10.02.2021

Техника безопасности электрокаров при эксплуатации. Промышленный транспорт. Эксплуатация электрокаров. Во время работы


ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ
ЭЛЕКТРОТЕЛЕЖКИ И ЭЛЕКТРОКАРА

1. Общие требования безопасности

1.1. К самостоятельной работе на электротележке и электрокаре допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие:
вводный инструктаж;
инструктаж по пожарной безопасности;
первичный инструктаж на рабочем месте;
инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автотележки допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, имеющие не ниже второй группы по электробезопасности.
1.2. Водитель электротележки и электрокара должен проходить:
повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
внеплановый и целевой инструктажи при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава РФ №90 от 14. 03. 1996 г;
проверку знаний ПЭЭП и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей.
1.3. Водитель электротележки и электрокара обязан:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
соблюдать требования к эксплуатации автопогрузчика
соблюдать правила безопасности при погрузке и разгрузке грузов;
соблюдать ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей;
использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Водитель электротележки и электрокара должен:
уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения механика;
знать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности и электробезопасности;
знать положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта;
знать правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
содержать автопогрузчик в чистоте и порядке.
1.5. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении неисправностей электротележки и электрокара, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автотележку. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, водитель несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. Монтаж и демонтаж пневматических шин и их накачивание должно проводиться в специальном помещении, оборудованными для этой цели специальным предохранительным устройством (решетчатой клеткой).
1.10. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" водитель электротележки и электрокара должен использовать следующие СИЗ: комбинезон хлопчатобумажный, рукавицы комбинированные.
1.11. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
движущиеся и вращающиеся детали и узлы электрокара;
столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Убедиться в исправности и надеть исправную специальную одежду, застегнув ее на все пуговицы, волосы убрать под головной убор.
2.2. Внешним осмотром убедиться в полной исправности электрокара и проверить:
техническое состояние, обращая особое внимание на исправность шин, тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации,
давление воздуха в шинах в соответствии с нормами;
проверить завинчивание крышек аккумуляторной батареи и закрыть крышку над ней;
верхняя часть элементов аккумуляторной батарей должны содержаться сухой. Выводы и кабельные башмаки должны быть чистыми, смазанные вазелином и хорошо затянутыми;
зарядку аккумуляторных батарей, проверкой вольтметром при включенном токоприемнике;
наличие исправного инструмента и приспособлений;
2.3.Проверить на ходу работу рулевого управления и тормозов, работу "СТОП" сигнала, поворотов, освещения, а также звуковой сигнал.
2.4. В случае обнаружения неисправностей на линию не выезжать до полного их устранения и сообщить об этом администрации автотранспортного отдела.

3. Требование безопасности во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния электрокара и перевозимого груза., но не выше 5 км в час.
3.4. Ширина пути и проходных коридоров должна соответствовать ширине электрокара с грузом.
3.5. Водителю электротележки и электрокара запрещается:
-работать с неисправными тормозами, звуковыми и световыми сигналами;
управлять электрокаром влажными руками или замасленными руками;
не должен перевозить людей:
3.6. Во избежание наезда на работников при приближении не менее чем на 5 м подать звуковой сигнал.
3.7. Скорость движения по территории цехов должна не более 3 км в час.
3.8. Управляя электрокаром, находится на подножке только лицом по направлению движения.
3.9. Водителю не разрешается:
управлять электрокаром в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
перевозить грузы, если они закрывают обзорность пути, выходят за габариты;
перевозить груз, превышающий грузоподъемность автопогрузчика;
передавать управление электрокаром посторонним лицам;
3.10. При транспортировании негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина пути достаточны для свободного проезда.
3.11. При транспортировании объемных грузов, нарушающих видимость на переднем ходу, водитель должен осуществлять транспортирование задним ходом.
3.12.При движении электрокара с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части уклона.
3.13. При постановке электротележки и электрокара на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу
3.14. При ремонте электротележки и электрокара содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару.
3.15.Подъем электротележки и электрокара домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.16..На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.17. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.18.Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как электрокар будет установлен на козелки.
3.19.Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. При возникновении пожара из-за неисправности оборудования электротележки и электрокара водитель обязан:
-остановить электрокар;
-принять меры к тушению загорания, применив углекислотный огнетушитель или песок, брезент.
4.2. При обнаружении трещин в корпусе аккумуляторных батарей, работу прекратить и потребовать замены.
4.3.При обнаружении повреждения в электротележке и электрокаре водитель должен остановит его и сообщить мастеру.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. После возвращения с линии совместно с механиком транспортного отдела проверить электрокар. В случае необходимости составить заявку на текущий ремонт с перечнем неисправностей, подлежащих устранению.
5.2.Снять спецодежду, принять душ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Электропогрузчики, используемые для транспорта но улицам и дорогам, соответствуют Закону для моторных транспортных средств и правилам его применения.

