30.04.2024

Дипломированный работник являющийся представителем. Разница между "специалистом" и "дипломированным специалистом". Поступление в магистратуру. Все консультации у юристов бесплатны


После реформирования российской системы высшего образования появилась определенная путаница, связанная с такими понятиями, как «специалист», «магистр» и «бакалавр». Работодатели к последним двум записям в дипломе соискателя вакантного места относятся немного скептически, так как «дипломированный специалист» все же привычнее.

Если человек сталкивается с этими понятиями редко или вообще не встречался, он отличий не видит совсем. Но в действительности различие все же есть.
Человек заканчивает высшее учебное заведение и становится дипломированным специалистом, то есть получает диплом об окончании этого самого учебного заведения. Понятие «дипломированный специалист» знакомо нам с советских времен. Оно и в те времена означало человека, который то есть окончил институт или университет.

Сегодня дипломированный специалист - это практик, также окончивший институт или университет. Но такой квалификации нет на территории Евросоюза. Поэтому в связи с тем, что Россия переходит на европейский тип обучения, планируется отказаться от присвоения выпускникам вузов звания "дипломированный специалист".

Как в России становятся таким специалистом? После пяти- или шестилетнего обучения в институте его выпускнику на руки выдается диплом о присвоении квалификации. И новый дипломированный специалист может начинать работать инженером или преподавателем. Однако если у выпускника есть желание, он может продолжить учиться дальше. В этом случае он получит следующую степень - магистр.

Что лучше: специалист или магистр?

Может получить как бакалавр, высшее образование которого ограничилось приобретением базовых знаний по выбранной специальности, так и специалист. Чтобы стать магистром, необходимо еще два года потратить на обучение, и тогда на руки выдадут диплом, свидетельствующий о том, что человеку присвоена степень магистра какой-либо науки. Обычно человек, получивший такую степень, практикой не занимается, его стезя - это научная деятельность.

Итак, чем отличается специалист от магистра?

Магистр - это которую, отучившись два года дополнительно, может получить не только дипломированный специалист, но и бакалавр. При этом, если дипломированный специалист должен заниматься практической работой, магистр посвящает себя целиком и полностью научному труду.

Специалист получает высшее образование не менее пяти лет, а иногда и шести. Бакалавр получает его в более короткие сроки - за четыре или три года в зависимости от того, какая у него образовательная база.

Первые три года будущие студенты, претендующие на степень бакалавра, обучаются по одному в том направлении, которое они выбрали. Это время дается для подготовки специалиста широкого профиля, а на четвертом году они выбирают узкий профиль.

То есть бакалавриат - это отличная возможность определиться с профилем своего образования тем студентам, которые до сих пор еще этого не сделали. Еще существует возможность изучать несколько профилей одновременно.

Вопрос: Добрый день! Я знаю, что похожие вопросы задавались, однако у меня очень спорная ситуация - очень надеюсь на ответ.
Я поступала в МГУ в 2007, когда ВУЗ еще не перешел на программу Болонской системы. Выпускаюсь в 2013 (специалитет). Хотела бы продолжать образование в магистратуре СПбГУ, но никак не могу понять, имею ли я право на бюджетное обучение.
В соответствии с пунктом 5 статьи 6 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
"дипломированный специалист" имеет право продолжить на конкурсной основе обучение по программе магистратуры соответствующего уровня высшего профессионального образования, которое не рассматривается как получение им второго высшего профессионального образования. Получение образования по программам магистратуры лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра рассматривается как получение второго высшего профессионального образования, если иное не установлено федеральными законами.
В октябре 2007 вступил в силу закон № 232-ФЗ, которым введены уровни ВПО. Таким образом, все принятые студенты до этого закона в принципе не могли быть приняты на уровневые программы специалиста. Я была принята в МГУ летом 2007-го, то есть ДО принятия этого закона. Поэтому, если я правильно понимаю, я имею право на бесплатное обучение в магистратуре. Это же мне подтверждает и наш ректорат. НО! С 2011 года МГУ выдаёт новые образцы дипломов, там слова "дипломированный" нет. При этом сам же МГУ по таким дипломам принимает в магистратуру на бюджет.
Значит ли это, что меня возьмут на бюджет только в МГУ, а СПбГУ меня с таким дипломом не примет?

