14.09.2021

Замена ремня генератора Приора: особенности установки


Автомобильный генератор представляет собой механизм, который дает преобразование механической энергии от коленвала в двигателе машины в электрическую. Его используют для питания систем диагностики, светотехники, зажигания, бортового компьютера, а также для зарядки аккумулятора автомобиля. Генератор на Приоре представляет собой трехфазный прибор переменного тока.

Характеристики генератора

Лада последнего поколения

Штатная установка предполагает наличие модели 5102.3771, которая выпускается на российском заводе «Прамо», имеющей встроенный выпрямительный блок, электронный регулятор для напряжения при правом вращении (со стороны привода). Преимуществом генератора этой марки является то, что он дает повышенную токоотдачу на малых оборотах (4-6 А при снижении до 300 об/мин.), что является положительным качеством для поездок на машине в зимний период. Кроме того, такая особенность функционирования позволяет обустроить в ней автоматическую коробку передач.

Технические характеристики генератора 5102.3771 таковы:

Схема соединений генератора на Приору включает в себя подключение к основному блоку предохранителей, которые в свою очередь «выходят» на аккумулятор и на замок зажигания. С другой стороны генератор выходит на сигнальную лампу разряда у аккумуляторной батареи. После запуска машины обмотка на двигателе начинает запитываться от трех диодов, которые стоят на выпрямительном блоке у аккумулятора.

Работу генератора машины можно отслеживать с помощью индикации на сигнальной лампе. При включении зажигания лампа должна загореться, после запуска движка — погаснуть. А если она продолжает относительно интенсивно гореть — значит что-то не в порядке.

Физически генератор Приоры состоит из: шкива, переднего подшипника, крышки, статора, стяжных болтов, кожуха, задней крышки, выводов на предохранители и сигнальные лампы, контактных колец ротора, самого ротора, заднего подшипника вала ротора.

Ремень главного устройства Лады

Кроме того, присутствует регулятор напряжения генератора (со щеткодержателем). При этом статор и крышки стягиваются болтами, а вал ротора вертится в подшипниках, которые стоят в крышках. Ротор запитывается посредством щеток и контактных колец, а переменный ток, возникающий в обмотке, преобразуется в постоянный через выпрямительный блок на крышке. Кроме того, на крышке еще присутствует электронный регулятор напряжения, объединенный в один блок со щеткодержателем.

Неполадки в автогенераторе и способы устранения

У генератора Приоры не очень много недостатков, но тем не менее стоит знать основные варианты его поломок, их причины и способы устранения. Если при включении зажигания не работает лампа с сигналом и контрольные приборы не подают «признаков жизни», то нужно проверить предохранитель в монтажном блоке и непосредственно замок зажигания. Кроме того, нужно обратить внимание на отсутствие обрывов в цепях питания, проложенных к приборам. Здесь нужно проверять оранжевый провод и его соединение от контрольных приборов до монтажного блока.

Когда сигнальная лампа генератора не горит и при работе двигателя, и при включении зажигания, аккумулятор разряжен, контрольная панель не работает, то причина может быть в приборах, повреждении регулятора напряжения, износе (зависании) щеток, в окислении контактов (на кольцах). Может произойти и обрыв между приборами и выводом от генератора или распайка от контактных колец выводов от обмотки возбуждения. Здесь чаще всего приходится менять изношенные элементы на новые. Так же нужно поступить, если при работе движка сигнальная лампа светится, но аккумулятор перезаряжается. Это значит, что повредился регулятор напряжения, который тоже необходимо поменять.

С машиной придется поработать и купить новые детали, если сигнальная лампа генератора горит ярко (или в полнакала) при работе двигателя при разряженном аккумуляторе. Это означает, что или разрушен регулятор напряжения, или сломаны вентили от выпрямительного блока, или повреждены диоды от питания на обмотке возбуждения. Стоит обратить внимание и на соединение выводов обмотки возбуждения в местах крепления к кольцам, и проверить на обрыв обмотку статора (замыкание на «массу»).

Вой и свист в генераторе

Это генераторый ремень для Приоры

Генератор Приоры может работать слишком шумно, если произошло короткое замыкание в вентиле (нужна замена для выпрямительного блока), повреждены подшипники от генератора. Шумы, кроме того, может вызывать межвитковое замыкание или проблемы, связанные с замыканием обмотки статора на «массу». В этом случае можно услышать звуки, похожие на вой. И это чревато заменой статора. Но чаще всего водители начинают беспокоиться, когда слышат, как свистит ремень генератора, т. к. это означает, что зарядки нет, аккумулятор садится, и автомобиль может застрять где-нибудь вдалеке от СТО.