На каждом эл. погрузчике должен быть поставлен внутризаводской номер.-

Каждый эл. погрузчик должен быть зачислен за определенным водителем который отвечает за правильную эксплуатацию и содержание его в исправности.

4 Если имеются грузы, требующие специального внимания(при погрузке, разгрузке и транспортировании), необходимо, чтобы непосредственный руководитель дал дополнительные указания.

2. ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

5. Воспрещается работа с неисправным электропогрузчиком. Принимая эл. погрузчик, с которым будет работать, водитель должен осмотреть его в соответствии с инструкцией по эксплуатации и обслуживанию и убедиться в его полной исправности. Воспрещается работа на э л. погрузчиках с неисправными тормозами, звуковой и световой сигнализацией и светоотражателями. Запрещено управлять электропогрузчиком влажными или замасленными руками.

Перед въездом в цех, склад или другое рабочее место, водитель должен убедиться, что среда не является взрыво - или пожароопасной. Воспрещается использование эл. по грузчиков во взрыво - или пожароопасных помещениях.

3. ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

9. Водитель не должен манипулировать грузами, превышающими номинальную грузоподъемность.

10.Водитель не должен увеличивать грузоподъемность эл. погрузчика прибавлением дополнительного противовеса или подъемом людей на противовес.

11 Водитель должен транспортировать или манипулировать только правильно установленные и сложенные грузы или грузы на поддонах.

12.Водитель не должен допускать подъема людей на эл. погрузчике.

13.Движение эл. погрузчиков с грузом или без груза осуществляется с безопасной скоростью.

15.Воспрещается стоять под вилкой или сменным рабочим приспособлением.

16.Подхватывание груза эл. погрузчиком должно осуществляться возможно наиболее удаленными друг от друга и симметрично расположенными клыками вилок.

17. Перед движением эл. погрузчика с места с грузом или без груза грузоподъемное устройство должно быть установлено в транспортное положение-рама с наклоном назад и клыками вилки на транспортной высоте-300 мм над грунтом.

18.Избегать резкого торможения, в особенности когда эл. погрузчик с грузом, во избежание выведения эл. погрузчика из состояния равновесия и выпадения грузов.

19.При транспортировке негабаритных грузов водитель должен убедиться, что высота и ширина проходов(дороги) достаточна для свободного прохождения.

2О. При транспортировке объемистых грузов, нарушающих обзорность на переднем ходу водитель должен осуществлять движение на заднем ходу.

Если по той или иной причине это невозможно, движение осуществляется медленно на переднем ходу при помощи человека, указывающего водителю дорогу.

21. При использовании эл. погрузчика для перевозки сыпучих грузов, выделяющих пыль, водитель должен иметь защитные очки.

22.При движении с грузом, привешенным на сменном приспособлении должны быть приняты меры, чтобы груз не качался и не вращался.

23 .Объемистые грузы с небольшой площадью упора следует транспортировать, предварительно закрепив их на эл. погрузчике.

24.Перед переключением с переднего на задний ход или обратно водитель должен остановить эл. погрузчик.

25.При движении эл. погрузчика с грузом по уклону, груз должен быть направлен к верхней части наклона.

а) под грузом не обеспечен необходимый просвет для вилок;

б) не затянут ручной тормоз;

в) груз неправильно расположен в соответствии с обозначенной на табличке диаграммой его нагрузки;

г) груз не сбалансирован и не обеспечен против перемещения;

д) вблизи груза или под ним находятся люди.

27.Водитель не должен оставлять эл. погрузчик при поднятом грузе.

28.Водитель эл. погрузчика должен соблюдать следующие правила штабелирования:

а) площадка для штабелирования должна быть горизонтальной;

б) подъем вертикальной каретки с грузом должен осуществляться при остановленном или застопоренном тормозами эл. погрузчике;

в) передвижение эл. погрузчика до тех пор, пока груз не будет установлен на место, должно осуществляться медленно.

