06.07.2020

Проставки для увеличения вылета колесного диска своими руками. Проставка для увеличения выноса колесного диска Проставки для увеличения вылета диска и колеи


Практически любые понравившиеся диски для авто можно устанавливать на собственную машину. Даже если крепления не всегда совпадают, то на помощь придут проставки для увеличения вылета диска. С их помощью получится откорректировать установку выбранных колес.

Расширенная таким образом колея автомобиля поможет повысить устойчивость транспортного средства. Также эти дополнительные блины могут оказаться незаменимым дополнением при навесном тюнинге, когда на авто навешиваются пластиковые модификаторы.

Принято выделять несколько типов этого колесного корректора, отличающегося между собой по таким параметрам:

Минимальными считаются блинчики, которые имеют толщину в 3-6 мм. Небольшие габаритные размеры позволяют их устанавливать практически всегда на штатных креплениях. Длины болта или шпильки с ее резьбовой частью хватает для того чтобы зафиксировать колесо в «родных» местах.

Данные конструкции полезны в ситуациях с необходимостью с неоригинальным вылетом. Ведь если в таких колесах сохранять вылет, то суппорт будет тереться о них. Также проставка для увеличения вылета колёсного диска с толщиной до 6 мм принято устанавливать во время спортивного тюнинга транспортного средства.

Средние и большие габаритные параметры

Условное деление между этими размерами принято такое:

  • интервал 12-25 мм относят к среднему параметру;
  • интервал 25-50 мм является большим размером.

Вставки до 25 мм толщиной изготавливаются с отсутствием дисбаланса. Это происходит благодаря центровочной ступице, которая конструкционно является базовой поверхностью для обработки. Визуально легко заметить автомобили с такими элементами. Они придают спортивный, немного агрессивный вид машине за счет увеличения колеи.

Нужно знать, что установка колесных проставок рекомендуется при установке арочных расширителей и обвесов.

Модификацирующие элементы с толщиной более 25 мм изготавливаются с двумя конструкционными особенностями. В первом случае применяются болты, фиксирующие это изделие на ступице автомобиля. К закрепленной шайбе, а не ступице, прикручивают колесный диск стандартными автомобильными болтами.

Во втором случае применяют конструкцию проставок с вмонтированными шпильками. Этот тип уместен для крепления колес на ступицах со шпильками и гайками. Такая планка фиксируется на ступицу через шпильки и крепится гайками. Сверху навешивают колесо на шпильки проставки и также фиксируют гайками. Никаких удлинений штатных шпилек не требуется.

Проведение монтажа

На ступице нельзя устанавливать более одной проставки для увеличения вылета диска, своими руками она изготовлена или куплена в автомагазине. В противном случае создастся дисбаланс на ступице, который может привести к аварии на любой скорости.

Самодельные колесные проставки

Серьезные перегрузки может испытывать подшипник. В некоторых случаях он может выдерживать лишь несколько недель при серьезных перегрузках, а далее произойдет выход его из строя. Одновременно с ним перегружаются и тяги, рычаги и другие элементы подвески.

Работа по установке проставок должна проводиться с соблюдением правил закручивания колесных болтов или гаек. Сначала весь крепеж наживляют от руки, а затем диагональным способом затягивают до упора. Эту операцию рекомендуется проводить с помощью динамометрического ключа, чтобы проконтролировать натяг и избавиться от дисбаланса.

Как сделать правильный выбор

Кроме изготовления проставок своими руками, существуют изделия, которые изготавливаются в заводских условиях. Их качество гарантировано заводом и подтверждено соответствующими документами. Наиболее популярными компаниями в этой области являются зарубежные проверенные фирмы BIMECC , Schiessler , Hofmann , H&R TRAK+ . Для самодельных изделий рекомендуется использовать заготовки из проката или после поковки.

Нужно знать, что литые заготовки для изготовления проставок могут содержать большое количество пустот при некачественном или низко профессиональном литье, что приведет к разбалансировке конечного изделия.

Последствия работы некачественных колесных проставок

Также нежелательно приобретать эту продукцию неизвестных компаний, ведь она может быть выполнена с помощью не всегда подходящих технологий, например, порошкового прессования, неспособного выдержать большие нагрузки.

