет.

7. Использовать короткие фразы.

8. Словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый

Общие требования к публичному выступлению

2. Драматизм.

4. Краткость.

5. Диалогичность.

6. Разговорность.

8. Понятность главной мысли.

9. Решительный конец.

1. Решительное начало выступления.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена. Нельзя запинаться в первой же фразе выступления или задумываться над тем, с чего вы начнете. Такого оратора аудитория сразу посчитает неуверенным, некомпетентным.

Первая фраза должна быть четкой и понятной для слушателей. Ее необходимо заранее подготовить и хорошо отрепетировать, произнести уверенно и выразительно.

2. Драматизм.

Это напряжение в тексте. Драматизм создается в выступлении при намеренном столкновении разных точек зрения путем вступления оратора в спор с каким-либо мнением, авторитетом или точкой зрения, при рассказе о каких-либо необычных или трагических событиях, происшествиях. Как говорил Д. Карнеги: «Мир любит слушать о борьбе». Драматизм должен быть создан в тексте на этапе его подготовки.

3. Сдержанная эмоциональность.

Эмоциональность - обязательное требование к публичному выступлению, абсолютно необходимый его элемент. Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, взволнованно, что вам самому небезразлично то, что вы говорите. Выступление ни в коем случае не должно быть монотонным.

Однако эмоциональность должна быть именно сдержанной.

Нельзя не согласиться с известным американским специалистом по обучению риторике П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое гоголевское высказывание об одном-учителе-ораторе: «Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?». В связи с этим предпочтительнее приводить факты, вызывающие у слушателей эмоции, нежели самому говорить слишком эмоционально.

4. Краткость.

Краткие выступления рассматриваются в большинстве аудиторий как умные, более правильные, содержащие истинную информацию. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно. Крайне необходимо соблюсти отведенный регламент, уложиться в отведенное время. Нужно учиться говорить коротко.

президент Франклин Делано Рузвельт. Объясняя, как надо выступать публично, Рузвельт дал сыну три совета: будь искренен, будь краток, садись.

5. Диалогичность.

Выступление должно представлять собой как бы диалог со слушателями.

Оратор не обязан все время говорить сам, он должен задавать вопросы аудитории, выслушивать ее ответы, реагировать на ее поведение. Любое выступление должно иметь черты беседы.

Вопросы могут быть и риторическими, но позволяют повысить эффективность устного выступления прежде всего краткие диалоги со слушателями в ходе самого выступления.

6. Разговорность.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорным, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

В этом и заключается разговорный стиль выступления.

П. Сопер писал: «Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления». Эта же идея выражена и Д. Карнеги: «Хорошее выступление - это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Говорите на заседании объединенного благотворительного фонда так же, как если бы вы разговаривали с Джоном Генри Смитом. Ведь члены фонда - не

что иное, как сумма Джонов Генри Смитов». Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит, и к содержанию его речи.

Не надо использовать много специальных, книжных, иностранных слов, надо говорить проще - это тоже проявление требования разговорности. Можно использовать (умеренно!) разговорные слова, юмор, шутку.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией.

Само собой разумеется, что данное требование относится к числу важнейших. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от ее реакции, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог. Аудиторию надо разбить на секторы и смотреть по очереди на каждый сектор.

8. Понятность главной мысли.

Главная мысль должна быть передана словами, причем желательно не менее двух-трех раз в ходе выступления. В подавляющем большинстве случаев аудитория любит выводы и ждет их от оратора в сформулированном виде.

9. Решительный конец.

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным, понятным, заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать. Ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать, чтобы произнести без запинки, четко и понятно. Заключительная фраза должна быть произнесена эмоционально, несколько замедленно и многозначительно, чтобы аудитория хорошо поняла ее и одновременно поняла, что это завершение вашего выступления.