29.Воспрещается подъем примерзших к земле, заваленных и с неуказанным весом грузе.

30.Воспрещается водителю пользоваться открытым огнем при проверке уровня электролита.

31 .Перед началом работы водитель эл. погрузчика должен проверить завинчивание крышек аккумуляторных батарей и закрыть крышку над ней.

32.Вентиляционные отверстия пробок батарей очищаются ежедневно, при каждой зарядке батарей.

33.Верхняя часть элементов аккумуляторных батарей должна всегда содержаться сухой. Выводы и наконечники кабелей должны быть чистыми, смазанными вазелином и хорошо затянутыми.

34.Воспрещается производить работы по открытым токопроводящим частям и полюсам батарей без использования предохранительных средств против поражения эл. током.

35.Воспрещается использовать аккумуляторные батареи, на которых имеются трещины и течь электролита.

Зб. Воспрещается эксплуатация эл. погрузчика с пневматическими шинами, имеющими трещины или изношенный узор протекторов.

4. ПО ОКОНЧАНИЮ РАБОТЫ

37. По окончанию работы водитель должен оставить эл. погрузчик на определенном для стоянки месте, почистить его и записать в тетрадку замеченные неисправности.

38. Перед тем, как покинуть эл. погрузчик водитель должен установить в нулевое положение все рычаги управления.

39. При повреждении эл. погрузчика водитель должен немедленно остановить его, обеспечить против самопроизвольного передвижения и, если сам не может устранить повреждение, прибегнуть к содействию ответственного технического лица.

40. В случае, когда используются автоматические станции для зарядки, включение батарей к токрвыпрямителю выполняется самим водителем, после соответствующего обучения.

41. Перед зарядкой аккумуляторной батареи отвинчиваются вентиляционные крышки, а при зарядке их на эл. погрузчике снимается ее крышка.

42. Состояние аккумуляторной батареи проверяется вольтметром при выключенном токовыпрямителе. Строго воспрещается проверка путем создания К. З.

43. Присоединение и разъединение аккумуляторной батареи к эл. погрузчику разрешается только после выключения тока зарядки.

5. РАБОТА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

44. Монтирование и демонтирование пневматических ободьев и накачивание шин осуществляется на определенном для этой цели месте. При накачивании шины не следует людям стоять перед ней.

45. Накачивание и монтаж пневматических шин на снятые колеса должно обязательно выполняться при помощи специального предохранительного приспособления.

46. Демонтаж пневматической шины производиться после того, как из нее будет выпущен весь воздух, при помощи исправных и подходящих инструментов.

47. На каждой рабочей площадке должна иметься аптечка. В аптечке станции заправки должны иметься сода бикарбонат и 3% раствор винной кислоты.

48. При несчастном случае оказать помощь или самопомощь пострадавшему, при необходимости содействовать в доставке пострадавшего в ближайший медпункт или вызвать врача, доложив о случае руководителю работ. Соблюсти обстановку на месте
происшествия такой какой она была в момент происшествия, если это не угрожает здоровью окружающим.

49. При возникновении пожара поднять тревогу, доложить своему руководителю работ, принимать меры, к ликвидации очага загорания, имеющими средствами пожаротушения.

50. Водитель эл. погрузчика, создавший аварийную ситуацию и нарушающий требования настоящей инструкции несет ответственность в установленном порядке.

Автопогрузчики применяются только на открытых участках для разгрузочно-погрузочных работ и межцехового и межскладских транспортировки грузов. В зависимости от характера груза автопогрузчики могут быть оборудованы небольшим, ковшом, безблочная стрелой, вилочными захватами. Автопогрузчики могут работать только на территории, имеющей твердое покрытие. Перед началом работы автопогрузчик должен быть проверен на соответствие правилам безопасности и эксплуатации в соответствии с инструкцией. К работе на нем допускаются лица старше 18 лет, прошедшие обучение, сдали экзамены и получили право на управление автопогрузчиками. Основным условием безопасной работы автопогрузчика является соответствие массы поднимаемого груза, допустимым нормам нагрузки. Грузоподъемность механизма изменяется в зависимости от положения центра тяжести груза относительно опорной рамы. Поэтому поднимать груз, центр тяжести которого расположен на расстоянии от рамы, превышает установленную инструкцией запрещается. Нарушение этого требования может привести к падению погрузчика и травмирования работников. Запрещено перевозить груз массой, превышающей грузоподъемность автопогрузчика. Длинномерные грузы разрешается транспортировать только на открытых участках территории, причем способ удержания груза должен исключать возможность его разрушения или падения. Грузы больших размеров, которые закрывают водителю видимость, перемещают при движении автопогрузчика задним ходом. При этом ответственный за погрузку лицо указывает дорогу и подает сигналы. Работа с грузами должна исключать возможность их падения во время захвата, подъема, транспортировки, опускания и разгрузки. Запрещается укладывать на автопогрузчик груз выше защитного устройства, предохраняющего рабочее место водителя.