Если использовалось самодельное изготовление, то желательно отбалансировать на стенде получившееся изделие. Нельзя также допускать уменьшение количества креплений колес при использовании этих элементов.

Заключение

При использовании колесных проставок необходимо строго соблюдать меры безопасности их монтажа, ведь от этого зависит жизнь и здоровье водителя и пассажиров. Во время покупки нужно проверять сопроводительные документы к изделиям. Когда вставки изготавливаются самостоятельно, то конечная работа их на своем месте не должна приводить к жесткому увеличению нагрузки и скорому износу элементов подвески.

Это один из видов простейшего тюнинга. Зачем это нужно? Вариантов много. Самая распространенная причина - не нравится внешний вид. Скажем, вы хотите, чтобы колеса выглядели эффектнее. Для этого диск должен быть большего диаметра. Ну или купили бэушную машину, а дизайн колесных дисков вам категорически не подходит. Быть может, вам приглянулись какие-то конкретные диски, но их размерность не входит в перечень, рекомендованный производителем автомобиля. Поменять колеса можно и исходя из соображений практичности. Но чем установка таких колес может обернуться в будущем? Давайте разбираться.

Для начала вспомним ключевые параметры колеса.

  • 185 - ширина профиля шины в мм
  • 65 - процентное отношение высоты профиля шины к ширине
  • R - обозначение шины радиальной конструкции
  • 15 - посадочный диаметр в дюймах

Итак, есть несколько способов отойти от размера штатного колеса.

1. Более широкая шина

При сохранении штатного размера увеличиваем ширину профиля шины с сохранением процентного отношения высоты к ширине. В нашем примере получаем 195/65 R15. Тут важно знать, что все автомобили рассчитаны на установку цепей противоскольжения размером не менее 12 мм. Ведь в некоторых европейских странах проезд по горным дорогам без цепей запрещен, и ни один уважающий себя производитель не сделает автомобиль таким, чтобы его нельзя было эксплуатировать в горах Франции или Швейцарии. Поэтому увеличение ширины профиля шины допустимо в большинстве случаев на величину до 24 мм. При этом на ходу автомобиль станет немного мягче, а более широкие шины улучшат тормозные характеристики.

2. Более высокий профиль шины

Оставляем прежним, а процентное отношение высоты профиля шины к ширине увеличиваем до 70. В нашем примере получаем 185/70 R15. Наружный диаметр колеса увеличивается на 20 мм, что вполне допустимо (помним про запас для установки цепей). Все было бы хорошо, но в нашем конкретном примере вмешивается тот фактор, что шины такой размерности выпускают, в основном, для коммерческого транспорта и они слишком жесткие и дорогие для установки на легковушку. Однако в других размерностях, ситуация может быть иной.

3. Меняем диаметр диска

Весьма показательна история с автомобилем одного знакомого. Он приобрел Киа Рио с двигателем 1.6 и 6-ступенчатым автоматом. Штатные колеса автомобиля имели размер 185/65 R15. Владелец проездил летний сезон и был не в восторге от жесткой подвески автомобиля и недостаточного клиренса. Тогда он решил изменить поведение машины, не подвергая тюнингу пружины с амортизаторами, а поработав с колесами. При подготовке к очередному летнему сезону он использовал кованые диски диаметром 14 дюймов, полностью подходящие по установочным размерам.

Воздуха между диском и шиной стало заметно больше. Вырос и наружный диаметр колеса (на 9 мм). В результате, плавность хода стала фантастической. При преодолении неровностей дороги автомобиль, изначально не славящийся энергоемкой подвеской, стал напоминать сверхкомфортные на российских дорогах автомобили семейства логанообразных. Мягко, тихо, плавно. Все проблемы убитых российских дорог и жесткой корейской подвески растворились. Гонять он не планирует, потому возможное ухудшение курсовой устойчивости на очень больших скоростях его не волнует.

Однако уменьшение диаметра диска весьма редкое явление. Куда чаще бывает так, что владелец выбирает диски на один, а то и на два размера больше. И «заворачивает» их в низкопрофильные шины. При этом общие габариты колеса почти не меняются или растут в допустимых пределах.