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

Согласитесь, что довольно проблематично правильно воздействовать на аудиторию и призывать их к действию, если голос оратора тихий и монотонный. Необходимо постоянно работать над постановкой речи (самостоятельно или с группой на тренинге). Излишняя торопливость донесения информации до слушателя также ухудшает речь. Обычно она вызвана робостью лектора и слушателям очень сложно извлечь из неё максимум пользы. Однако, и медленная монотонная и даже гнусавая речь вызывает у аудитории скуку и показывает нежелание автора рассказывать. В этом случае слушатели и вовсе теряют интерес к происходящему.

Вне зависимости от площади и особенностей помещения голос оратора должен быть слышен в каждом ее уголке, чтобы ни один из слушателей не остался без полезной информации. Но не стоит кричать, ведь голос лектора должен звучать естественно и уверенно.

Чёткость и последовательность объяснений, а также логичность и убедительность приводимых фактов и доводов

Лектор обязан быть заранее подготовлен к выступлению, определив, что именно и в какой части речи он должен сказать своим слушателям. Для этого он должен изучить вопрос из литературных источников и подобрать необходимые примеры и сопутствующие материалы (документы, фото и пр.). Также оратору стоит быть готовым к тому, что ему придётся отвечать на вопросы аудитории.

Доступность языка выступающего

Оратор должен обладать большим и богатым словарным запасом. Также не стоит использовать лишние слова, вульгарные выражения, жаргонные слова и т.п. Подобное поведение может «сбить» настрой слушателей, вызвав насмешку или раздражение.

Ясность и простота изложения материала

Речь оратора должна строиться так, чтобы она была полностью доступной всей аудитории. К примеру, не нужно употреблять разные узкоспециализированные термины перед неподготовленными к ним слушателями. Будет хорошо, если он сможет рассказать о сложном простыми словами, которые намного ближе к обыденному разговору.

Краткость

Помните, что длинные фразы не только способны сбить дыхание оратора, но и плохо воспринимаются слушателями. Цицерон утверждал, что хороший оратор должен поведать лишь о нужном и промолчать о не нужном. Выражайтесь кратко и по делу.

Образность самих выражений

Поэтичность речи и образность фраз оратора должна быть на высоте, вызывая у аудитории яркие картины и чёткие представления. По-возможности стоит избегать сухих, шаблонных и безликих речевых оборотов. Чем больше ораторской речи экспрессии и образности, тем лучше воспринимает оратора слушатель.

Использование обращений

Аудитория вовлекается в решение поднимаемой оратором темы и начинает размышлять над вопросами, которые подымает выступающий, если оратор использует в своей речи прямые обращения (давайте посмотрим, слушайте и пр.). эти общепринятые обращения приобщают слушателя к лектору.

Существует довольно много типов публичных выступлений. С точки зрения цели выделяют четыре:

  • 1) информационное; цель - сообщить некую информацию; жанры информационного выступления - научный доклад, сообщение, лекция, рассказ о каком-либо событии или явлении, инструктаж, объявление;
  • 2) протокольно-этикетное; цель - соблюсти некий общепринятый ритуал; жанры - приветственная речь, официальное поздравление; вступительное слово перед каким- либо мероприятием; похвальное слово в адрес человека или организации; речь на траурном митинге, тост;
  • 3) развлекательное; цель - развлечь собравшихся; жанры - рассказы об интересных происшествиях, случаях, наблюдениях, анекдоты;
  • 4) убеждающее; цель - убедить в правоте того или иного утверждения, справедливости того или иного тезиса; жанры - научные дискуссии, политические дебаты, агитационные выступления, речи рекламного характера.

Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, и в результате выступление может приобретать комплексный характер. Можно говорить об информационно-развлекательных, информационно-убеждающих и других смешанных типах выступлений.