Поднимать и опускать груз разрешается только при полной остановке автопогрузчика.

Мелкие штучные грузы транспортируют только в специальной таре, которую заполняют не выше ее бортов. В случае потери автопогрузчиком устойчивого положения немедленно опускают груз.

Особую осторожность требует транспортировки в узких проездах. В ночное время предусматривают должное электрическое освещение складских или рабочих участков.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ автопогрузчиком запрещается: поднимать и перевозить людей; оставлять погрузчик с грузом на вилах или с поднятыми вилами; продолжать работу при неустойчивом положении автопогрузчика. Скорость движения погрузчика не должна превышать 7 км / ч при движении по главным проездах и 5 км / ч при движении в других местах. Нельзя оставлять автопогрузчик с работающим двигателем около легковоспламеняющихся материалов без присмотра и оставлять руль управления при поднятом грузе.

После окончания работы водитель должен осмотреть и очистить все части и сделать соответствующую запись в сменном журнале о замеченных недостатках в работе автопогрузчика.

Электрокары и электропогрузчики

Электрокары и электропогрузчики применяются как межцеховой и внутренне цеховой транспорт для транспортировки и обработки грузов. В отличие от автопогрузчиков, эти машины являются экологически чистыми и могут работать как на открытых территориях, так и внутри помещений. К управлению электрокарами и электропогрузчиками допускаются лица в возрасте от 18 лет и старше, имеющие удостоверение на право их управлением. Перед началом работы водитель должен проверить, в соответствии с инструкцией, исправность всех узлов и механизмов и аккумуляторной батареи.

Электропогрузчики не реже одного раза в год испытывают на надежность и грузоподъемность, для чего поднимают груз, который превышает номинальную грузоподъемность на 20-25%. При эксплуатации электрокаров и электропогрузчиков надо соблюдать правила пожарной и электробезопасности. Пожар может произойти вследствие замыкания аккумуляторной батареи из-за повреждения электропроводки на электрокаре или электропогрузчики, или оставленного на аккумуляторной батареи какого инструмента или металлической детали. Нельзя допускать окисления и ослабление контактов в батареи, курить и пользоваться открытым пламенем вблизи аккумуляторной батареи.

Подъем и опускание груза следует осуществлять только при неподвижном электропогрузчики. Запрещается перевозить грузы при положении вилок электропогрузчика от уровня пола выше на 0,3-0,5 м. Минимальная ширина проездов для межцехового электротранспорта равна максимальной ширине электротранспорта с грузом транспортируемого плюс один метр.

Перед транспортировкой груза водитель обязан убедиться в том, что груз соответствует грузоподъемности электропогрузчика, а его габариты - размерам проезда. Скорость движения электрокаров и электропогрузчиков в помещениях не должна превышать 6 км / ч, а при движении по эстакадам и проездах - 3 км / ч.

Зарядка аккумуляторных батарей производится в специальных Подзарядное пунктах, должны располагаться в отдельных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 5-10 кратность воздухообмена Прилужной аккумуляторных батареях и 10-15 кратность - при кислотных. Корпуса зарядных электрических машин и аппаратов заземляющих. Пидзарядни пункты относятся к помещениям особо опасных по опасности поражения человека электрическим током и взрывоопасных по взрывопожароопасности, поэтому там следует соблюдать соответствующие правила электро- и взрывопожаробезопасности.

Инструкция по охране труда для водителей электрокар

I . Вводная часть

1. К- управлению электрокарами и обслуживанию их допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления эл. карами.

2. Водитель эл. кары обязан выполнять только ту работу, которая. разрешена администрацией. Без разрешения и инструктажа производить работу, не входящую в обязанности водителя, запрещается.

I I . Перед началом работы

1. Привести в порядок рабочую одежду, застегнуть или обвязать обшлага.