Смотрится эффектно, но страдает в первую очередь плавность хода. Да и повредить колесо на плохой дороге шансов куда больше, ведь чем меньше высота профиля шины, тем меньше способность такой шины противостоять ударным нагрузкам. Во всем нужно знать меру. Возвращаясь к нашему примеру, автомобили Рио и Солярис в дорогих комплектациях щеголяют 16-дюймовыми дисками с шинами размерностью 195/55 R16. В данном случае можно немного «поиграть» размерами. Например, шина 195/60 R16 без проблем разместится в нише колеса, поскольку ее внешний диаметр увеличится всего на 19 мм. Просвет подрастет на приличные 9,5 мм, но про мягкость хода, которую обеспечивают 15-дюймовые диски базовой модификации, можно забыть.

4. Увеличиваем ширину диска и меняем вылет

Отдельная история, когда владелец автомобиля решается на установку более широких дисков. Кому-то нравится, когда колесо немного выступает за пределы арки. Обратите внимание, что изменение размеров диска и шины могут существенно увеличить массу колеса в сборе. Такое утяжеление негативно скажется на ресурсе элементов подвески и даже кузова, так как бОльшие неподрессоренные массы могут вызывать резонансные колебания, на которые подвеска конструктивно не рассчитана. А еще важно помнить о таком параметре, как вылет колеса.

Любители менять вылет колесных дисков, как правило, стремятся расставить колеса пошире. Эстетическая составляющая таких изменений спорная, а вот ресурс элементов подвески уменьшится наверняка.

Последствия увеличения габаритных размеров колеса:

Плюсы

Минусы

Увеличение клиренса . На наших дорогах каждый миллиметр дорожного просвета на счету. Если днище автомобиля будет дальше от колдобин на 5–10 мм, то и меньше шансов повредить его на плохой дороге.

Колесо может задевать за элементы кузова. Если ширина и диаметр колеса вырастут не более, чем на 24 мм от максимального размера колеса из числа рекомендованных производителем, то это проблема вам не страшна. Только цепи после этого уже не поставишь.

Улучшение экономичности. Экономичность немного улучшается на загородных дорогах, особенно на автомобилях с коробками передач, имеющими мало ступеней (4 или 5).

Увеличение валкости автомобиля. Да, валкость чуть возрастет, за счет того, что центр масс теперь расположен чуть выше. На практике это означает чуть меньшую предельную скорость переставки.

Изменение показаний спидометра и одометра. Штатные приборы всегда завышают показания. Можете проверить по GPS. А с новыми, чуть большими колесами, показания придут в соответствие с реальностью. Плюс это или минус решать вам. Все-таки подобное расхождение сделано в первую очередь из соображений безопасности. Мы же за точные показания приборов.

Снижение динамических характеристик. Новые колеса чуть труднее крутить двигателю, да и сами они немного тяжелее.

Уменьшение вылета дисков (когда колеса сильнее выступают за пределы колесных арок) обеспечивает более широкую колею, что повышает поперечную устойчивость машины .

Широкий диск легко повреждается при касании бордюрного камня. К тому же если ширина диска значительно больше штатной, каркас шины работает неправильно. Это приводит к повышенному износу шины .

В большинстве случаев внешний вид становится более эстетичным и броским.

Сильно выступающие из арок колеса перегружают ступичные подшипники и затрудняют управление автомобилем . Стоит попасть передним колесом на неровность дороги, как руль буквально вырывает из рук.

Для расчетов удобно использовать шинный калькулятор.

Юридический аспект

По закону нештатные колеса запрещены. Поэтому любые эксперименты с размерностью шин или дисков незаконны. Исключение, если новая размерность допускается к установке самим производителем. Однако на деле не все так страшно: если колесные диски на малолитражке у вас не разварены до ширины 12 дюймов, если диаметр не 19 и более дюймов, то интерес сотрудников ГАИ такие колеса не вызовут. А вот с получением диагностической карты уже возникнут проблемы.