Ответ проректора по учебной работе Лавриковой Марины Юрьевны:

Обращаем Ваше внимание на то, что прием на обучение в СПбГУ осуществляется не на факультеты, а на образовательные программы. В настоящее время СПбГУ не осуществляется прием на обучение по заочной форме. В соответствии с п.15 ст.108 «Закона об образовании в Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 03.02.2014 N 11-ФЗ, лица, имеющие высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением им квалификации "дипломированный специалист", имеют право быть принятыми на конкурсной основе на обучение по программам магистратуры, которое не рассматривается как получение этими лицами второго или последующего высшего образования.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «дипломированный специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» имеют запись вида «Астроном» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Астрономия»), «Химик» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «Химия»), «Географ» (для лиц, успешно освоивших основную образовательную программу по специальности «География») и т.д.

Лица, успешно освоившие образовательные программы и получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании, подтверждаемом присвоением им квалификации «специалист», в соответствующих документах об образовании в графе «квалификация (степень)» будут иметь запись «Специалист».

Поступление в вуз лиц, имеющих диплом, подтверждающий присвоение квалификации «специалист», для обучения по основной образовательнойпрограмме магистратуры на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. При этом они могут получать образование на местах по договарам с оплатой стоимости обучения.

Прием заявлений об участии в конкурсе на основные образовательные программы магистратуры направления «Юриспруденция» и иных документов от поступающих, предоставляющих документы лично или через операторов почтовой связи общего пользования, начинается 20 июня 2014 года и завершается (для всех форм предоставления документов) 10 июля 2014 года. (п. 7.8 Правил приема в 2014 году, см. ссылку) Также, поступающие с 01 марта 2014 года до дня окончания срока приема документов на основные образовательные программы магистратуры в 2014 году (10 июля 2014 года) при подаче заявления об участии в конкурсе могут предоставить документы, в электронно-цифровой форме через официальный сайт СПбГУ. (см. ссылку)

Информация о стоимости обучения на 2014/2015 год будет опубликована на официальном сайте Приемной комиссии СПбГУ к 1 апреля 2014 года. С информацией о стоимости обучения по основным образовательным программам магистратуры в 2013/2014 учебном году Вы можете ознакомиться, перейдя по

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)

Внести в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 1997, № 47, ст. 5341; 2000, № 30, ст. 3120, № 33, ст. 3348, № 44, ст. 4399; 2002, № 7, ст. 631; № 12, ст. 1093; № 26, ст. 2517, № 30, ст. 3029, № 52 (ч. 1) ст. 5132; 2003, № 2, ст. 163, № 28, ст. 2892, № 50, ст. 4855; 2004, № 10 ст. 835, № 27, ст. 2714, № 30, ст. 3086, № 35, ст. 3607) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 9:

подпункт 3 пункта 5 дополнить словами «(программы бакалавриата; программы магистратуры и программы подготовки специалиста)»;

пункт 7 после слов «настоящим Законом» дополнить словами «, другими принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами»;

2) абзац первый пункта 3 статьи 16 дополнить двумя предложениями следующего содержания:

«Прием граждан на конкурсной основе в высшие учебные заведения проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам магистратуры или подготовки специалиста пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата.»;

3) пункт 3 статьи 23 изложить в следующей редакции:

«Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования.»;

4) в статье 24:

пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам бакалавриата.»;

пункт 4 исключить;

5) в статье 27:

а) абзац первый пункта 4 после слов «муниципальном образовательном учреждении» дополнить словами «по программам»;

6) в пункте 5:

подпункт 5 изложить в следующей редакции:

«5) высшее профессиональное образование - бакалавриат»; дополнить подпунктом 6 следующего содержания: «6) высшее профессиональное образование - магистратура или подготовка специалиста;»;

б) абзац третий пункта 20 статьи 33 изложить в следующей редакции: «Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также высшего профессионального образования может проводиться поэтапно соответственно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее - и уровням образования: бакалавриат, магистратура и (или) подготовка специалиста.».