2. рукавов, заправить одежду так, чтобы не было развевающихся концов.

3. При подготовке эл. кара к выезду проверить:

а) техническое состояние -эл. кары, обращая особое внимание на исправность тормозной системы, рулевого управления,

Гидросистемы, приборов освещения и сигнализации;

б) наличие инструмента и инвентаря;

в) давление воздуха в шинах;

г) уровень электролита в аккумуляторных батареях.

3. При обнаружении неисправностей попытаться устранить их своими силами, а если это невозможно - доложить мастеру.

I I I . Во время работы

1. Прежде чем начать движение с места стоянки, убедится, что это безопасно для рабочих и других лиц, подать предупредительный сигнал и лишь после этого трогаться с места.

2. Вводить вилы под груз и выводить из-под него только на первой скорости, .не применяя тарана.

3. Взятий на вилы груз равномерно расположить по ширине и длине вил.

а) нагружать эл. кару свыше положенной грузоподъемности;

б) поднимать примерзший к земле или заваленный груз;

в) поднимать и перевозить груз в таре, наполненной выше бортов;

г) поправлять вручную сползающий груз.

5. Перевезенный груз устанавливать устойчиво, без перекосов и наклонов на прикладки так, чтобы можно было свободно вывести вилы из-под груза. .

6. Загромождать проходы и проезды грузами запрещается.

7. При движении автокары с грузом вперед резкое торможение запрещается.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1. Аварийная ситуация может возникнуть в случае: поражения электрическим током, разливания и рассыпания горючих и токсичных материалов; взрыва пескоструйных аппаратов; разрыва шлангов; неисправности оборудования для раскроя изоляционных материалов; попадания на кожные покровы вредных материалов и прочее.

5.2. В случае возникновения такой ситуации следует немедленно прекратить работу, отключить все электропотребители, кроме вентиляции; оградить опасную зону и не допускать в нее посторонних лиц.

5.3. Сообщить о том, что произошло, руководителю работ.

5.4. Если произошел несчастный случай, оказать потерпевшему первую медицинскую помощь; при необходимости, вызвать скорую медицинскую помощь.

5.5. Оказание первой медицинской помощи.

5.5.1. Оказание первой медицинской помощи при поражении электрическим током.

При поражении электрическим током необходимо немедленно освободить потерпевшего от действия электрического тока, отключив электроустановку от источника питания, а при невозможности отключения - оттянуть его от токопроводящих частей за одежду или применив подручный изоляционный материал.

При отсутствии у потерпевшего дыхания и пульса необходимо сделать ему искусственное дыхание и косвенный (внешний) массаж сердца, обращая внимание на зрачки. Расширенные зрачки свидетельствуют о резком ухудшении кровообращения мозга. При таком состоянии оживления начинать необходимо немедленно, после чего вызвать скорую медицинскую помощь.

5.5.2. Первая помощь при ранении.

Для оказания первой помощи при ранении необходимо раскрыть индивидуальный пакет, наложить стерильный перевязочный материал, который помещается в нем, на рану и завязать ее бинтом.

Если индивидуального пакета каким-то образом не оказалось, то для перевязки необходимо использовать чистый носовой платок, чистую полотняную тряпку и т.д. На тряпку, которая накладывается непосредственно на рану, желательно накапать несколько капель настойки йода, чтобы получить пятно размером больше раны, после чего наложить тряпку на рану. Особенно важно применять настойку йода указанным образом при загрязненных ранах.

5.5.3. Первая помощь при переломах, вывихах, ударах.

При переломах и вывихах конечностей необходимо поврежденную конечность укрепить шиной, фанерной пластинкой, палкой, картоном или другим подобным предметом. Поврежденную руку можно также подвесить с помощью перевязки или платка к шее и прибинтовать к туловищу.

При переломе черепа (бессознательное состояние после удара по голове, кровотечение из ушей или изо рта) необходимо приложить к голове холодный предмет (грелку со льдом, снегом или холодной водой) или сделать холодную примочку.

При подозрении перелома позвоночника необходимо пострадавшего положить на доску, не поднимая его, повернуть потерпевшего на живот, лицом вниз, наблюдая при этом, чтобы туловище не перегибалось, с целью избежания повреждения спинного мозга.

При переломе ребер, признаком которого является боль при дыхании, кашле, чихании, движениях, необходимо туго забинтовать грудь или стянуть их полотенцем во время выдоха.

5.5.4. Оказание первой помощи при ожогах кислотами и щелочью.