А что, если поставить колеса побольше? - экспертиза ЗР

У автомобилистов часто возникает ситуация, когда понравившийся им диск, отвечая всем пожеланиям (диаметр, отверстие для центровки, ширина, расстояния между болтами), не обладает необходимой величиной вылета. Чтобы уменьшить этот показатель, необходимы проставки. Такой способ пользования корректен при условии, что изделие снизит показатель строго до величины, которая предусмотрена фирмой-производителем. Хотя некоторые владельцы автомобилей полагают, будто металлические блины между диском и ступицей используются как элемент улучшения внешнего вида, они ошибаются. Владельцы авто не всегда знают, как вылет повлияет на степень безопасности автомобиля, водителя и характеристики подвески.

Бестселлеры

Основные функции проставок таковы:

  • увеличение колеи авто (выноса диска)
  • возможность установления нештатных дисков, если они вам полностью подходят;
  • увеличение устойчивости авто в поворотах
  • тюнинг внешнего вида (автомобиль примет более презентабельный и спортивный экстерьер).

Проставки для изменения вылета колёсных дисков

Разновидности проставок для устранения увеличения вылета:

  1. Если сквозные отверстия для ступичных креплений засверлены, то скорей всего вам потребуется замена штатных болтов на более длинные (чтобы длина увеличилась точно на величину, равную ширине комплектующей). Толщина таких моделей — не более 10 миллиметров.
  2. Если отверстия просверлены и предназначены для болтов, имеются отдельные дырки под резьбу для крепежа, вы сможете прикрепить комплектующую к ступице, прикрутив колесный диск. Так вы уменьшите показатель и смените количества болтов, а следовательно, и расстояние между ними. Такие изделия обычно снабжены выпуклостью, центрующей колесо.

Проставки колесных дисков со сквозными отверстиями для ступичных креплений

Изделия бывают такой толщины:

  • до 10 миллиметров. Колесные диски с такой незначительной толщиной используются в случае необходимости установки диска с неподходящими для автомобиля характеристиками с целью предотвращения его касания с суппортом машины. Больше всего подходят для шин спортивных автомобилей;
  • 12—25 миллиметров. Имеют ступицу, заметно увеличивающую базу колес, поэтому часто используются, как элемент декора авто. К тому же такие элементы противодействуют утоплению колес, часто наблюдающимся при установке арочных расширителей или обвесов;
  • 25—50 миллиметров. Часто снабжены шпильками или болтами, которые соединяют конструкцию со ступицей. Шпильки больше подойдут джипам и машинам, имеющим гаечное крепление колес (в этом случае отпадает потребность покупки дополнительных длинных шпилек).

В зависимости от предназначения, комплектующие для колес делятся на типы:

  1. Корректирующие вылет. К негативным последствиям их установки относится несущественное увеличение дисбаланса колес.
  2. Корректирующие диаметр отверстия в центре колеса. Используются, если диаметр отверстия диска выше, чем штатный показатель.
  3. Смешанные модели изготовляются редко и сочетают в себе обе функции.

Как следует выбирать и устанавливать

Каждый механик знает, что проставками для колес разумно пользоваться, если имеет место увеличение вылета (когда фактический показатель выше штатного). Следует учесть, что качество комплектующей - основной показатель. Если размеры и расположения отверстий не соответствуют, или в связи с неоднородностью материала изделие бьёт по подвеске авто, это способно спровоцировать ее быстрое изнашивание и повлечь деформацию ходовой прямо во время вождения. Из-за этой причины решительно запрещается пользоваться проставками, которые изготовлены собственноручно или же неизвестными фирмами. Советы новичкам, выбирающим этот компонент для базы колес:

  • не гонитесь за толстыми изделиями — увеличение границ вылета способно привести к риску для жизни владельца автомобиля;
  • выбирайте модели с различной толщиной и длиной на передних и задних осях;
  • обязательно обращайте внимание на материал: его однородность, шлифовку и проч.

На колеса любой машины не устанавливается более одного изделия, поскольку это вызывает повышение давления на ступицу и подшипник выйдет из строя в течение нескольких месяцев. Таким же образом нагружаются тяги, рычаги и подвесочные узлы.