Когда мы готовимся к выступлению, одни виды выступлений кажутся нам совершенно несложными (например, объявление о том, что завтра будет заседание студенческого совета), а другие - например, доклад или официальная речь на каком-нибудь собрании - гораздо труднее. Для того, чтобы научиться хорошо говорить, нужно овладевать умением выступать в самых разных жанрах. Безусловно, различные жанры публичной речи требуют разной степени подготовленности оратора. Однако в риторике существуют общие правила, которые можно применять при подготовке выступления любого жанра. Перечислим основные из них:

  • 1. Решительное начало (первая фраза должна быть четкой, произносить её следует уверенно и выразительно; необходимо всегда хорошо знать, с чего вы начнёте; если это подготовленное выступление - первая фраза должна быть тщательно продумана и выучена).
  • 2. Драматизм (некое напряжение в тексте).
  • 3. Сдержанная эмоциональность (слушатели должны понимать, что тема выступления вам небезразлична; выступление не должно быть монотонным, но эмоциональность не должна быть избыточной, в противном случае она вызывает у слушателей чувство неловкости).
  • 4. Краткость (краткие выступления воспринимаются как более умные и информативные).
  • 5. Диалогичность (лучшее впечатление производят выступления, направленные на диалог со слушателями; для этого используются разного рода вопросы, в том числе риторические, а также обращения к аудитории).
  • 6. Разговорность (лучше воспринимаются выступления, построенные в форме непринужденной беседы; простота и доступность изложения - тоже проявление разговорности, однако это особая разговорность - литературная, она предполагает незначительное использование собственно разговорных слов и выражений).
  • 7. Установление и поддержание контакта с аудиторией (необходимо смотреть на аудиторию, следить за её реакцией).
  • 8. Понятность главной мысли (главная мысль должна быть выражена словами, причём в ходе выступления лучше повторить её не менее двух-трёх раз).
  • 9. Чёткое завершение (как и начало, оно должно быть хорошо продумано, отрепетировано; завершающую фразу нужно произносить так, чтобы аудитория поняла, что это финал).

Существует четыре способа подготовки к публичному выступлению:

1) экспромт - выступление без подготовки;

выступление публичный композиция ораторский

  • 2) опора на план-конспект - заранее подготовленный подробный план выступления, где каждый пункт сопровождается перечнем основных идей, которые должны быть изложены;
  • 3) опора на текст - дословное воспроизведение (прочитывание) написанного текста;
  • 4) воспроизведение наизусть - заучивание и воспроизведение без опоры на записи.

Какой из этих способов самый лучший? Это зависит, прежде всего, от подготовленности лектора и степени ответственности выступления. Опытные ораторы (например, преподаватели, много лет читающие лекции в вузах,) пользуются различными видами планов-конспектов. План-конспект - это тот идеал, к которому надо стремиться. Однако, если вы боитесь публики, текст лучше заучить наизусть. При себе можно и нужно иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Итак, вы узнали, что должны выступить с неким сообщением. С чего начать подготовку? Опытные ораторы предостерегают от распространённой ошибки: не стоит сразу советоваться с кем-либо или искать литературу по теме (информацию в Интернете). Сначала обдумайте то, что вы сами можете сказать по данному вопросу. Д. Карнеги советовал: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей». Только тогда, когда вы поймёте, что вы знаете, а чего не знаете по теме выступления, можно начинать сбор материала. В противном случае вы рискуете просто «утонуть» в обилии информации.

Подбор литературы - это важный навык для любого оратора. Психологи рекомендуют для формирования этого навыка чаще работать с библиотечными каталогами, просматривать перечень статей, который обычно даётся в последнем номере журнала, изучать библиографические издания и справочники. Это позволяет ускорить процесс подготовки к выступлению.

Работая с книгами, обращайте внимание на аннотацию, которая обычно напечатана рядом с выходными данными книги в самом начале или в конце её. В аннотации отражено основное содержание книги, эта информация поможет вам быстро определить, какие из отобранных книг подходят для работы над выступлением больше всего.

Собирая материал, не отбрасывайте то, что сейчас кажется вам лишним. Всегда лучше иметь так называемые резервные знания по теме, они придают выступающему особую уверенность.

Когда материал собран, необходимо структурировать его. Возможно, тема выступления была дана вам заранее. В таком случае надо, как говорят в логике, разделить объём понятия, то есть выделить его составляющие. Они станут пунктами плана выступления, его каркасом. Например, в теме «Проблемы современного студенчества» могут быть выделены такие вопросы: проблема платного / бесплатного образования, качество учёбы, возможность совмещения учёбы и работы, профессиональная реализация после окончания вуза и др. Эти проблемы станут основой выступления.