Внести в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4135; 2000, № 29, ст. 3001, № 33, ст. 3348; 2002, № 26, ст. 2517; 2003, № 2, ст. 163, № 14 ст. 1254, № 28, ст. 2888; 2004, № 35, ст. 3607) следующие изменения и дополнения:

1) в статье 6:

а) в заголовке статьи слово «Ступени» заменить словом «Уровни»;

б) в пункте 1 слова «непрерывно и по ступеням» заменить словами «по уровням»;

в) в пункте 2:

в абзаце первом слово «ступени» заменить словом «уровни»; абзац третий исключить;

абзац четвертый дополнить словами «или квалификации «специалист»»;

г) абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:

«3. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе бакалавриата, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца о неполном высшем профессиональном образовании.»;

д) в пункте 4:

«4. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования при очной форме обучения составляют:»;

в абзаце втором слова «не менее чем четыре года» заменить словами «- от трех до четырех лет в зависимости от направления подготовки (специальности)»;

абзац третий исключить;

в абзаце четвертом слова «не менее чем шесть лет» заменить словами «- два года»;

дополнить пункт двумя новыми абзацами следующего содержания:

«для получения квалификации «специалист» - от одного до двух лет в зависимости от направления подготовки (специальности).

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, устанавливается Правительством Российской Федерации.»;

е) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенного уровня, имеют право продолжить на конкурсной основе (в том числе без перерыва в учебе) обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующего уровня.»;

ж) в пункте 6 слово «ступеней» заменить словом «уровней»;

з) в пункте 7:

в абзаце первом слова «соответствующей ступени» заменить словами «соответствующего уровня»; слово «основанием» заменить словом «условием»;

абзац второй после слов «Квалификация «бакалавр»» дополнить словами «, квалификация «специалист», квалификация «магистр»»; после слова «право» дополнить словом «претендовать», а после слов «высшее профессиональное образование» дополнить словами «соответствующего уровня»;

дополнить пункт абзацем четвертым следующего содержания:

«Порядок допуска к определенной профессиональной деятельности может предусматривать сдачу претендентом квалификационного экзамена (экзаменов) и (или) выполнение иных требований, установленных федеральным законом.»;

2) в статье 7:

а) в пунктах 1 и 2 слова «о соответствующем образовании» заменить словами «о соответствующем уровне образования»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Устанавливаются следующие виды документов, которыми удостоверяется завершение высшего профессионального образования различных уровней:

диплом бакалавра;

диплом магистра, диплом специалиста.»;

3) в статье 10:

а) в пункте 3 слова «Право на реализацию образовательных программ высшего» заменить словами «Право на реализацию образовательных программ бакалавриата, магистратуры и (или) подготовки специалиста»;

б) в пункте 4:

в абзаце первом слова «по образовательным программам высшего и» заменить словами «по образовательным программам бакалавриата, магистратуры и (или) подготовки специалиста, а также»;

абзац третий после слов «по новым для него» дополнить словами «уровням высшего профессионального образования и послевузовскому профессиональному образованию, а также»;

в) абзац второй пункта 6 дополнить словами «и уровням высшего профессионального образования»;

г) во втором абзаце пункта 7 слово «ступени» заменить словом «уровни»;

4) в статье 11:

а) в пункте 1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

«1. Прием в высшие учебные заведения проводится по заявлениям граждан на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Прием в высшие учебные заведения проводится отдельно для обучения по программам бакалавриата, подготовки специалиста и магистратуры. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам бакалавриата пользуются лица, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование. Правом участвовать в конкурсе для обучения по программам магистратуры или подготовки специалиста пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата. Порядок приема граждан в высшие учебные заведения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, определяется учредителем высшего учебного заведения.»;

в абзаце втором слова «соответствующих уровня и (или) ступени» заменить словами «соответствующего уровня»;

в абзаце третьем второе предложение дополнить словами «соответствующего уровня»;

б) в абзаце первом пункта 2 первое предложение изложить в следующей редакции:

«Уровни высшего профессионального образования и направления подготовки (специальности) определяются лицензией.»;

в) в пункте 4 в первом предложении слова «в соответствии с настоящим Федеральным законом» заменить словами «подтвержденное присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» или квалификации «специалист»»;