Для установки проставок, сначала необходимо наживить расположенные друг напротив друга болты, закрутив их до упора, а затем крест-накрест затянуть при помощи динамометрического ключа. Автомобилисты уточняют силу затягивания болтов в автомобильном паспорте. После установки крепежные элементы рекомендуется затягивать повторно, через каждые 100 километров пробега.

Мифы о проставках

Прежде чем выбрать изделие, каждый автовладелец должен избавиться от нескольких мифов:

  1. Российские дисковые проставки являются дешевыми и качественными. Прежде всего, вы должны знать: единственный производитель этих комплектующих в РФ - компания «ПРОМА», которая производит еще и тормозные комплексы. Продукция этой компании недорогая, но и выбор невелик. Вы не найдёте в каталоге моделей, которые имеют резьбовые втулки или шпильки. Все остальные компании (чья продукция имеется на российском рынке), реализуют комплектующие, производимые в КНР.
  2. Проставки и переходники из КНР не отличаются качеством от европейских аналогов, но зато их цена более низкая. Это не так, поскольку низкие китайские цены достигаются не столько благодаря низкооплачиваемой рабочей силе, сколько за счёт экономии на материалах. Вот почему запрессованные в готовой продукции шпильки проворачиваются и ломаются, а футурки выдавливаются. Еще одной проблемой является неточность оборудования, из-за которой на изделиях часто образуются большие зазоры. Экономия китайских производителей на анодировании изделий оказывает влияние на их устойчивость к разрушению.
  3. Все аксессуары мировых брендов производятся в Китае. Это не соответствует действительности: изучив сертификаты известных компаний у официальных дилеров, увидите настоящую страну происхождения продукции.

Как правильно измерять вылет диска

Прежде чем подбирать проставки, после уточнения ВД (вылета диска) убедитесь в том, что они вам действительно нужны.

Вам потребуются:

  • домкрат для демонтирования колеса;
  • рейка с размером, соответствующим дисковому радиусу;
  • измерительный инструмент - например, рулетка или линейка;
  • подкаты;
  • ключ для отвинчивания секретных болтов.

Вылет колесного диска

Сначала измерьте тыловой отступ - обозначим его буквой А. Сняв колесо, положите его вниз лицевой частью. На внутренней стороне разместите рейку таким образом, чтобы ее концы соприкасались не с резиной, а с ободом диска. После этого измеряем величину от привалочной дисковой плоскости до нижнего края. Полученные результаты необходимо записывать в миллиметрах.

Затем измеряем фронтальный отступ Б, перевернув колесо так, чтобы края рейки соприкасались с ободом (но не с другими комплектующими). Измерьте расстояние от нижнего края до привалочной дисковой плоскости.

Произведите расчет по формуле: ВД = (A+Б)/2-Б, например: ВД = (143+43)/2 — 43 = 50 миллиметров.

Следует помнить: производя монтаж колес на ступицу, следует контролировать число гаечных оборотов при полном затягивании.

Проставки на ступицу представлены блинами из металла, которые монтируются между диском колеса и ступицей.

Нередко автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда понравившийся диск отвечает всем требованиям (диаметр, отверстие для центровки, ширина, расстояния между болтами), но при этом не имеет необходимой величины вылета. Именно в таком случае нужны проставки, уменьшающие этот показатель. Этот способ использования оправдан при том условии, что изделие уменьшит показатель строго до предусмотренной фирмой-производителем величины. Несмотря на то, что некоторые водители думают, что металлические блины между диском и ступицей могут использоваться в качестве элемента улучшения внешнего вида, это не так. Они не знают, как влияет вылет на степень безопасности машины и водителя, а также на характеристики подвески.


Проставки колесных дисков для автомобиля

Главные функции проставок таковы:

  • расширение колеи авто;
  • увеличение размера колесной базы, повышение динамики езды;
  • возможность установки нештатных дисков, если те подходят вам по всем параметрам;
  • повышение устойчивости авто;
  • тюнинг экстерьера (авто примет более надежный и спортивный вид).