Если же вам предстоит самостоятельно сформулировать тему, необходимо делать это таким образом, чтобы тема не была слишком общей (например, неудачны темы «Забота о здоровье» или «Российское собаководство»). Тема должна содержать в себе скрытый вопрос, на который даётся ответ в ходе выступления. Например, уже упомянутая тема «Проблемы современного студенчества» даёт ответ на вопрос, какие проблемы существуют у студентов в наше время. Тема научного доклада должна указывать на раскрываемые в данном докладе научные понятия или на взаимосвязи тех или иных явлений (например: «Влияние фторсодержащих продуктов на зубную эмаль»). Сформулированная тема не должна быть громоздкой. Если в ней десять и более слов, она уже с трудом воспринимается. Длинные формулировки, особенно включающие в себя иноязычную терминологию, отталкивают слушателей, порой даже программируют отрицательное отношение к выступлению в целом.

Структурируя собранный материал, ведите записи. Д. И. Менделеев считал, что «найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад». Наиболее простой вид записи - это выписки. С этим видом работы многие знакомы, но не все делают выписки правильно. Д. Карнеги предлагал: «Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги - так будет легче их собрать и классифицировать». Не стоит писать в тетрадях и блокнотах, поскольку там трудно будет быстро найти то, что нужно. Лучше использовать карточки - возможно, цветные. В верхней части напишите, к какой теме относится данная запись, и потом вы легко соберёте вместе все записи на одну тему. Если карточки будут разного формата и размера, их тоже будет проще сортировать. Кроме того, это способствует запоминанию информации. Конечно, не стоит писать на каточке с двух сторон. Эта формальная экономия приведёт к тому, что многое придется переписывать - ведь для дополнительных заметок уже не будет места. Кроме того, может оказаться, что записанное на одной стороне будет использовано в начале доклада, а то, что записано на другой, - в середине.

В результате чтения и выписывания информации вы должны сформулировать собственное отношение к предмету речи, это даст вам возможность в дальнейшем правильно отсортировать информацию.

Чтобы отобрать из всего собранного материала то, что пригодится для конкретного выступления, можно поступить следующим образом:

  • - записать перечень собранных фактов на листе бумаги (это должен быть просто перечень, без системы, но в него необходимо включать все, что вы знаете или смогли найти по данной теме, даже то, что имеет к теме косвенное отношение);
  • - отобрать главное, записать главные положения на листе, оставляя между ними пространство (сюда вы будете записывать второстепенные факты, подтверждающие основные моменты выступления);
  • - выстроить главные факты в логической последовательности, отмечая их цифрами.

У вас получился подробный план, который необходимо разделить на вступление, основную часть и заключение. Вы сразу увидите, чего вам не хватает, над чем нужно поработать. Если нет необходимости составлять полный текст выступления, то этот план можно считать конспектом, на который можно опираться в процессе произнесения речи. Проработав собранную информацию таким способом, вы уже достаточно хорошо запомните её, чтобы свободно воспроизвести. Останется записать только вступительную и заключительную части.

Однако довольно часто приходится строить выступление по уже написанному тексту. Это бывает, например, при защите курсовых, дипломных работ, диссертаций. В такой ситуации хорошо написанный текст ещё не является гарантом хорошего выступления. Текст должен быть удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. Последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет оценена аудиторией по достоинству.

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор - никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух - действительно довольно трудная задача, и её надо максимально упростить для слушателей. Существует ряд приёмов превращения письменного текста в устный.

Во-первых, все малоупотребительные книжные слова и выражения должны быть заменены нейтральными. Исключение составляют научные понятия, на которых базируется исследование. Если эти понятия известны не всем слушающим, необходимо дать им простые, доступные определения. Можно дать синонимы слова, привести примеры его употребления, объяснить происхождение. Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение этим приёмом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

Иноязычные слова следует по возможности заменять русскими эквивалентами. Так, вместо прессинг лучше сказать сильное давление , а вместо конфронтация - противостояние .