г) в абзаце первом пункта 7 слова «по ускоренной образовательной программе высшего профессионального образования» заменить словами «по ускоренной образовательной программе бакалавриата»;

5) в статье 24:

а) пункт 2 дополнить подпунктом 10 следующего содержания:

«10) установление перечня направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные по сравнению с предусмотренными настоящим Федеральным законом нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста.»;

6) подпункт 14 пункта 3 после слов «учрежденные федеральными органами исполнительной власти,» дополнить словами «для обучения по программам соответствующего уровня высшего профессионального образования».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», прекращается с 2007 года.

Диплом специалиста с высшим профессиональным образованием выдается лицам, обучающимся по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», до прекращения в Российской Федерации обучения по этим программам в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Квалификация «дипломированный специалист», полученная в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, приравнивается к квалификации «специалист».

Президент Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)

1. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривает введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень).

Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями по состоянию на 7 июля 2003 г.) предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням:

- «бакалавр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем четыре года);

- «дипломированный специалист» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);

- «магистр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет).

Соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования законом не установлены, условия перехода с одной ступени на другую не определены. Преобладает линейный подход к формированию основных образовательных программ высшего профессионального образования, т.н. монопрограммы.

3. Настоящим законопроектом бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве самостоятельных образовательных уровней высшего образования с отдельными вступительными испытаниями при поступлении для обучения по соответствующим программам, отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр» либо квалификация «специалист».

Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Предлагается установить нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности). Для поступления на обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения - два года) или по программам подготовки специалиста (нормативный срок обучения - от 1 до 2 лет) необходимо будет иметь степень бакалавра. Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) «магистр» или квалификацию «специалист». Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Прием в высшие учебные заведения для обучения по программам, предусматривающим присвоение лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист», предлагается прекратить с даты, определенной законодателем. Квалификацию «дипломированный специалист», полученную в имеющем государственную аккредитацию высшем учебном заведении до прекращения в Российской Федерации обучения по программам подготовки дипломированного специалиста, предлагается приравнять к квалификации «специалист».

4. Необходимость разработки проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования) обусловлена рядом причин.

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами - участниками процесса (а их уже 40) право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствие с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004 - 2010гг. принять ряд мер по модернизации образования, и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр).

5. Принятие предлагаемого законопроекта создаст предпосылки для устранения остро проявляющихся на рынке труда структурных несоответствий между спросом и предложением кадров с высшим профессиональным образованием. Двухуровневая система позволит восстановить управляемость в системе взаимосвязей высшего профессионального образования и экономики, резко повысит эффективность использования бюджетных средств, а также вовлечь работодателей в прогнозирование перспективных потребностей в образовании и существенно расширить их участие в финансировании подготовки кадров, преимущественно на второй ступени.

Введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования позволит реализовать один из основных принципов Болонского процесса, направленный на гармонизацию российской и европейской образовательных систем, будет способствовать развитию экспорта российских образовательных услуг. Дипломы российских вузов станут пользоваться признанием в странах Европы. При этом следует подчеркнуть, что содержание образовательных программ должно отражать национальные традиции Российской высшей школы.

Принятие законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.

КОНЦЕПЦИЯ

проекта федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)»

1. Предлагаемый законопроект предусматривает введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата. Данная мера позволит усилить фундаментальный характер образования и существенно облегчить адаптацию выпускников на рынке труда. Вместе с тем она обеспечит необходимые предпосылки для эффективного государственного регулирования взаимосвязей между системой образования и динамично развивающейся современной экономикой.

Бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата рассматриваются в качестве двух уровней (образовательных цензов) высшего образования с отдельными вступительными испытаниями при поступлении для обучения по соответствующим программам, отдельными государственными образовательными стандартами, самостоятельной итоговой аттестацией, по результатам которой соответственно присваивается квалификация (степень) «бакалавр» или «магистр» либо квалификация «специалист». Лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и подготовки специалиста также предлагается осуществлять раздельно.