Проставки для изменения вылета (ЕТ) колёсных дисков

Разновидности

Проставки для предотвращения увеличения вылета могут быть:

  • С засверленными сквозными отверстиями для ступичных креплений. В таком случае вам, возможно, потребуется замена штатных болтов более длинными (чтобы длина возросла точно на ширину комплектующей). Толщина таких моделей - не больше 10 мм.
  • С просверленными отверстиями, предназначенными для болтов, и отдельными дырками под резьбу для крепежа. Это позволяет прикрепить комплектующую автономно к ступице, прикрутив к ней колесный диск. Это позволяет не только уменьшить показатель, но и сменить количества болтов и, соответственно, расстояние между ними. Изделия этого типа обычно снабжены выпуклостью, которая центрует колесо.

Проставки колесных дисков с засверленными сквозными отверстиями для ступичных креплений

Изделия могут быть такой толщины:

  • до 10 мм. За счет малой толщины они используются, если есть необходимость установить диск с неподходящими для авто характеристиками, предотвратив его соприкасание с суппортом автомобиля. Рекомендуются для шин спорткаров;
  • 12-25 мм. Снабжены ступицей, которая заметно увеличивает базу колес, поэтому часто являются элементом декора авто. Кроме того, такие элементы предотвращают утопление колес, которое можно часто наблюдать при установке арочных расширителей или обвесов;
  • 25-50 мм. Могут быть снабжены болтами, соединяющими конструкцию со ступицей, или шпильками. Второй тип подходит для машин, имеющих гаечное крепление колес (не понадобится покупать дополнительные длинные шпильки), а также джипов.

Дюралюминиевая проставка колесного диска со сверловкой 4х98 толщиной 30 мм

Комплектующие для колес по предназначению делятся на такие типы:

  • Корректирующие вылет. Из негативных последствий их установки стоит заметить незначительное увеличение дисбаланса колес.
  • Корректирующие диаметр отверстия в центре колес. Применяются, если диаметр отверстия диска превышает штатный показатель.
  • Смешанные. Такие модели встречаются редко и сочетают в себе две функции.

Проставки для увеличения дорожной колеи

Правила выбора и установки

Любой механик скажет, что целесообразно будет использовать проставки для колес только в случае, когда наблюдается увеличение вылета (фактический показатель превышает штатный). Нужно знать, что главное - качество комплектующей. В случае несоответствия размеров и расположения отверстий или просто неоднородности материала изделие будет бить по подвеске авто, что станет причиной ее быстрого изнашивания. Это, в свою очередь, может повлечь за собой деформацию ходовой прямо во время езды. По этой причине категорически запрещено использовать проставки, изготовленные своими руками в кустарных условиях или неизвестными вам фирмами. Для новичков, выбирающих этот элемент для базы колес, есть еще ряд советов:

  • не нужно гнаться за толстыми изделиями - расширение границ вылета приводит к риску для жизни водителя;
  • выбирать нужно те модели, где толщина и длина на передних и задних осях будет разной;
  • следует обязательно обращать внимание на материал: однороден ли он, как ровно отшлифован и т. д.

На колеса любого авто нельзя устанавливать больше одного изделия - это вызовет повышение давления на ступицу. Её подшипник вследствие этого выйдет из строя за несколько месяцев. Также будут нагружаться тяги, рычаги и подвесочные узлы.

Чтобы установить проставки, нужно для начала наживить находящиеся напротив друг друга болты, закрутить их до упора, а уже потом крест-накрест затянуть динамометрическим ключом. Силу затягивания болтов автомобилисту нужно будет уточнить в паспорте авто. После установки желательно затягивать крепежные элементы повторно, спустя каждые 100 км пробега.