Во-вторых, необходимо использовать более простые синтаксические конструкции. Целесообразно избегать многословия, длинных сложноподчинённых предложений, причастных оборотов - все эти построения плохо воспринимаются на слух. Текст лучше строить с применением простых, коротких предложений. Можно использовать вопросно-ответную форму, которая является наиболее простой для аудиального восприятия. Если в вашем тексте есть обширные цитаты, лучше заменить их пересказом.

В-третьих, важно обратить внимание на приводимые в тексте цифры. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил, которые помогают сделать цифровую информацию более доступной. Цифр должно быть немного; по возможности их стоит заменять сравнением. Например, вместо точного указания количества произведённого товара можно сказать: в 2006 году было выпущено более 100 тысяч штук, а в 2008 году - в полтора раза больше . Используемые в выступлении цифры лучше округлять.

В-четвёртых, лексика в выступлении должна быть по возможности конкретна. Вместо того, чтобы сказать: «Наше исследование будет интересно владельцам собак всех пород», - лучше конкретизировать: «Наше исследование заинтересует владельцев и сторожевых овчарок, и бойцовых питбультерьеров, и карликовых пуделей». Д. Карнеги учил своих слушателей: «Не говори: Лютер был упрям . Говори: его пороли розгами по 15 раз в день ». Использование конкретной лексики приближает выступление к слушателям. Это же относится употреблению глаголов вместо глагольно-именных сочетаний: помочь - вместо оказать помощь , улучшить - вместо достичь улучшения .

Кроме того, в устном выступлении вполне уместно прибегать к выразительным языковым средствам и фигурам речи.

План: I. Публичное выступление. Содержание публичной речи. Средства публичной речи. Методика подготовки речи. Структура речи. a) Инвенция (изобретение идей). b) Диспозиция (расположение идей, риторический аргумент). c) Элокуция (словесное выражение). II. Нормы современного русского литературного языка. Понятие нормы языка. Признаки и свойства нормы. Виды и типы норм. Нормализация и кодификация. III. Вербальные и невербальные средства общения.

Античный риторический канон Инвенция (изобретение мыслей) Диспозиция (расположение информации, композиция речи) Элокуция (этап словесного оформления и редактирования речи) Мемория (запоминание, технический этап подготовки речи) Акция (произнесение, общение с аудиторией).

Материалом могут служить: книги и статьи из определенной области знания примеры из художественной литературы фотографии и иллюстрации выступления ученых точные факты личный опыт оратора и его знакомых случаи из жизни, мнения компетентных людей

1. ЭМПИРИЧЕСКИЙ, -ая, -ое. 1. к Эмпиризм (1 зн.); являющийся эмпиризмом. Э-ая философия. 2. Книжн. Основанный на эмпирии (1 зн.), опирающийся только на опыт, факты. Э-ое наблюдение. Э. вывод. Э-ое исследование.

ЭМПИРИЯ, -и; ж. [от греч. empeiria - опыт] Книжн. 1. Человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств. Без эмпирии нет науки. Основываться на эмпирии. 2. Наблюдение в естественных условиях, в отличие от эксперимента.

2. Энциклопедический материал. источник нельзя строить как цитирования (как сообщение только вспомогательный сочувственного, так на данном и критического) материале.

* 3. Компаративный материал: 1. приводит эмпирический в соответствие с энциклопедическим; 2. показывает органичность взглядов автора существующей традиции / определяют уровень конфликтности позиции говорящего по отношению к существующей; 3. определяет уровень гармоничности текста.

1. ИНВЕНЦИЯ (лат. inventio, «находка» , «изобретение») - поиск, отбор материала и разработка проблематики, связанной с предметной областью речи. По определению античной риторики, инвенция – это путь от мысли к слову.

А)Тема речи: Тема может быть произвольно выбрана автором или «навязана» ему жизненными обстоятельствами. В первом случае говорят о естественной, а во втором - об искусственной ситуации (фр. situation - положение, обстановка, совокупность обстоятельств). Естественные ситуации порождены самой жизнью - необходимость выступить в парламенте, сделать предложение любимой девушке и т. д. Искусственные ситуации связаны со специальной деятельностью, например, научной (сообщение на заданную тему на конференции).