Предполагается установить нормативный срок обучения по программам бакалавриата - от 3 до 4 лет в зависимости от направления подготовки (специальности). Для поступления на обучение по программам магистратуры (нормативный срок обучения - два года) или по программам подготовки специалиста (нормативный срок обучения - от 1 до 2 лет) необходимо будет иметь степень бакалавра. Доступ в аспирантуру получают только лица, имеющие квалификацию (степень) «магистр» или квалификацию «специалист». Для некоторых направлений подготовки и специальностей (например, медицинские специальности) возможно установление иных нормативных сроков обучения. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым государственным стандартом высшего образования могут быть установлены иные нормативные сроки освоения программ бакалавриата, магистратуры или подготовки специалиста, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.

Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования по программам соответствующего уровня будет устанавливаться Правительством Российской Федерации на основе консультаций с представителями работодателей и исходя из социально-экономических потребностей страны в кадрах.

2. В настоящее время в Российской Федерации действует система высшего профессионального образования, в которой переплетаются элементы двухуровневой системы с элементами системы высшего образования советского времени.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 7 июля 2003г.) предусматривает, что основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.

Законом установлены следующие ступени высшего профессионального образования:

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем четыре года);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации «дипломированный специалист» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем пять лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами);

высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «магистр» (срок освоения основных образовательных программ - не менее чем шесть лет).

Завершение высшего профессионального образования различных ступеней удостоверяется дипломом бакалавра, дипломом специалиста с высшим профессиональным образованием, дипломом магистра. Образование лиц, не завершивших обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения), признается неполным высшим профессиональным образованием и подтверждается выдачей дипломов установленного образца, хотя такие дипломы не дают права заниматься соответствующей профессиональной деятельностью и юридическое их значение соответствует значению академической справки.

Соотношение между названными ступенями высшего профессионального образования Законом не установлено.

Действующий Порядок разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 г. № 773 на основании ст. 7 Закона Российской Федерации «Об образовании» и с принятием в 1996г. Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не изменялся. Названным постановлением определено, что Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования утверждается:

в части общих требований к структуре высшего профессионального образования и образовательным программам высшего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему - Правительством Российской Федерации;

в части государственных требований к минимуму содержания, уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования, к образцам документов о высшем профессиональном образовании, перечня направлений (специальностей), правил государственного контроля за соблюдением стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление высшим образованием, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых имеются высшие учебные заведения.

Таким образом, даже на уровне подзаконного акта не предусматривается участие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также участие представителей работодателей в обсуждении перечня направлений (специальностей) высшего профессионального образования.

Во исполнение постановления Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 773 утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940), содержащий структуру высшего профессионального образования, как минимум терминологически отличную от закрепленной в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». В названном Государственном образовательном стандарте установлены три уровня (не ступени) высшего профессионального образования (пункты 3.1 - 3.3).

Первый уровень высшего профессионального образования по Стандарту является неполным высшим образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет обучения. Завершение студентом указанной части основной профессиональной образовательной программы должно позволять ему продолжить высшее образование или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому.

Второй уровень высшего профессионального образования по Стандарту является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр». Основная профессиональная образовательная программа должна включать гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное назначение. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации «бакалавр», удостоверенной дипломом.

Третий уровень высшего профессионального образования согласно Стандарту является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам двух типов, обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «инженер», «учитель», «агроном», «экономист» и т.п. (обобщенное наименование квалификации - «специалист»). При этом подготовка магистра предусматривает освоение основной профессиональной образовательной программы, которая состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет (п. 3.1.1).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 940, содержит также общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования, которые заключаются в следующем (пункты 7.1 -7.2):

перечень должен охватывать существующие и перспективные области науки, техники и культуры. Каждое направление (специальность) должно иметь социальную и личностную значимость;

перечень утверждается федеральным (центральным) государственным органом управления высшим образованием во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами.

перечень является частью настоящего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и именуется: «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования».

Таким образом, перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, включающий перечень направлений подготовки бакалавров и магистров, перечень специальностей подготовки дипломированных специалистов и перечень направлений подготовки дипломированных специалистов составляет элемент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждается в настоящее время Министерством образования Российской Федерации (действующий Перечень утвержден приказом Минобразования России от 8 ноября 2000 г. № 3200 (с последующими изменениями и дополнениями по состоянию на 25 сентября 2003 г.) без участия государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями.