Мифы о проставках

Перед выбором этого изделия каждый владелец авто должен развенчать для себя несколько мифов:

  • Российские дисковые проставки - качественные и дешевые. Для начала нужно знать, что единственным производителем этих комплектующих в России является компания «ПРОМА», производящая еще и тормозные комплексы. Ее продукция действительно недорогая, однако ассортимент не очень широк. Например, в каталоге не найти моделей, имеющих резьбовые втулки или шпильки. Любые другие компании, продукция которых названа на русском, делаются в Китае.
  • Проставки и переходники из Китая по качеству не уступают европейским, но при этом они дешевле. Как известно, скупой платит дважды. Дешевизна продукции из Китая достигается часто не только низкооплачиваемой рабочей силой, но и экономией на материалах. Как следствие - запрессованные в готовой продукции шпильки проворачиваются и ломаются, а футурки выдавливаются. Еще одна проблема - неточность оборудования, вследствие чего на изделиях часто есть большие зазоры. Экономия китайских фирм на анодировании изделий сказывается на их устойчивости к коррозии.
  • Все изделия мировых брендов все равно делаются в Китае. Это не так: прочитав сертификаты известных компаний у официальных дилеров, можно увидеть настоящую страну происхождения продукции.

Проставки колесные 5х112 20 мм — для Mercedes

Правила измерения вылета диска

Перед подбором проставок нужно убедиться в том, что этот элемент вам действительно нужен. Сделать это можно, узнав

Автовладельцы, которые собираются установить литые колесные диски, сталкиваются с одной проблемой - в продаже, как правило, предлагаются детали с иными геометрическими характеристиками. Можно ли их устанавливать, и чем это чревато?

У дисков из легких сплавов есть и плюсы, и минусы. Их дизайн намного разнообразнее, с ними внешность автомобиля приобретает индивидуальность и смотрится машина богаче и «спортивнее». Более легкие диски уменьшают вес неподрессоренных элементов ходовой, поэтому подвеска вместе с колесами более точно «отслеживает» дорожные неровности, соответственно, лучше сохраняется контакт колеса с дорогой. Но если диски подобраны неправильно, поведение автомобиля на дороге может ухудшиться. Критерий для выбора - геометрические характеристики диска, зашифрованные в маркировке.

На что влияет геометрия

Ширина и посадочный диаметр диска (7,5 и 16) определяют, шину какого размера можно использовать. Производители покрышек допускают отклонения по ширине диска в пределах ±0,5 дюйма (очень редко - до 1 дюйма).

Установка на автомобиль диска большего диаметра часто возможна только в сочетании с установкой более низкопрофильной резины (например, вместо 175/70 R13 - 175/65 R14), чтобы получить минимальное увеличение наружного диаметра колеса (в названном случае - +8 мм), иначе колесо может задевать за колесную арку. Кроме того, спидометр и одометр откалиброваны на определенный диаметр колес.

Допустимое отличие диаметра окружности, на которой расположены отверстия под болты, - не более десятых долей миллиметра. Если оно больше, правильно закрепить диск будет сложно, так как понадобится его центровка попеременной затяжкой болтов (гаек). При несоответствии диаметра центрального отверстия диск не надевается на ступицу. Если отверстие немного меньше, его можно расточить, только доверить эту процедуру нужно квалифицированным специалистам (требуется высокая точность). Для дисков с большим центральным отверстием продаются переходные центровочные кольца (часто предлагаются в комплекте с дисками).

Вылет всему голова

Термин «вылет» настраивает на то, что колесо «вылетает», т. е. выступает наружу. В действительности при увеличении вылета колесо сдвигается к середине автомобиля (больше прячется внутрь колесной ниши), а при уменьшении - выдвигается наружу. Этот показатель вместе с шириной диска влияет не только на возможность «поместить» колесо в штатную колесную нишу, но и изменяет некоторые характеристики подвески: ход, радиус поворота колеса, плечо обкатки (ПО), и влияет на управляемость автомобиля.

Главная проблема при установке колесных дисков с отличными от «родных» вылетом - иное поведение рулевого, подвески и автомобиля в целом из-за изменения плеча обкатки, т. е. расстояния от линии пересечения центральной плоскости вращения колеса с дорогой до точки пересечения с ней оси поворота колеса (см. рис.). Если точка пересечения оси поворота колеса с дорогой находится с внутренней стороны от плоскости вращения колеса, то говорят, что плечо обкатки положительное, если с наружной - отрицательное. Величина и знак плеча обкатки влияют на усилие на рулевом колесе и способность машины «держать курс», т. е. устойчиво двигаться по прямой. Поэтому вылет не должен отличаться более чем на 5 мм от «родного».