Д. Карнеги отмечает, что самые выигрышные темы для любой аудитории - это секс, собственность, религия, поскольку они соответствуют триаде: создаем жизнь - поддерживаем ее - надеемся продолжить в будущем мире. Человека прежде всего интересует информация, имеющая к нему непосредственное отношение.

Тема должна быть: спорной, носить конфликтный характер; характеризоваться новизной; может быть широкой / узкой; формулировка (краткой, наводящей на цель речи, уместной, конкретной, интересно-вызывающей).

Б)Авторская позиция Авторская вырабатывается не сразу, а поэтапно, поскольку необходимо: приобрести знания по существу проблемы, изучить различные точки зрения (прежде всего компетентных людей), проанализировать и сопоставить эти позиции выработать свое мнение.

Древнегреческая мудрость гласит: «Для корабля, который не знает, в какую гавань он идет, ни один ветер не будет попутным» .

2. ДИСПОЗИЦИЯ (лат. dispositio «расположение») – композиционная организация речи в соответствии с принципом целесообразности. ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ - соответствие явления или процесса определённому (относительно завершённому) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление? чем закончить речь? как продолжить разговор? как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца?

композиция Расположение накопленного и отобранного материала, построение выступления называется композицией (лат. compositio - составление, сочинение) речи. При выстраивании композиции необходимо понимать соотношение отдельных частей речи и отношение каждой части ко всему выступлению в целом.

план Основой композиции является план - взаимное расположение частей, краткая программа какоголибо изложения. Наличие плана позволяет не упустить «течение мысли» (А. Кони), не отклоняться от темы, и уложиться в отведённое для речи время. Работа над планом представляет собой движение от общего к частному, от абстрактного к конкретному и предполагает следующие шаги.

Главное в рабочем плане – выделить основные вопросы («смысловые узлы»), их связь с целью.

Составление плана необходимо для работы над любой речью или текстом. План организует движение мысли оратора и помогает сократить объем речи без ущерба для ее смысловой целостности в случае изменения регламента выступления.

В композиции можно выделить пять частей: зачин речи, вступление, основная часть (содержание), заключение, концовка речи.

зачин - начало речи. чаще всего он содержит этикетные формулы, но не только. особенности зачина могут определяться как самой темой выступления, так и аудиторией; интересный зачин привлекает внимание аудитории; может указывать, в каком ключе будет произнесена речь.

Например, А. Ф. Кони в своей речи о Калигуле использует в качестве такого «зацепляющего крючка» сказку о людоеде: «В детстве я любил читать сказки. Но из всех сказок на меня особенно сильно влияла одна (пауза) сказка о людоеде, пожирателе детей. Мне, маленькому, было крайне жалко тех ребят, которых великан-людоед резал, как поросят, огромным ножом и бросал в большой дымящийся котел. Я боялся этого людоеда и, когда темнело в комнате, думал, как бы не попасться к нему на обед. Когда же я вырос и кое-что узнал, то …» Далее следуют переходные слова (очень важные) к Калигуле и затем речь по существу: «Скажут: причем тут людоед? А при том, что людоед в сказке и Калигула - в жизни - братья по жестокости»

Вступление содержит несколько аспектов: психологический - закрепление контакта, внимания и интереса, которые были вызваны зачином, создание необходимого настроя; содержательный - описание целевой установки речи, сообщение темы, перечисление и краткое описание проблем, рассматриваемых в основной части (аннотирование); концептуальный - указание на специфику темы, определение ее актуальности и общественной значимости.

Главная (основная) часть Вступление помогает перейти к главной части, в которой излагается основной материал. Оратор пользуется здесь: фактами, логическими доказательствами, аргументацией, различными теоретическими положениями, основными логическими формами аргументации, анализирует примеры, спорит с предполагаемыми оппонентами и т. д.