При попадании кислоты или щелочи на кожу, поврежденные участки необходимо тщательно промыть струей воды на протяжении 15-20 минут, после этого поврежденную кислотой поверхность промыть 5%-ным раствором питьевой соды, а обожженную щелочью - 3%-ным раствором борной кислоты или раствором уксусной кислоты.

При попадании на слизистую оболочку глаз кислоты или щелочи необходимо глаза тщательно промыть струйкой воды на протяжении 15-20 минут, после этого промыть 2%-ным раствором питьевой соды, а при поражении глаз щелочью - 2%-ным раствором борной кислоты.

При ожогах полости рта щелочью необходимо полоскать 3%-ным раствором уксусной кислоты или 3%-ным раствором борной кислоты, при ожогах кислотой - 5%-ным раствором питьевой соды.

При попадании кислоты в дыхательные пути необходимо дышать распыленным с помощью пульверизатора 10%-ным раствором питьевой соды, при попадании щелочи - распыленным 3%-ным раствором уксусной кислоты.

5.5.5. Первая помощь при кровотечении.

5.5.5.1. Поднять раненную конечность вверх.

5.5.5.2. Рану закрыть перевязочным материалом (из пакета), сложенным в клубок, придавить его сверху, не касаясь самой раны, подержать на протяжении 4-5 минут. Если кровотечение остановилось, не снимая наложенного материала, поверх него положить еще одну подушечку из другого пакета или кусок ваты, и забинтовать раненное место (с некоторым нажимом).

5.5.5.3. В случае сильного кровотечения, которое нельзя остановить повязкой, применяется сдавливание кровеносных сосудов, которые питают раненную область, при помощи изгибания конечности в суставах, а также пальцами, жгутом или зажимом. В случае сильного кровотечения необходимо срочно вызвать врача.

5.6. Если произошло возгорание, приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения. При необходимости, вызвать пожарную часть.

5.7. Выполнять указания руководителя работ по устранению аварийной ситуации.

Разработал

Согласовал

Железнодорожный транспорт. Безрельсовый колесный транспорт. Электрокары и электропогрузчики.

А. Железнодорожный транспорт. Безопасность железнодорожного транспорта на предприятии обеспечивается службой движения. Все работники службы движения должны быть обучены и знать правила содержания, ремонта и эксплуатации железнодорожных путей.

Ремонтные подразделения должны иметь необходимую документацию (схемы путей, эпюры стрелочных переводов и укладки шпал, нормы и технические условия содержания путей и др.). Должны быть разработаны планировка территории с указанием мест разгрузки грузов и габаритов их складирования, а также конкретные указания по безопасным приемам работы.

Бригадиры ремонтных бригад должны регулярно проверять состояние железнодорожных путей и стрелочных переводов и своевременно устранять выявленные дефекты. Дорожные мастера лично не реже чем 2 раза в месяц проверяют состояние путевого хозяйства и составляют график планово-предупредительного ремонта с учетом результатов проверки, а также следят за своевременным его проведением.

По обе стороны железнодорожного полотна должно быть свободное пространство не менее 2 м от наружной головки рельса, за пределами которого можно складировать грузы в штабеля высотой до 1,2 м. При большой высоте штабеля это расстояние следует увеличить до 2,5 м. Для разгрузки и погрузки вагонов, полувагонов и платформ оборудуются специальные площадки. Вагоны для погрузочно-разгрузочных работ устанавливаются на прямом участке пути без уклона и вдали от стрелочных переводов. На время этих работ вагоны затормаживают с помощью стальных башмаков, устанавливаемых под колеса.

Закрывать люки полувагонов после выгрузки грузов следует при помощи специальных люкоподъемников.

Особо внимательным необходимо быть при осуществлении маневровых работ. Нельзя производить сцепление вагонов на кривизнах пути с радиусом менее 60 м, так как при этом не соединяются автоматические сцепки, а составителям вагонов на ходу выполнять эту операцию вручную весьма опасно.

Б. Безрельсовый колесный транспорт. Для перевозки различных материалов, заготовок, готовых изделий между цехами, из цехов на склады или наоборот обычно используется автомобильный транспорт, находящийся в ведении самого предприятия или выделяемый централизование автокомбинатами.

Перед выездом на линии до начала перевозки грузов должно быть тщательно проверено техническое состояние транспортных средств, в особенности действие тормозов, рулевого управления, исправность кузова и запорных устройств.