Замена ремня генератора для большинства представителей сильного пола не является большой проблемой. Однако Приора имеет ряд особенностей, усложняющих эту простую операцию. И связано это с тем, что машина в базовой комплектации может быть оснащена гидроусилителем руля или кондиционером, что дает больший размер ремня, а также его иное расположение.

Такие особенности конструкции вызывают низкое расположение шкива от ГУР, поэтому ремень генератора проходит вокруг опор силового агрегата машины. Это означает, что замену придется производить с помощью мощного домкрата (бутылочного типа) или в условиях СТО. Чтобы заменить ремень генератора на машине Приора с кондиционером, нужно взять ключи на «17» и на «13» (2 шт.), головки на «17» и на «10», рычаг, WD40, ключ для натяжения ремня генератора на Приоре.

Приступаем к работам. Основные этапы:

  • смачиваем WD40 болты крепления на подушке двигателя и кронштейна;
  • через четверть часа откручиваем гайку кронштейна, поднимаем правое переднее колесо (домкратом), делаем подкладку под мотор, снимаем колесо;
  • слегка опускаем автомобиль, откручиваем натяжной ролик, отгибаем ремень генератора, выкручиваем болты, крепящие подушку;
  • отпускаем машину, чтобы двигатель стал «вывешиваться», подушку отодвигаем в сторону двигателя, снимаем ремень и устанавливаем новый;
  • поднимаем Приору на домкрате, чтобы приопустить мотор (контролируем положение ремня генератора и подушки);
  • заворачиваем болты подушки и гайку кронштейна, надеваем колесо обратно, спускаем машину на землю.

Снятие ремня

Замена ремня генератора на модели с ГУРом проводится по следующему алгоритму, тоже с помощью домкрата:

  • нужно ослабить натяжной ролик;
  • открутить и снять шкив от ГУРа, чтобы снять болт опоры двигателя;
  • приподнять двигатель, для того, чтобы под опорой образовалась щель для пропуска ремня;
  • сменить ремень генератора Приоры и собрать всю конструкцию обратно.

Как подтянуть ремень генератора? Что делать с проблемами натяжителя?

Замена ремня генератора может потребоваться не всегда, почти каждый водитель хотя бы раз в жизни подтягивал это устройство, чтобы устранить свист и улучшить работу автомобиля. Заводы-изготовители рекомендуют проводить эту процедуру после каждых 15 000 километров пробега с помощью накидного ключа на «19» и специального двухрожкового ролика для ключа.

Порядок операций следующий:

  • при удержании с помощью натяжного ключа обоймы от ролика натяжителя, нужно ослабить его гайку;
  • слегка вращая натяжной ключ, проворачиваем обойму ролика натяжителя, увеличивая натяжение ремня;
  • сжимаем гайку у ролика.

Обычно замена ремня генератора проводится совместно с заменой ролика, но результаты не всегда оказываются положительными, если не уделено внимание всей системе натяжителя, которая помимо роликовой составляющей (с подшипником), включает болт ролика и крепление к двигателю с помощью кронштейна. «Слабым звеном» в этой структуре является подшипник, который вырабатывает свой ресурс и может давать люфт. Кроме того, со временем эксплуатации или при заводских недоработках может изгибаться кронштейн, что дает преждевременный износ ремня или его смещение.

Ребристый генераторный ремень

Еще одной популярной операцией является проверка регулятора напряжения. Этот элемент непрерывно в автоматическом режиме меняет ток возбуждения на генераторе так, чтобы напряжение не уходило из требуемых пределов при изменении токов нагрузки и частоты вращения генератора. В этом случае автолюбителю понадобится тестер. Нужно отвернуть резиновый чехол, подсоединить «плюс» вольтметра к «плюсу» аккумулятора, «минус» — к «минусу». Потом нужно завести машину и включить фары. Через 15 минут, на средних оборотах работы двигателя нужно замерить напряжение, которое должно быть не более 13,8 но и не менее 14,4 В. При отклонениях нужно проверить напряжение на шпильке по сравнению с «массой». Если на шпильке оно нормальное, то нужно проверять значения напряжения на силовой клемме (возможно, нужно будет зачищать контакты). После профилактики разница «шпилька» — «масса» должна стать нулевой.