Требования к содержанию Информативность (много нового и интересного материала). Доказательность речи (рассуждения оратора убеждают). Теория органически связана с жизнью. Логическая стройность в расположении материала.

Заключение 1. подводиться итоги всему сказанному, суммироваться, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи; 2. кратко повторяться основные тезисы выступления или связываться воедино его отдельные части, еще раз подчеркиваться главная мысль выступления и важность для слушателей разобранной темы; 3. могут намечаться пути развития идей, высказанных оратором; 4. на основе всей речи могут ставиться перед аудиторией какие-либо задачи; 5. закрепляться и усиливаться впечатления, произведенные содержанием речи.

Концовка может содержать: этикетные формулы, формулы призыва, пожелания, сообщение о чем-либо, не имеющее непосредственного отношения к содержанию речи, и т. д.

3. Элокуция (лат. elocution выражение) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приемы / методы словесного выражения замысла.

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии – сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводиться с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающей переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности; описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Обратите внимание: Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

II. НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА. 1. Понятие нормы языка. 2. Признаки, свойства, источники, функции нормы.

Приведите синонимы к слову «норма» . Обратите внимание, в каких сферах данное слово, термин, понятие устойчиво?

Абитуриент. 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение; выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, 1936 г. ,

1)Норма - общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих (воспроизводимое говорящими), 2)Норма - предписания, правила, указания к употреблению, зафиксированные учебниками, словарями, справочниками.

Норма (лат. norma - правило, образец) - это исторически сложившийся и социально осознанный кодифицированный правильный вариант употребления языковой единицы, противопоставленный с той или иной степенью категоричности другому - неправильному или менее предпочтительному варианту.

Кодификация (лат. codex - книга) - закрепление нормы в словарях и грамматиках. Первая нормативная грамматика русского языка - "Российская грамматика" М. В. Ломоносова (1757 г.). Первый нормативный словарь - "Словарь Академии Российской" в 6 -ти томах (1789 -1794 г.).

На ранних этапах развития литературных языков (в донациональный период), до появления нормативных словарей и грамматик, действует так называемая скрытая кодификация, т. е. ориентация пишущих на образцовые, авторитетные тексты (чаще всего священные).

* Норма – это относительно устойчивый способ выражения, исторически принятый в языковом коллективе на основе выбора одного из вариантов употребления как обязательного для образованной части общества.

Признаки нормы относительная устойчивость, распространённость, общеупотребильеность, общеобязательность, соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Основные функции нормы Отражать закономерные процессы и явления, происходящие в языке. 2) Поддерживаться языковой практикой. 1)

Основные источники языковой нормы: произведения классиков и современных писателей; анализ языка средств массовой информации; социологические исследования; опросы, анкеты; научные исследования ученых-языковедов.

Значение языковой нормы сохранение целостности и общепонятности ЛЯ, защита от неоправданного проникновения диалектных, просторечных и жаргонных элементов, коммуникативная целесообразность (уместность выбора языковых средств в зависимости от ситуации общения).

Вариативность норм Вариантность – это два разных способа реализации одной языковой единицы или сочетание единиц. Сосуществование старого и нового не только не вредно, но и целесообразно. Варианты представлены на всех уровнях языка.

Уровень Варианты Фонетический Чтобы – чтоб, папоротник папортник, уполномочивать уполномачивать – – Словообразовательный Осмысление – осмысливание, слесарничать – слесарить, геройски – по-геройски, читальня – читалка, волчица - волчиха Морфологический Эта толь – этот толь, кофе остыл – кофе остыло, полотенец – полотенцев, в цехе – в цеху, поезжай – съезди, важнейший – самый важный – наиболее важный, в ста метрах – в сотне метрах – в стах метрах

Уровень Варианты Синтаксический Ждать поезда – ждать поезд, купить хлеба – купить хлеб, ехать на поезде – ехать в поезде – ехать поездом, рекомендовать тренером, рекомендовать как тренера, рекомендовать в качестве тренера Фразеологический Язык прилип (присох к гортани, язык не повернется) не поворачивается сказать, языком трепать / чесать / болтать / молоть, будто / словно / точно корова языком слизнула

В лингвистической литературе последних лет различают два вида норм: императивные, диспозитивные.