Боковые и задние борта кузовов автомашин должны открываться и иметь прочные петли и запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания и выпадения груза при движении.

Выпуск на линию автомашин разрешают сменные механики, что подтверждается подписью в путевых листках водителей.

Водитель может покинуть свое место или оставить транспортное средство лишь при условии, если приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его посторонними лицами. Например, водитель не должен оставлять автомобиль с работающим двигателем или ключом в замке зажигания.

Во избежание падения или смещения перевозимые грузы должны быть тщательно уложены в кузове или на платформе автомашины. Для перевозки опасных грузов (например, баллонов с газом, химически активных или горючих жидкостей и др.) необходимо пользоваться контейнерами или другими приспособлениями, исключающими толчки и удары во время движения.

Нельзя перевозить людей на подножках, крыльях, крышах кабин даже при малой скорости автомобиля.

Особую опасность представляет движение задним ходом. При движении задним ходом путь должен просматриваться через зеркало заднего вида и боковые зеркала, а в необходимых случаях должно быть выделено лицо, помогающее водителю обеспечивать безопасное движение.

В. Электрокары и электропогрузчики. В настоящее время аккумуляторные электрические тележки (электрокары) и погрузчики широко применяются в качестве внутризаводского и внутрицехового транспорта. Хорошо зарекомендовали себя электрокары и электросамосвалы, выпускаемые промышленностью Народной Республики Болгария, у которых скорость движения при полной загрузке достигает 15 км/ч. Эти машины снабжены приборами безопасности. Цепь управления имеет секретный замок с ключом, что исключает возможность использования их посторонними лицами. У них имеются осветительные фары, стоп-сигнал, указатели поворота и др.

Все электрокары и погрузчики, находящиеся в эксплуатации, снабжаются заводскими номерными знаками, определяющими их принадлежность к определенному цеху, и инвентарным номером.

Для обеспечения безопасности движения до начала работы водитель обязан проверить исправное состояние электрокара или электропогрузчика, обратив особое внимание на исправное действие тормозов, звукового сигнала, световых приборов.

Во время движения водитель должен внимательно следить за состоянием дороги перед электрокаром (погрузчиком), избегая движения по неровной поверхности, внимательно объезжать возможные препятствия, на поворотах снижать скорость во избежание заноса или опрокидывания, следить за дорожными знаками. Особенно внимательно и осторожно нужно двигаться при переезде через железнодорожный путь, перекрестки дорог, в местах движения пешеходов, на узких участках пути, в помещениях цехов и складов, где скорость движения не должна превышать 3 км/ч. Не разрешается при движении в цехах приближаться к станкам и оборудованию ближе 0,5 м.

Ширина проездов для электрокарного транспорта должна быть не менее 1,8 м при одностороннем движении и не менее 3 м при двустороннем.

При погрузке электрокара (электропогрузчика) недопустимо превышать разрешенную массу груза; надо следить за правильной его укладкой на платформу с тем, чтобы груз не выступал за габариты платформы. Во время движения надо следить за тем, чтобы груз не смещался.

При использовании грузового лифта для подъема груженого электрокара лифтер и рабочий, сопровождающий груз, в момент въезда в лифт должны покинуть кабину.

В процессе работы не исключены случаи, когда водитель электрокара из-за какой-либо помехи вынужден покинуть свое место во время движения. Во избежание движения неуправляемого электрокара (например, типа ЭК-2) он оборудуется ножной педалью, нажатием на которую водитель включает электрическую цепь. После снятия с педали ноги цепь питания электродвигателя размыкается и автоматически срабатывает механический тормоз, что приводит к быстрой остановке неуправляемой машины. Этим предупреждается возможный несчастный случай.

Чтобы исключить опрокидывание погрузчика в процессе движения, груз на захватных вилках должен располагаться равномерно на обе лапы и не должен выступать вперед за пределы вилки более чем на 1/3 длины лап.

Рама погрузчика перед транспортировкой груза должна быть отклонена до отказа назад. Высота перевозимого груза не должна ухудшать обзор дороги и выходить за пределы защитного устройства, предохраняющего водителя.

Подъем и спуск перевозимого груза необходимо осуществлять при угле наклона, равном или меньшем угла наклона рамы назад, указанного в паспорте погрузчика.

Во избежание падения груза захватные вилы должны быть застопорены болтами на раме после каждой регулировки.