Необходимость принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления двух уровней высшего профессионального образования)» обусловлена рядом причин.

Для современной экономики характерен динамизм, а также быстрые и глубокие структурные сдвиги, что вызывает двоякие последствия для узкоспециализированной подготовки кадров высокой квалификации. Во-первых, перспективная потребность в такой подготовке в определенной мере сокращается по отношению к подготовке кадров широкого профиля, приобретающих и меняющих специализацию в рамках системы непрерывного образования. Во-вторых, сохраняющаяся потребность в узкоспециализированной подготовке поддается достоверному прогнозированию со стороны государственных органов и работодателей не более чем на два года. Неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств выступает совпадение горизонтов бюджетирования и прогнозирования тех потребностей, которые реализуются с помощью бюджета. Таким образом, объективно необходим переход от бюджетирования узкоспециализированной подготовки сроком на пять лет к сочетанию среднесрочного бюджетирования подготовки широкого профиля с бюджетированием специализаций с горизонтом один - два года. Это в свою очередь требует изменений в организации высшего образования, которая сложилась в период всеобъемлющего пятилетнего планирования производства и была элементом интеграции вузов в отраслевую систему управления.

В конечном счете, объективные потребности современной экономики обусловили последовательный переход к двухуровневому высшему образованию в странах ЕС (Болонский процесс). Соответствующие изменения в нашей стране позволят сохранить и укрепить конкурентоспособность отечественного высшего образования.

Переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования при формировании перечня направлений подготовки при участии государственных органов, осуществляющих управление экономикой и трудом, а также консультаций с работодателями позволит сократить число специальностей и направлений подготовки. Первый уровень высшего образования (бакалавриат) обеспечит возможность успешной работы там, куда сегодня идут многие выпускники вузов - дипломированные специалисты (линейные менеджеры, специалисты по продажам, администраторы и т.п.). Трех- или четырехлетняя подготовка на первом уровне будет проводиться по небольшому числу базовых направлений, а углубленная специализация будет происходить на втором уровне - в магистратуре или «специалитете», исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы. Таким образом, переход к двухуровневой системе высшего профессионального образования должен способствовать повышению эффективности использования бюджетных средств, качества высшего образования, его востребованности экономикой и социальной сферой страны.

В сентябре 2003 года Российская Федерация присоединилась к Болонской декларации 1999 года. Тем самым Россия взяла на себя обязательства по вхождению в единое образовательное пространство Европы и обрела наравне с другими государствами - участниками процесса (а их уже 40) право влиять на принимаемые решения. Речь идет о том, чтобы к 2010 году добиться полной гармонизации систем высшего образования стран континента, а значит, повысить его конкурентоспособность и привлекательность на мировом рынке. Однако для полноценного участия в Болонском процессе нашей стране, в соответствие с решением Берлинской конференции 2003 года, предстоит в 2004 - 2010гг. принять ряд мер по модернизации образования и, в частности, ввести сопоставимые с общеевропейскими системы многоуровневого высшего образования (бакалавр - магистр).

Законодательно оформить введение двухуровневой системы высшего профессионального образования в Российской Федерации предлагается путем внесения изменений и дополнений в отдельные статьи действующих федеральных законов об образовании.

Предлагается изменить или дополнить следующие статьи Закона Российской Федерации «Об образовании»:

статью 9 (в части уточнения состава программ высшего профессионального образования и правовых способов установления нормативных сроков их освоения);

статью 16 (в части отдельного приема граждан на конкурсной основе в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и по программам магистратуры или специалиста);

статьи 24 и 27 (в части установления двух уровней высшего профессионального образования - бакалавриат и магистратура или подготовка специалиста);

статью 33 (в части отдельного лицензирования, аттестации и государственной аккредитации высших учебных заведений по программам бакалавриата, магистратуры и (или) подготовки специалиста).

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предлагается изменить и дополнить следующие статьи:

статью 6 (в части установления двух уровней высшего профессионального образования - ба