Императивные / строго обязательные (лат. imperativus – не допускающий выбор) - норма, закрепляющая только один вариант употребления как единственно верный. П. : звоня (не зво т нят), кварта (не ква л ртал), моя мо золь (не мой мозоль), мыть голову шампунем (не шампунью).

Диспозитивные /вариативная (лат. dispositivus – допускающий выбор) –норма, предусматривающая возможность свободного выбора вариантов, два из которых признаются допустимыми в русском языке. П. : гренки - гре (разг.), нки мышле ние - мы шление (устар.), ви хриться - вихри ться (доп.),

Основные типы норм литературного языка: акцентологические; орфоэпические; лексические; грамматические (морфологические и синтаксические); орфографические и пунктуационные; стилистические.

Языковая система Единицы языка Уровни языка Разделы языкознания, их изучающие Звуки, фонемы Морфемы Фонетический Морфемный Фонетика Морфемика Слова Лексический Лексикология Фразеологизмы Фразеологический Фразеология Формы и классы Морфологический слов Предложение, Синтаксический словосочетание Морфология Синтаксис

Орфоэпические нормы регулируют произношение слов (произносительные нормы) и место ударения (акцентологические нормы). Примеры: а) произносительные нормы: коне[шн]о, [шт]о и т. п. ; б) акцентологические нормы: твор. Ог, портф. Ель, кварт. Ал, одновр. Еменно, нефтепров. Од и т. п. ;

Орфографические нормы регулируют правописание слов и их частей: дома, слоны, зуб, книжка, бледнорозовый, бледнолицый и т. п. ; Пунктуационные нормы регулируют постановку знаков препинания: Казнить, нельзя помиловать; Казнить нельзя, помиловать;

Грамматические нормы регулируют употребление грамматических форм слова (морфологические нормы) и синтаксических конструкций (синтаксические нормы).

Примеры: а) морфологические нормы: (+) без носков, в пальто, крепкий кофе, более сильный, надеть пальто; (-) без носок, в пальте, крепкое кофе, более сильнее, одеть пальто и т. п. ; б) синтаксические нормы: (+) большинство решило, две большие комнаты; (-) большинство решили, две больших комнаты.

Словообразовательные нормы - нормы образования слов: (+) балтийский, петербурженка (-) балтический (устар.), петербуржка, петербуржанка.

Лексические нормы - нормы употребления слов в соответствии с их значением и лексической сочетаемостью; П. : Преждевременная кончина Гарри Либмана (следует - безвременная; преждевременный - `наступивший раньше надлежащего срока", напр. , преждевременные роды);

Стилистические нормы - нормы употребления языковых единиц в соответствии с их стилистической окраской: П. : лицо (нейтральное) лик (высокое) рожа, морда, харя (просторечное).

Средства общения вербальные невербальные интонация и акустические характеристики голоса язык жесты позы и телодвижения мимика Несловесные знаки (образы, символы, картины, фотографии, звуки и проч.)

Современные руководства по ораторскому искусству указывают на те же свойства личности оратора, что и античные источники: 1. обаяние; 2. артистизм; 3. уверенность; 4. дружелюбие; 5. искренность; 6. объективность; 7. заинтересованность, увлеченность.

Начало публичного выступления всегда должно произноситься голосом, тоном умеренным и средним. 2. Не злоупотребляйте жестом и мимикой: будьте на трибуне артистом, а не клоуном. 3. «Рука движется -только. . . в местах страстных, жарких и живых» (М. Сперанский). 1.

4. Небрежная и торопливая речь обесценивает и обеззвучивает слова и фразы. 5. Излишняя мимическая виртуозность лишь раздражает слушателя. 6. Владеть голосом, жестом и мимикой - это значит владеть вниманием слушателей от начала до конца выступления. 7. Выступая публично, ищите свой тон, свой стиль, свою индивидуальность.

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит". Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать. Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Символические жесты (несут определенную информацию): жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).