Другие плюсы и минусы

При использовании дисков с уменьшенным вылетом увеличивается колея, машина увереннее стоит на дороге, лучше проходит повороты. Так как общий ход колеса при равных размерах рычагов и пружин подвески немного увеличивается, несколько повышается комфортность. Меньший вес колеса дает возможность немного улучшить динамику и сократить расход топлива в переменных режимах.

Но чрезмерно выступающие из колесных арок покрышки будут забрасывать боковину кузова и боковые стекла грязью. Могут уменьшиться углы поворота управляемых колес, так как шины будут задевать за колесные арки. Несколько увеличится нагрузка на подшипники ступиц и детали подвески, что сокращает срок их службы.

Увеличение вылета приводит к смещению колеса внутрь арки. В результате диск может упереться в тормозной суппорт или детали подвески, и колесо просто не встанет на место. Если же оно все-таки установится, уменьшится колея, а значит, снизится устойчивость и, опять же, при предельных углах поворота колесо может задевать детали подвески или подкрылки.

Как быть?

Чтобы автомобиль был не только красивым, но и безопасным, лучше не злоупотреблять шириной диска и уменьшенным вылетом. В любом случае, соблюдая меры предосторожности, нужно провести основательный «тест-драйв» новых дисков, чтобы почувствовать, как изменилось поведение машины.

Расшифровка маркировки

Диск 7,5Jх16Н2 5/112 ЕТ 35 d 66,6

7,5 - ширина диска между закраинами обода в дюймах (1 дюйм = 2,54 см), (В );

J - служебный символ, обозначающий конструктивные особенности бортовых закраин обода;

х - знак между обозначениями ширины и диаметра показывает, что диск неразъемный (т. е. неразборный);

16 - посадочный диаметр шины в дюймах (D );

2 Н - наличие и количество кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска в случае прокола и снижения давления воздуха (сокр. от англ. Hump - округлая выпуклость на поверхности, горб), цифра 2 после буквы говорит о наличии двух хампов;

5/112 - эти цифры показывают количество отверстий под болты (шпильки) крепления и диаметр окружности (в мм), на которой они расположены (показатель PCD (Pitch Center Diameter, диаметр делительной окружности центральных точек, центров, иногда расшифровывается как Pitch Circle Diameter - диаметр начальной окружности).

ЕТ 35 - «вылет» колеса, мм. Может маркироваться также E, OFFSET (смещенный) или DEPORT (выступающий);

d 66,6 - диаметр центрального отверстия под ступицу (вместо d может быть HUB (англ. «ступица»), либо DIA - сокращение от diameter (в).

Достоинства и недостатки разнотипных дисков
+
Стальные штамповочные диски Низкая цена
Возможность восстановления после деформации
Большой вес
Однообразный дизайн
Литые диски из легких сплавов Разнообразный дизайн
Как правило, вес меньше, чем у стальных
Цена меньше, чем у кованых легкосплавных
Недостаточная ударопрочность
Требуют применения удлиненных болтов или установки специальных шпилек
Дороже стальных
Кованые диски из легких сплавов Самые легкие
Прочность на уровне стальных дисков
Меньший, чем у литых дисков, выбор дизайна
Высокая цена
Радиус 13 дюймов
Производитель/ модель ВАЗ/2103 ВАЗ/2108 K&K/ «Колибри» K&K/ «Ореол» «Скад»/ «Плутон»
Тип Штамп. Штамп. Литой Литой Литой
Вес, кг 6,0 6,0 5,6 5,7 6,5
Цена, грн. 97,8 93,3 262 298 329
Радиус 14 дюймов
Производитель/ модель EuroDisk K&K/ «Полярис» K&K/ «Канкан» K&K/ «Пума» АВТ «Скад»/ «Селена» Rondell ВСМ НПО «Скад»/ «Орион»
Тип Штамп. Литой Литой Литой Литой Литой Литой Кованый Литой
Вес, кг 7,7 7,3 7,0 7,0 6,7 6,7 6,3 5,0 7,2
Цена, грн. 225 298 348 339 338 349 580 610 349

Александр Ландарь
Фото Андрея Яцуляка